Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

Аутизм у детей – это заболевание, имеющее множество признаков и симптомов, причин для появления, проявления которого начинаются в самом раннем возрасте. Аутический синдром приводит к проблемам с адаптацией в социуме. Так как ребенок (потом – взрослый человек) воспринимает мир по-своему, не как обычные люди. Вдобавок, болезнь нередко приводит к проблемам с интеллектуальным развитием.

Разбираться, что такое аутизм, каковы причины его возникновения у детей, проявления, возможные последствия и способы лечения, становится нужно большому числу родителей.

  • Химическое отравление матери во время беременности.
  • Поражение ЦНС плода различного типа. Аномалии в развитии и созревании головного мозга.
  • Гормональные расстройства или нарушение обмена веществ в раннем возрасте.
  • Постоянное использование антибактериальных препаратов.
  • Перенесенное кислородное голодание во время дородового развития.

Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

  • Вирусные, бактериальные заболевания в первые месяцы жизни.
  • Отравление солями тяжелых металлов, ртутью.
  • Инфекционные заболевания матери, перенесенные в период вынашивания плода.

Простым языком объяснить конкретную причину возникновения болезни аутизма у детей сложно, так как затрагиваются высшие функции мозга.

Как правило, проблему вызывает комплекс из 3-5 влияющих на малыша явлений, приводящий в итоге к развитию патологии.

Почему у детей бывает врожденный аутизм, также установить сложно. Считается, что главное провоцирующее значение имеет генетическая предрасположенность. Активируют ее, переводят в явную клиническую картину, патология вынашивания и проблемы в раннем детстве.

Иногда даже ожирение и проблемы с обменом веществ у мамы, негативно сказываются на вынашиваемом плоде.

Легкая степень аутизма у ребят проявляется в раннем возрасте, первые признаки можно заметить в 1,5-2 года, к 5-6 или 7-8 годам они становятся очевидными. Уже сложнее поддаются коррекции.

Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

Установить точный диагноз способен только врач, но родители могут заподозрить детский аутизм по внешности и поведению ребенка-аутиста, симптомы и аутические черты влияют на то, как он выглядит и общается с окружающим миром:

  • Предпочитает одиночество. Плохо контактирует со сверстниками. Не проявляет инициативу к общению, избегает его, когда другие пробуют сделать первый шаг.
  • При разговоре со взрослыми не смотрит в глаза, не фокусирует на собеседнике внимание. Отводит взгляд в стороны, отвлекается.
  • Не любит прикосновений, нервничает, устраивает истерики. Особенно, если потрогать его пытается кто-то малознакомый.
  • Неразговорчив, даже если умеет внятно выражать мысли, старается обходиться без этого. Иногда возникают трудности с тем, чтобы понятно объяснить свои желания.
  • Регулярно устраивает истерики без видимых к этому поводов.
  • Чувствителен к определенным звукам, резкой смене освещения.
  • Может быть как излишне пассивен, так и склонен к гиперактивности.
  • Придерживается ритуала – повторение одного и того же действия по кругу, боязнь всего нового.
  • Не способен определить степень опасности ситуации. Даже после объяснений со стороны взрослых, способен создать опасную для жизни ситуацию. Например, выйти на дорогу, не обращая внимания на машины или играть с ножом, спичками, оголенными проводами.

Объяснить простыми словами, кто такие дети-аутисты не получится. Они не имеют прямой патологии мозга, грубых неврологических расстройств.

Мальчики и девочки аутисты асоциальны, мало обращают внимания на окружающий мир. Будто отделяют себя от него стеной и не собираются ее разрушать. Это отражается на особенностях восприятия мира.

Такие детки могут спутать живое и не живое. Не всегда осознают человека или животного как единое целое, воспринимают их как набор отдельных элементов.

Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

Или проявлением другого отклонения. В любом случае, при подозрении, чтобы разобраться кто такие дети-аутисты и как определить, а затем лечить аутизм у них, необходимо обратиться к специалистам.

Интеллектуальное развитие – показатель, проявляющийся позже. Ребята с аутическим синдромом могут демонстрировать потрясающие успехи в узкой области и при этом сильно отставать в других.

В школе, как правило, имеют невысокие оценки. Так как из-за особенностей работы мозга, им тяжело сфокусироваться на материале, запомнить новое.

Чтобы распознать синдром аутизма у детей, нужно определить признаки, как он проявляется.

Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

Для этого симптомы должны затрагивать три основные сферы:

  1. Сложности во взаимодействии с социумом;
  2. Коммуникативные проблемы;
  3. Стереотипное поведение, постоянное зацикленное повторение одного действия или слова.

Определить, что у малыша аутическое расстройство, непросто и врачам. Так как родители при разговоре и опросе не рассказывают о своеобразном поведении совсем маленьких детей, считая его нормальным или не придавая им значения. А педиатр, не наблюдая ребенка в естественной среде, может не заметить настораживающих симптомов.

Усугубляется проблема дефицитом осведомленности. Мало кто из молодых родителей знает, что такое аутизм, отчего он возникает у детей, и как это заболевание выявить.

При подозрении, малыша отправляют на комплексное обследование. Оценке подвергается не только физическое, но и психологическое состояние.

Проводят:

  • УЗИ головного мозга или Эхо-ЭГ, чтобы исключить наличие опухолей;
  • осмотр отоларинголога, чтобы не спутать аутистическое расстройство с тугоухостью;
  • сбор информации, опираясь на рекомендованные международными медицинскими организациями анкеты-опросники.

Наиболее значимая часть диагностики – работа психолога с малышом и с родителями. Отвечая на продуманные вопросы, мама и папа, сами того не подозревая, объясняют врачу, от чего возник болеющий синдромом аутизма ребенок. И узнают, какую следует проводить с ним дальнейшую работу.

Аутизм – понятие, отражающее особенности работы мозга, вылечить которые нельзя, но как безнадежную патологию, воспринимать не стоит.

Многие люди с таким отклонением социализируются и нормально живут, отличаясь от остальных большей закрытостью.

Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

Основная часть работы по коррекции ложится на родителей, ближайшее окружение ребенка. Социализировать малыша поможет ежедневная работа с ним.

Действенные методы:

  • Работа с психологом и специалистами-коррекционщиками. Посещать занятия должны не только дети с диагнозом «аутист», но и их родители, которым придется во многом пересмотреть свое общение с малышом.
  • Обучение в специализированных детских учреждениях, начиная с детского сада.
  • Постоянное повторение определенных необходимых операций, так как ребенок запоминает хуже сверстников.
  • Формирование четкого, не нарушаемого распорядка дня.
  • Создание неизменной среды вокруг. В привычном пространстве не должно меняться ничего. Даже игрушка, переставленная на другую полку, способна надолго вывести из равновесия.
  • Выработка специфического типа обращения, который позволит привлекать внимание ребенка, но при этом не пугать его.

Повышать голос запрещается категорически!

Медикаментозное лечение назначается только в случае, когда аутический синдром развивается параллельно с другими заболеваниями. Например – эпилепсией у детей, для устранения ее симптомов.

Нарушения поведения детей. Аутизм. Обследование ребенка при аутизме.

Еще один повод – серьезные отклонения в поведении, склонность к агрессии и чрезмерной гиперактивности. Тогда применяют успокоительные, транквилизаторы.

Лечить аутизм, в принципе, можно. Это означает – скорректировать поведение и мышление ребенка, приблизить их к социальным нормам. При постоянной работе над проблемой на протяжении лет – вполне достижимая задача.

Аутизм у ребенка: как распознать и что делать?

Диагноз «аутизм» на медицинском языке звучит как «расстройство аутического спектра».

Его стали ставить относительно недавно, поэтому врачи пока не определились с терапией синдрома аутизма, а говорят лишь о методах поддержки таких пациентов.

Аутизм может проявляться легкой степенью и незначительными чертами, а в некоторых случаях — доходить до тяжелых симптомов, когда за человеком необходим постоянный присмотр и особый уход.

Первые признаки аутизма у ребенка: когда они проявляются?

Первые признаки аутизма родитель заметит у ребенка примерно в 2-3 года. Однако, если быть внимательным, можно распознать их даже у грудничка.

Как проявляется аутизм у грудных детей:

    • малыш не проявляет оживления и интереса, когда в поле его зрения появляются родители;
    • не поддерживает глазной контакт с человеком, который пытается с ним общаться;
    • ребенок не улыбается;
    • малыш либо совсем не реагирует на внешние раздражители (прикосновения, свет, шум), либо проявляет слишком бурную реакцию.

Эти ранние признаки не являются однозначными показателями синдрома аутизма: они могут, к примеру, демонстрировать проблемы у ребенка со слухом или зрением. Поэтому заподозрить симптомы аутизма у детей можно лишь при ярко выраженных проявлениях.

Раньше всего их могут обнаружить родители, которые уже наблюдали подобные расстройства у своих старших детей или у кого-то из родственников.

А вот молодые мамы и папы, которые никогда не сталкивались с проявлениями аутизма у детей, как правило не обращают внимания на отклонения в развитии ребенка, считая их «особенностями характера». Поэтому диагностика синдрома в таких семьях часто бывает запоздалой.

Обычно диагностика аутизма у детей проводится в возрасте 3-х лет. Именно в это время симптомы нарушения нарастают, их проще заметить, когда ребенок начинает посещать различные кружки, секции или детский сад.

Ведь на фоне развития других детей признаки аутизма становятся очевидны.

Но даже если малыш не посещается никаких групп развития, сами родители трехлетнего ребенка обращают внимание на отсутствие у малыша многих навыков.

В целом аутизм у детей проявляется как нарушения в развитии. Однако, если начать коррекцию этих нарушений в раннем возрасте, то многие умения и навыки у ребенка удастся развить.

А это значит, что малыш будет лучше адаптирован к социуму, сможет вести нормальный образ жизни и общаться со сверстниками.

Чтобы распознать проблемы в развитии у ребенка как можно раньше, специалисты предлагают всем родителям годовалых малышей объективно ответить на некоторые вопросы теста на аутизм у детей.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ АУТИЗМ У РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО

Вы можете предположить, что у вашего ребенка есть признаки аутизма, если на все вопросы теста вы ответили отрицательно:

  • Хочет ли ваш малыш, чтобы родители погладили или приласкали его, когда он расстроен, плачет или собирается спать?
  • Просится ли ваш ребенок на руки, хочет ли он посидеть на коленях во время чтения книги, просмотра мультфильма или просто так?
  • Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  • Играет ли ребенок в ролевые или предметные игры: дочки-матери (кормит куклу, укладывает ее спать, готовит еду), гонки машинок, битвы солдатиков и т. д.?
  • Любит ли ребенок играть со взрослыми?
  • Показывает ли ребенок на предметы и людей, стараясь сформулировать фразу?
  • Поддерживает ли ребенок зрительный контакт при общении?
  • Если вы называете предмет или домашнее животное и указываете на него пальцем, ребенок ищет его глазами?
Читайте также:  Видео ролик аборт безмолвный крик. посмотреть видео аборт безмолвный крик.

Если на многие из этих вопросов родители ответили отрицательно, это может стать поводом для обращения к врачу-психотерапевту или психиатру.

Ученые российской лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета разработали тест на аутизм у детей. Методика, по их мнению, позволяет обнаружить проявления аутизма у детей в возрасте 3-4 месяцев.

Особое оборудование для проведения теста не требуется: нужен лишь обычный компьютер, на экране которого изображены особенным образом размещенные линии.

Ребенок смотрит на линии, а компьютерная программа фиксирует его ориентационную чувствительность – особое свойство человеческого восприятия, которое проявляется уже в младенческом возрасте.

Среди форм аутизма у детей специалисты выделяют раннюю (когда принаки синдрома проявляются до двух лет), а также расстройства детского возраста (от 2 до 11 лет) и подросткового периода (от 11 до 18).

Причины возникновения аутизма у детей

Поскольку диагноз еще очень «молод», врачи пока не называют определенных причин развития аутизма у детей, но на зависимость с некоторыми факторами специалисты обращают внимание.

Предполагаемые причины возникновения аутизма:

  • возраст отца (или обоих родителей) при зачатии — 40+;
  • наличие родственников с аутизмом в семье;
  • 7-й и далее ребенок в многодетной семье;
  • туберозный склероз, ожирение, краснуха у матери во время беременности;
  • детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения слуха или речи у ребенка, синдром дефицита внимания, синдром Ретта (хромосомные нарушения).

Признаки аутизма у детей

В зависимости от возраста и выраженности заболевания, у детей могут быть различные признаки аутизма. Но обычно врачи говорят о четырех главных симптомах аутизма у детей, которые проявляются не по-отдельности, а все вместе:

  • ребенок не стремится в кем-то общаться, не входит во взаимодействие ни с родителями, ни с ровесниками, ни с животными; либо это взаимодействие сведено к минимуму или искажено;
  • если ребенок вступает с кем-то в общение, он делает это с помощью жестов, не прибегая к словам и не пытаясь выстроить диалог;
  • ребенок ведет себя, следуя строго определенному шаблону;
  • все эти симптомы в поведении детей с аутизмом появляются уже в раннем возрасте.

Поэтому стоит обратить внимание на очень ранние признаки (от 3-х месяцев до 2-х лет) аутизма у детей:

  • ребенок не проявляет интерес к родителям: не гулит, не улыбается, не двигает ручками и ножками, стараясь показать радость в их присутствии;
  • не старается найти мать или отца глазами, не поддерживает зрительный контакт;
  • не проявляет желания контактировать с близким человеком: не протягивает ручки, не ищет грудь (может даже отказываться от грудного вскармливания);
  • не желает играть вместе с кем-то — взрослыми или детьми, агрессивно реагирует на предложение поиграть вместе;
  • повышенная чувствительность к свету, звукам, телесному контакту, которая проявляется как испуг, крик, истерика;
  • ребенок тредует повторять только определенные действия: все время качаться на качелях, надевать только эти брюки, ходить только по кромке тротуара и т.д.;
  • до 2-х лет происходит нормальное речевое развитие, а затем речевые навыки регрессируют и превращаются в неосмысленное повторение фраз за взрослыми;
  • нарушенный сон, плохой аппетит, стремление есть одни и те же продукты или блюда;
  • не реагирует на просьбу что-то показать или принести, а также на собственное имя;
  • ребенок не способен выразить просьбу о помощи;
  • в попытках играть ребенок обычно действует в одиночку и просто располагает предметы по каким-то характеристикам (росту, цвету и т. д.), не создает ролевые игры, не придумывает сюжеты;
  • сильная привязанность к режимам и распорядкам: категорически не желает менять распорядок дня или маршрут, не позволяет менять местами предметы и т.д.

Более поздние (от 2-х до 11 лет) симптомы аутизма у детей:

  • местоимение «я» в речи ребенка отсутствует; речь строится на повторении «взрослых» фраз, услышанных на улице, по телевизору, от взрослых, применение фраз вне контекста, отсутствие желания выстроить с кем-то диалог;
  • дети с синдромом аутизма практически не воспринимают опасность: не боятся высоты, движущегося транспорта, животных; однако могут пугаться и агрессивно воспринимать предметы обихода — вилку, щетку, чайник и т. д.;
  • повторение одних и тех же жестов и движений: качание из стороны в сторону, кружение и т. д.;
  • безосновательные приступы смеха, страха, агрессии;
  • у детей с синдромом аутизма когнитивное развитие может быть местами нарушено, а местами проявляться как повышенная наблюдательность: к примеру, ребенок, который не может научиться читать, способен замечать неприметные для других детали, воспроизводить сложные мелодии, совершать операции с цифрами;

Но даже когда эти признаки проявляются очень ярко, родитель не может быть окончательно уверен в диагнозе аутизма у своего ребенка. Окончательный диагноз может поставить только врач-психиатр после того, как изучит всю клиническую картину происходящего.

Ведь некоторые дети с синдромом аутизма могут вовсе не соответствовать вышеописанному поведению. К примеру, часть аутичных малышей способна поддерживать телесный контакт и даже общаться.

Но при этом они не могут распознавать невербальные сигналы и эмоции людей, определять признаки агрессии, исходящие от человека или животного.

Атипичный аутизм у детей

Когда расстройства проявляются частично или возникают после трехлетнего возраста, врачи говорят об атипичном аутизме.

Особенности атипичного аутизма у детей:

  • Ребенок не отзывается на собственное имя, проявляет безразличие по отношению к близким и посторонним людям, не смотрит на того, кто с ним говорит или общается;
  • В речи ребенка постоянно присутствуют штампы — он разговаривает только с их помощью; часто повторяет последние слова, которые услышал; произносит фразы, вырванные из контекста;
  • Не проявляет воображения, не может построить ролевую игру;
  • Испытывает сложности в бытовых ситуациях и при самообслуживании;
  • В дискомфортной ситуации или вместо игры использует некий «ритуал» — постоянно повторяющееся действие;
  • Не желает вносить коррективы в устоявшийся режим, любое изменение вызывает в нем агрессию или неприязнь.

Поддержка и реабилитация детей с аутизмом

Современные ученые пока не создали препараты, способные излечить от аутизма или избавить от его ярко выраженной симптоматики.

Некоторые специалисты рекомендуют применять определенные БАДы, диеты, мануальные методики, которые могут быть эффективными при определенных условиях. Однако доказанных средств для лечения аутизма пока не существует.

Врачи лишь могут назначать некоторые успокаивающие средства при агресии и повышенной возбудимости.

Что может помочь развитию ребенка:

  • Развитие речевых навыков под контролем и с помощью логопеда-дефектолога.
  • Специальные игры для детей с аутизмом: совместная деятельность в одном пространстве с ребенком (к примеру, выстраивание солдатиков на полу или построение домика на столе); когда речевые нарушения ярко выражены, можно использовать для общения комиксы, карточки с картинками, письменную речь, если ребенок ею владеет.
  • ABA-терапия, созданная специально для аутистов, которая позволяет улучшить навыки коммуникации и способности к обучению.
  • Программа «Флортайм»: в этой программе взаимодействие с ребенком выстраивается на основе его интересов и на поощрении; это попытка вовлечь ребенка в «наш» мир без насильственных методов.
  • Методики ТЕАССН, где для аутиста создается комфортная среда, в которой ребенок найдет привычные для него ритуалы и последовательные действия без раздражающих и опасных предметов.

Аутизм — болезнь или особенности психического развития: кто такой аутист, аутичные черты и аутизм — в чем разница

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются трудностями социального взаимодействия и атипичными моделями поведения. Его первые признаки проявляются в раннем возрасте. По данным ВОЗ, такой диагноз ставят одному из 160 детей в мире.

Сегодня все больше психиатров склоняются к мнению, что расстройства аутистического спектра — это не болезни, а лишь нарушение психического развития. Они имеют наследственную природу. Из нашего материала вы узнаете, что это такое, по каким признакам ставится диагноз, как помочь человеку с такой проблемой.

Признаки и симптомы аутизма

Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
Проявляться все три группы признаков могут по-разному:

Группа — элемент триады Ограниченность социального взаимодействия Ограниченность общения Ограниченность и стереотипность поведенческих моделей
Характерные симптомы отсутствие реакции на имя; боязнь прикосновений и звуков;невозможность находиться в толпе; атипичные проявления чувств; скудная мимика;неумение понимать язык тела и жестов;трудности с установлением зрительного контакта. склонность к одиночеству;отсутствие друзей;замедленное речевое развитие;неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;отсутствие интереса к играм. повторяющиеся движения;следование определенным ритуалам;неконтролируемое повторение простых слов;страх перед малейшими изменениями;зацикленность интересов;утрата ранее полученных навыков.

Виды расстройств аутистического спектра

Вышеописанные симптомы характерны для РАС в целом. Однако в эту группу включен комплекс расстройств, каждое из которых имеет специфические признаки.

В МКБ-11 виды аутизма выделяются по критериям наличия или отсутствия нарушений интеллектуального развития и функционального языка.
В предшествовавшей классификации выделяли:
•    Ранний инфантильный аутизм — задержка развития моторики, неадекватные реакции, избегание контактов с людьми, скудный словарный запас.

•    Синдром Каннера — полный уход в себя, отсутствие контактов с внешним миром, повторение слов, отрешенное выражение лица.

•    Синдром Аспергера — эгоцентризм, обесценивание общения, необычные интересы, низкий уровень эмпатии, замедленная моторика.

Читайте также:  Клетки в световом микроскопе. Прокариоты и эукариоты.

Синдром Ретта раньше относили к РАС, однако сейчас он рассматривается как самостоятельное расстройство, связанное с генетическими мутациями. Он диагностируется только у женщин и во многом сводится к утрате целенаправленности движений.

Аутизм у детей

Родители легко могут заметить проявление болезни даже у новорожденного.

Если ребенок в возрасте 8 месяцев не реагирует на собственное имя — это первый тревожный сигнал.

До двух лет могут наблюдаться такие симптомы:
•    к 12 месяцам — малый запас жестов, включая полное отсутствие указательного;
•    к 18 месяцам — избегание общения, непонимание речи, нетипичные игры;

•    к 24 месяцам — отсутствие имитации поведения, избегание социального взаимодействия, ограниченный набор используемых слов.

В этом возрасте пока трудно сказать, насколько будет выражено РАС в будущем. Это может быть синдром Аспергера, который даже не всегда воспринимается как нарушение. Его часто рассматривают как простую эксцентричность. Но возможно развитие и синдрома Каннера, который не позволяет человеку полноценно жить в обществе и требует постоянного присмотра.

Аутизм у взрослых

У взрослых возможны два сценария развития. Первый — детский аутизм сохраняется на долгие годы. При этом симптомы могут как усугубляться, так и ослабевать. Последнее достигается при психотерапевтической поддержке.
Второй — аутичные черты возникают в зрелом возрасте.

Вначале это можно принять за депрессию.

Со временем социальная жизнь человека начинает сильно страдать, поскольку он:
•    всеми способами уклоняется от вербального общения;
•    игнорирует близких, избегает их;
•    становится рассеянным, пассивным;
•    теряет интерес к прошлым увлечениям;
•    не может знакомиться с новыми людьми, заводить отношения.

При этом каждый третий взрослый аутист может обходиться без посторонней помощи. Такие люди, несмотря на проблемы с общением, добиваются успеха в карьере. Мужчинам ставят такой диагноз чаще, чем женщинам.

Виды взрослого аутизма
 

Аутизм у взрослых чаще бывает атипичным, то есть не имеющим симптомов из всей триады. При этом разделяют первичное и вторичное расстройство. Важно понимать, в чем разница, для адекватного оказания помощи.

Первичный связан с психическими нарушениями. Причины его неизвестны, есть лишь предпосылки неврологического характера.

Степень выраженности симптомов может быть разной — от синдрома Каннера с полным отрывом от окружающего мира до легкого противопоставления себя обществу.

Во вторичное РАС люди погружаются поневоле, например, из-за болезни, ограничивающей социальные контакты. Для возвращения к нормальной жизни им достаточно простой адаптации (установки слухового аппарата, челюстного протеза и т.п.).

Что такое высокофункциональный аутизм?

Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.

При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.

В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
•    повышенной внимательностью к деталям;
•    превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
•    нетипичными для возрастной группы интересами;
•    предпочтением исследовательской деятельности.

Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.

Диагностика аутизма

Для постановки такого диагноза требуется консультация психиатра. Обследование проводится в нескольких направлениях:
•    Изучение клинической симптоматики. У детей РАС выявляется при наличии триады признаков.

У взрослых симптомы одной из групп могут отсутствовать.
•    Генетическое исследование. Все РАС (кроме взрослого вторичного) имеют хромосомную природу.
•    Скрининговые тесты.

Они позволяют установить степень выраженности расстройства.

Для детей и взрослых предусмотрены различные тесты. M-CHAT адресован родителям, которые должны ответить на вопросы о поведении ребенка. С его помощью выявляется не только РАС, но и предрасположенность к нему. Шкала Саймона Барон-Коган используется для самодиагностики взрослых.

Лечение расстройств аутистического спектра

 

Поскольку РАС — это не болезни, говорить о лечении не совсем корректно. Избавиться от нарушений нельзя, но правильная коррекция позволяет адаптироваться к жизни в обществе. Для помощи детям с расстройствами аутистического спектра привлекаются:
•    логопеды;
•    дефектологи;
•    психологи;
•    неврологи;
•    психотерапевты.

Желательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой — родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком.

Взрослым, страдающим РАС, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации. Для снижения уровня тревожности возможно назначение антидепрессантов.

Профилактика

Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.

Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
•    Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
•    Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.

•    Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.

Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.

Аутизм у детей

Аутизм у детей – это расстройство, при котором возникают нарушения психического развития.

Малыши с таким патологическим состоянием испытывают сложности при контакте с окружающими, имеют ограниченные интересы и склонны выполнять повторяющиеся действия.

Причины развития данного состояния до сих пор находятся на стадии изучения. Главная цель лечения заключается в том, чтобы повысить навыки самообслуживания и формирования социальных контактов.

Общие сведения о расстройстве

За последние 25 лет частота выявления патологии существенно увеличилась. Однако причины такого роста пока неизвестны. Допускают, что увеличение процента заболевших детей связано не с распространением расстройства, а со сменой критериев диагностики.

Статистика о распространенности такого нарушения существенно разнится. Связано это с тем, что в разных странах применяют различные подходы к диагностике патологии и ее классификации. Согласно обобщенным данным, от аутизма страдает около 0,1-0,6% процентов малышей. При этом болезнь с учетом расстройств аутистического спектра поражает 1,1-2% детей.

Нарушение проявляется в раннем возрасте. Примечательно, что частота выявления патологии зависит от пола. Девочки страдают от аутизма в три-пять раз реже, чем мальчики. Некоторые ученые считают, что это обусловлено разной генетикой патологии. Другие придерживаются мнения, что причина кроется в лучшем развитии коммуникативных способностей у девочек, благодаря чему легкие формы аутизма у них могут оставаться незаметными Источник: Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13.

Симптоматика у детей разного возраста

При внимательном отношении к ребенку выявить первые признаки аутизма можно в максимально раннем возрасте. Для этого нужно обращать внимание на то, как он контактирует с окружающими, выражает свои чувства и настроение.

Отклонения в нервно-психическом развитии дают о себе знать максимально рано, их можно заметить даже у грудничка Источник: Autism: cause factors, early diagnosis and therapies.

Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014.

  • У детей до года настороженность должно вызывать нежелание идти на руки, пассивность при появлении мамы или папы и во время коммуникации с ними. Уже в несколько месяцев малыш должен узнавать родителей, различать их интонации. Психическое развитие детей с аутизмом происходит иначе, они равнодушны ко взрослым, не воспринимают их настроение, не делают отличий между родителями и другими окружающими.
  • В возрасте 1-3 лет, когда здоровые дети начинают разговаривать, признаком аутизма является отсутствие речи. При этом словарный запас может соответствовать норме. Однако малыш говорит слова невпопад, применяет собственные словоформы, говорит с неподходящей интонацией. Одна из главных характеристик речи таких детей – это эхолалия, которая проявляется в повторении одних и тех же фраз.
  • У детей дошкольного возраста ключевым симптомом аутизма являются сложности в коммуникации с окружающими. Аутисты не понимают правила игр, не воспринимают эмоции сверстников. Им не доступны невербальные сигналы, непонятно состояние окружающих. Аутисты испытывают дискомфорт, избегают окружения, не смотрят в глаза, плохо реагируют на свое имя. В результате остаются одни и придумывают собственные игры, которые лишены сюжетной основы и со стороны выглядят как бессмысленные однотипные движения.
  • В раннем школьном возрасте максимально ярко проявляются проблемы с обучением. Функциональная активность коры больших полушарий нарушена. Поэтому крайне часто возникает умственная отсталость. Однако в редких случаях у таких детей возникает кардинально противоположная особенность – их интеллектуальные способности существенно превышают средний показатель. Однако даже при развитой речи и отличной памяти у них наблюдаются сложности с абстрактным мышлением, обобщением информации, эмоциональными реакциями. Стремление к одиночеству и обособленность только усиливаются. При этом может возникать агрессия, приступы гнева. Чаще всего она направлена по отношению к самому себе – укусы, удары, повреждения.
  • У подростков болезнь вызывает максимальный дискомфорт, так как патология проявляется гораздо более сильно на фоне гормональных перестроек. Сложности с обучением усугубляются невозможностью полноценно существовать в коллективе. Ребенок уже полностью осознает свою особенность и очень страдает из-за этого. В редких случаях половое созревание благотворно влияет на психику аутиста: он становится более стрессоустойчивым, начинает лучше общаться Источник: Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21.
Читайте также:  Газообмен у цветковых растений.

Причины возникновения аутизма у детей

До сих пор ученые не пришли к единой теории, которая смогла бы четко объяснить, почему у ребенка развивается аутизм. Существует несколько гипотез, которые в качестве основных факторов риска выделяют генетические отклонения, структурные и функциональные нарушения головного мозга, биохимические процессы.

  • Генетические отклонения (наследственность Источник: Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. PaulineChaste, MarionLeboyer. DialoguesClinNeurosci, 2012.). Ученые обнаружили ген предрасположенности к аутизму, который подтвердил его наследственную природу. Наличие гена не обязательно приводит к расстройству, но существенно повышает риск его развития. Наличие в семейном анамнезе аутизма даже среди дальних родственников повышает риск развития патологии. Даже если у родных не установлен диагноз, а просто есть отдельные характерные нарушения: речевые расстройства, сложности с пониманием речи и с социальной коммуникацией, эпилепсия, умственная отсталость Источник: Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45.
  • Структурные нарушения головного мозга. У детей с аутизмом в ходе исследований обнаруживают изменения структуры мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа, лобных отделов коры головного мозга. Например, мозжечок отвечает за успешную двигательную активность, но при этом влияет на мышление, внимание, способности к обучению, эмоциональные реакции. В свою очередь, гиппокамп, срединные височные доли влияют на память, эмоциональную саморегуляцию. У малышей с патологией наблюдается уменьшение, диспропорция некоторых отделов, а лобные доли созревают гораздо медленнее, чем у здоровых людей.
  • Функциональные нарушения головного мозга. У 50% малышей с таким заболеванием на ЭЭГ выявляют изменения, которые свидетельствуют о сбоях в работе памяти, внимания, вербального мышления, речевой деятельности.
  • Биохимические процессы. В результате исследований ученые обнаружили, что у таких пациентов нарушен обмен веществ головного мозга, которые отвечают за передачу импульсов между нервными клетками. У пациентов наблюдается повышение серотонина, аспартата и глутамата в крови. При этом не усваивается глютен, казеин и некоторые другие белки.

Существует довольно распространенное мнение, что вакцинация существенно повышает риск развития аутизма у ребенка. Однако это всего лишь заблуждение, которое не имеет под собой научных доказательств. Появилось оно после того, как в конце 90-х в медицинском журнале Lancet опубликовали соответствующее исследование. Через 10 лет появились доказательства того, что данные были сфальсифицированы и не соответствуют действительности Источник: Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34.

Разновидности аутизма

Врачи используют в практике несколько видовых распределений. Чаще всего специалисты применяют классификацию Никольской, которая позволяет выделить четыре формы аутизма у детей в зависимости от степени тяжести проявлений симптомов. Соответственно, от установленного вида заболевания зависят дальнейшие лечебные действия и прогноз.

  • Первая форма. Наиболее тяжелый тип нарушения с самыми выраженными проявлениями. Характеризуется практически полным отсутствием необходимости контактировать с окружающими, а также неспособностью человека самостоятельно заботиться о себе. Такие дети всегда отрешенные и постоянно используют простые повторяющиеся движения. Основная цель терапии – установить контакт, вовлечь во взаимодействие, развить умения самообслуживания.
  • Вторая форма. В привычной среде аутисты открыты и проявляют способности к простым бытовым навыкам. Нарушения речи проявляются в штампованном повторении одних и тех же фраз. Главная патология заключается в отвержении реальности. Они не хотят учиться или меняться, а протест выражают агрессией или негативизмом. Лечение направлено на развитие контактов с близкими, выработку разных сценариев поведения для приспособления к окружающему миру.
  • Третья форма. Ребенок стремится к обучению и новым достижениям, но при этом боится рисковать, не умеет находить компромиссы. На фоне хороших общих энциклопедических познаний наблюдается слабое понимание реального мира и неспособность вести диалог. Ключевая лечебная цель – обучить общению, сформировать навыки поведения в социуме.
  • Четвертая форма. Наиболее легкая, лучше всего поддается коррекции. Робкий и очень ранимый человек может адекватно вести себя в социуме, но при этом не умеет концентрироваться, работать по инструкциям, придерживаться регламента. Терапия направлена на развитие врожденных способностей, социальных навыков.

Диагностика: как определяют аутизм у ребенка

Методики ранней диагностики аутизма у детей сводятся к наблюдению за малышом в привычных для него условиях. Выявление отклонений затрудняется в том случае, если у родителей это первый ребенок и они не понимают, какое поведение говорит об отклонениях, а какое является вариантом нормы Источник: Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019.

Обращаться к специалисту нужно, если малыш не смотрит в глаза, не реагирует на взрослых, проявляет нетипичные игровые действия. В один год малыш уже должен лепетать, показывать ручкой на предметы, делать хватательные движения. В полтора – говорить отдельные слова, в два – строить фразы из двух слов.

Отсутствие таких навыков должно насторожить и свидетельствует о необходимости пройти обследование. Изначально можно обратиться за консультацией к педиатру, который при наличии показаний направит к психиатру или неврологу.

На этапе первичной диагностики родителям нужно заполнять специальные опросники. Чаще всего используют:

  • опросник для диагностики (ADI-R);
  • поведенческий опросник для диагностики (ABC);
  • тест для маленьких детей (CHAT);
  • контрольный список оценки показателей (ATEC);
  • шкалу наблюдения для диагностики (ADOS);
  • шкалу рейтинга детского аутизма (CARS).

О наличии нарушений свидетельствует так называемая триада симптомов: сложности с социальным взаимодействием, слабая коммуникация и наличие стереотипности в поведении. На базе полученных данных специалист выявляет характерные признаки и определяет необходимость дальнейшего инструментального обследования, которое состоит из:

Для дифференциации патологии и исключения расстройств речевого, слухового развития, а также патологий зрения, назначают консультации у логопеда, сурдолога, офтальмолога.

Крайне важно при появлении первых подозрений на развитие патологии обращаться к специалисту.

Врачи проведут комплексное обследование, установят диагноз и назначат адекватное лечение, которое позволит минимизировать симптоматику и поможет ребенку адаптироваться в социуме Источник: Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81.

Способы лечения аутизма у детей

Комплексная терапия аутизма у детей предусматривает использование разных методов коррекции в таких направлениях Источник: Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016:

  • Психологическая помощь. Направлена на социальную адаптацию, работу с коммуникативными трудностями, распознавание эмоций и настроения окружающих. Позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в обществе.
  • Обучение и воспитание. Педагогические методики, которые учитывают особенности патологии, позволяют расширить словарный запас, сформировать правильную речь. Индивидуальные занятия в привычной обстановке избавляют малыша от стресса, повышают эффективность.
  • Приобретение навыков самообслуживания. Существует комплекс действенных техник и методик, которые корректируют поведение и учат ребенка находиться в социуме, адаптироваться к окружающему миру и самостоятельности.
  • Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты позволяют скорректировать поведение и некоторые проявления патологии. Они не лечат болезнь, но улучшают качество жизни, помогая справляться с поведенческими проблемами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией, нарушениями сна, истериками.Выбирать препараты должен исключительно врач после обследования ребенка. После достижения ремиссии прием лекарств постепенно отменяют.
  • Диета. Расстройство сопровождается сбоями в работе обменных процессов. Организм не переваривает белки, глютен и казеин. В течение всей жизни показана диета, которая исключает эти вещества – безмолочное,безглютеновое питание.

Если у ребенка во время обследования находят сопутствующие болезни, лечение дополняется другими лекарствами, методами и подходами.

Прогноз

Специалисты дают благоприятный прогноз при таком диагнозе. Расстройство не опасно для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильной терапии.

Важно помнить, что аутизм – это не приговор. Если особенному ребенку создать комфортные условия, он сможет получить походящую профессию и будет вести нормальный образ жизни без особого дискомфорта или проблем.

Существует множество примеров, когда люди с аутизмом не только учатся контролировать свое состояние, но и достигают успехов на профессиональном поприще.

Есть сведения, что такая патология была даже у ученого Чарльза Дарвина, режиссера Стэнли Кубрика и бывшего президента США Томаса Джефферсона.

Важно помнить, что особое значение приобретает психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Только так можно адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими и обеспечивать собственные потребности.

Источники:

  1. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions. Pauline Chaste, Marion Leboyer. Dialogues Clin Neurosci, 2012.
  2. Autism: cause factors, early diagnosis and therapies. Shreya Bhat, U Rajendra Acharya, HojjatAdeli, G MuralidharBairy, Amir Adeli. RevNeurosci, 2014
  3. Вызывает ли вакцинация аутизм? Голубев Д.Б. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2009. с. 63-34
  4. Неврологические нарушения у детей с аутизмом. Заваденко Н.Н., Печатникова Н.Л., Симашкова Н.В., Заваденко А.Н., Орлова К.А. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. с. 14-21
  5. Развитие научных представлений об аутизме. Нелюбина Д.О. Образование и проблемы развития общества, 2019. с. 54-58
  6. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Макаров И.В., Автенюк А.С. Социальная и клиническая психиатрия, 2018. с. 74-81
  7. Генетика аутизма (обзор зарубежной литературы). Бобылова М.Ю., Печатникова Н.Л. Русский журнал детской неврологии, 2013. с. 31-45
  8. Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. МачуринаТ.Н. International scientific review, 2016
  9. Новая теория о причинах возникновения аутизма. Димитрошкина Л.И. Вестник науки и образования, 2019
  10. Гендерные различия при детском аутизме. Клинков В.Н., Сойко В.В. Таврический журнал психиатрии, 2015. с. 9-13
  11. Ранний детский аутизм: проблематика и клиническое наблюдение. Емельянова Е.Ю., Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Омский психиатрический журнал, 2019
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector