Нарушения артикуляции. Нарушения просодии. Обследование больного при нарушениях речи.

Нарушения артикуляции. Нарушения просодии. Обследование больного при нарушениях речи.

Гусейнова Камила Тимуровна

Врач-невролог

✓ Статья проверена медицинским экспертом Нарушения артикуляции. Нарушения просодии. Обследование больного при нарушениях речи.

Нарушения речи – это проблемы с двухсторонним обменом информации по средствам вербальной коммуникации при нормальном слухе и интеллекте. Патология включает в себя как неправильное произношение каких-то звуков, так и полную неспособность воспринимать или воспроизводить речь.

Независимо от возраста, в котором проявились нарушения речи, их можно и нужно лечить.

Виды и причины возникновения

Основная масса пациентов – это дети. У них причина кроется в наследственной предрасположенности, осложнениях при беременности и родах, малой подвижности губ и языка, неправильном прикусе зубов. Риск патологии повышается, если будущая мать болела вирусными заболеваниями при вынашивании ребенка.

Иногда причиной нарушения речи становится стресс, из-за которого диагностируются экспрессивные и импрессивные расстройства. К экспрессивным расстройствам относят недостаточное развитие речи, несоответствующее возрасту больного. Как правило, данный вид нарушений проходит самостоятельно и не требует лечения.

Если нарушение речи фиксируется у взрослых, то провоцирующим фактором становится инсульт, инфицирование мозга или опухоль.

На практике встречается три вида нарушений речи, среди которых ограниченный словарный запас, трудности с произношением длинных фраз, проблемы с пониманием и воспроизведением речи, например, заикание. Полный перечень нарушений речи:

  • Дислалия. Невозможно четко произнести некоторые звуки. Произношение напоминает детские звуки. Больной искажает слова или заменяет на другие слова, например, рак произносится как лак, при этом грамматических ошибок не допускает и правильно выстраивает предложение,
  • Ринолалия. Искажаются не определенные звуки, а речь полностью. Особенно сложно выговорить согласные и гласные звуки. Больной говорит в «нос», гнусавит. Его речь трудно понять,
  • Дизартрия. Из-за нарушений центральной нервной системы искажается речь в целом. У больного ограничена скорость речи, объем движений органов речи, мышцы лица неподвижны. Сбита интонация, звукопроизношение, голос, мелодия речи, дыхание. Заболевание лечится комплексно сразу несколькими специалистами,
  • Алалия. Больной полностью понимает собеседника, но не может ему ответить. Речь отсутствует частично и больной общается односложно короткими фразами (моторная алалия) или полностью (сенсорная алалия), поэтому он общается жестами и мимикой. Связано с недоразвитостью левого полушария мозга,
  • Логоневроз. Заикание связано с растягиванием гласных и повторении согласных звуков. У больного нарушена координация движений и дыхание. У детей заикание может быть полное или относительное, возникающее, например, при выходе на сцену,
  • Брадилалия (замедленный темп речи) и тахилалия (ускоренный темп речи). Больной запинается, повторяет и проглатывает некоторые слоги, непонятно произносит фразы. У него нарушается координация движений, повышается нервная возбудимость,
  • Дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтение) при патологиях речевого аппарата,

Дефекты речевого аппарата и методы их коррекции

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического.

К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти.

Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.

Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.

Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года. В данном случае стоит обратиться за помощью к детскому логопеду. На первой консультации логопед проведет диагностику нарушений и при необходимости направит к смежным специалистам.

При возникновении первых симптомов нарушений речи следует сразу обратиться к логопеду для диагностики и подбора правильной и эффективной программы коррекции.

Родителям стоит обратиться к специалистам, если они заметили:

  • Заикание или слишком медленное/быстрое произношение слов, паузы между словами;
  • Нарушения голоса, гнусавость, изменения тембра голоса;
  • Искажение или «проглатывание» звуков, не внятная речь и другие.

Специалисты нашего центра успешно работают с дефектами речевого аппарата, для коррекции нарушений речи чаще всего используются следующие методы:

Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата и методы их коррекции:

Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение». Признаки – отсутствие фонации либо перепады в силе и тембре голоса, гнусавость или хриплость.

Требует срочной коррекции, так как с возрастом симптомы усиливаются и хуже поддаются коррекции.

В терапии дисфонии чаще всего используют артикуляционную и дыхательную гимнастику, массаж воротниковой зоны, занятия с аппаратом ДЭНАС.

Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата. У детей чаще всего встречается в период становления фразовой речи. При отсутствии своевременной коррекции заикание может сопровождать человека и во взрослом возрасте.

Данное нарушение сложно поддается коррекции в силу своей навязчивой природы. Лечение заикания в Центре Ember направлено на устранение патологических факторов, которые привели к возникновению заикания, а также на нейтрализацию его последствий, страха речи – логофобии.

Именно благодаря комплексному подходу удается избавиться от заикания не на время, а навсегда.

Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки.

Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна. Но этого часто можно избежать при своевременном обращении к логопеду.

С помощью специальных упражнений можно растянуть уздечку, тем самым решить данную проблему.

Куполообразное нёбо – дефект речевого аппарата, вызванный неправильным строением ротовой полости. Логопед учит произносить недоступные клиенту звуки, которые на слух не будут отличаться от традиционных.

Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса. В лечении таких нарушений часто используют хирургический метод, после чего необходим курс занятий с логопедом.

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи.

При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков. Коррекционные занятия с логопедом в таком случае направлены на устранение причины нарушений.

Специалист использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, ДЭНАС-терапию.

Дефекты речевого аппарата часто встречаются у людей, но именно в детском возрасте они поддаются наиболее эффективному лечению. С возрастом исправление данных нарушений становится более затруднительным и длительным.

Исправление дефектов речевого аппарата в центре Ember проходит по индивидуально разработанной программе.

При сложных нарушениях мы рекомендуем пройти совместную консультацию нескольких специалистов: клинического психолога, логопеда-дефектолога, коррекционного педагога, нейропсихолога.

Комплексный подход помогает точно определить диагноз и его причины, разработать маршрут коррекции, не упуская важных деталей.

Если у вашего ребенка имеется дефект речевого аппарата, мешающий нормальной речи, запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Читайте также:  Выбор метода родоразрешения при многоплодной беременности. тактика родоразрешения при многоплодии.

| Дислалия (нарушения звукопроизношения)

  • Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения :
  • – отсутствие;
  • – замена;
  • – смешение;
  • искажение звуков в различных позициях – изолированно,  в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах.
  • Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
  • Обязательно проводится обследование высших психических функций – памяти, восприятия, внимания, общего развития речи.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

Логопедическое занятие по коррекции дислалии направлено на исправление дефектов звукопроизношения: искажения звуков, их замен или смешения. На подготовительном этапе для развития подвижности артикуляционного аппарата (языка, губ) проводят артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «Выше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями. По методике Новиковой, Дьяковой, Томилиной.

Логопедический массаж стимулирует артикуляционную мускулатуру, а также оказывает необходимое расслабляющее действие, улучшает кровоснабжение тканей, тренирует мышцы, отвечающие за формирование речи, заставляет их работать правильно и согласованно.

Он не только улучшает кровоток, но также оказывает стимулирующее, укрепляющее и терапевтическое действие. В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

Дислалия: определение, причины, план работы. "Ребенок картавит, не говорит звук Р, Л, С, Ш…" — Речевой онлайн центр "Русская речь"

  • В самом начале работы врач составляет план решения следующих задач:
  • — Логопед должен наладить с пациентом дружескую связь, расположить к себе и адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям; — Формирование осознанности ребенка к занятиям; — Развить память и внимание; — Обучить распознаванию фонем;
  • — Сформировать двигательные речевые навыки.
  • Подготовительный этап разделяют на следующие направления:
  • — Формирование фонематических процессов; — Формирование артикуляционной моторики; — Формирование мелкой моторики рук;
  • — Закрепить опорные звуки.

Развитие фонематических процессов. Прежде чем приступить к развитию фонематических процессов, необходимо сформировать у пациента представление о звуке, который ему необходимо поставить. Нужно обучить ребенка различать конкретные звуки от похожих за звучанием.

Особенностями данной задачи выделяют: 1. Сначала нужно сформировать осознанную вовлеченность ребенка в процесс лечения; 2. Развитие восприятия фонем следует проводить в начале на материале слов.

3. Помочь пациенту отличать услышанные звуки в речи

Учитывая, что изначально артикуляционный уклад определенного звука не сформирован, невозможно работать над его различием. Однако, этот вид лечения на подготовительном этапе необходим, поэтому проводить его стоит на примере сохранных пар звуков в словах. Чтобы научить различать определенный звук от его субститута, необходимо произносить его в восприятии.

Стоит запретить воспроизведение речевого материала с дефектным звуком, пока фонема не поставлена. Для этого необходимо изучение звукового состава слов. С этой целью пациентам дают задания на определение места звука в слове. Важно учитывать, что подобные здания должны проводиться только на материале гласных и простых согласных.

Из этого исходит что развитие фонематических процессов на подготовительном этапе проводится в следующих направлениях: 1. Восприятие – различение и восприятие звуков на слух;

2. Произношение – отработка речи на материале сохранных звуков.

Развитие артикуляционной моторики

Так как, при любой форме дислалии нарушено произношение звуков, необходимо поставить корректный артикуляционный уклад либо сформировать недостающие артикуляционные движения. Грубые моторные нарушения отсутствуют, а значит тонус мышц в порядке.

Однако у пациента не сформированы только отдельные произвольные артикуляционные движения. В таком случае развитие моторики должно быть произвольным, осознанным и направленным на развитие новых речевых укладов.

С этой целью, логопед формирует недостающие артикуляционные уклады согласно зрительному подражанию. Перед зеркалом ребенку демонстрируют необходимую позу органов артикуляции. Если возникают трудности, логопед помогает пациенту, с помощью пальцев или шпателя.

Если же ребенок при этом все ровно не может физически подражать врачу, то проводится артикуляционная гимнастика.

Целями артикуляционной гимнастики выделяют: 1. Формирование кинестетических ощущений от движений речевого аппарата;

2. Создание артикуляционной позы.

Артикуляционная гимнастика развивает и формирует подвижность артикуляционных органов. Для этого логопеды применяют в своей практике: упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба и так далее. Логопедическая артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические занятия формируют умение создать и удержать нужную артикуляционную позицию. А динамические тренировки развивают оперативную переключаемость, динамичность и плавность движений.

  1. В работе с языком используется упражнение «Иголочка», для него необходимо следовать инструкции: — Приоткрыть рот — Высунуть язык вперед
  2. — Удерживать, считая про себя до 10

Еще одним динамическим упражнением является упражнение «Часики»: язык должен попеременно касаться левого и правого уголка рта, под счет раз – два. Вышеописанные занятия должны выполнятся по команде, чтобы они были осознанными.

Во время работы с гимнастикой, логопед обязан выработать следующие качества: 1. Четкость выполнения упражнений. Качество определяется месторасположением формы речевого органа. 2. Структурированность и плавность движений. Упражнение должно выполнятся без лишних движений и толчков 3.

Сохранять темп. Изначально задание нужно выполнять медленно, а затем быстрее. Пациент обязан научится самостоятельно менять темп артикуляционных движений 4. Закрепление результата. Артикуляционная поза должна удерживаться до 15 секунд 5. Переключаемость.

Смена движений должна происходить плавно, но быстро

6. Движения органов симметрично к правой и левой стороне

При проведении артикуляционной гимнастики, необходимо соблюдать следующие требования: 1. Проводить занятия со статическими и динамическими упражнениями 2. Занятия с сочетанием языка и губ 3.

Длительность занятий должна быть небольшой, чтобы не переутомить ребенка 4. Нужно развить самоанализ кинестетических ощущений со звучанием 5. Гимнастика должна проводиться в игровой форме 6.

Задания выполняются в положении сидя, чтобы руки и мышцы были расслаблены 7. Постепенно усложняют артикуляционные занятия

8. Занятия проводятся перед зеркалом

Для определения содержание артикуляционных упражнений необходимо: 1. Разобрать обобщенный звук на движения 2. Определить неправильное произношение 3. Сформировать нужный уклад, посредством артикуляционных упражнений 4. Поработать с определенными частями уклада, с помощью дифференцированной артикуляционной гимнастики.

Глоссарий

Это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи (Л. С. Цветкова, 1998).

Читайте также:  Рак губы. Рак верхней челюсти. Рак нижней челюсти. Рак языка.

Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности и сочетается с апраксиями, агнозиями и другими нарушениями когнитивных функций. Выделяют несколько форм афазии.

Алалия — отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в Международной классификации болезней соответствуют расстройства экспрессивной и рецептивной речи.

Экспрессивная речь — активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Импрессивная (рецептивная) речь — понимание устной и письменной речи (чтение).

В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активного устного высказывания) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей.

Сенсорная алалия — отсутствие понимания речи (недоразвитие импрессивной речи) при наличии возможности говорить.

При сенсорной алалии нарушается связь между смыслом и звуковой оболочкой слов; несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи, ребенок не понимает речь окружающих.

Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.

На практике встречается сочетание сенсорной и моторной алалии (смешанный дефект).

Нередко в детском возрасте используется термин «Общее недоразвитие речи» (ОНР), под которым понимается системное нарушение, при котором оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

ОНР может существовать как самостоятельное (первичное) нарушение, так и сопутствующее при алалии, дизартрии, заикании, ринолалии.

В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на 4 уровня.

Нарушения темпо-ритмической организации речи

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Основным симптомом заикания являются возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать речевые судороги, которые различаются по типу, локализации и степени тяжести.

При заикании наблюдаются расстройства дыхания; сопутствующие движения, которые сопровождают речь; нарушение плавности, темпа и частично мелодики речи; эмболофразии; ограничение речевой активности.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи, который проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Брадилалия является центрально обусловленной и может быть как органической, так и функциональной. В патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, который проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Тахилалия является центрально обусловленной и может быть как органической, так и функциональной.

В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканиями, она обозначается термином полтерн.

Нарушения произносительной стороны речи

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По этиологическому принципу дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.

Нарушения звукопроизношения встречаются также при первичном снижении слуха, недоразвитии познавательной деятельности, а также входят как симптом в синдром дизартии и речевых нарушений, связанных с анатомическими аномалиями ротовых структур. Причиной нарушенного звукопроизношения нередко является т.н.

фонетико-фонематическое недоразвития, при котором у детей возникают трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, при сформированной артикуляции отмечается неразличение звуков, относящихся к разным фонематическим группам, а также невозможность определять наличие и последовательность звуков в слове.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающей в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. Характеризуется расстройствами артикуляции, голосообразования, темпа, ритма, интонации и является следствием органического нарушения центрального характера.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Наиболее частыми причинами ринолалии являются расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании, и искривление носовой перегородки.

Специфическое расстройство речевой артикуляции у детей

Специфическое расстройство артикуляции речи – нарушение звукопроизношения, в то время как все другие способности и навыки ребенка соответствуют возрастной норме. Встречается у 10% детей до 8 лет и у 5% детей старше 8 лет; у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Отмечается неправильное воспроизведение или искажение звуков, в норме осваиваемых к 4 годам (з, л, р, ф, ч, ш), а в более тяжелых случаях – к 3 годам (б, д, к, м, н, п, т). Иногда расстройству сопутствует нарушение внимания и поведения.
Признаки дислалии:

  • Неправильное произношение звуков, несоответствующее возрастной норме.
  • Картавость.
  • Шепелявость.
  • Невнятность речи.
  • Замена одних звуков другими, более простыми для произношения.
Расстройство речевой артикуляции у детей может быть вызвано механическими причинами: аномалией прикуса, короткой уздечкой языка, готическим небом и т. д. При отсутствии проблем с речевым аппаратом говорят о функциональной дислалии. Факторы риска развития функциональной дислалии:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Перинатальная патология и минимальное органическое поражение речевой зоны коры.
  • Неблагоприятное социальное окружение.
  • Неправильное произношение звуков у кого-то из близких родственников.
  • Двуязычие в семье.
  • Физическая ослабленность при частых инфекционных и хронических заболеваниях.
  • Недоразвитие фонематического слуха.

Существует физиологическая дислалия – невозможность правильного произнесения всех звуков до 5 лет. Это считается нормой.

Медико-педагогическая коррекция проводится в условиях детской поликлиники или в логопедической группе детского сада. Перед зачислением в группу ребенка обследуют логопед, невролог, педиатр, детский психиатр и психолог.
Лечение заключается в занятиях с логопедом и закреплении полученных навыков – дома с помощью родственников. Обязательно нужно поправлять ребенка, говорить правильно. При неправильном произношении звуков, невнятной речи может понадобиться консультация и лечение у врача-ортодонта.

Специфические расстройства речевой артикуляции (дислалия) у детей

Группа специфических расстройств развития речи и языка (дислалия) представлена нарушениями, в которых ведущий симптом — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.

Эпидемиология

Частота расстройств артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. У мальчиков встречают в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

Классификация

Функциональная дислалия — дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушение1 в строении артикуляционного аппарата.

Механическая дислалия — нарушения звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильный прикус, толстый язык, короткая уздечка и т.п.).

Причины и патогенез дислалии

Причина расстройств артикуляции до конца не известна. Предположительно в основе нарушений лежит задержка созревания нейрональных связей, обусловленная органическим поражением речевых зон коры. Имеются данные о значительной роли генетических факторов. Определённое значение имеет неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи.

Симптомы дислалии

Нарушения артикуляции выражены в устойчивой неспособности применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая неверное воспроизведение. пропуски, замены на неверные или вставление лишних фонем.

В основе дефекта артикуляции лежит неспособность произвольно принимать и удерживать определённые позиции языка, нёба, губ, необходимых для произнесения звуков. Интеллектуальное и психическое развитие детей соответствует возрасту. Можно наблюдать сопутствующие расстройства в виде нарушений внимания, поведения и другие феномены.

  • Дифференциальная диагностика
  • Установление анатомических дефектов, которые могли бы обусловить нарушение произношения, в связи с чем необходима консультация ортодонта.
  • Дифференциацию от вторичных расстройств, обусловленных глухотой, базируют на данных аудиометрического исследования и наличии качественных патологических признаков патологии речи.
  • Дифференциацию от нарушений артикуляции, обусловленных неврологической патологией (дизартрия), основывают на следующих признаках:
  • для дизартрии характерны малая скорость речи, наличие нарушений жевательной и сосательной функций;
  • расстройство касается всех фонем, включая гласные.
  1. В сомнительных случаях для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения проводят инструментальные исследования: ЭЭГ, эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), МРТ головного мозга, КТ головного мозга.
  2. Профилактика
  3. Не отличается от профилактики других видов нарушений речевого развития и языка.
  4. [1], [2], [3]

Классификация афазий А.Р.Лурия

Форма Локализация поражений Клинические проявления, сопутствующая симптоматика
Афферентная моторная афазия Обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют способность совершать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть легко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное от-ношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или иначе артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в:

  • • отсутствии артикулированной речи;
  • • искаженном воспроизведении поз;
  • • поисках артикуляции.
  • Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.
Эфферентная моторная афазия Обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны В норме она обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно последовательно организованные ряды — «кинетические двигательные мелодии». При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляционной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. Таким об-разом, в отличие от афферентной моторной афазии, где артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз
Динамическая афазия  Обусловлена поражением мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных впереди от зоны Брока Речевой дефект проявляется главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделены два варианта динамической афазии
Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге. Произносительные трудности незначимы При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи больных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «телеграфного стиля». Произносительные трудности незначимы.
Сенсорная (акустико-гностическая) афазия  Возникает при поражении верхневисочных отделов зоны Вернике В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи— понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозначаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими — вербальные и литеральные парафазии.
Акустико-мнестическая афазия  Обусловлена очагом поражения, расположенным в средних и задних отделах височной области В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустический дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи больных с этой формой афазии основным симптомом афазии является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.
Семантическая афазия  Возникает при поражении теменно-затылочных областей левого доминантного полушария Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространственного гнозиса, а именно способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающими слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавливанию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих больных сохранной.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector