Рекомендации по раннему выявлению заболеваний слуха.

  1. Причины
  2. Симптомы
  3. Методы диагностики
  4. Лечение
  5. Профилактика

Потеря слуха у детей приводит к инвалидности. При раннем выявлении патологии врачи детям устанавливают кохлеарные импланты, подбирают слуховые аппараты. Их обучают языку жестов. Дефектолог работает с глухими детьми над овладением речевых навыков.

Причины

Глухота может развиться по многим причинам:

  • Отягощённой наследственности;
  • Осложнённых родов;
  • Внутриутробной асфиксии плода;
  • Перенесенных беременной женщиной инфекций (краснухи, гриппа, сифилиса);
  • Хронических воспалений среднего уха (отитов);
  • Употребления матерью ребёнка во время беременности лекарственных средств, которые токсически воздействуют на слуховой нерв (аминогликозидов, цитотоксических препаратов, противомалярийных и мочегонных средств);
  • Травм уха и головы;
  • Чрезмерного шума.

Невзирая на причину потери слуха, при своевременном выявлении дефекта удаётся предотвратить развитие глухоты, улучшить качество слуха.

Рекомендации по раннему выявлению заболеваний слуха.

Симптомы

Родители или окружающие ребёнка люди замечают, что малыш не реагирует на слова, с которыми к нему обращаются. Старшие дети уточняют по несколько раз, что им сказали. В дальнейшем нарушается развитие речи. Ребёнок не может полноценно общаться с другими детьми. Это вызывает у малышей чувство одиночества, нарушает психологическое равновесие.

Методы диагностики

Специалисты дифференцировано подбирают методы, с помощью которых выявляют нарушение слуха у детей разного возраста.

Таблица №1. Диагностика нарушения слуха у детей разных возрастных групп

Возраст Методы диагностики
До трёх лет Отоакустическая эмиссия, слуховые вызванные потенциалы.
После трёх лет Рефлексометрия, тимпанометрия, регистрация задержанной ото-акустической эмиссии, вызванных слуховых потенциалов.

У детей старше трёх лет в современных клиниках в качестве стимулятора используют Chirp-стимул («чириканье») – оригинальный сигнал с модулированной частотой и амплитудой.

Лечение

Никогда не надо оставлять малыша, который не слышит, наедине со своей проблемой. Большинству детей, которым своевременно установлен диагноз, врачи восстанавливают слух.  Если этого не удалось сделать, на помощь приходит дефектолог.

Он строит свою работу с глухими детьми, основываясь на представлении, что ребёнок с потерей слуха не способен овладеть речевыми навыками, воспринимая речь людей, которые его окружают.

Для формирования речевых навыков используют информацию, которая поступает ребёнку от органов зрения, кинестетические (поступающие от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях) и тактильные (от прикосновения и давления) ощущения.

Дефектологи успешно обучают глухих детей речи, применяя устные или и жестовые методики. Устные методики заключаются в обучении малыша восприятию речи с помощью зрения и остаточного низкочастотного слуха. Дети учатся считывать слова  с губ.

Рекомендации по раннему выявлению заболеваний слуха.

Вертотональный метод включает ритмическую, вибрационную, музыкальную стимуляцию, а также аудио-визуальный курс. Для того чтобы ребёнок развивал устную речь, ему формируют произношение. Также дефектологи используют фонетическую ритмику. Это система упражнений, основанная на связи речи с движениями тела. Большая роль в обучении ребёнка восприятию звуков отводится родителям.

Жестовые методы больше используются за рубежом. Глухого ребёнка сначала обучают языку жестов, затем устной и письменной речи. Этот метод используют, прежде всего, если родители малыша также не слышат.

При использовании билигнвального метода дефектологи объясняют ребёнку значении нового прочитанного слова с помощью использование жестов глухих.

Специалисты, которые применяют метод тотальной коммуникации дефектологи, используют в равной степени как жесты, так и речь (устную или письменную).

Профилактика

Предотвратить потерю слуха у ребёнка можно с помощью следующих мероприятий:

  • Своевременно делать прививки против краснухи, кори, эпидемического паротита;
  • Вакцинировать против краснухи не привитых женщин на этапе планирования беременности;
  • Предотвращать заражение цитомегаловирусом у беременных женщин, применяя гигиенические мероприятия.
  • Соблюдать надлежащую гигиену ушей.

Чтобы сохранить ребёнку слух, следует объяснять ему, что громкие звуки вызывают глухоту, рекомендовать не использовать наушники для прослушивания громкой музыки. При лечении детей необходимо подбирать фармакологические препараты, которые не воздействуют токсически на слуховой нерв.

Детям, у которых глухие родители, нужно рано начинать проверять слух. При выявлении отклонений необходимо сразу же начинать лечение. Ранние выявление нарушения слуха позволяет применить эффективные методы для его восстановления или сохранения. Дефектолог обучит глухого малыша речи.

ИСХОДНИКИ:

  1. Савельева Е.Е., Арефьева Н.А. Нарушения слуха у детей, возможности диагностики и реабилитации. Журнал «Медицинский совет», 2014
  2. Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Журнал «Российская оториноларингология, 2011

Материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации у врача.

Эксперт

Палишена Елена Игоревна Врач-терапевт Специалист по функциональной диагностике, сертификат №7523,

диплом о медицинском образовании №36726043

Система раннего выявления нарушений слуха у детей

В настоящее время общепринятой является точка зрения о чрезвычайной важности раннего выявления нарушений слуха у детей.

Хорошо известно, что первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Это обуславливает важность раннего выявления нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты, и как следствие, к их инвалидизации.

Двустороннее сенсоневральное снижение слуха отрицательно влияет на психомоторное и речевое развитие ребенка.

Пластичность мозга ребенка, сензитивный период развития речи и психических функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности педагогического процесса.

Этим фактором определяется необходимость ранней диагностики и коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми.

При этом, хорошо известно, что раннее выявление слуховой патологии, точность диагностики и качественная коррекция позволяют надеяться на благоприятный прогноз.

Благодаря своевременно начатой работе (по развитию слухового восприятия и речи), раннему слухопротезированию и созданию речевой среды, дети, даже со значительным снижением слуха, уже к третьему году пользуются речью, хотя и в разной степени.

Несмотря на достижения в области ранней диагностики и реабилитации детей с нарушенной слуховой функцией, значительная часть детей в России выявляется на втором-третьем году жизни в связи с задержкой речевого развития.

Это связано, во-первых, с несвоевременным обращением родителей, во-вторых, откладыванием педиатром или лор-врачом аудиологического обследования ребенка, которые считают, что обследование необходимо начинать с 3-4 лет и с этого же времени обучение, в-третьих, с неполным обследованием или его низким уровнем.

Когда же следует обратить внимание на слух малыша? С первых же недель и месяцев жизни. Это очень важно для своевременной работы.

На что надо обратить внимание?

Бесполезно ждать, что новорожденный малыш отреагирует на звук так же, как и взрослый или ребенок 4-5 месяцев, то есть повернет голову в сторону источника звука. Механизм реагирования на звуки формируется постепенно и для каждого возраста он свой.

Еще в утробе матери плод реагирует на звуки. Это выявляется с помощью специальных приборов, которые фиксируют изменения частоты сердцебиения плода в ответ на звуковые сигналы извне. К сожалению, в настоящее время такие обследования не получили широкого распространения.

Видимые же без помощи каких-либо приборов реакции младенца на звуки можно наблюдать со второй-третьей недели жизни, когда у ребенка появляется слуховое сосредоточение. Слуховое сосредоточение – это реакция организма на внешний раздражитель, которая выражается в полном или частичном торможении движений.

Наиболее отчетливо реакция проявляется при подаче длительного, достаточно громкого сигнала на недалеком от ребенка расстоянии во время крика. В этом случае через несколько секунд (иногда через 15-20 сек.) можно наблюдать, как ребенок постепенно замирает, перестает двигаться и замолкает, иногда на все время звучания сигнала.

Такое торможение возникает на резкий сигнал звучащей игрушки, а позже на голос.



Внимательно наблюдая за ребенком, достаточно рано можно заметить отклонения от нормального хода развития слухового анализатора. Если ребенок не реагирует на резкие звуки, если вовремя не начинает поворачивать головку в сторону источника звука, не следует успокаивать себя тем, что он мило улыбается при общении с близкими, гулит в ответ на «разговор» с ним.

При появлении тревожных симптомов следует обращаться к специалистам – врачам-сурдологам по месту жительства или в специализированные научные центры.

Специалисты проведут дифференцированную диагностику состояния слуховой функции малыша, назначат необходимое лечение, при необходимости подберут индивидуальные слуховые аппараты, учителя-дефектологи познакомят с методикой реабилитационных занятий с малышом.

В ОДСЦ НПРЦ «Бонум» выпущены рекомендации по организации и проведению аудиологического скрининга новорожденного в Свердловской области (на основании разработанных рекомендаций Научного Центра аудиологии и слухопротезирования Минздрава России под руководством д.м.н. Т.А. Таварткиладзе).

Начиная с родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхаживания недоношенных детей педиатр-неонатолог учитывает возможные факторы риска по глухоте и тугоухости.

Такими являются:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания у матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз);
  2. Токсикозы беременности;
  3. Асфиксия новорожденного;
  4. Внутричерепная родовая травма;
  5. Гемолитическая болезнь новорожденных;
  6. Недоношенность;
  7. Масса тела при рождении меньше 1500 г.
  8. Препараты с ототоксическим действием (антибиотики);
  9. Гестационный возраст более 40 недель;
  10. Наследственные заболевания родителей или других родственников, сопровождающиеся поражением слухового аппарата.
Читайте также:  Проведение заместительной терапии при острой печеночной недостаточности ( ОПеН ). Методы активной детоксикации организма.

Осуществить поведенческий скрининг на местах может врач-педиатр, либо логопед, либо медсестра.Исследование слуха у младенцев до четырех месяцев основано на регистрации безусловно-рефлектрной реакции на звук.

Самыми информативными из них являются:

  1. Мигание век;
  2. Реакция вздрагивания всего тела;
  3. Замирание тела;
  4. Движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;
  5. Гримаса лица;
  6. Сосательные движения;
  7. Пробуждение спящего ребенка;
  8. Изменение ритма дыхания;
  9. Широкое открывание глаз.

При наличии хотя бы одного из перечисленных факторов врач-неонатолог в индивидуальной карте новорожденного отмечает: угрожаемый по тугоухости, указывая фактор. Дети старше четырех месяцев способны локализовать источник звука поворотом глаз и головы в сторону источника звука. Реакции имеют скрытый период в несколько секунд.

Методика обследования

Для проведения обследования необходимо подготовиться. Вам понадобятся три баночки из под киндер-сюрприза. На одну треть наполните манной крупой одну баночку, гречей – вторую и горохом – третью. Баночки с крупами передают звуки разной громкости: манка – 30-40 дб., гречка – 50-60 дб., горох – 70-80 дб.

Новорожденного удобно положить на пеленальный столик, ребенка более старшего возраста можно посадить на стол, либо взять на руки взрослого. В процедуре обследования участвует 2 человека. Один – наблюдатель, второй – ассистент.

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь его внимание к своему лицу или яркой игрушке. У детей трех месяцев вызываем «комплекс оживления». В тот момент, когда ребенок смотрит прямо на игрушку, ассистент сзади и сбоку от ребенка на расстоянии 10 см.

от каждого уха ребенка начинает трясти баночкой.

Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • Реакции ребенка имеют тенденцию к быстрому угасанию, поэтому, если подавать звуковые сигналы от наиболее громкого к более тихому, то ребенок может не отреагировать на более тихий звук. Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, начинать нужно с тихих звуков, сигналы должны идти в следующей последовательности:- манка;- гречка;- горох.
  • Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (за это время угасает предыдущая реакция).
  • При подаче сигналов вы должны быть уверены, что ребенок не видит данную манипуляцию.
  • Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо. Задача наблюдателя – увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, расширение зрачков, поворот глаз или головы в сторону источника звука).
  • Баночку с горохом используют до четырех месяцев, с гречкой после четырех месяцев, с манкой от шести месяцев и старше.

Необходимо помнить, что реакция на звук может быть немного запоздалой, если малыш родился недоношенным, физически ослабленным или с неврологией.

Если малыш старше шести месяцев реагирует на все предложенные стимулы, то можно предположить, что его слух в пределах физиологической нормы.

При подозрении на снижение слуха ребенка необходимо направить на аудиологическое обследование к сурдологу в ОДСЦ НПРЦ «Бонум». При подозрении снижении слуха ребенок берется на диспансерный учет и ему проводятся адекватные реабилитационные мероприятия.

Детальное обследование слуха ребенка.

Можно провести более детальное обследование слуха ребенка. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки: барабан (низкочастотное звучание – 500 Гц), дудка (среднечастотное звучание – 2500-3000 ГЦ) и погремушка или пищалка (высокочастотное звучание – 5000 Гц).

Сигналы подаются в следующей последовательности: погремушка, дудка, барабан. Помимо неречевых звуков мы используем и речевые сигналы типа «па-па-па», «пи-пи-пи», имя ребенка на голос разговорной громкости.

Ассистент подает звуковые сигналы, а наблюдатель фиксирует реакцию ребенка на звуки.

Если младенец реагирует на все стимулы на одном и том же расстоянии (максимально доступном для восприятия в этом возрасте), можно предположить, что у него сохранный слух.

Если же у ребенка отсутствует реакция на один или несколько стимулов или же расстояние, при котором появляется реакция на те или иные звуковые стимулы, меньше нормы, то он нуждается в более детальном обследовании у сурдолога.

Неречевые сигналы подаются с максимального расстояния, доступного для каждого возраста, при необходимости (если ребенок не реагирует на данном расстоянии) метраж уменьшаем. Речевые сигналы подаются с минимального расстояния от уха ребенка, увеличивая метраж до нормы.

Нормальная реакция на звук.

От 0 до 3 мес. От3 до 6 мес. От 6 до 12 мес.
Расстояние, с которого начинают обследование 1,5 метра у новорожденных, 2-3 метра – у детей 2-3 месяцев. 3-4 метра. 4-6 метров, в 12 месяцев – 6 метров.
Нормальная реакция на звук Торможение движений, расширение глазных щелей, мигание век, реакция вздрагивания всего тела, замирание тела, движение конечностей, разведение рук и ног в стороны, гримаса лица, сосательные движения, пробуждение спящего ребенка, изменение ритма дыхания, широкое открывание глаз. Активизация или торможение движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука. Поворот глаз или головы в сторону источника звука, находящегося сзади, справа, слева.

В результате такого обследования мы получаем сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки и голос. Мы узнаем:

  • звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, локализует ли источник звука и с какого расстояния;
  • реагирует ли малыш на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул.

Полученные данные можно занести в таблицу.

Рекомендации по раннему выявлению заболеваний слуха. Рекомендации составила логопед НПЦ: Балмашева Инна Владимировна

Также по теме:

Особенности верботональной системы обучения детей с нарушениями слуха

Полезная информация по вопросам нарушений слуха у детей раннего возраста

Нарушения слуха у детей раннего возраста

Если малыш плохо слышит, то без своевременно оказанной помощи он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого ему будет трудно научиться говорить. Со сниженным слухом рождается примерно 3 малыша из 1000, из них 1 – с глубокими потерями слуха.

В прошлые годы для такого ребенка был бы  закрыт мир звуков, у него бы не было речевого общения.

Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха, широко используются современные модели слуховых аппаратов и различные слуховые импланты, практически полностью компенсирующие снижение слуха; эффективно проводятся программы, направленные на развитие слабослышащих детей.

При своевременной начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало, чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки.

Что такое «своевременно оказанная помощь»? Это понятие включает в себя целый комплекс различных мероприятий:

  • своевременное выявление нарушений слуха у ребенка;
  • проведение точной оценки слуховой функции;
  • включение семьи в программу помощи, с учетом ее возможностей и потребностей, типа и степени снижения слуха, сразу после обнаружения нарушения слуха;
  • адекватный подбор и настройка слуховых аппаратов;
  • регулярный контроль слуха и настройки слуховых аппаратов;
  • регулярная оценка развития малыша, оценка эффективности оказываемой программы помощи;
  • при отсутствии должного эффекта от слухопротезирования своевременное решение о необходимости проведения кохлеарной имплантации (в случае глубоких потерь слуха).
  • В данном разделе Вы можете найти информацию о разных вопросах, связанных с нарушениями слуха у детей раннего возраста:
  • Выявление нарушений слуха
  • Аудиологический скрининг новорожденных

Речь является важнейшим средством связи между людьми и окружающим миром, хотя общение (коммуникация) между людьми возможна и на основе зрительных и тактильных ощущений. Речевое общение возникло, как наиболее доступный и простой способ быстро и полно донести информацию от человека к человеку.

При глубоких нарушениях слуха в раннем возрасте затрудняется использование речи, возникают трудности социальной адаптации, может наблюдаться отставание психоэмоционального развития ребенка.

Поэтому, когда ребенок появляется на свет, желание каждой матери узнать: “А все  ли в порядке? Какой мой человечек? Хорошо ли он видит, хорошо ли он слышит?”

И, чтобы ответить на эти вопросы, в первые дни жизни в родильных домах проводится скрининг слуха для всех новорожденных (так называемый, аудиотест).

Для проверки слуха используется быстрый, безболезненный и абсолютно безопасный для здоровья малыша способ – регистрация отоакустической эмиссии. Обследование проводится во сне или в спокойном бодрствовании.

В ухо ребенка вставляется маленький наушник, через который подается звук.

Здоровое, слышащее ушко отвечает «эхом» на этот звук. При отсутствии «эха» ни в коем случае нельзя сразу говорить о тугоухости. Причинами отсутствия «эха» могут быть: а) наличие послеродовых масс в наружном слуховом проходе; б) заболевания среднего уха; в) наличие истинной патологии слуховой системы.

Читайте также:  Ионная связь аминокислот. Дисульфидная связь аминокислот. Водородная связь аминокислот.

Если «эхо» не зарегистрировано, то Вашему малышу следует повторить скрининг через 1 месяц (например, в поликлинике по месту жительства). Если «эхо» отсутствует при повторном тестировании – то необходимо провести комплексное аудиологическое обследование в специализированном центре.

В Санкт-Петербурге есть несколько детских центров, в которых Вы можете проверить слух Вашего малыша (список ниже).

Отсроченные и приобретенные нарушения слуха у детей

Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться. Причины снижения слуха в раннем возрасте различны (генетические факторы, врожденные внутриутробные инфекции, травмы головы, частые отиты и др.) и не всегда их точно можно определить.

По данным статистики с врожденными проблемами слуха рождается примерно 3 ребенка из 1000. К возрасту 1 год дополнительно еще 1-2 малыша из 1000 начинают испытывать трудности со слухом. К школьному возрасту примерно 6-10 детей из 1000 имеют снижение слуха.

Если аудиотест в родильном доме показал нормальный слух, однако у Вас есть сомнения, хорошо ли слышит Ваш малыш; Ваш ребенок  плохо понимает речь или у Вашего ребенка есть задержка речевого развития, то обратитесь к специалистам и проверьте слух вашего ребенка.

Чтобы оценить  развитие своего ребенка, посмотрите приведенные ниже этапы нормального слухо-речевого развития ребенка на первом-втором году жизни, проверьте внимательно.

Или заполните анкету слухового развития LittlEARS, предназначенную для детей от 0 до 24 месяцев (разработка Medel, русская версия И.В. Королевой). Заполнить анкету можно на сайте Института:  http://eii.ru/programmy_dlya_semej/skachat_anketu_kidrcdi/
Наши специалисты прокомментируют получившиеся результаты. Также эту анкету можно заполнить в он-лайн форме на сайте «Я слышу мир»: http://usharik.ru/site/otsenka.php

Что делать, если у ребенка обнаружены нарушения слуха? Вопросы слухопротезирования 

Прежде всего, необходимо узнать – нужны ли ребенку слуховые аппараты. При сенсоневральной тугоухости (т.е. повреждении рецепторного отдела улитки) нет смысла бегать по врачам, чтобы излечить тугоухость – рецепторные клетки не восстанавливаются.

Если слух Вашего малыша хуже 40 дБ (II степень и хуже), то начинайте слухопротезирование (т.е. подбор слуховых аппаратов). В настоящее время мы предлагаем начинать носить слуховые аппараты сразу после обнаружения проблем со слухом.

Наши самые маленькие пользователи аппаратов – это малыши 2-3 месяцев.

Если у Вашего ребенка обнаружена кондуктивная или смешанная тугоухость, то выясните у врача, с чем связано наличие кондуктивного (т.е. нарушения на уровне наружного/среднего уха) компонента тугоухости.

Иногда при кондуктивной или смешанной тугоухости возможно сразу провести лечение и восстановить или улучшить слух у малыша. Но в ряде случаев это невозможно (нпрм., при атрезии наружного слухового прохода, аномалиях строения среднего уха и т.п.

) и, если снижение слуха превышает 40 дБ, то необходимо задуматься о подборе слуховых аппаратов.

В случае слуховой нейропатии обязательно проведение поведенческой аудиометрии. Только по ее результатам мы можем решить, нуждается ли ребенок в слуховых аппаратах/кохлеарной имплантацииили нет. В любом случае ему нужны регулярные занятия.

В зависимости от типа и степени нарушений слуха предлагается различный выбор слуховых аппаратов (СА) как по мощности (от средних до сверхмощных), так и по виду СА (заушные или аппараты костной проводимости).

При очень глубоких потерях может быть предложена кохлеарная имплантация. Результаты операции поразительные. Однако следует помнить, что результат зависит от того, в каком возрасте была проведена операция, пользовался ли ребенок до операции слуховые аппаратами, не было ли кроме нарушений периферического отдела слуховой системы также нарушений центральных отделов слуховой системы.

Рекомендации

Если ребенок с нарушенным слухом не носит слуховой аппарат, говорите с ним с близкого расстояния, при больших потерях – около ушной раковины.

Общаясь со своим ребенком, выключите радио, телевизор – дети с нарушенным слухом плохо воспринимают речь в шумной обстановке.

В период раннего детства, когда формируются центральные отделы слуховой системы, когда слуховая система подстраивается под звуки родного языка, очень важно довести звуковую информацию до “мозга”.

Заключение

Будет ли говорить Ваш ребенок? К сожалению, очень трудно ответить сразу на этот вопрос.

Многое зависит от того, как рано обнаружено снижение слуха; какая степень нарушений слуха определены у ребенка; от того, как рано он/она начал(а) носить слуховые аппараты; насколько адекватно они подобраны; какая причина тугоухости; имеется ли патология только периферического отдела, или добавляются повреждения в центральных отделах слуховой системы; есть ли у ребенка дополнительные трудности, кроме снижения слуха; как регулярно малыш занимается;  насколько семья понимает проблемы своего ребенка; насколько включены родители (вся семья) в эти занятия.

В любом случае не теряйте оптимизма, познакомьтесь с родителями других детей, начинайте заниматься (наши специалисты проводят как индивидуальные, так и групповые занятия, каждую неделю работает Родительский Клуб; прочитайте необходимую литературу. Если у Вас возникают вопросы, мы всегда рады помочь Вам.

Контроль за состоянием слуха и качеством настройки слуховых аппаратов 

Слух со временем может меняться и очень важно, чтобы слуховые аппараты были точно настроены в соответствии с аудиограммой. Поэтому следует регулярно проходить аудиологическое обследование (проверку слуховой функции и проверку настройки слуховых аппаратов):

  • для малышей до 2 лет рекомендуется 3-4 осмотра в год;
  • для детей от 2 до 5 лет 2-3 раза в год.
  • для детей старше 5 лет 1-2 раза в год

Однако, если Вы заметили, что ребенок начал хуже реагировать на звуки в слуховых аппаратах или без них, немедленно обращайтесь к специалисту, слух может ухудшаться.

Кроме того, если ребенок носит слуховые аппараты, то следует не менее 2 раз в год посещать слухопротезиста. Слухопротезист проверит работоспособность аппарата, при необходимости заменит фильтры, крючки; сделает коррекцию настроек аппаратов.

Следует регулярно изготавливать новые индивидуальные вкладыши. Частота замены вкладышей зависит от возраста ребенка и от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Обычно для малышей первого года жизни изготовление нового вкладыша происходит 1-2 раза в три месяца; для детей старше года 1-2 раза в полгода; для детей старше 3 лет 1-2 раза в год.

Организации в Санкт-Петербурге, в которых можно проверить слух Вашего малыша:

Детский городской сурдологический центр,
пр. Шаумяна, д.29.  Телефон: 528-97-08

Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
ул.Чехова, д. 5. Телефон: 272-90-15

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет, ул. Литовская, д.2
Телефон: 416-54-04 или 8-950-037-51-90

Глухота и потеря слуха

Авторы: Всемирная организация здравоохранения

Информационный бюллетень N°300 Февраль 2014 г.

  • 360 миллионов человек в мире страдают от инвалидизирующей потери слуха.1
  • Потеря слуха может быть врожденной или развившейся в результате перенесенной матерью краснухи, осложнений во время родов, некоторых инфекционных заболеваний, таких как менингит, хронических инфекций ушей, употребления ототоксичных лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.
  • Половину всех случаев потери слуха можно предотвращать в рамках первичной профилактики.
  • Для людей с потерей слуха могут быть полезными такие устройства, как слуховые аппараты, вспомогательные средства и кохлеарные имплантаты, а также субтитры, обучение языку жестов, поддержка в обучении и социальная поддержка.
  • С помощью производимых в настоящее время слуховых аппаратов можно удовлетворить менее 10% глобальных потребностей.
  • ВОЗ оказывает содействие странам в разработке программ первичных мер по охране здоровья уха и слуха, интегрированных в системы первичной медико-санитарной помощи стран.

Более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха. Под такой потерей слуха понимается потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей. Большинство таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом — порог слышимости 25 дБ или ниже в обоих ушах — страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков.

Понятие «тугоухости» применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно они общаются с помощью разговорной речи и могут пользоваться слуховыми аппаратами, субтитрами и вспомогательными средствами для улучшения слышимости. Людям с более значительной потерей слуха могут помочь кохлеарные имплантаты.

«Глухие» люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Читайте также:  Неотложная помощь при отравлении бледной поганкой. Первая помощь при отравлении бледной поганкой.

Причины потери слуха можно подразделить на врожденные и приобретенные.

Врожденные причины приводят к потере слуха, имеющейся при рождении или приобретенной вскоре после рождения. Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами или некоторыми осложнениями во время беременности и родов, включая следующие:

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
  • низкая масса тела при рождении;
  • асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);
  • ненадлежащее употребление ототоксичных лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности; и
  • тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретенные причины приводят к потере слуха в любом возрасте.

  • Инфекционные заболевания, такие как менингит, корь и свинка, могут приводить к потере слуха, в основном, в детстве, но также и позднее в жизни.
  • Хроническая инфекция ушей, которая обычно сопровождается выделениями из ушей, может приводить к потере слуха. В некоторых случаях такое состояние может также приводить к развитию серьезных, представляющих угрозу для жизни осложнений, таких как абсцесс головного мозга или менингит.
  • Скопление жидкости в ухе (средний отит) может приводить в потере слуха.
  • Употребление в любом возрасте ототоксичных лекарственных средств, таких как, например, антибиотики и противомалярийные препараты, может приводить к поражению внутреннего уха.
  • Травмы головы или уха могут приводить к потере слуха.
  • Чрезмерный шум, включая работу с шумным оборудованием и воздействие громкой музыки или других громких звуков, таких как стрельба или взрывы, может иметь вредные последствия для слуха человека.
  • Возрастная потеря слуха (старческая тугоухость) развивается в результате дегенерации сенсорных клеток.
  • Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход, могут приводить к потере слуха в любом возрасте. Такая потеря слуха обычно бывает умеренной и может быть легко скорректирована.

Основной причиной потери слуха среди детей является хронический средний отит.

Прежде всего, потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей, страдающих глухотой, часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи.

Потеря слуха и заболевания ушей, такие как средний отит, могут приводить к значительному неблагоприятному воздействию на успеваемость детей. Но предоставление людям с потерей слуха возможностей для общения позволяет им принимать участие в общественной жизни на равных основаниях с другими людьми. Общение может происходить с помощью разговорной/письменной речи или языка жестов.

Ограниченный доступ к услугам и лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, страдающих от потери слуха.

Человек с врожденной глухотой, не получивший возможности для обучения языку жестов в детстве, может чувствовать себя изолированным от социального общения.

В развивающихся странах дети, страдающие потерей слуха и глухотой редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих глухотой, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы.

По сравнению с общим работающим населением среди работающих глухих людей отмечается более высокая процентная доля людей, занимающихся менее квалифицированной работой.

Улучшение доступа к образованию и службам профессиональной реабилитации и повышение осведомленности, особенно среди работодателей, может способствовать снижению уровней безработицы среди взрослых людей, страдающих от потери слуха.

Помимо экономического воздействия на индивидуальном уровне потеря слуха оказывает значительное воздействие на социальное и экономическое развитие отдельных сообществ и стран.

Половину всех случаев потери слуха можно предотвращать в рамках первичной профилактики. В число простых стратегий профилактики входят следующие:

  • иммунизация детей против детских болезней, включая корь, менингит, краснуху и свинку;
  • иммунизация девочек подросткового возраста и женщин детородного возраста против краснухи до наступления беременности;
  • обследования беременных женщин на сифилис и некоторые другие инфекции и их лечение;
  • улучшение медицинской помощи в дородовом, родовом и послеродовом периодах, включая обеспечение безопасных родов;
  • применение ототоксичных лекарственных средств только по назначению и под контролем квалифицированного врача;
  • направление новорожденных детей из групп высокого риска (при наличии глухих членов семьи или рожденных с низкой массой тела, асфиксией, желтухой или менингитом) для ранней проверки слуха, быстрой постановки диагноза и надлежащего ведения в случае необходимости; и
  • уменьшение воздействия (как на работе, так и во время отдыха) громких шумов путем повышения осведомленности, использования индивидуальных средств защиты и разработки и применения соответствующих законов.

Потерю слуха в результате среднего отита можно предотвращать с помощью практических методик по охране здоровья уха и слуха. Такие проблемы можно соответствующим образом решать благодаря раннему выявлению и последующему проведению надлежащих медицинских и хирургических вмешательств.

Для значительной доли людей, страдающих от потери слуха, могут быть полезными раннее выявление и принятие соответствующих мер, а также надлежащее ведение.

Раннее выявление и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами для минимизации воздействия потери слуха на развитие ребенка и его успеваемость.

Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.

Глухие дети должны иметь возможности для обучения языку жестов вместе с членами своих семей.

Скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.

Для людей, страдающих нарушениями слуха, могут быть полезными такие устройства, как слуховые аппараты, вспомогательные средства для улучшения слышимости и кохлеарные имплантаты. Для них также могут быть полезными логопедическое лечение, восстановление слуха и другие соответствующие услуги.

Но с помощью производимых в настоящее время слуховых аппаратов можно удовлетворить менее 10% глобальных потребностей. В развивающихся странах слуховые аппараты имеют менее одного человека из каждых 40 человек, нуждающихся в них.

Отсутствие служб по подбору и техническому обслуживанию слуховых аппаратов, как и отсутствие батареек также являются препятствиями в странах с низким уровнем дохода.

Обеспечение более широкого наличия доступных по стоимости и надлежащим образом подобранных слуховых аппаратов, а также служб последующего наблюдения во всех частях мира принесет пользу многим людям с потерей слуха.

Люди, у которых развивается потеря слуха, могут учиться общению, приобретая навыки чтения по губам, а также используя написанные или напечатанные тексты и язык жестов. Обучение языку жестов будет полезно для детей с потерей слуха, а субтитры и сурдоперевод на телевидении облегчат доступ к информации.

Официальное признание национальных языков жестов и более широкое использование сурдоперевода являются важными действиями для улучшения доступа к службам языка жестов. Законы, обеспечивающие права человека, и другие защитные меры могут также способствовать лучшему социальному приобщению людей, страдающих от потери слуха.

ВОЗ оказывает содействие государствам-членам в разработке программ первичных мер охраны здоровья уха и слуха, интегрированных в системы первичной медико-санитарной помощи стран. Работа ВОЗ включает следующее:

  • поддержка государств-членов для разработки и осуществления национальных планов для программ первичных мер охраны здоровья уха и слуха и руководство в этой области;
  • обеспечение технических ресурсов и руководства для специальной подготовки работников здравоохранения в области первичных мер охраны здоровья уха и слуха;
  • разработка и распространение рекомендаций по устранению основных предотвратимых причин нарушения слуха;
  • создание партнерств для обеспечения доступных по стоимости слуховых аппаратов и соответствующих служб;
  • повышение осведомленности в отношении уровня, причин и воздействия потери слуха, а также возможностей для их профилактики, выявления и ведения;
  • сбор данных о глухоте и потере слуха для демонстрации масштабов этой проблемы; и
  • содействие социальному приобщению инвалидов, в том числе глухих людей, например, с помощью реабилитационных сетей и программ на уровне отдельных сообществ.
  • 1Под инвалидизирующей потерей слуха понимается потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей.
  • Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector