Врачебная этика и профессионализм

Врачебная этика и профессионализм

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

Врачебная этика и профессионализм

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе.

Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье.

В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий.

Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным.

Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И.

Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Врачебная этика и профессионализм

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

  1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.
  2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Важно помнить о том, что любое неосторожное слово или непонятный термин, произнесённые в присутствии больного человека, могут пагубным образом отразиться как на его физическом, так и душевном состоянии и усугубить течение болезни. Тактичность и осторожность — главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.
  3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.
  4. Врач обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.
  5. Любой медработник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.
  6. Обязанность врача — оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный врач никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.
  7. Все врачи должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.
  8. Каждый врач обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.

Врачебная этика и профессионализм

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям.

Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П.

Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций.

Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Профессиональная культура врача: взгляд социолога

Как менялось представление о врачебной этике и профессионализме со времен Гиппократа до наших дней? Чем отличается врач традиционного типа от новатора и кого из них больше в белорусских учреждениях здравоохранения?

Об этом «Медвестнику» рассказала социолог, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин БГУИР Анастасия Пацеева.

Анастасия Георгиевна, для диссертации вы выбрали тему «Профессионализм во врачебной деятельности». И даже предложили авторское социологическое определение профессиональной культуры врача. Как оно звучит?

Врачебная этика и профессионализм Анастасия Пацеева, социолог, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин БГУИРОпределение понятия «культура» — одна из самых сложных задач гуманитарных наук. На современном этапе существуют десятки подходов к пониманию этого феномена. В моей работе был сделан акцент на выявлении особенностей картины мира, которая формируется под влиянием того, как вовлечен человек в профессиональную деятельность.

Так, например, овладевая врачебной специальностью, человек усваивает специфический стиль жизни. Это имеет отношение и к обычной, повседневной жизни.

Выходной день — не обязательно традиционные для служащих суббота и воскресенье, ночные дежурства — составляющая работы, телефонный звонок от знакомых с просьбой о врачебной рекомендации — данность.

Это имеет отношение и к сугубо профессиональной деятельности, например, медицинскому работнику не надо объяснять необходимость «реанимационных мероприятий с деонтологической целью».

Таким образом, в данном контексте профессиональная культура врача — это особые стиль, технология осуществления деятельности, основанные на специфическом понимании ее смысла и содержания профессионалом.

На первый взгляд представители одной профессии должны обладать сходными представлениями о профессионализме и профессиональной культуре. Однако анализ конкретных врачебных практик, особенно в исторической перспективе, показывает обратное.

Читайте также:  Средостение. mediastinum. границы средостения. определение средостения.

Практически во всех профессиях есть люди, на которых равняются их коллеги. Они являются, если можно так сказать, эталонными образцами профессиональной деятельности. Вам встречались такие?

Эталонный образец профессиональной деятельности врачами и пациентами конструируется по-разному. Взять, к примеру, представления о смысле функций врача в обществе.

В ходе исследования респондентам предлагали отразить их в виде ассоциаций с клятвой Гиппократа. И медики, и пациенты отметили две основные функции врача — реализацию профессиональной деятельности на высококвалифицированном уровне и помощь пациенту.

Врачи при этом основной акцент делали на качестве профессиональной деятельности. Лидером стал ответ «не навреди» — 65,1 %. В то время как для пациентов более значимым стал аспект помощи.

Большинство пациентов связали клятву Гиппократа с принципом «помогать всем, независимо от положения и оплаты помощи» — 52,3 % ответов.

Сами профессионалы, формулируя эталонный образец, используют широкий диапазон показателей. В 2012 году проводился опрос минских врачей на тему «Что для вас удачная карьера в медицине».

47,8 % опрошенных ответили, что ассоциируют удачную карьеру с достижением высокого уровня уважения пациентов, 25,7 % — получением признания среди коллег, 5,9 % — реализацией научной карьеры, а 3,3 % — административной.

17,3 % опрошенных врачей не дали ответа на этот вопрос.

Соответственно, эталоном в профессиональной деятельности для этих групп опрошенных будут выступать различные персоналии. При этом ученые или администраторы от медицины самим профессиональным сообществом будут оцениваться несколько по-иному.

Расскажите, как формировалось понятие «профессиональная культура врача»? Менялись ли представления в разные периоды истории? Оказывало ли влияние состояние общества?

На первый взгляд представители одной профессии должны обладать сходными представлениями о профессионализме и профессиональной культуре. Однако анализ конкретных врачебных практик, особенно в исторической перспективе, показывает обратное.

Уже в Античном мире профессионализм врача получил первые контуры в виде знаменитой клятвы Гиппократа. Детальное изучение ее текста дает богатую почву для рассуждений о том, что содержание данного понятия меняется соответственно эпохе и культуре.

Ярко иллюстрирует это следующая выдержка из клятвы Гиппократа: «Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

Согласитесь, это сильно отличается от современного взгляда.

Известны также и другие примеры. Древние индийские врачи в клятве утвердили дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев, но в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи.

В то же время с древнейших времен гуманность, сострадание, забота о благе пациента провозглашались в качестве основных ориентиров.

Врачебная этика на Руси в 11–12-м веках требовала от лекаря, чтобы он был образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнял самые черные работы, был терпимым и сердечным, делал все, что в его силах, для излечения больного и не заботился о личном обогащении и профессиональном тщеславии.

Влияние общества на осмысление функциональной составляющей профессиональной деятельности весьма велико. Врачи вряд ли обладали особым иммунитетом от преследований. Классический пример: Джон Уилкс Бут, убивший 16-го президента США, при побеге с места преступления сломал ногу. Перелом лечил доктор Сэмюэл Мадд, которого позже привлекли к ответственности как пособника.

Вообще, официальные «договора» между врачами и обществом в виде различных клятв и присяг являются достаточно многочисленными. Такими договорами являются как документы, принятые в рамках отдельных государств, например, статьи «Русской правды», посвященные врачебной деятельности, так и международные документы, например, Женевская декларация (1948).

На современном этапе развития такой «договорной» практики между обществом и врачами наблюдаются серьезные изменения. Что стало основой для пересмотра этого «договора»?

Факторов много. Изменяется представление о правах пациента на участие в выборе лечения. Меняется сам принцип, на котором основано взаимодействие «врач — пациент».

От патерналистской модели «врач дает рекомендации, а пациент их добросовестно выполняет» идет переход к модели сотрудничества: «врач рисует пациенту ситуацию его заболевания и разрабатывает совместно с ним доступную (организационно, финансово) стратегию лечения».

Пересматривается значение социальной ответственности врача перед обществом в целом. Признание здоровья ценностью не только отдельного человека, личности, но и ценностью государственной привело к дополнению сферы деятельности врача функцией установления социальной справедливости.

Есть факторы, которые определены изменениями внутреннего содержания профессиональной деятельности. К примеру, форма врачебной деятельности все более и более трансформируется от индивидуальной работы врача к командной работе целой группы профессионалов.

Принятие решения зависит теперь не только от опыта и мастерства отдельного врача, но и от результатов действий команды различных специалистов. Очевидно, что это возможно только при высоком уровне доверия друг к другу.

Работа в коллективе с другими врачами и зависимость от них не были значимой частью работы врача еще в начале 20-го века.

Становление доказательной медицины должно повлечь за собой фундаментальные изменения в процессе принятия решений о тактике и стратегии лечения.

Со второй половины 1990-х годов использование доказательной медицины завоевывает все более прочные позиции среди профессионалов. Оно влечет значимые изменения в осуществлении лечебной практики.

А изменения находят отражение в теоретико-практических изысканиях, разработках новых профессионально-этических кодексов врача.

Основные типы профессиональной врачебной культуры и их различия

Для врача традиционного типа профессионализм определяется высоким квалификационным уровнем, несколько меньше внимания он уделяет технологиям взаимодействия с пациентами.

Другими словами, общаясь с таким врачом, пациент может почувствовать некоторую отстраненность. Чаще эти врачи поддерживают патерналистскую модель взаимодействия с пациентами.

Но за отстраненностью будет стоять огромная работа, направленная на повышение уровня знаний, умений и навыков.

В профессиональной деятельности эти врачи чаще ориентированы на использование принципов доказательной медицины. Более требовательны к коллегам относительно уровня квалификации, требовательны в отношении оснащения рабочего места.

При этом навыки работы с высокими технологиями они расценивают не как идеал, к которому надо стремиться, но как повседневную необходимость. Эти врачи чаще указывают на свою зависимость от специалистов смежных специальностей. Чаще по сравнению с коллегами указывают, что сталкиваются с грубостью и хамством со стороны пациентов.

Реже, чем врачи новаторского типа, отмечают в поведении пациентов осознание собственной ответственности за свое здоровье и высокую степень исполнения рекомендаций.

Около 70 % участвовавших в опросе врачей традиционного типа заявили о том, что удовлетворены или скорее удовлетворены своей работой. Доля удовлетворенных своей работой непосредственно в этой группе ниже, чем в других. Доля врачей, оценивающих зарплату врачей в Беларуси как низкую, выше, чем в других группах.

Для врача новаторского типа более значимыми являются технологии взаимодействия с пациентами. Модель такого сотрудничества достаточно энергоемкая для врача. Она предполагает не делегирование ответственности за здоровье пациенту, а ее разделение. Как следствие, врачи этой группы чаще по сравнению с коллегами сталкиваются с высокой степенью исполнения рекомендаций пациентами.

В отношении квалификации новаторы придают серьезное значение принципам доказательной медицины, при этом для них очень важен опыт коллег. Они в меньшей степени, нежели другие врачи, склонны делегировать ответственность за внутрипрофессиональное взаимодействие руководству. Уровень удовлетворенности заработной платой и своей работой средний по сравнению с коллегами.

Врачебная этика и профессионализм

Адаптивный тип самый сложный для анализа. При формировании комплекса представлений о профессионализме врачи этой группы слабо выражают направленность и на профессиональные отношения, и на профессиональные знания врача. Оснащенность рабочего места для них имеет наименьшее значение.

Эти врачи реже выказывают поддержку моделям сотрудничества с пациентами, склонны перекладывать ответственность на пациентов. При этом, обладая менее выраженной направленностью на сотрудничество с пациентами, меньше ощущают депривацию от крушения их ожиданий в этом взаимодействии.

Также более склонны не разделять ответственность с коллегами, а скорее переложить ее на плечи коллег или администрации. Этот тип профессиональной культуры может быть охарактеризован как наименее эмоционально и психологически затратный в сфере взаимодействия с пациентами при очевидно низком уровне эффективности.

Врачи адаптивного типа демонстрируют самый высокий уровень удовлетворенности своей работой. Оценка уровня зарплат и престижа профессии врачами этой группы свидетельствует о некоторой успешности их адаптации в системе здравоохранения.

Врачи-новаторы чаще коллег не удовлетворены уровнем престижа профессии. Традиционный тип чаще коллег не удовлетворен уровнем заработной платы. Для представителей адаптивного типа профессиональной культуры эти характеристики менее выражены.

Ощущение недостаточности уровня вознаграждения труда врача, очевидно, является интегральной характеристикой профессиональной группы независимо от социокультурной ситуации. Это фиксируется в оценках и американских, и российских врачей. Но при этом отсутствие направленности на приоритеты профессиональной деятельности сопряжено с более высоким уровнем удовлетворения вознаграждением труда.

Читайте также:  Возбудители иммунодефицитов. Диагностика иммунодефицитов.

При проведении исследования среди врачей Минска вы определили следующее соотношение всех типов: 47 % — традиционный, 35 % — адаптивный, 18 % — новаторский. Можно ли экстраполировать это соотношение на всю страну? Исследование проводилось в столице, где сосредоточены крупнейшие клиники, РНПЦ, что, возможно, объясняет большой процент новаторов. А как обстоят дела в регионах?

Я бы не стала экстраполировать. Столичный образ жизни отличается более высоким темпом изменений, более интенсивными процессами взаимодействия. Здесь объединяются научно-техническая мощь, космополитизм, отчуждение человека как в социальном, как и личностном плане.

Культура провинциальных регионов несколько другая. Не хуже и не лучше, но другая. Менее динамичная, более традиционная, персоналистская, с большим акцентом на личность.

Это интереснейшая научная задача — сопоставление профессиональных культур в контексте провинции и столицы.

Один момент хотелось бы отметить: жители крупных городов демонстрируют своеобразный этноцентризм (склонность судить о чужой культуре с позиций превосходства собственной), поэтому оценки столичных врачей относительно деятельности коллег в провинции в целом необходимо рассматривать с учетом этой склонности.

Вы предложили рекомендации для системы здравоохранения — в частности, создание условий для формирования и широкого распространения новаторского типа профессиональной культуры, стимулирование партнерских взаимоотношений между врачами, а также врачами и пациентами. К каким конкретным действиям нужно стремиться?

Стимулирование партнерских взаимоотношений между врачами в процессе профессиональной деятельности, а также между врачами и пациентами — это требование современности, естественное условие развития медицины.

Переход к модели сотрудничества во взаимодействии «врач — пациент» — общемировой процесс, который будет реализовываться, на мой взгляд, и в отечественном здравоохранении.

Нарастание вовлеченности врача в процессы профессионального взаимодействия с коллегами также подчиняется естественной логике.

На уровне общества сложнее. Переориентация ожиданий и установок пациентов, выраженная в программных и законодательных документах, акцентирование зоны ответственности пациента — это длительный кропотливый процесс. К этой работе стоит привлекать не только врачей и политиков, но и экономистов, социологов. Недаром в ВОЗ доля сотрудников-обществоведов сопоставима с долей сотрудников-врачей.

Еще одна важная рекомендация: обеспечение роста социального статуса и престижа профессии врача в обществе. Как социолог, изучающий в том числе и общемировые тенденции развития здравоохранения, расскажите, с помощью чего это можно сделать?

Чрезвычайно острая тема, связанная скорее с общим анализом социальной системы, чем с анализом деятельности конкретной профессиональной группы.

Здесь могу отметить лишь одну деталь: человек, нашедший призвание в профессии, отдающийся ей со всей душой, согласный с лишениями в других сферах жизни во имя профессиональной, склонен считать, что его деятельность недооценивается.

Американские, европейские врачи находят поводы для недовольства. Возможно, это «естественная особенность профессионала». Снижает недовольство отсутствие устремлений к идеалу профессионализма.

Но все это не снимает проблемы того, что наши врачи осуществляют свою деятельность в контексте признания ими депривации их профессии. И этот контекст задается не только белорусской социокультурной ситуацией, но и общемировой.

Недостаточно прав для комментирования

Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации от 05 октября 2012

Принят Первым национальнымсъездом врачей Российской Федерации

(г.Москва, 5 октября 2012 г.)

  • «ВСТУПАЯ В ЧЛЕНЫ МЕДИЦИНСКОГО СООБЩЕСТВА:
  • Я ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;
  • Я БУДУ ОТДАВАТЬ моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают;
  • Я БУДУ ИСПОЛНЯТЬ мой профессиональный долг по совести и с достоинством;
  • ЗДОРОВЬЕ МОЕГО ПАЦИЕНТА будет моей первой наградой;
  • Я БУДУ УВАЖАТЬ доверенные мне тайны, даже после смерти моего пациента;
  • Я БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;
  • МОИ КОЛЛЕГИ станут моими братьями и сестрами;
  • Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, партийно-политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом;
  • Я БУДУ проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;
  • Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ЭТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА торжественно, свободно и честно».
  • Принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации,
  • Женева, Швейцария, сентябрь 1948
  • дополнена 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968
  • 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 и
  • 46-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994
  • Положения настоящего Кодекса обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека.

Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в медицинской организации необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение.

В установленном законом порядке врач свободен в выборе диагностических и лечебных методов. Врач обязан, с учетом преимуществ, недостатков и последствий различных диагностических и лечебных методов, оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь.

Врач любой специальности, оказавшийся рядом с человеком вне лечебного учреждения, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему возможную помощь, или быть уверенным в том, что он ее получит.

Право врача, ни при каких обстоятельствах, не изменять принципам профессионального долга и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Врач, обследующий или лечащий лицо, лишенное свободы, не может ни прямо, ни косвенно способствовать посягательству на физическую или психологическую неприкосновенность этого лица, на его достоинство.

Врач должен уделять особое внимание тому, чтобы пребывание в местах лишения свободы не стало препятствием для получения своевременной и качественной медицинской помощи.

Если врач констатирует, что человек, лишенный свободы, стал жертвой насилия или же плохого обращения с ним, он должен уведомить об этом своего работодателя и органы прокуратуры.

Врачебная тайна относится ко всему, что стало известно врачу при выполнении им профессионального долга. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без разрешения пациента или его законного представителя, в том числе после смерти человека, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Каждый врач должен постоянно совершенствовать свои медицинские знания и навыки, регулярно принимать участие в образовательных мероприятиях, которые помогают поддерживать их на современном уровне и совершенствовать уровень компетенции и профессионализма. Врач имеет право на повышение квалификации в системе непрерывного медицинского образования на бесплатной основе.

  1. Врач обязан знать существующие Стандарты, Протоколы, Порядки и Клинические рекомендация и соблюдать их в зависимости от клинической ситуации и своего профессионального опыта.
  2. Врач должен знать и соблюдать все действующие законы и иные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к его профессиональной деятельности.
  3. Врач должен воздерживаться от какой-либо формы рекламы, относящейся к его профессиональной деятельности.

Врач должен доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть «Интернет» ( интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Врач несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и медицинским сообществом.

  • Запрещается всякий сговор, а также коррупционные отношения между врачами и другими физическими и юридическими лицами.
  • Врачу запрещается мошенничество в любой форме, выдача заведомо ложных заключений.
  • Врач не должен вмешиваться в семейную и личную жизнь пациента, не имея на то законных оснований.
  • Деятельность врача имеет личный и социальный характер; каждый врач ответственен за свои решения и действия.
  • При все возрастающем многообразии и активности современных методов диагностики и лечения, каждый врач обязан обеспечить максимальную безопасность оказания медицинской помощи, чтобы снизить риск возникновения ятрогенных заболеваний, действуя в пределах обоснованного риска.
  • Врач обязан сообщать в уполномоченный орган о выявленных нежелательных эффектах при применении лекарственных препаратов.
  • В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методы и средства оккультного характера.
  • Каждый врач должен быть честен и откровенен при оформлении историй болезни, написании отчетов, заполнении и подписании форм и других документов.
Читайте также:  Грыжи: Приобретенная косая паховая грыжа. Классификация паховых грыж.

Врач, привлеченный для осуществления контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, не должен вмешиваться в лечебный процесс. В своем отчете врач-эксперт указывает только те данные, которые помогают ответить на поставленные перед ним вопросы.

Врач, на которого возложена функция контроля, должен сохранять конфиденциальность. Сведения, содержащиеся в медицинской документации, составленной врачом-экспертом, не могут быть переданы сторонним организациям, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Никто не имеет права быть одновременно врачом-экспертом и лечащим врачом в отношении одного и того же случая оказания медицинской помощи.

Врач имеет право на защиту своих прав и интересов. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

Профессиональная этика и её специфика в медицине

Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность нравственных норм, предписаний, заповедей, кодексов, оценок, научных теорий о должном поведении представителя определенной профессии, его нравственных качествах, вытекающих из социальной функции профессии и обусловленных спецификой профессиональных обязанностей. Профессиональная этика – это учение о профессиональной морали, представляющей собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к различным видам профессиональной деятельности. Нормы педагогической, врачебной, инженерной этики отражают в специфической форме и конкретизируют применительно к деятельности лиц этих профессий общие принципы морали. Поэтому правильное решение нравственных проблем профессиональной деятельности возможно только на основе общих требований морали господствующей в обществе. Следовательно, профессиональная этика связана с разделением труда и выполнением общественных и трудовых функций.

Современное понимание профессиональной этики значительно расширилось. Она регламентирует и те виды деятельности, которые в собственном смысле слова не являются профессиональными и связаны не с разделением труда, а общественных функций. Сейчас говорят об этике спортсмена, воинской этике, этика руководителя, воспитателя.

Вместе с тем, профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии. Она может выражать нравственные требования должного не одной, а целой группы профессий, общественная функция, задачи и назначение которых совпадает. Так, требования медицинской этики в основном одинаковы для представителей всех медицинских специальностей.

Хотя в результате специализации появились в медицинской этике понятия деонтологии в хирургии, неврологии, психиатрии и т.д., отражающие нравственные дополнительные требования к представителям каждой специальности. Нет также существенной разницы в требованиях, предъявляемых педагогической этикой, например, к математику, литератору, историку и др.

Это положение распространяется также на другие виды профессиональной этики, объединяющие близкие группы профессий.

К некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования.

Например, профессиональная деятельность в области здравоохранения, культуры, просвещения, общественного и государственного управления, которая по роду своей деятельности непосредственно входит в контакт с людьми и последствия которых не поддается прямому учету, но оказывает влияние на жизнь и интересы других людей.

Их социальный и нравственный престиж всегда был достаточно высок в силу большого доверия к ним общества. Однако, представляя большие права, общество налагало на представителей этих профессий высокие нравственные обязанности.

Каждый из принципов профессиональной этики выступает объединением этических взглядов данного общества. В нем в «снятом» виде сохранены общие принципы господствующей морали данного общества плюс специфические нравственные требования, связанные с особенностями каждой профессии, назначением и ролью данной профессии в обществе.

Например, нравственный принцип гуманизма конкретизируется в профессиональной деятельности в соответствии с общественными целями каждой профессии. В педагогической этике – это уважение к личности ребенка, стремление выявить все его способности и содействовать его гармоническому развитию. В медицинской этике он выражается в виде оказания медицинской помощи любому в ней нуждающемуся.

В этике руководителя – это уважение личного достоинства подчиненного и др.

В сфере профессиональной деятельности долг, идеал, нравственная оценка, понятие чести, совести тоже имеют конкретное специфическое содержание и определяются родом занятий, выступая критерием профессиональной деятельности.

Профессиональная этика призвана побуждать к осознанию представителя определенной профессии к осмыслению своего места и роли, своего общественного назначения, своих нравственных обязанностей, профессионального долга.

Она призвана критически научить, оценивать свои поступки, соизмеряя их с нравственными профессиональными требованиями, формировать и воспитывать нужные нравственные качества, побуждать к нравственному самосовершенствованию и повышению культуры чувств.

Профессиональная мораль имеет некоторые особенности. Основными из них для каждой профессии и групп сходных профессий можно считать:

Общественную важность морали для исполнения профессионального долга, являющегося центральной категорией профессиональной морали (его содержание накладывает отпечаток на всю систему нравственных норм и принципов профессионально-этического комплекса);

Удельный вес определенных аспектов нравственных требований, которые имеют особое значение для данной профессии;

Конкретное выполнение нравственных требований и существование особых правил, обычаев, склонностей, привычек, закрепленных в сознании представителей той или иной профессии. Следовательно, профессиональная этика должна теоретически обосновать сущность и социальную значимость той или иной профессии.

В основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат в принципе одни и те же требования морали, что разумеется не исключает специфических требований профессиональной морали.

Например, для врача основным нравственным требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному. Для учителя профессиональным нравственным долгом является любовь к детям и сознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения.

Для ученого профессиональный долг состоит в добросовестном поиске научной истины, в высокой цели служению народу. Для представителей правосудия профессионализм состоит в максимальной справедливости и т.д.

Конечно, могут возникать возражения, что, мол, вышеуказанные требования не строго специфичны, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми.

Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности всех профессий не тождественно, оно имеет свою специфику и нюансы. Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретают особенно должный характер и имеют строгую шкалу нравственной оценки, т.е. именно эти качества у врача должны быть особенно развиты.

Врачебная этика – это специфическая часть общей этики, занимающаяся изучением роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, это наука о нравственной ценности поступков и поведения врача в его повсеместной деятельности.

Врачебная этика в качестве составной своей части включает учение о врачебном долге – врачебную деонтологию.

Нормы врачебной деонтологии призваны регулировать только отношения между врачом и больным, а нормы врачебной этики – отношения между врачом и коллективом, обществом, государством, отношения между медицинскими работниками.

Объектом медицинской этики является медицинская мораль.

Профессиональная мораль врача – это область нравственных действительных отношений в сфере медицинской деятельности, это система норм и правил поведения врача и медицинского персонала, которые в специфической форме отражают социальные функции медицины и регулируют отношения врача к больному, врача к обществу, а также врачей между собой.

Как и любая профессиональная мораль, врачебная нравственность социально обусловлена, т.е.

зависит не только от личных качеств врача, но и от характера общественного строя, господствующей системы здравоохранения, общественного положения медработников, условий и социальной функции их труда.

Конкретно-исторические особенности врачебной морали обусловлены также совокупностью элементов настройки, уровнем развития науки и техники вообще, медицинской науки и техники, в частности.

Первые элементарные общеврачебные нормы, записи о моральных требованиях, предъявляемых к врачам, относят ещё к Древнему Египту и Китаю. В более систематизированном виде нормы поведения врача изложены в учениях древнеиндийских медиков (8 – 6 вв. до н.э.).

От врача, в частности, требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был умерен, терпелив, был отцом для больного, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом.

Он должен всегда поддерживать надежду на спасение.

Особой популярностью во все времена пользовались нравственные заповеди древнегреческого врача Гиппократа, изложенные в его знаменитой «Клятве». В своих сочинениях «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» великий врач древности обобщил богатейший опыт врачевания.

Впервые в истории медицинской этики он научно сформулировал основные нравственные принципы и нормы врачебной деятельности, которые не утратили своего значения в течение многих столетий, а часть их сохранила свое значение и до настоящего времени.

Менялись социальные отношения, менялось мировоззрение, изменились отдельные нравственные требования, предъявляемые к врачу, но основное, общечеловеческое, абсолютное содержание этих требований, обусловленны общественной функцией врача и медицины, оставались.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector