Двигательный анализатор письменной речи. Зрительный анализатор письменной речи.

Nbsp;  

Тема 1. Проблема изучения письменной речи и современный взгляд на проблему формирования письма и чтения в онтогенезе

Краткие сведения об этапах становления письменности: картинно-синтетическое, логографическое, слоговое, буквенно-звуковое письмо. Отличия устной речи от письменной. Психофизиологические и мозговые основы формирования письма и чтения в онтогенезе.

Основные понятия темы:

Письменная речь – речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергамене, бересте, камне, полотне и т. п.

) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности); одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи; является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная.

  • Слуховой анализатор – анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы.
  • Анализатор речедвигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение положение органов дыхания, голоса и артикуляции.
  • Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.
  • Анализатор зрительный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующий зрительные ощущения и образы.

Анализатор двигательный (кинестетический) – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

Речевая деятельность человека представляет собой систему речевых действий. Данная система включает четыре вида деятельности: слушание (импрессивная речь), говорение (экспрессивная), письмо и чтение.

Первые два вида представляют устную форму речи, а вторые два – письменную. Письменная речь является собственной искусственной памятью человечества.

В своем развитии письменная речь стремиться к тому, чтобы максимально передать устную речь.

Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях имели место еще пять тысяч лет до нашей эры. Первоначально для передачи информации применялось картинно-синтетическое письмо, то есть пиктограммы, бирки, зарубки и т.п. Оно читалось только прямыми значениями: именами и глаголами.

Эти записи не могли передать отвлеченных понятий, и не были связаны с языком. Путем обобщения пиктограммы превратились в идеограммы, которые собственно и явились началом письма. Впервые оно было создано ассирийцами. Этот способ письма наглядно символизировал идею, изображал понятие.

Позже идеографическое письмо перешло в силлабетическое (слоговое).

Основой этой системы письма оставалась многозначная идеограмма, но «конкретная привязка знака каждый раз к определенному слову обеспечивается добавлением ребусных знаков, выражающих звуковые элементы и знаками – детерминативами, уточняющими круг понятий, к которому относится данное слово» [53, с.375].

Этот тип письма впервые, был основан в Египте. И только после этой длительной истории развития записи информации, мыслей появляется альфабетическое (от греческих букв а и б) письмо, в котором один буквенный знак обозначает один звук. Это письмо было создано греками на основе финикийского. Итак, видно, что развитие письма шло в направлении от образности к языку.

Современная письменная речь носит альфабетический характер, т.е. звуки устной речи обозначаются опосредованными буквами. Однако такое соотношение (звук – буква) имеет место не во всех современных языках.

Этот факт говорит о сложности взаимоотношений письма и устной речи: они тесно связаны между собой, но их единство включает и существенные различия.

Процесс письма отличается от процесса устной речи по своему возникновению, способу формирования, психологическому содержанию и по функциям.

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Но в отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Обобщая все вышесказанное, можно обратиться к разработанной Г.Г.Мисаренко схеме, в которой четко дано понятие письма. В своих работах автор рассматривает письмо как структурную часть феномена языка.

Она пишет, что феномен языка как системы звуковых и письменных единиц, исторически возникшей в человеческом обществе и способной выразить всю совокупность понятий и мыслей человека, имеет определенную структуру.

Каждый ее блок представляет собой психофизиологическую программу речевых действий (см. схему).

Феномен языка

Двигательный анализатор письменной речи. Зрительный анализатор письменной речи.

Итак, их данной схемы видно, что письменная речь – процесс записи (кодирования) речи средствами языка – является структурным компонентом феномена языка и одним из видов письменной формы и состоит из трех программ, представленных в схеме.

Выполнение программы каждого уровня является для детей трудной и напряженной работой, к которой необходимо целенаправленно готовить каждого ребенка. Рассмотрим письменную речь в нескольких аспектах: психологическом, психолингвистическом (лингвистическом), нейропсихологическом и психофизиологическом.

В психологическом аспекте письменная речь выступает как вид деятельности и включает три основных операции:

— символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем;

— моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов (Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин);

— графомоторные операции.

Каждая из этих операций является самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Навык символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символизации широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания. Данных факт отмечала и Р.Е.Левина.

Следующий навык – моделирование звуковой структуры слова с помощью букв.

Реализация данного навыка на начальной стадии обучения происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т.е.

установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

И последние, графомоторные навыки являются конечным эффективным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.

В отличие от детей, у взрослого человека письмо – автоматизированная и целенаправленная деятельность, основной целью которой является передача смысла или его фиксация. Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает большое количество операций:

1. Возникновение намерения, мотива к письменной речи.

2. Создание замысла (о чем писать?)

3. Создание на его основе общего смысла (что писать?) содержания письменной речи.

4. Регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

У взрослого человека они носят сокращенный характер, т.е. происходит процесс интериоризации. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде.

В лингвистическом аспекте сущность понятия письменная речь фактически объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации.

Письменная речь является и способом перекодирования, то есть набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному языку), именуемый правописанием, т.е.

, по сути, является операцией символизации (обозначение звуков буквами) и процедурой моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков.

Система правил перекодирования и определяет отличия одного вида письменности от другого: пиктографическое, идеографическое, силлабическое, альфабетическое.

Русское правописание базируется на нескольких основных принципах (разными авторами выделяется от четырех до восьми различных принципов). Среди них ведущими и наиболее общепринятыми можно считать: фонетический (фонематический), традиционный и этимологический (морфологический).

Фонетический принцип (основа графики) состоит в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся. Задача пишущего сводится к тому, чтобы каждый слышимый в слове звук правильно соотнести с соответствующей ему буквой и записать эти буквы в нужной последовательности.

Морфологический принцип письма является в русской орфографии ведущим, поскольку именно ему подчинено правописание подавляющего большинства слов.

Сущность этого принципа заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть, или морфема (приставка, корень, суффикс, окончание), независимо от особенностей ее звучания всегда пишется одинаково.

Например, в слове ЛЕСОК, которое является производным от слова ЛЕС, следует писать букву Е, хотя слышим И.

Традиционный принцип сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу. В школьной программе это так называемые «словарные слова».

Письменная речь – особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков. Она реализуется в таких жанрах, как эпистолярная продукция, дневниковые записи (аутокоммуникация), литературное творчество. Она отличается особыми стилистическими нормами, отличительными от устноязыковых, сложной системой пунктуационных правил.

В нейропсихологическом аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями.

Общепринятой считается точка зрения, что функциональная система, отвечающая за нормальный процесс письменной речи, включает различные участки коры левого полушария (у левшей – правого) и различные анализаторные системы (оптическую, моторную, акустическую и др.), каждая из которых обеспечивает успешное протекание лишь одного из звеньев в структуре данного процесса.

Мозговая основа письменной речи весьма сложна. Естественно, что такой сложный процесс требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга. Об этом подробно пишет в своей работе А.Р.Лурия. Современная наука о мозге и его деятельности установила, что каждая область головного мозга имеет свое строение и связана со специальными функциями.

Левое полушарие у многих людей является ведущим. Заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Правое полушарие носит подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи. У левшей дело обстоит иначе, у них, наоборот, – правое полушарие является ведущим, а левое подчиненным.

Читайте также:  Видео роды с инструкциями. Посмотреть видео роды с инструкциями.

Различные участки мозговой коры имеют также неодинаковую функцию.

Е.А. Логинова, опираясь на труды Н.К. Корсаковой и А.Р. Лурия, составила таблицу, в которой представлены основные звенья письма на этапе его формирования (см. таблицу).

Звенья процесса письма, их морфологическое и функциональное обеспечение

Составляющее звено процесса письма Функциональное значение в процессе письма Зона мозга Нейропсихологиический фактор
Зрительный образ буквы Анализ элементов, включенных в букву, различение письменных и печатных букв Затылочные отделы Перцептивный
Зрительно-пространственный анализ Различение букв, имеющих сходную конструкцию (н-п, р-ь) и пространственные детали (ш-щ, у-ц, б-д), положение буквы в зеркальном пространстве Теменно-височно-затылочная область Пространственный
Исполнение написания А) Схема движения, соответствующая образу буквы. Б) Тонкие движения руки, плавность перехода о одного элемента к другому, от одной буквы к другой А) Теменная область. Б) Заднелобная (премоторная) область А) Кинестетический Б) Кинетический
Инициация написания Постановка целей; выбор программы сочетаний букв, слов; контроль за написанием с пониманием смысла; расстановка знаков препинания Лобные отделы Произвольная регуляция
Соотнесение звука и буквы через проговаривание Различение сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м и др.), а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных Теменная область Кинестетический
Восприятие звуков речи Различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные, простые и йотированные гласные, написание с мягким знаком Верхневисоч-ная область Фонематический
Слухоречевая память Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь Широкая височная зона Модально-специфический
Стабильность написания Равномерность темпа письма; сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы; соразмерность интервалов Глубинные структуры Нейродинамический

Таким образом, в момент формирования письменной речи (как специфического психологического действия) является сложным процессом, в котором принимает участие большое количество мозговых областей.

По мере освоения ребенком операционно-технологических компонентов письменной речи она автоматизируется, сокращается количество операций (звеньев) и работающих мозговых зон.

С точки зрения нейропсихологического подхода, обучение этому процессу не должно быть лишь «натаскиванием» изолированных психических действий, а предполагает развитие основных нейропсихологических факторов, что соответствует представлению о системном строении психики.

Огромный вклад в изучение нейропсихологической и психофизиологической основы письма внес А.Р.Лурия. Свои наблюдения он подробно описывает в своих трудах, которые наряду с изысканиями Л.С.Выготского лежат в основе современной теории письма.

В психофизиологическом аспекте основой речи и речевых процессов является совместная работа слухового и речедвигательного анализатора. Именно поэтому полноценный анализ звучащего слова требует участия и кинестетических механизмов.

Кроме того, анализ слова, помимо выделения и уточнения звуков на основе акустических и кинестетических афферентаций, предполагает еще и операцию установления последовательного порядка звуков в слове. Но этого оказывается недостаточно. Необходимо еще и удержать в кратковременной памяти выделенные звуки.

Только после этого выделенный из слова и уточненный звук может быть перешифрован в букву. В этом звене принимает участие процесс зрительного восприятия и восприятия пространства и пространственных отношений.

Таким образом, в результате рефлекторного повторения в процессе обучения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Процесс овладения письменной речью обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного; речеслухового; зрительного; двигательного. И.Н.

Садовникова условно представила согласованную работу в виде схемы, отобразив все четыре анализатора и кратчайшие единицы речи (см. схему).

Согласованная работа анализаторов

Двигательный анализатор письменной речи. Зрительный анализатор письменной речи.

Речеслуховой анализатор обеспечивает языковой анализ и синтез, развитие фонематического восприятия, благодаря которым формируется звуковой образ графемы (фонема), имеющий смыслоразличительные и акустико-артикуляционные характеристики.

Речедвигательный анализатор управляет движениями артикуляционных органов, которые осуществляются на двух уровнях – внешних моторных движений (кинетика) и внутреннего костно-мышечного ощущения этих движений (кинестезия).

Корковые концы анализаторов речи

Поэтому для понимания анатомического субстрата второй сигнальной системы необходимо, кроме знания строения коры большого мозга в целом, учитывать также корковые концы анализаторов речи.

1. Так как речь явилась средством общения людей в процессе их совместной трудовой деятельности, то двигательные анализаторы речи выработались в непосредственной близости от ядра общего двигательного анализатора.

Двигательный анализатор артикуляции речи (речедвигательный анализатор) находится в задней части нижней лобной извилины (поле 44), в непосредственной близости от нижнего отдела моторной зоны. В нем происходит анализ раздражений, проходящих от мускулатуры, участвующей в создании устной речи.

Эта функция сопряжена с двигательным анализатором мышц губ, языка и гортани, находящимся в нижнем отделе предцентральной извилины, чем и объясняется близость речедвигательного анализатора к двигательному анализатору названных мышц.

При поражении поля 44 сохраняется способность производить простейшие движения речевой мускулатуры, кричать и даже петь, но утрачивается возможность произносить слова — двигательная афазия (фазис — речь). Впереди поля 44 расположено поле 45, имеющее отношение к речи и пению.

При поражении его возникает вокальная амузия — неспособность петь, составлять музыкальные фразы, а также аграмматизм — неспособность составлять из слов предложения.

2. Так как развитие устной речи связано с органом слуха, то в непосредственной близости к звуковому анализатору выработался слуховой анализатор устной речи. Его ядро помещается в задней части верхней височной извилины, в глубине латеральной борозды (поле 42).

Благодаря слуховому анализатору различные сочетания звуков воспринимаются человеком как слова, которые означают различные предметы и явления и становятся сигналами их (вторыми сигналами). С помощью его человек контролирует свою, речь и понимает чужую.

При поражений его сохраняется способность слышать звуки, но теряется способность понимать слова — словесная глухота, или сенсорная афазия.

При поражении поля 22 (средняя треть верхней височной извилины) наступает музыкальная глухота: больной не знает мотивов, а музыкальные звуки воспринимаются им как беспорядочный шум.

3. На более высокой ступени развития человечество научилось не только говорить, но и писать.

Письменная речь требует определенных движений руки при начертании букв или других знаков, что связано с двигательным анализатором (общим).

Поэтому двигательный анализатор письменной речи помещается в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи зоны предцентральной извилины (моторная зона).

Деятельность этого анализатора связана с анализатором необходимых при письме заученных движений руки (поле 40 в нижней теменной дольке). При повреждении поля 40 сохраняются все виды движения, но теряется способность тонких движений, необходимых для начертания букв, слов и других знаков (аграфия).

4.

Так как развитие письменной речи связано и с органом зрения, то в непосредственной близости к зрительному анализатору выработался зрительный анализатор письменной речи, который, естественно, расположен вблизи sulcus calcarinus, в gyrus angularis (поле 39). При повреждении нижней теменной дольки сохраняется зрение, но теряется способность читать (алексия), т. е. анализировать написанные буквы и слагать из них слова и фразы.

Все речевые анализаторы закладываются в обоих полушариях, но развиваются только с одной стороны (у правшей — слева, у левшей — справа) и функционально оказываются асимметричными. Эта связь между двигательным анализатором руки (органа труда) и речевыми анализаторами объясняется тесной связью между трудом и речью.

Этой связью пользуются и в лечебных целях.

При поражении речедвигательного анализатора сохраняется элементарная двигательная способность речевых мышц, но утрачивается возможность устной речи (моторная афазия).

В этих случаях иногда удается восстановить речь длительным упражнением левой руки (у правшей), работа которой благоприятствует развитию зачаточного правостороннего ядра речедвигательного анализатора.

Анализаторы устной и письменной речи воспринимают словесные сигналы (как говорил И. П.

Павлов, сигналы сигналов, или вторые сигналы), что составляет вторую сигнальную систему действительности, проявляющуюся в форме абстрактного отвлеченного мышления (общие представления, понятия, умозаключения, обобщения), которое свойственно только человеку.

Однако морфологическую основу второй сигнальной системы составляют не только указанные анализаторы. Так как функция речи является филогенетически наиболее молодой, то она и наименее локализована.

Читайте также:  Смешанные нейропатии. Нейропатия верхнего ягодичного нерва. Консультации специалистов при нейропатиях.

Так как кора растет по периферии, то наиболее поверхностные слои коры имеют отношение ко второй сигнальной системе.

Эти слои состоят из большого числа нервных клеток (15 млрд) с короткими отростками, благодаря которым создается возможность неограниченной замыкательной функции, широких ассоциаций, что и составляет сущность деятельности второй сигнальной системы.

При этом вторая сигнальная система функционирует не отдельно от первой, а в тесной связи с ней, точнее на основе ее, так как вторые сигналы могут возникнуть лишь при наличии первых. «Основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны также управлять и второй, потому что это работа все той же нервной ткани» (И. П. Павлов).

Контрольные вопросы к лекции:

1. Группы центров конченого мозга.

2. Филогенез конечного мозга.

3. Эмбриогенез мозгового плаща человека.

4.

Общая характеристика строения мозговой коры человека.

5. Цитоархитектоника типичной коры.

6. Миелоархитектоника коры полушарий.

7. Поверхности, полюса полушарий, борозды и извилины верхнебоковой поверхности полушарий.

8. Главенствующая роль коры в системной деятельности организма.

9. История и современное состояние вопроса о локализации функций в коре больших полушарий.

Лекция №4

Структурно функциональная анатомия чувствительных проводящих путей головного и спинного мозга.

Цель лекции. Рассмотреть функциональную анатомию чувствительных проводящих путей.

план лекции:

1. Дать общую характеристику структурных элементов чувствительных путей.

2. Рассмотреть общую характеристику закономерностей формирования чувствительных путей.

3. Роль и место зрительного бугра в структурно-функциональной анатомии чувствительных путей.

4.

Структурно-функциональные элементы переднего спинно-мозжечкового пути (Говерса).

5. Структурно-функциональные элементы заднего спинно-мозжечкового пути (Флексига).

6. Структурно-функциональные элементы путей Голля и Бурдаха.

7. Структурно-функциональные элементы проводящих путей болевой и температурной чувствительности.

8. Структурно-функциональные элементы проводящего пути тактильной чувствительности.

С развитием спинного и головного мозга усложнились и связи в нервной системе.

Образовались многонейронные сложные рефлекторные дуги, в построении и функциях которых участвуют нервные клетки, расположенные в вышележащих сегментах спинного мозга, в ядрах мозгового ствола, полушарий и даже в коре большого мозга. Отростки нервных клеток, проводящих нервные импульсы из спинного мозга к ядрам и коре головного мозга и в обратном направлении, образуют пучки.

Пучки нервных волокон, соединяющие функционально однородные участки серого вещества в ЦНС, занимающие в белом веществе головного и спинного мозга определенное место и проводящие одинаковый импульс, получили название проводящих путей.

В спинном и головном мозге по строению и функции выделяют три группы проводящих путей: ассоциативные, комиссуральные и проекционные. Ассоциативные нервные волокна соединяют участки серого вещества, различные функциональные центры (кора мозга, ядра) в пределах одной половины мозга.

В спинном мозге ассоциативные волокна соединяют клетки серого вещества, принадлежащего различным сегментам, и образуют передние, латеральные и задние собственные пучки (межсегментные пучки). Они располагаются непосредственно возле серого вещества.

Короткие пучки связывают соседние сегменты, перекидываясь через 2-3 сегмента, длинные пучки — далеко отстоящие друг от друга сегменты спинного мозга.

Проекционные нервные волокна соединяют нижележащие отделы мозга (спинной) с головным мозгом, а также ядра мозгового ствола с базальными ядрами (полосатым телом) и корой и, наоборот, кору головного мозга, базальные ядра с ядрами мозгового ствола и со спинным мозгом.

При помощи проекционных нервных волокон, достигающих коры большого мозга, картины внешнего мира как бы проецируются на кору, как на экран, где происходят высший анализ поступивших сюда импульсов, сознательная их оценка. В группе проекционных путей выделяют восходящие и нисходящие системы волокон.

  • ВОСХОДЯЩИЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ПУТИ
  • Общая характеристика чувствительных восходящих путей:
  • 1. 3-нейронная схема строения;
  • 2.1 нейрон – в спинальном ганглии;
  • 3.волокна второго нейрона совершают перекрест;
  • 4.3 нейрон – в ядрах таламуса;
  • 5.таламо-кортикальный тракт – в заднем отделе задней ножки внутренней капсулы;

6.оканчиваются преимущественно в постцентральной извилине коры полушарий.

Восходящие проекционные пути (афферентные, чувствительные) несут в головной мозг, к его подкорковым и высшим центрам (к коре), импульсы, возникшие в результате воздействия на организм факторов внешней среды, в том числе и от органов чувств, а также импульсы от органов движения, внутренних органов, сосудов. По характеру проводимых импульсов восходящие проекционные пути подразделяются на три группы. 1. Экстероцептивные пути (от лат. exter, externus — наружный, внешний) несут импульсы (болевые, температурные, осязания и давления), возникшие в результате воздействия внешней среды на кожные покровы, а также импульсы от высших органов чувств (органов зрения, слуха, вкуса, обоняния). 2. Проприоцептивные пути (от лат. proprius — собственный) проводят импульсы от органов движения (мышцы, сухожилия, суставные капсулы, связки), несут информацию о положении частей тела, о размахе движений. 3. Интероцептивные пути (лат. interior — внутренний) проводят импульсы от внутренних органов, сосудов, где хемо-, баро- и механорецепторы воспринимают состояние внутренней среды организма, интенсивность обмена веществ, химизм крови и лимфы, давление в сосудах.

«Психофизиологическая структура процесса письма»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Г.о. Подольск Московской области»

142104, МО, г. Подольск, ул. Народная, д.6/18; 54-98-76, 69-97-18

Доклад на ШМО учителей-логопедов

«Психофизиологическая структура процесса письма»

Подготовила: Иванова М.Ю.

  • 2016г.
  • Психофизиологическая структура процесса письма.
  • 1 слайд

Овладение письмом существенно меняет строение психических процессов у человека и требует от него нового типа операций, что обращает нас к психолингвистическим механизмам процесса письма.

Изучение механизмов порождения письменной речи показало, что её структура (как и структура любой психической деятельности) представляет собой относительно замкнутую функциональную систему, ориентированную на достижение определённого результата — написание текста.

Будучи социальным по своему происхождению и сложным, многоуровневым по строению процесс письма не может быть реализован в рамках одного идеомоторного акта, а требует выполнения целого ряда операций, организованных в уровневую иерархию.

2 слайд

Предпосылки формирования письменной речи (по Л.С.Цветковой): 1. Сформированность устной речи. Произвольное владение ею. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез.2.

Формирование различных видов восприятия: пространственного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, схемы тела.3. Сформированность двигательной сферы, тонких движений, предметных действий (подвижность, переключаемость, устойчивость).4.

Сформированность общего поведения: регуляция, саморегуляция, контроль за деятельностью, мотивы поведения(особенно мотивы к учебной деятельности).5. Сформированность абстрактного мышления.

3 слайд

Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой):1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является совместная работа различных анализаторных систем. Письмо обеспечивают речедвигательный, речеслуховой, речезрительный и двигательный анализаторы. Они формируют сложную функциональную систему письма.2) Психологический уровень.

Его составляют мотив, намерение, создание замысла, представление об общем смысле, содержании письменного сообщения, регуляция деятельности и осуществление контроля за её выполнение.3) Лингвистический уровень. Отвечает на вопрос: какими средствами осуществляется письмо. Обеспечивает перевод внутреннегосмысла и содержания в определённые лингвистические коды (слова, фразы, тексты).

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПИСЬМА.

4 слайд

Письмо всегда начинается с задачи или замысла, который либо возникает у пишущего, либо даётся ему.

Вначале развития навыка письма замысел чаще всего сводится к написанию того или иного слова как можно более точнее, на более поздних этапах развития навыка письма – задача письменной речи начинает сводиться к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли. Замысел необходимо не только запомнить, удержать, но и с помощью внутренней речи сохранять нужный порядок написания фразы.

5 слайд

Следующей операцией, входящей в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава слова.

Для реализации этого процесса необходимо соблюдение 2 условий: выделение последовательности звуков, составляющих слово; уточнение звуков (превращение слышимых звуковых вариантов в чёткие речевые звуки).

На начальных этапах развития навыка письма, данные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они осуществляются автоматизировано.

6 слайд

Следующий этап заключается в переводе выделенных фонем в зрительные графические схемы, т.е. буквы. Каждой фонеме должна соответствовать определённая буква.

7 слайд

Происходит превращение подлежащих написанию оптических знаков, т.е букв, в нужные графические начертания. По данным исследователей, на протекание этого этапа существенным образом влияет сформированность письма как навыка. На первых стадиях развития навыка написание каждого элемента является предметом специально осознанного действия, а позднее приобретает автоматизированный характер.

8 слайд

Ребёнок осознаёт фонематическую структуру слов и владеет навыком фонематического анализа. Ребёнок полноценно владеет слухо-произносительной дифференциацией всех фонем. Ребёнок владеет навыком языкового анализа (способен вычленять в речи потоке предложения и слова). Ребёнок владеет полным набором звуко-буквенных ассоциаций.

 Ребёнок владеет базовыми графомоторными навыками и полным набором графем, строчных и прописных, правилами их соблюдения. В соответствии с этим, можно считать, что письмо возможно при соблюдении следующих условий (по А.Н.Корневу):

Читайте также:  Волосатая лейкоплакия. Эритроплакия. Гемангиома. Саркома Капоши.

9 слайд

Таким образом, по А.Р.

Лурии (1950), существуют следующие операции письма: замысел, звуковой анализ слова, превращение звуковых вариантов в фонемы, перевод фонем в зрительно-графическую схему и воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы, то есть превращение оптических знаков в нужные графические начертания.

Итак, письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Выпадение любого её звена приводит к дизорганизации всей функции и требует коррекционных мероприятий. Наблюдается специфическое расстройство письма – дисграфия.

Образовательный портал

  • Гудименко Елена Эдуардовна
  • Психологическая структура процессов письма и чтения.
  •     Письмо — «психическая функция, в психологическое содержание которой входят разные психические процессы в их взаимодействии, и формирующаяся
  • только путём обучения».

 Выделено три уровня письма, каждый из которых подразделяется на ряд звеньев.

Первый уровень — психологический. Любое письмо начинается с возникновения намерения, мотива. Затем формируется замысел, т.е. то, о чём писать. Изначально замысел ограничивается определённой мыслью, которая затем формируется во фразу, а из последней выделяются ключевые слова.

Таким образом, на основе замысла создаётся общий смысл содержания, т.е. то, что именно писать. Заключительным звеном психологического уровня является регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Следующий уровень — психолингвистический. Он обеспечивает операциональную сторону реализации программы и состоит из ряда звеньев. Первое звено — это процесс звукоразличения. Происходит анализ звукового состава слова, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в четкие последовательные фонемы.

Второе звено — объём акустического восприятия и слухо-речевая память — обеспечивает восприятие определённого объёма информации и удержание её в оперативной памяти. Третьим звеном психолингвистического уровня является актуализация образов-представлений графемы.

Выделенные фонемы должны быть переведены в зрительную графическую схему, т.е. перешифрованны в соответствующую букву. После чего происходит актуализация моторного образа буквы (четвёртое звено) и её перешифровка в серию тонких движений руки.

Заключительным звеном является написание букв, слов, фраз.

Третий уровень — психофизиологический. Он обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий. Так, процесс звукоразличения   обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов. Объём восприятия акустических речевых сигналов определяется акустическим анализатором (и, возможно, совместно с кинетическим).

   Перешифровка с одного психического процесса на другой (со звука на букву) осуществляется благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем (за их деятельность отвечает височно-теменно-затылочная зона).

Перешифровка оптического образа в двигательный и в написание буквы осуществляется в результате сложной совместной работы зрительной и двигательной анализаторных систем .

Очевидно, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых выполняет свою специфичную функцию.

На данный момент известно, что письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон левого полушария мозга.

Для овладения навыком письма необходима сохранность как общей организации совместной деятельности этих зон, так и каждой из них.

Психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но роль, которую играет каждый из психологических компонентов письма, и те способы, с помощью которых учащемуся удается с наиболь­шим успехом выполнить все условия, обеспечивающие правиль­ное письмо, изучены не в полной мере.

Чтение в настоящее время рассматривается как одна из высших психических функций, как целенаправленная деятельность, в процессе овладения которой совершается огромный перелом во всём культурном развитии ребёнка.

Чтение является процессом смыслового восприятия письменной речи, её понимания.

Сложность этого процесса обусловливается его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания (в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы), а с другой — представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение – это сложная деятельность, которая включает такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

Чтение является одним из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма. Но вместе с этим они имею и общие черты. Так, например, чтение, как и письмо, является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи.

Особенно ярко аналитико-синтетическое чтение проявляется на начальных этапах его развития, когда ребёнок анализирует буквы, переводит их в звуки, объединяет их в слоги, а из слогов синтезирует слово. На поздних же этапах этот процесс носит более сложный характер.

Опытный чтец, как показали исследования движения глаз, не анализирует каждый элемент слова, он схватывает ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию (чаще корневую часть слова), и по этому комплексу звукобукв восстанавливает значение целого слова.

При этом читающий нередко возвращается к уже прочитанному слову и сверяет возникшую «гипотезу» с реальным словом. При чтении достаточно знакомых слов, наиболее упроченных в прошлом опыте, читающий узнаёт слово сразу.

Такая стратегия чтения, заключающаяся в забегании вперёд (антиципация) и возвращении назад (сличение), обеспечивается сложным актом движения глаз. При этом единицей чтения является слово, а буквы играют роль ориентиров в нём. В процессе беглого чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь некоторые, несущие наибольшую информацию о слове. Эти буквы получили название доминирующих.

Движение глаз является одним из необходимых условий осуществления чтения, но лишь условием. Если говорить непосредственно про строение процесса чтения, то оно характеризуется взаимодействием двух уровней — сенсомоторного и семантического.

Сенсомоторный уровень включает   в себя звуко-буквенный анализ, удержание получаемой информации, смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, и сличение, т.е. контроль гипотез с данным материалом. Сенсомоторный уровень обеспечивает понимание значения и смысла информации.

Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает быстроту и точность восприятия знаков, адекватное понимание значения информации. Безошибочное восприятие — основное условие понимания читаемого .

С самого начала основное значение чтения — понимание письменного сообщения. Развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идёт в тесной связи с развитием процесса восприятия. На начальном этапе овладения чтением  понимание идёт вслед за восприятием.

Но по мере автоматизации навыка чтения, понимание опережать восприятие, что проявляется в возникновении смысловых догадок, угадывании смысла слов. На поздних этапах чтение опирается на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся уже к целому абзацу или всему тексту.

У взрослого человека акт чтения протекает в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания прочитанного.

Понимание, согласно Л. С. Выготскому, «не заключается в том, чтобы при чтении каждой фразы возникали образы всех тех предметов, которые в ней упоминаются.

Понимание не  сводится к образному воскрешению предмета или даже к называнию соответствующего звукового слова, оно, скорее, заключается в оперировании самим знаком, в отнесении его к значению, к быстрому передвижению внимания и выделению различных пунктов, которые становятся в центре нашего внимания» .

Понимание слова, фразы при чтении обеспечивается и влияние контекста. Высокая  степень контекста слов и полное использование контекстных догадок приводит к повышению скорости чтения, точности восприятия, к увеличению объёма охвата материала.

Чтение – сложный психический процесс, который не может осуществлять на основе работы какой-либо одной зоны мозга.

Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы совместную работу нескольких участков головного мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), которые выполняют свои специфические функции.

Кроме того, для осуществления процесса чтения необходимы сохранность зрительного акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения .

Письменная речь является для ребёнка новой знаковой системой. Трудность её усвоения обусловлена сложностью структурной организации процессов чтения и письма, а так же высокими требованиями к уровню сформированности различных мыслительных операций, сенсомоторного развития, языковых функций.

Сложность и многообразие структуры дефекта у детей с ОНР ограничивает спонтанное формирование предпосылок к овладению грамотным письмом и чтением.

В результате чего, дошкольники с данным видом расстройства речи, оказываются неподготовлены к началу школьного обучения, а конкретно — к овладению навыками чтения и письма.

You have no rights to post comments

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector