Анатомия – наше все.

Если рассматривать человеческое тело на микроскопическом уровне, то клетка является наименьшей функциональной единицей жизни. Тело среднего взрослого человека состоит примерно из 30-40 триллионов клеток, и, по оценкам, каждый день производится 242 миллиарда новых клеток. Когда группа клеток со схожими функциями объединяется, она образует ткань.

  • Ткани формируют органы, системы органов и, в конечном итоге, тело человека.
  • Клетки → Ткани → Органы → Система органов → Организм
  • Давайте познакомится с анатомией человеческого тела более подробно.

Скелет

Анатомия – наше все.Схема строения скелета человека / Wikimedia Commons

Человеческое тело способно осуществлять множество движений от ходьбы, сгибания и ползания до бега, прыжков и лазания. Скелет – это каркас, который позволяет нам выполнять все эти действия. У человека при рождении насчитывается до 300 костей. Однако с возрастом кости начинают срастаться. В зрелом возрасте общее количество костей сокращается до 206.

Скелет также защищает некоторые жизненно важные органы, такие как сердце, легкие и печень. Кости прикреплены к друг к другу с помощью плотной соединительной ткани, называемой связками.

Соединение костей – это место, где встречаются две кости. Они обеспечивают широкий диапазон движений, таких как вращение, отведение, приведение, вытягивание, втягивание и т.п. Основываясь на гибкости и подвижности, соединения костей подразделяют на подвижные (суставы), малоподвижные и неподвижные.

Мышцы

Анатомия – наше все.Иллюстрация мышц человека

Мышцы – это специализированные ткани, которые помогают костям в передвижении. Они прикреплены к скелету с помощью сухожилий. Движение конечностей происходит за счет сокращения и расслабления соответствующих мышц, присутствующих в этой области. Суставы способствуют гибкости костей, но кость нельзя согнуть или растянуть, пока не будет задействована мышца. Другими словами, мышцы, прикрепленные к кости, тянут ее в направлении движения.

В большинстве движений задействованы мышцы, работающие в паре. Например, когда мы сгибаем руку, мышцы в этой области сокращаются, становятся короче и жестче и тянут кости в направлении движения. Для расслабления (растяжки) мышцы в противоположном направлении должны подтягивать кости к себе.

Основные части тела человека

  • К основным частям тела человека относятся голова, шея и четыре конечности (две руки и две ноги), соединенных с туловищем.
  • Форму и структуру телу придает скелет, который состоит из костей и хрящей.
  • Внутренние части человеческого организма, такие как легкие, сердце и мозг, заключены в скелетной системе и находятся в различных внутренних полостях тела.
  • Спинной мозг соединяет головной мозг с остальным телом.

Структура человеческого тела

В человеческом теле есть полости, в которых находятся различные системы органов.

  • Черепная коробка – это пространство внутри черепа, которое защищает мозг и другие части центральной нервной системы.
  • Легкие защищены в плевральной полости.
  • В брюшной полости находятся кишечник, печень и селезенка.

Люди эволюционировали отдельно от других животных, но поскольку у нас есть общий далекий предок, строение нашего тела схоже с другими организмами, только с мышцами и костями в разных пропорциях.

Например, мы могли бы предположить, что жирафы имеют больше позвонков на шее, чем люди. Нет, несмотря на то, что жирафы невероятно высоки, у них также семь шейных позвонков.

Одной из наиболее заметных особенностей человека является способность использовать руки, особенно для выполнения задач, требующих ловкости, таких как письмо, открытие бутылки с водой, управление автомобилем и т. д. Это результат того, что у людей были предки, которые начали ходить на задних конечностях, а не на всех четырех.

Большая часть наших анатомических знаний была получена путем вскрытия умерших людей, и долгое время это был единственный способ получить информацию о строении тела человека. В наши дни технологические инновации позволяют исследовать анатомию человека на микроскопическом уровне.

Даже по сей день ученые вновь открывают новые органы, которые ранее были упущены из виду или были ошибочно идентифицированы как другие ткани. В 2018 году ученые обнаружили новый орган по всему телу, названый интерстицием, который находится прямо под кожей.

Органы человека и их функции

Анатомия – наше все.Иллюстрация органов и систем органов человека. Изображение: https://www.yaklass.ru

Список органов в человеческом теле варьируется, поскольку стандартное определение термина “орган” все еще остается предметом дискуссий. Однако на сегодняшний день, по оценкам, идентифицировано 79 органов. Мы также имеем органы, которые “утратили” свои функцию на протяжении всей нашей эволюции. Такие органы называются рудиментарными.

Некоторые органы работают сообща и формируют системы органов, которые специализируются на выполнении определенной функции или комплекса функций.

Из 79 органов 5 имеют решающее значение для выживания, и любой ущерб этим органам может привести к летальному исходу. К ним относятся мозг, сердце, печень, легкие и почки.

Сердечно-сосудистая система

Анатомия – наше все.Схема кровообращения человека / Wikimedia Commons

Сердечно-сосудистая система включает сердце и все кровеносные сосуды: артерии, капилляры и вены. Существу два типа циркуляции крови, а именно:

  • Систематическая циркуляция
  • Легочная циркуляция

Кроме этих двух, есть третий тип кровообращения, называемый коронарным (циркуляция крови по кровеносным сосудам миокарда). Поскольку кровь является соединительной тканью организма, она помогает транспортировать необходимые питательные вещества, кислород, гормоны и минералы к клеткам и выводить из них побочные продукты метаболизма.

Анатомически человеческое сердце похоже на сердца других позвоночных животных и, следовательно, является гомологичным органом.

Пищеварительная система

Анатомия – наше все.Схема желудочно-кишечного тракта человека / Wikimedia Commons

Пищеварительная система расщепляет пищу и усваивает питательные вещества, которые организм затем использует для роста и восстановления клеток.

Основные компоненты пищеварительной системы включают:

  • Рот
  • Зубы
  • Язык
  • Пищевод
  • Желудок
  • Печень
  • Поджелудочная железа
  • Желудочно-кишечный тракт
  • Тонкий и толстый кишечник
  • Прямая кишка

Процесс пищеварения начинается с жевания (пережевывания пищи). Затем слюна смешивается с едой и образует болюс, небольшую округлую массу, которую можно легко проглотить. После проглатывания еда проходит по пищеводу и попадает в желудок. Желудок выделяет кислоты и мощные ферменты, которые расщепляют пищу и придают ей пастообразную консистенцию.

Затем она перемещается в тонкий кишечник, где с помощью желчи, выделяемой печенью, и мощных пищеварительных ферментов поджелудочной железы расщепляется еще больше. Это та стадия пищеварения, на которой усваиваются питательные вещества из пищи.

Оставшиеся вещества затем перемещаются в толстую кишку, где они по мере удаления воды преобразуются из жидкого состояния в твердое. В конечном итоге отходы попадают в прямую кишку для выведения из организма.

Репродуктивная система

Анатомия – наше все.

Схема женской репродуктивной системы / Wikimedia Commons1 — фаллопиева труба; 2 — фимбрии фаллопиевой трубы; 3 — мочевой пузырь; 4 — лобковая кость; 5 — G-точка и U-точка; 6 — уретра; 7 — клитор; 8 — луковица преддверия влагалища; 9 — малые половые губы; 10 — большие половые губы; 11 — яичник; 12 — сигмовидная кишка; 13 — матка; 14 — задний свод влагалища; 15 — шейка матки; 16 — прямая кишка; 17 — влагалище; 18 — задний проход; 19 — бартолиновы железы

Анатомия – наше все.

Схема мужской репродуктивной системы / Wikimedia Commons1 — мочевой пузырь; 2 — лобковая кость; 3 — половой член; 4 — пещеристое тело; 5 — головка полового члена; 6 — крайняя плоть; 7 — наружное отверстие уретры; 8 — ободочная кишка; 9 — прямая кишка; 10 — семенной пузырёк; 11 — семявыбрасывающий проток; 12 — предстательная железа; 13 — бульбоуретральные железы; 14 — задний проход; 15 — семявыносящий проток; 16 — придаток яичка; 17 — яичко; 18 — мошонка

Репродуктивная система человека также известна как половая система содержит внутренние и внешние органы, которые способствуют процессу размножения. Гормоны, жидкости и феромоны – все это соединительные компоненты, необходимые для функционирования репродуктивных органов.

Репродуктивная система человека состоит из мужских и женских репродуктивных органов и структур. Рост и активность этих органов регулируется гормонами. Половая система тесно связана с другими системами органов, особенно с эндокринной и мочевыделительной системами.

Половые органы считаются либо первичными, либо вторичными. Основными репродуктивными органами являются гонады (яички и яичники), которые отвечают за выработку половых клеток (сперма и яйцеклетки) и гормональную продукцию. Другие репродуктивные органы относятся к вторичным репродуктивным структурам. Вторичные органы помогают в росте и созревании гамет, а также развитии потомства.

Дыхательная система

Анатомия – наше все.Схема строения дыхательной системы человека. Изображение: Wikimedia Commons

Читайте также:  Адасель - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (уколы в ампулах для внутримышечных прививок в суспензии 0,5 мл 1 доза) вакцины для профилактики дифтерии, коклюша и столбняка у взрослых, детей и при беременности

Дыхательный процесс включает в себя потребление кислорода и вывод углекислого газа из организма. Люди, как и другие позвоночные имеют легкие. Процесс дыхания начинается с цикла вдоха и выдоха. Вдох приводит к поступлению кислорода в организм, а выдох – к выведению из него углекислого газа. Анатомически дыхательная система состоит из следующих органов:

  • Трахея
  • Бронхи
  • Бронхиолы
  • Легкие
  • Диафрагма

При диффузии молекулы углекислого газа и кислорода пассивно обмениваются между клетками крови и внешней средой. Этот обмен осуществляется через альвеолы (микроскопические воздушные мешочки) в легких.

Нервная Система

Анатомия – наше все.Схема нервной системы человека. Изображение: The Emirr / Wikimedia Commons

Произвольные и непроизвольные действия поддерживаются и контролируются нервной системой человека. Она помогает направлять сигналы в разные части нашего тела. Нервная система подразделяется на две основные части:

  • Центральная нервная система (ЦНС)
  • Периферическая нервная система (ПНС)

Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, в то время как периферическая нервная система состоит из нервов, присутствующих вне головного и спинного мозга. Через нервы соединяются все части тела человека.

Подведение итогов

Каждый человек, его ткани, части тела и системы органов состоят из клеток – фундаментальная единица жизни. Анатомия – это наука, изучающая строение и основные части тела живых организмов. Физиология, с другой стороны, изучает внутренние механизмы и процессы, которые необходимы для поддержания жизни.

Строение человека можно описать как двуногое, с волосами, покрывающими тело, наличием молочных желез и набором чрезвычайно хорошо развитых органов чувств. Что касается анатомии человеческого тела, то у нас есть специализированная система кровообращения, которая обеспечивает эффективный транспорт кислорода и питательных веществ в организме.

Наличие хорошо развитой пищеварительной системы помогает извлекать необходимые организму питательные вещества. Хорошо развитая дыхательная система поддерживает эффективный газообмен, а нервная система служит для координации и взаимодействия внутри организма, а также с внешней средой, обеспечивая тем самым выживание.

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Похожие статьи

Вот так книга!

Как устроен человек: 7 познавательных книг по анатомии для детей

21 марта 2018 34 344 просмотра

Олеся Ахмеджанова

Однажды это происходит: ваш ребёнок задает вопрос про то, как устроено тело. Как мы дышим, перевариваем еду, почему так часто стучит сердце или отчего у мамы столько веснушек. Ответить на них помогут книги — те, что рассказывают про организм понятно, легко и увлекательно. Открывайте их вместе с малышами или дайте почитать своему подростку.

1. Почему?

«Почему?» — любимый вопрос всех малышей. Он помогает им узнавать столько всего, что и не перечислишь. В этой книге тоже много полезных фактов. И некоторые из них касаются нашего организма: почему мы зеваем или зачем нужен сон.

Анатомия – наше все.

В конце книги есть странички для ваших «почемучек»: там мамы и папы могут записывать «перлы» и вопросы своих малышей.

Для кого: для детей от 3 лет

2. Кости и скелеты

Книга-конструктор для любознательных мальчишек и девчонок. На её страницах — все 206 костей человека, которые затем собираются в целый скелет (чудеса!). А ещё много-много интересных фактов: о бедренной кости и Эйфелевой башне, единорогах и китах, самых больших и маленьких костях человека.

Анатомия – наше все.
Автор фото: Катя Иванова. Источник: @katusha_kolobusha

Дети смогут не только читать, но и сравнивать размеры костей и частей тела. А ещё рассматривать потрясающие иллюстрации Стива Дженкинса: он работает в технике коллажа и собирает картинки из бумаги. Книга о скелетах с лёгкостью сможет стать любимым чтением ребёнка.

Для кого: для детей от 4 лет

3. Анатомия

Иллюстрированный атлас по анатомии, который доступно рассказывает о том, как устроен организм человека. Особенность книги — в её резных иллюстрациях. Открываем клапан и рассматриваем, из чего состоит пищеварительная система или глаз. Иллюстрации подробные, но не пугающие. А ещё анатомически точные, ведь книгу проверял физиолог и кандидат биологических наук Ольга Сергеева.

Анатомия – наше все.

У «Анатомии» большой формат и яркое оформление. Такую книжку интересно читать и приятно дарить: она точно понравится большим и маленьким читателям.

Для кого: для детей от 7 лет

4. Как устроен человек

Для всех поклонников Чевостика. В этой книге дядя Кузя рассказывает маленькому любопытному персонажу о строении организма и внутренних органах. Читатель узнает, зачем нам нужно сердце, как работают уши и глаза, почему кровь темнеет и откуда мы берём энергию.

  • Анатомия – наше все.
    Автор фото: Марина Сорокина. Источник: @_marina_sorokina
  • Все факты поданы увлекательно и доступно: книга понравится не только маленьким чевостикам, но и их родителям.
  • Для кого: для детей от 5 лет

5. Как работает тело

Настоящий антиучебник по анатомии и устройству нашего тела. Яркий, нескучный, с подробными схемами и рисунками. Такую книжку понравится листать, читать, рассматривать каждому ребёнку.

Анатомия – наше все.

Дети узнают об удивительных фактах, с которыми встречаются каждый день. Что подсказывает нам, что мы голодны? Отчего у нас сосет под ложечкой, когда мы сильно нервничаем? И у кого больше генов — у луковицы или человека? Интересно и познавательно.

Для кого: для школьников от 10 лет

6. Если хочешь быть здоров

Зачем и как делать зарядку? Что такое закаливание? Почему нужно мыть руки? Полезная книга для маленьких чевостиков, которая ответит на вопросы и подскажет, что делать, чтобы не болеть.

Анатомия – наше все.

В книге есть информация о том, как закаляться, делать зарядку и сидеть за компьютером. А художники Анастасия Балатёнышева и Анастасия Холодилова нарисовали милые иллюстрации и схему, которая поможет правильно чистить зубы.

Для кого: для детей от 3 лет

7. Моё тело: от макушки до пяток

Весёлая иллюстрированная книга, которая рассказывает о теле в игровой форме. Любознательную героиню интересует много вопросов: почему кровь красная? Зачем нам волосы и зубы? И как мы ходим, дышим и говорим?

Анатомия – наше все.
Автор фото: tochka_. Источник: @tochka_

Иллюстрации к книге создала британская дизайн-студия OKIDO, которая выпускает познавательные журналы. Помимо ярких картинок в издании есть конкурсы, задания, игры — они помогают понять, как устроен организм человека, и делают путешествие по фактам увлекательным.

Для кого: для детей от 3 лет

Книги о устройстве организма помогут родителям правильно и деликатно рассказать о человеческом теле. А ещё с пользой провести время, узнать удивительные факты и полюбить анатомию.

Как постигать медицину: анатомия

Анатомия – наше все.

Путь в тысячу миль начинается с одного маленького шага. В противовес этому афоризму хочется сказать, что путь к успеху в медицине начинается сразу с многокилометрового марафона. После поступления в медицинский университет мы видим, что на пороге оного нас встречает одна из самых необъятных дисциплин — анатомия. Приняв нас в свои хладные объятия, она окутывает до самого конца лечебной деятельности. Никто не сможет обойти эту науку: ни теоретик, ни практик, даже пациенту придется столкнуться с «делением на части» своего единого организма. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать о необходимости скрупулезного изучения этой парадоксально точной и индивидуальной дисциплины. В этом пособии мы попробуем разобрать основные правила и инструменты, которые помогут будущим и действующим докторам в изучении этого непростого предмета. С первого взгляда может показаться, что вещи, указанные в этой статье, вы уже многократно слышали, однако помните, что именно наиболее очевидными вещами пренебрегают, и из таких деталей и строится общая картина.

Чем по своей сути является анатомия?

Анатомия (от греч. ἀνα- «вновь; сверху» + τέμνω «режу, рублю, рассекаю») — фундаментальная наука, изучающая строение организма. Но, как говорил академик А.И. Струков: «Функция без структуры немыслима, структура без функции бессмысленна».

Именно поэтому в рамках анатомии нужно рассматривать функции тех или иных органов и систем (физиология), а также заглядывать в смежные предметы, изучающие строения на меньшем уровне (гистология).

По моему мнению, учить анатомию, не заглядывая в другие дисциплины, — сизифов труд.

Итак, мы можем вывести первое правило, которое является к тому же первым инструментом:

Изучение смежных дисциплин

Все мы были первокурсниками и понимаем, что программы в университете хватает с головой. Далеко не у всех есть свободное время, силы и возможности читать что-то помимо тех книг, что выдали в университетской библиотеке. Однако при обучении гораздо продуктивнее обращаться к так называемой клинической анатомии.

Читаете анатомию глаза — смотрите этот раздел в офтальмологических учебниках. Читаете анатомию сердца — смотрите кардиологию и какой-нибудь атлас по коронароангиографии. Читаете анатомию костей — смотрите атлас рентгеноанатомии. Учите синтопию — КТ/МРТ атласы (названия учебников и авторов приведены далее).

Хорошим примером является спланхнология (наука о внутренних органах); если понять принцип работы, к примеру, печени (белоксинтезирующая, дезинтоксикационная и т.д.), то можно с легкостью объяснить особенность ее анатомии — прохождение воротной вены сквозь оную.

Так же и наоборот: зная, что воротная вена собирает кровь от ЖКТ, несложно догадаться, что из нее нужно извлечь максимум питательных веществ. Какой орган способен на это? Конечно же печень. Для полного освоения нормальной физиологии настоятельно рекомендую учебник Гайтона А. К. и Холла Д. Э.

Читайте также:  Виды вакцин от бешенства. Эффективность вакцин от бешенства.

«Медицинская физиология», 2-е издание, 2018. Довольно доступный и полноценный учебник, считается отличным началом для освоения медицины в целом, ибо содержит в себе не только информацию по физиологии, но и по другим фундаментальным отраслям медицины. Также можете обратиться к следующей книге С.

Зильбернагль, А. Деспопулос «Наглядная физиология».

По гистологии рекомендую читать гистологический атлас Жункейра и Карнейро. Также неплох учебник Кузнецова и Мушкамбарова «Гистология, цитология и эмбриология», 2005. Читается взахлеб, как художественная литература, однако очень скуден по количеству фотографий микропрепаратов, поэтому приходится подсматривать в различные электронные:

или печатные атласы:

  • Жункейра Л. К., Карнейро Ж. «Гистология. Атлас», 2009. — очень подробный атлас, в котором изучение гистологии по микропрепаратам идет параллельно с заглядыванием в другие фундаментальные дисциплины, такие как микробиология, иммунология, физиология, биохимия и так далее;
  • Кузнецов С. Л., Мушкамбаров Н. Н., Горячкина В. Л. «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии», 2010 — можно использовать как дополнительную литературу к предыдущему атласу. Микропрепаратов никогда много не бывает;
  • Гарстукова Л. Г., Кузнецов С. Л., Деревянко В. Г. «Наглядная гистология (общая и частная)», 2008. — отличный схематичный атлас для повторения пройденного материала. Если хотите быстро освежить в памяти какую-либо информацию, то эта книга именно для вас.

Полный список хорошей литературы по вышеупомянутым дисциплинам вы можете найти в соответствующих гайдах.

Таким образом, зная только функцию органа, вы сможете описать примерное его строение. Зная только строение, можно предположить функцию, которую этот орган выполняет. Так что, изучая анатомию, не ленитесь заглядывать в книги других дисциплин.

Рисовать. Больше рисовать. Еще больше рисовать

Кажется, этот пункт настолько очевиден, что его можно было бы и не включать, однако в этом гайде мы рассмотрим и совсем примитивные вещи.

Логично, что выучить анатомию просто по тексту невозможно. Именно поэтому существует огромное количество всевозможных атласов, схем, рисунков.Все, что требуется для лучшего понимания и запоминания — перерисовка или создание схем.

Не важно, насколько хорошо вы рисуете, не стесняйтесь взять в руки карандаш или ручку. Делайте это для себя, чтобы вы сами могли ориентироваться в своих рисунках. После того, как нарисовали все, что можно, делайте схемы.

Не зря существует поговорка, что все гениальное — просто. Чем проще рисунок, тем проще его запомнить, и, соответственно, тем проще его воспроизвести в голове.

Нарисовав несколько десятков рисунков, вы, во-первых, будете идеально знать то, что учили (вам начнет это даже сниться), а, во-вторых, вы научитесь рисовать. Это может пригодиться вам в будущем.

Несмотря на то, что существует неисчислимое количество наглядных пособий и атласов, кое-что все-таки выделить можно:

  • Неттер Ф. «Атлас анатомии человека», 2007;
  • Сапин М. Р. «Атлас нормальной анатомии человека», 2007;
  • Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. «Атлас анатомии человека» (в 4 томах), 2012;
  • Gray's Anatomy «The Anatomical Basis of Clinical Practice», 41 ed.;
  • Меллер Т. Б., Райф Э. «Карманный атлас рентгенологической анатомии», том 1 и 2, 2006;
  • Harold Ellis «Human Sectional Anatomy Atlas of Body Sections, CT and MRI Images», 2007.

Первые 3 указанных атласа знает каждый человек, связанный с медициной, потому что это основа. К сожалению, пользоваться лишь одним атласом не получится, так как зачастую в каждом из них не хватает рисунков.

Используя более двух источников, вы увидите больше ракурсов, начнете лучше ориентироваться в пространстве, поэтому вы не просто заучите, но и поймете анатомию.

Вдобавок к классическим атласам я рекомендую книги, которые содержат в себе фотографии результатов лучевой диагностики, что пригодится вам как в изучении анатомии, так и в вашей дальнейшей врачебной практике. Тем более, по большей части, учебники учат нас «норме» — тому, что встречается чаще всего.

Однако анатомия парадоксально точна и индивидуальна одновременно. Существует множество различных аномалий развития, которые в атласах встречаются не так часто, но в жизни с ними приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно–еженедельно.

Не стоит забывать, что мы живем в 21 веке и анатомия сильно шагнула вперед благодаря высоким технологиям.

Одним из самых серьезных нововведений я считаю появление 3D атласов с множеством функций: выделение отдельных областей и органов, пироговские разрезы, удаление каких-либо структур и добавление оных, вплоть до визуализации патологические процессов.

Далее приведены основные источники, которые невероятным образом помогут вам в обучении и на которые стоит сделать основной упор при подготовке:

  • Essential Anatomy — лично я учился по этому и был очень счастлив. Из плюсов — все органы и системы (включая половую и лимфатическую), с их кратким описанием; возможность просмотра органа насквозь, удаление частей органов, выделение и работа с отдельной частью органа. Также к плюсам можно отнести отсутствие подписки, но разово заплатить вам придется. Из минусов — меньше функционала, нежели в следующем приложении.
  • 3D4Medical Complete Anatomy — великолепный софт, в наличии весь функционал Essential Anatomy и дополнительные функции, такие как разрезы, в том числе пироговские сечения, проецирование ультразвуковой картины на исследуемую область и тому подобное. Из минусов можно выделить разве что стоимость. Довольно дорогая подписка, однако если вы практикующий хирург, то это приложение станет вашим спутником до конца жизни.
  • ZygoteBody — довольно хороший сервис с наличием основных функций, представленных в предыдущих приложениях, которые являются бесплатными.

И в дополнение еще парочка неплохих сервисов с видеолекциями, 3D атласами и прочими приятными вещами:

  • Kenhub
  • BioDigital Human: Anatomy and Health Conditions in Interactive 3D

Конечно же, делая упор на рисунки, нельзя забывать про текст. На вашей кафедре нормальной анатомии вам скорее всего выдадут либо кафедральный учебник, либо учебник Сапина/Синельникова. В учебнике М. Р.

Сапина огромное количество текста и мало иллюстраций, соответственно, запомнить без другой литературы будет практически невозможно. В учебнике Р. Д. Синельникова количество иллюстраций больше, однако по личному опыту могу сказать, что их хватать все равно не будет.

Лично я учился по учебнику Сапина, использовал дополнительно 3 атласа и остался доволен.

Повторюсь, все мы прекрасно понимаем тот факт, что у первокурсников и так весь шкаф завален книгами и что времени на чтение другого совсем нет. Этот раздел был написан потому, что необходимость в этих источниках у вас обязательно появится. Это вопрос времени.

Все вышеуказанные атласы и ресурсы нельзя назвать необходимыми. Они представлены для облегчения запоминания скучной и сухой информации, написанной на выцветших страницах университетских учебников.

Используя эти ресурсы, вы скорее всего уменьшите время на изучение определенной темы, потому что будете не просто ее заучивать, но и отчасти понимать.

Наглядность

Какими красочными не были бы атласы и электронные аналоги оных, они никогда не сравнятся с реальностью. Поверьте, артерии не совсем красные, а вены не совсем синие. В живом организме очень сложно дифференцировать эти структуры лишь по цвету. Именно поэтому вам нужно посещать морг в университете или за его пределами.

Попробуйте найти патологоанатома, который сможет водить вас в морг и покажет анатомию, как она есть. С первого же вскрытия и препарирования вы увидите огромную пропасть между «бумагой» и «материей».

Предложите свою помощь в подготовке материалов для студентов, и вы сможете быть в непосредственной близости от наглядной анатомии.

Но тем не менее, далеко не у всех будет возможность найти контакты с врачами-патологоанатомами, особенно с теми, кто пустит с удовольствием в морг. Именно для этого в университетах на кафедре анатомии есть препараты и трупы. Не стесняйтесь подходить к ним с учебником/атласом/конспектом в руках.

Нужно использовать все виды запоминания (зрительную, слуховую, тактильную) для того, чтобы не потеряться в большом объеме информации. Обычно у таких препаратов собирается большое количество студентов, но вам это лишь на руку, потому что среди них скорее всего найдется отличник, который с радостью объяснит ту или иную структуру.

Читайте также:  Моносахариды. Альдозы. Кетозы. Открытая цепь и циклические формы углеводов.

Кроме того, вы можете напроситься на кафедре нормальной анатомии на самостоятельное препарирование анатомических препаратов. Вы будете изготавливать готовые препараты по отдельным темам (сосудисто-нервный, мышечный, костный препараты), а следовательно, будете изучать полное топографическое строение той или иной области.

Смотрите, трогайте, спрашивайте, формируйте пространственное мышление, и вы добьетесь результатов.

Учите сразу на латыни

Во-первых, изучая латынь, вы сильно облегчите себе медицинскую жизнь в дальнейшем — многие заболевания, синдромы, симптомы, препараты несут в своем названии всю необходимую информацию. Во-вторых, постоянное использование другого языка стимулирует работу мозга.

В-третьих, если вы хотите не только быть, но и производить впечатление квалифицированного специалиста, то латынь прекрасно вам в этом поможет. В-четвертых, переводить с латыни на русский проще, нежели наоборот (субъективное мнение автора).

В-пятых, учить надо термины не откуда-то абстрактно (даже современные и особенно отечественные учебники иногда дают термины по давно устаревшей ПНА), а из актуальной Номенклатуры.

Основные проблемы при изучении

У каждого предмета есть свои нюансы в изучении: гистологию придется представлять перед глазами, можно перепутать тип эпителия, расположение слоев в тканях, физиологию придется понимать, а в анатомии можно просто запутаться.

Основная проблема анатомии — огромное количество структур, при запоминании которых мозг может отказаться раскладывать их по полочкам и упорядочивать. Решить эту проблему можно разными способами, даже простым зазубриванием, однако это не приведет к полному запоминанию и воспроизведению спустя годы.

Лично я рекомендую выписывать и систематизировать информацию, написанную в учебниках и атласах. Учите ангиологию? Обратитесь к схемам Вебера. Сделайте схему крупной артерии, от нее стрелочки, которые являются ее крупными ветвями. От них такие же стрелочки с более мелкими разветвлениями.

Попробуйте упростить всю информацию, ее будет легче запомнить.

Другая проблема анатомии — малое количество времени. Наверное, это можно будет считать вредным советом, но я все же рекомендую вам рационально исключать что-то из вашего внимания. Если трезво смотреть на ситуацию, то у всех был или будет момент полного отсутствия времени для изучения чего-либо.

Решением этой проблемы будет «вычеркивание» из списка необходимой для запоминания темы. Учите сердце, но зачет уже через пару часов? Сделайте упор на основные моменты анатомии сердца: коронарные артерии, клапанный аппарат, полости сердца, проводящая система оного.

Перикард, скелетотопию, иннервацию оставьте в покое. К изучению этой части темы вы всегда успеете вернуться, но, когда поджимают сроки, лучше заняться рациональным исключением чего-либо. Тем более, в спешке запоминания всего подряд вы сможете запутаться даже в том, что очень хорошо знали.

Однако не забывайте, что вернуться к изучению пробелов вам в любом случае придется, так что не откладывайте это в долгий ящик. Да и вообще желательно не попадать в ситуацию отсутствия времени. Учите анатомию по полчаса в день вместо того, чтобы просидеть целый день и ночь перед зачетом.

Постоянная стимуляция мозга к работе дает хорошие результаты.

Ну и наконец самая главная проблема изучения анатомии — утрата знаний. Спустя некоторое время вы поймете, что практически все ранее изученное бесследно исчезло в просторах вашего разума. Это нормально, ведь наш мозг устроен таким образом, что та информация, которую мы не используем, «стирается», чтобы на ее место поместить более необходимые знания.

Любому врачу в той или иной степени необходимы знания по нормальной анатомии. Именно поэтому я рекомендую сразу делать конспекты, схемы, рисунки с расчетом на то, что вы вновь вернетесь к ним спустя n-ное количество времени.

Купите тетрадь или альбом с твердой обложкой, которой не страшны будут время и капли кофе.

При рисовании используйте несколько цветов карандашей для акцентирования внимания на важных моментах, ведь вряд ли лет так через -цать вы захотите снова перечитывать кипы старых учебников или бесконечный поток текста в ваших же конспектах. Задумайтесь о себе завтрашнем и сами потом скажете себе спасибо.

Заключение

Как вы видите, никаких секретов в изучении нет. Придерживаясь этих несложных принципов, вы сможете сильно облегчить себе этот кажущийся непосильным труд и станете лучше ориентироваться в информации в своей голове. Осмелюсь сказать, что вы превратите эту информацию в знания, а знания в мудрость.

Не останавливайтесь никогда на достигнутом: выучить анатомию полностью никогда не получится, но всегда нужно пытаться.

Если вы не будете пренебрегать вышеописанными советами, то никогда операционное поле не будет для вас пропастью незнания, а жалобы пациента на боль никогда не заставят вас сомневаться в диагнозе.

Никто и никогда не даст вам самой секретной информации, овладев которой вы будете знать все. Все потому, что этой информации нет. Весь ваш результат будет зависеть от вашего собственного желания.

И помните, что не стыдно знать мало — стыдно не тянуться к знаниям.

Scientist: новые открытия в анатомии человека

В 2018 году ученые сообщили, что пространство между клетками представляет собой сеть заполненных жидкостью и покрытых коллагеном образований, которую они назвали интерстицием.

Исследователи предположили, что данный вывод, который был получен в результате тщательного изучения тканей желчных протоков, мочевого пузыря, пищеварительного тракта и кожи пациентов, может помочь ученым лучше понять, каким образом в организме распространяются опухоли.

Ученые также назвали интерстиций новым органом человеческого тела, правда, многие исследователи эту точку зрения отклонили.

«Большинству биологов не хотелось использовать термин „орган» по отношению к микроскопическим неровным межтканевым пространствам, заполненным жидкостью», — заявил в прошлом году журналу «Сайентист» патологоанатом Анирбан Майтра (Anirban Maitra) из Онкологического центра им. М. Д. Андерсона при Техасском университете.

Брыжейка: это орган?

До недавнего времени среди ученых преобладала точка зрения, что брыжейка, большой веерообразный лист ткани, прикрепляющий полые органы брюшной полости к задней стенке живота, состоит из множества частей.

В 2016 году, после изучения брыжейки не только трупов, но и пациентов, перенесших операции, группа ученых пришла к выводу, что брыжейка, по сути, является единым целым.

Подобное описание встречалось и раньше: так, в одном из первых изображений внутреннего строения человеческого организма Леонардо да Винчи изобразил брыжейку именно как нечто непрерывное. Но в статье 2016 года ученые утверждали, что ее непрерывность должна квалифицировать брыжейку как отдельный, самостоятельный орган.

Однако, как и в случае с интерстицием, остальные эксперты возражали против подобной трактовки. В обоих случаях (т.е. в случае интерстиция и брыжейки — прим. перев.), полагает Нойманн, «по всей видимости, мы наблюдали неверное понимание того, что означает термин „орган»».

Сеть кровеносных сосудов в кости

В январе 2019 года ученые описали неизвестную ранее сеть капилляров, которые проходят через кости мышей.

В учебниках описываются крупные вены и артерии, выступающие на концах костей, но эта недавно описанная сеть каналов ускоряет проникновение в систему кровообращения клеток крови, образующихся в костном мозге.

Группа ученых также изучила кости человека с помощью различных методов (фотографирование пациентов, перенесших хирургическое вмешательство, проведение МРТ-сканирования здоровой ноги, исследование извлеченных образцов под микроскопом) и обнаружила похожую, хотя и менее обширную, систему капилляров.

Рептилоподобные мышцы у человеческого плода

В октябре прошлого года ученые сообщили, что некоторые мышцы, обычно встречающиеся у рептилий и других животных, но не у взрослого человека, все-таки присутствуют в конечностях человеческих эмбрионов.

С помощью методов иммуноокрашивания, очистки тканей и микроскопических исследований, ученые создали трехмерные изображения высокого разрешения для мышц верхних и нижних конечностей, присутствующих в образцах тканей сохраненных эмбрионов и плодов возрастом от 8 до 14 недель.

Авторы исследования предполагают, что эти мышечные структуры, которые исчезают еще до рождения человека, могут представлять собой анатомические рудименты эволюционных предков человека, которые исчезли на ранних стадиях развития.

Однако ученые исследовали только тринадцать изображений, поэтому эксперты предупреждают, что данный вывод следует считать предварительным и его необходимо повторить в более крупной выборке.

Фабелла возвращается

Фабелла — это крошечная косточка, расположенная в сухожилиях за коленом. Согласно исследованию, опубликованному весной прошлого года, она становится все более распространенной у людей.

Изучив данные 58 исследований о распространенности фабеллы, проведенных в 27 разных странах, ученые сообщили следующее: в 2018 году вероятность появления этой маленькой косточки у современного человека примерно в 3,5 раза выше, чем у людей, живших в 1918 году. В чем причина такого явления? Этот вопрос остается открытым.

Но авторы исследования предполагают, что одно из объяснений кроется в изменении мышечной массы и длины кости, обусловленные повышением качества питания во многих частях современного мира.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector