Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Очки, лупа, микроскоп, подзорная труба, бинокль, телескоп

2. Для его их применяют?

Данные приборы необходимы для того, чтобы рассматривать предметы, которые сложно рассмотреть невооружённым глазом. Это могут быть либо очень мелкие объекты, либо очень далеко расположенные, например, небесные тела.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

  • Ручная лупа состоит из трёх частей: ручки, оправы и двояковыпуклого увеличительного стекла.
  • Ручка нужна для того, чтобы было удобно пользоваться лупой, оправа — для присоединения увеличительного стекла к ручке, а увеличительное стекло (главная составная часть лупы) — для получения увеличенного изображения рассматриваемого предмета.
  • Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Если внимательно рассмотреть мякоть томата, арбуза или яблока, то даже невооруженным взглядом можно заметить, что мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок — клеток.

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

  • Клетки мякоти томата напоминают маленькие зёрнышки. Они имеют вытянутую угловатую форму.
  • Клетки арбуза прозрачные и шарообразные, щедро наполненные соком.
  • Клетки яблока маленькие и круглые. Они располагаются очень близко друг к другу.

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

Лабораторная работа: Устройство микроскопа и приёмы работы с ним

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

  • Тубус — это зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стёкла.
  • Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение в микроскопе.
  • Объектив — нижняя часть тубуса, которая при помощи дополнительных  увеличительных стёкол позволяет ещё больше увеличить рассматриваемый объект.
  • Штатив — специальное крепление, которое соединяет и удерживает все части микроскопа.
  • Предметный столик — подставка с отверстием по центру, на которую помещают стеклянную пластину с изучаемым объектом.
  • Зеркало — деталь микроскопа, предназначенная для улавливания солнечного луча и направления его на изучаемый объект.
  • Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение в окуляре.

Световой микроскоп может увеличивать изображение предметов до 3 600 раз. Для того чтобы узнать какое увеличение позволяет получить тот или иной световой микроскоп, надо перемножить увеличительные возможности окуляра на увеличительные возможности объектива (подписано на соответствующих частях микроскопа).

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Правила работы с микроскопом

  1. Для работы микроскоп ставят на 2-3 см от края стола немного левее от себя. Вся работа ведётся сидя.
  2. Перед началом работы микроскоп осматривают, очищают от пыли зеркало и окуляр мягкой салфеткой.
  3. После этого полностью открывают диафрагму микроскопа.
  4. Начинать работу всегда следует с малого увеличения.
  5. Объектив должен быть установлен в рабочее положение, то есть примерно на расстоянии 1 см от предметного стекла.
  6. При помощи зеркала устанавливается максимально эффективное освещение объекта. Для этого глядя в окуляр надо подвигать зеркало и поймав луч света направить его к объектив.
  7. Изучаемый объект (микропрепарат) кладётся на предметный столик под объектив. Затем, при помощи винтов, объектив опускается на расстояние 4-5 мм до микропрепарата. Внимание! В это время вы не должны смотреть в окуляр, а всё внимание уделить опускаемому объективу.
  8. После этого при помощи винта грубой наводки объектив устанавливается в неоходимое для рассматривания объекта положение. Внимание! Если вы глядите в окуляр, то винт грубой настройки можно вращать только на себя, то есть можно только понимать объектив. В противном случае (если глядя в микроскоп пробовать опускать объектив) можно повредить покровное стекло.
  9. Медленно передвигая микропрепарат рукой необходимо найти наиболее выгодное положение для его рассматривания.
  10. После окончания работы с микроскопом необходимо привести его в положение малого увеличения, поднять объектив, снять с предметного стола стекло с микропрепаратом, протереть мягкой салфеткой все части микроскопа и убрать его в место хранения.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Выполните самостоятельно.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа, штативная лупа, оптический микроскоп, электронный микроскоп.

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа — это самый простой увеличительный прибор. Она состоит из увеличивающей линзы, оправы и ручки или штатива.

Ручные лупы могут увеличивать предметы в 2 — 20 раз. Штативные лупы обычно мощнее. Они могут увеличивать предметы в 10 — 25 раз.

3. Как устроен микроскоп?

Световой микроскоп состоит из тубуса, окуляра, одного или нескольких объективов, штатива, предметного стола с отверстием, винтов и зеркала. 

В тубусе, окуляре и объективах находятся увеличительные линзы. Предметный столик используется для размещения на нем микропрепарата, а зеркало — для направления луча света на исследуемый объект. При помощи винтов можно установить микроскоп в оптимальное для исследования положение. Штатив же удерживает все элементы микроскопа и делает работу на нем удобной.

4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?

Для того, чтобы узнать какое увеличение даёт конкретный микроскоп нужно посмотреть на цифры, которые написаны на оправе окуляра и объектива, а затем перемножить эти цифры.

Например, на окуляре может быть написано 10х, а на объективе 30х. Тогда наибольшее возможное увеличение, которое может дать данный микроскоп, будет равно 10 • 30 = 3 000 раз.

То есть можно будет увеличить рассматриваемый объект в  3 000 раз.

  1. Подумайте
  2. Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
  3. Невозможность изучения на световом микроскопе непрозрачных предметов объясняется особенностью конструкции данного типа оборудования.

Как мы знаем, зеркало, отражающее и направляющее световые лучи на изучаемый объект, находится под предметным столом с микропрепаратом. То есть изучаемый объект должен быть подсвечен снизу для того, чтобы мы могли увидеть его структуру.

  • Если же в качестве микропрепарата используется непрозрачный объект, то световой луч от зеркала не может пробиться сквозь него и в окуляр можно будет увидеть только тёмное пятно.
  • Задания
  • Выучите правила работы с микроскопом.
  • Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

С помощью современных микроскопов, например электронных, можно рассмотреть вирусы, бактерии, клетки живых организмов, составные части клеток: вакуоль, ядро, цитоплазму и т.д. Можно понаблюдать за кровяными тельцами, строением растений и их частей и прочими объектами.

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

Сейчас существуют устройства, которые позволяют увидеть объемное 3-х мерное изображение изучаемого объекта. Называются такие устройства стереомикроскопы. При помощи такого оборудования чаще всего проводится изучение поверхности металла, древесины, пластмассы, минералов и других твёрдых предметов. 

  1. Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.
  2. Словарик
  3. Клетка — это элементарная единица строения всех живых организмов кроме вирусов.
  4. Лупа — это самый простой увеличительный прибор, который состоит из двояковыпуклого увеличительного стекла, оправы и ручки (или штатива).
  5. Микроскоп — это увеличительный прибор, который работает при помощи оптических линз и способен увеличивать изображение объекта в десятки, сотни или даже в тысячи раз.
  6. Тубус — это деталь микроскопа, в которой расположены увеличительные линзы.
  7. Окуляр — это верхняя часть тубуса микроскопа, состоящая из линзы и оправы и предназначенная для рассматривания изучаемого объекта.
  8. Объектив — это нижняя часть тубуса микроскопа, включающая в себя несколько увеличительных стекл и оправу и предназначенная для дополнительного увеличения изображения объекта.
  9. Штатив — это деталь микроскопа, предназначенная для соединения и удержания остальных деталей этого прибора.

Устройство увеличительных приборов

Все живые организмы состоят из клеток. Однако об этом люди узнали не сразу так как клетки очень маленькие и увидеть их можно только в увеличительные приборы. Сегодня на уроке вы с ними познакомитесь. Это лупа и, микроскоп.

В 1250 году английский философ и естествоиспытатель англичанин Роджер Бекон изобрёл лупу.

Разглядывание различных предметов в лупу было очень увлекательным занятием. Вдруг увидеть во всех подробностях какое-нибудь зёрнышко или ножку какого-либо жучка!

Лупа ― это самый простой увеличительный прибор. Главная его часть ― увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу.

Лупы бывают ручные и штативные.

Ручная лупа увеличивает предметы в 2―20 раз. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее чётко.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10―25 раз. В её основу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке ― штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.

Любители оптики, усердно занимавшиеся изучением изображений, получающихся с помощью зеркал и линз, конечно, не могли не натолкнуться на мысль соединять несколько зеркал и линз, чтобы получать изображения. Из таких комбинаций постепенно получались труба и микроскоп.

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

С открытием микроскопа в науке произошли кардинальные изменения. Если при помощи лупы можно было рассмотреть только форму клеток, то при помощи микроскопа можно изучить их строение.

Микроскоп ─ это оптический прибор, который позволяет получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

Микроскоп от греческих слов «микрос» ― малый и «скопео» ― смотрю. 

Микроскоп также изобрели не сразу. История микроскопии очень интересна, её вы можете изучить самостоятельно.

Читайте также:  Проноран - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 50 мг) лекарства для лечения болезни паркинсона, нарушении памяти и внимания в процессе старения у взрослых, детей и при беременности и побочные эффекты

Световой микроскоп, с которым вы будете работать в школе, может увеличивать изображения предметов до 3600 раз.

Микроскопы открывают крохотные миры. С их помощью можно увидеть невероятный мир, существующий на клеточном уровне.

Итак, давайте возьмём микроскоп и изучим его строение. Запомните, что микроскоп необходимо брать одновременно и за штатив, и за подставку.

Во время переноски микроскопа нельзя его трясти, наклонять и небрежно ставить на стол! Дело в том, что у микроскопа есть немало хрупких частей, которые могут выпасть и разбиться.

Теперь давайте рассмотрим строение микроскопа.

Основание микроскопа ─ подставка.

К нему крепится штатив. Штатив подвижен и за счёт движения макровинта мы его можем и поднимать, и опускать.

В основание встроен микровинт. С его помощью также можно или поднимать, или опускать штатив, но движения микровинта более мелкие.

Микровинт служит для незначительного перемещения тубусодержателя, а следовательно, и объектива на расстояния, измеряемые микрометрами.

К основанию пристроен предметный столик. Сюда размещается препарат. То есть объект для изучения.

Препарат можно зажимать с помощь зажима. При необходимости зажим можно снять.

  • Под предметным столиком располагается конденсор, или оптическая система.
  • Конденсор можно также и опускать, и поднимать при помощи винта конденсора.
  • Снизу в состав конденсора входит линза.

Над линзой располагается светофильтр. Он может быть матовым белым или синим, фиолетовым. Светофильтр уменьшает освещённость объекта. Им пользуются редко. Часто его отодвигают в сторону.

Под конденсером располагается зеркало. Оно служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект.

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

Зеркало имеет две поверхности: плоскую и вогнутую. В лабораториях с рассеянным светом используют вогнутое зеркало.

  1. На штативе располагается револьвер.
  2. Он предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчиваются в его гнезда.
  3. Повороты револьвера позволяют менять объективы и увеличение.
  4. Над револьвером располагается тубус ― зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стекла (линзы).  

Его можно поворачивать с помощью винта крепления тубуса. Слегка ослабив этот винт, мы можем показать соседу, то, что наблюдаем в микроскоп.

В тубус встраивается окуляр. (от латинского слова «окулус» ― глаз).

Окуляр — это элемент оптической системы, обращённый к глазу наблюдателя, который предназначен для рассматривания изображения.

Окуляры могут иметь различные увеличения. И если мы хотим изменить увеличение изображения, то можем поставить другой окуляр.

А сейчас посмотрим, как пользоваться микроскопом.

Работать с ним следует сидя.  Но прежде аккуратно поставьте микроскоп на ровную поверхность стола. Так, чтобы от края стола было примерно 5―10 см.

  • Осмотрите его на наличие всех комплектующих.
  • Затем возьмите чистую марлю и протрите объектив и окуляр от пыли.
  • Для того что бы перевести микроскоп в рабочее положение, поверните макровинт на себя, так чтобы наименьший из объективов, поднялся на 1 см относительно предметного столика.
  • Теперь необходимо настроить свет.

Можно пользоваться естественным освещением. Тогда желательно, чтобы стол с микроскопом находился у окна.

Смотрим в окуляр. Используя зеркало направляем пучок света в поле зрения. Так, чтобы было видно яркое световое пятно.

  1. Если вы работаете в плохо освещённом помещении ― можно использовать настольную лампу.
  2. Теперь следует отрегулировать тубус, так чтобы было удобно, и закрепить его при помощи винта крепления.
  3. Помните, что все действия по отношению к микроскопу должны быть неспешными и аккуратными.
  4. И только тогда, когда микроскоп будет готов к работе, можно взять микропрепарат.

Микропрепарат — это предметное стекло с расположенным на нём объектом, подготовленным для исследования под микроскопом. Сверху объект обычно накрывается тонким покровным стеклом.

  • Препараты бывают фиксированные (постоянные) и временные.
  • Готовые фиксированные препараты храниться в специальных коробках ― планшетах.
  • Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

Препарат необходимо брать аккуратно за края предметного стекла чтобы отпечатки ваших пальцев не оставили на нём следа. Иначе из-за следов ухудшится изображение.

  1. На фиксированном постоянном препарате располагается объект исследования, накрытый покровным стеклом, заключённый в канадский бальзам или другую прозрачную твердеющую среду.
  2. Рядом имеется бирка с названием препарата.
  3. Постоянные препараты могут сохраняться без изменений многие десятилетия.

Поместим препарат на предметный столик так, чтобы объект исследования оказался в поле зрения. Укрепим его при помощи зажима осторожно с краю.

Начинать работу с микроскопом необходимо всегда с объектива малого увеличения.

Смотря в окуляр, поднимаем объектив с помощью макровинта на себя. Делать это нужно очень медленно. Не спеша. До появления изображения.

  • Теперь можно поправить предметное стекло так чтобы в центре был необходимый объект для изучения.
  • Но передвигать микропрепарат следует не руками, а при помощи винтов, расположенных под предметным столиком.
  • Теперь при помощи микровинта мы можем чётче сфокусировать изображение.
  • На данном этапе, для того чтобы лучше рассмотреть объект можно перевести изображение на большее увеличение. 
  • Всегда следует помнить, что сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении, а уже потом переводить на большое увеличение.

При этом важно помнить, что другие объективы с большей кратностью…больше, и если мы будем прокручивать револьвер, то они могут поцарапать наш препарат. Поэтому нужно аккуратно прокручивать револьвер до щелчка. При этом левой рукой мы придерживаем микроскоп за основание, а правой рукой вращаем револьверную головку по часовой стрелке.

Микровинтом регулируется чёткость изображения.

С помощью конденсора и диафрагмы регулируется освещение поля зрения. Производится исследование объекта при «большом» увеличении.

  1. Если вы допустите неосторожность и провернёте макровинт от себя, то объектив расколет препарат, и он станет уже непригодным для дальнейшей работы.
  2. Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.
  3. Поэтому помним: для того чтобы приподнять штатив, необходимо поворачивать макровинт на себя.
  4. Итак, мы рассмотрели изучаемые объекты.
  5. Теперь необходимо убрать препарат и привести микроскоп в нерабочее состояние.
  6. Однако следует помнить, что из-под большого увеличения вынимать препарат нельзя.

Поэтому переведём микроскоп обратно на меньшее увеличение. И только тогда мы можем убрать препарат с предметного столика.

  • Если это постоянный препарат, то кладём его обратно в планшет.
  • Временные микропрепараты можно выбросить, а предметное и покровное стекла помыть и положить сушиться.
  • Если микроскоп нам больше не понадобиться ― то нужно привести его в порядок.
  • Возьмите чистую марлю и протрите все части микроскопа.

Теперь приведём микроскоп в нерабочее положение. Для этого необходимо вернуть тубус в исходное положение параллельно штативу. Закрепить его так. Опустить штатив при помощи макровинта с самым маленьким объективом вниз.

А теперь поставьте микроскоп в шкаф для хранения. И не забудьте убрать своё рабочее место.

Работа с лупой и микроскопом

17 09.01.2020 5 класс БИОЛОГИЯ Чернобиль А.В.

  • Тема: Работа с лупой и микроскопом.
  • Лабораторная работа №2 Устройство увеличительных приборов
  • Цель: Изучить увеличительные приборы и научиться работать с ними.

УУД Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир.

Убедить учащихся в том, что уровень развития взглядов на природу во многом зависит от методов, которыми пользуются при её изучении; микроскоп даёт возможность заглянуть в тайны природы, недоступные невооружённому глазу; познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, правилами техники безопасности при работе с микроскопом и при приготовлении микропрепаратов; научиться пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты; развивать учебно-интеллектуальные умения (находить необходимые сведения в тексте учебника, выделять главное).

  1. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.

  2. Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений:

  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
  • учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
  • учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
  • учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)
  1. способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами);
  2. способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
  3. Тип урока: усвоения новых знаний.
  4. Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.
  5. Приемы деятельности учителя: организация поисковой и групповой деятельности, представление презентации и видео.
  6. Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.
  7. Оборудование: презентация «Увеличительные парту, лупы, тексты о создании микроскопа, инструктивные карточки, учебник, тетрадь, видео «Устройство увеличительных приборов.»
  8. План урока

1. Орг. момент 1 мин.

2. Актуализация знаний (беседа) (5 мин.)

3. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин).

  • 4. Изучение нового материала(25мин)
  • • Изучение лупы
  • • (Физминутка)
  • • Изучение микроскопа
  • 5 Подведение итогов (6 мин.)
  • 6. Рефлексия (2мин)

7. Домашнее задание (2мин.)

  1. Ход урока
  2. Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
  3. 1 Орг. Момент 1 мин

2. Актуализация знаний (5 мин).

Ребята, кто из вас может сказать, с какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно? (биология).

-Что изучает данная наука? (живые организмы).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (перечисляют).

3. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): зачем нужны увеличительные приборы?

-Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей). Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете, такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)

Читайте также:  Реакции преципитации ( РП ). Краус. Реакция кольцепреципитации. Реакция микропреципитации.

Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

4. Изучение нового материала (25 мин).

-Что вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).

-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)

Что нужно сделать, чтобы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?

-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).

Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Сейчас мы с вами проделаем лабораторную работу в ходе которой познакомимся с увеличительными приборами. На столах у вас лежат инструктивные карточки, которым вы будете заполнять по ходу урока. (Приложение 1)

Изучение лупы

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты.

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физ.минутка. Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран. (повторяют движения за видео)

Изучение микроскопа

Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на уроке? (об увеличительных приборах).

О чем уже узнали? (о строении и назначении лупы)

Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).

Учитель. Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в тексте учебника. §13

А также на партах у вас лежат карточки с текстом для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно рассказать всему классу об истории создания микроскопа. (Приложение 2) (дети читают, тот, кто готов поднимает руку)

Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)

Учитель. Что означает «микроскоп»? (учебник, §14)

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из видеофрагмента. https://vk.com/id136726006?z=video136726006_456239202%2F8e89f9980008141de8%2Fpl_wall_136726006 (продолжительность 1.22мин)

Во время просмотра отыскивайте озвученные части на микроскопах, которые стоят на столах.

Беседа по видеофрагменту. Учитель на своем микроскопе показывает части микроскопа, а учащиеся дают названия и объясняют их назначение.

Итак, вы сейчас…продолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз? (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?

Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с Микроскопом.).

Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот.

После вашей работы в парах вы будете обучать меня правилам работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 40-41.

Беседа. Как устанавливают микроскоп на столе?

  • Что делают с зеркалом?
  • Куда помещают предмет для исследования?
  • Для чего нужны винты?
  • Как получают четкое изображение?
  • Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

5. Подведем итог данного этапа. (6 мин)

  1. Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
  2. Вы достигли этой цели?
  3. Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, чтобы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

6 Рефлексия. (2 мин) Каким прибором мы пользуемся в нашей обычной жизни? (очки, лупа). Что будет, если человека оставить без этих увеличительных приборов?

7. Домашнее задание (2 мин)§ 14 ответы на? принести ¼ луковицы. Заполните таблицу.

  • Часть микроскопа Функции
  • Приложение 1
  • Лабораторная работа № 2
  • Тема» Устройство увеличительных приборов «
  • Цель: Изучить увеличительные приборы и научиться работать с ними.
  • Оборудование: микроскоп,лупа,готовые микропрепараты.
  • Ход работы
  1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Каково их назначение.

Оформление задания в тетради

1. __________________________ 1 3 2
_____________________________
2. __________________________
_____________________________
3. __________________________
_____________________________

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

Вывод: лупа необходима для того чтобы. _________________________________.

  1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

Оформление задания в тетради

    1. __________________________

    1. __________________________

    2. __________________________

    3. ___________________________

    4. ___________________________

    5. ___________________________

Ручная лупа. Микроскоп. Работа микроскопом.

Вывод: микроскоп необходим для того чтобы. ____________________________

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработать основные этапы работы с микроскопом.

Правила работы с микроскопом

  1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов.

  1. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  1. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

  1. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.

  1. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.

  1. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.

Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

  1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Оформление задания в тетради

Увеличение Увеличение Общее увеличение
окуляра объектива микроскопа
Х7 х8
х15 х20

Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Мой микроскоп увеличивает рассматриваемый объект в ___________________

Вывод: в ходе лабораторной работы…_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Приложения. 2 (раздать на столыпо рядам)

Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном Захарией Янссеном. Но это было сказано самим Захарией Янссеном в середине XVII века.

Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат.

Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.

Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу, он навел трубу на окно, чтобы на свету проверить чистоту линз.

Посмотрев в окуляр, он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне.

Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.

Рассказ 3. Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе.

Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты.

Позже, он придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.

Технологическая карта по биологии на тему "Работа с лупой и микроскопом"

Конспект урока

  1. Класс: 5 класс

  2. Предмет: биология

  3. Тема урока: «Работа с лупой и микроскопом», №17

  4. Этап обучения по данной теме: начальный

  5. Цели: формирование представления об увеличительных приборах (микроскопе, ручной лупе), роли оптических приборов в изучении живых организмов.

  6. Тип урока: урок изучения нового знания

  7. Используемые технологии обучения: технология системно-деятельностного подхода.

  8. Используемые приемы, методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение); наглядные (презентация, натуральные предметы: лупа, микроскоп, карточки): практические (лабораторная работа, оформление карточки «Устройство микроскопа», «Установите соответствие»).

  9. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная (работа с учебником, постановка проблемы урока, задач, составление плана урока, рефлексия), групповая (работа по карточкам, схеме), парная (работа по карточкам «Установи соответствие», выполнение лабораторной работы), индивидуальная (оценивание).

  10. Оборудование и основные источники информации: ручная лупа, микроскопы, предметные стекла, покровные стекла, готовый микропрепарат, настойка йода, пипетка, презентация по теме урока, компьютер, проектор, учебник Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко (УМК «СФЕРЫ»), карточки с заданиями.

  11. Планируемый результат:

  • Предметные: формирование умений различать части увеличительных приборов, вычислять увеличение микроскопа, делать выводы.
  • Метапредметные: развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать информацию.
  • Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов исследовательской деятельности, умений работать в группе, слушать соседа, излагать свои мысли.
  1. Список использованной литературы:

Читайте также:  Топография мочеполовой диафрагмы у мужщин. Мочеполовая диафрагма у мужщин.

Ход урока

Организационно-мотивационный

(слайд 1-2)

Создать условия для внутренней потребности включения в деятельность.

  • Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Лучший способ изучить что-то – это открыть самому». В конце урока вы мне ответите на вопрос «Какое открытие сделаете сегодня?»
  • Послушайте: Всегда интересно посмотреть, что происходит в «другом» мире недоступном нашему зрению. Благодаря находчивости и неугомонной изобретательности человек нашел способ заглянуть в мир невероятно крошечных существ и не только.

Какой способ нашел человек?

О чем сегодня пойдет речь на уроке? (микроскоп).

А еще, какие увеличительные приборы есть? (лупа).

  • Кто догадался, какой будет тема урока?
  • «Работа с лупой и микроскопом».
  • Приветствуют учителя, слушают
  • Высказывают свое мнение
  • Отвечают на вопросы
  • Выводят тему урока
  1. Актуализация знаний (слайд 3)

Выполнить в паре задание на применение нового знания, зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

  • На столах есть карточки с таблицей, попробуйте установить соответствие между понятиями первого и второго столбца.

Работают в парах, испытывают затруднение

  1. Выявление места и причины затруднения

  1. (слайд 4)
  2. Зафиксировать, какого знания недостает для решения этого задания.
  3. Почему трудно выполнить задание?
  4. Что надо сделать, чтобы выполнить правильно задание?
  5. Отвечают, что не учили эту тему.
  6. Называют проблему.
  1. Построение проекта выхода из затруднения (слайд 5)

Сформулировать, какие знания нужно построить и чему научиться.

  • Узнать, как построены лупа и микроскоп.
  • Узнать, как пользоваться микроскопом, как приготовить микропрепарат.
  • Изучить особенности строения растительной клетки.

Составим план урока по учебнику.

  • Подвожу к тому, чтобы дети составили план урока (по учебнику стр. 40-41).
  • Ставят задачи урока.
  • Составляют план.
  • Физкультминутка
  • Удержать умственную рабо-тоспособность; обеспечить кратковременный активный отдых в течение урока.
  • А сейчас отдохнем. Все встали, выполним несколько упражнений:
  1. 1) вертикальные движения глаз вверх–вниз;
  2. 2) горизонтальные вправо–влево;
  3. 3) вращение глазами по часовой стрелке и против.
  4. 4) потягивание за мочки сверху вниз;
  5. 5) потягивание ушной раковины вверх;
  6. 6) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
  7. Выполняют упражнения
  1. Реализация построенного проекта

(слайд 6-9) – лупа и микроскоп

Применить новый способ действий для решения задания, вызвавшей затруднение, использовав модель, схему.

  • Рассказывает про строение лупы и микроскопа.
  • На партах есть карточки. Прочитав параграф, выполните задания. (Работа в парах).
  • Задание №1:
  • А) Оформить схему:
  • Б) Вставьте пропущенные слова:

1. Главная часть лупы – выпуклое увеличительное стекло – линза. Лупы дают увеличение от 2 до 10 и даже 25 раз.

2. Чтобы узнать увеличение микроскопа, надо перемножить цифры, указанные около стёкол объектива и окуляра. Сосчитайте увеличение вашего микроскопа.

3. Прочитайте ПРАВИЛА работы с микроскопом. Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.

  1. Слушают, выполняют задание: подписывают части микроскопа
  2. В группе выполняют задания, высказываются
  3. Друг другу задают вопросы, отвечают
  1. Включение в систему знаний повторение

(слайд 10)

Проговорить вслух выполненные задания.

  • Проверьте выполненные вами задания.
  • Читают вслух, проверяют работу на карточках.
  • 7. Включение в систему знаний повторение
  • (слайд 11)
  • Научить использовать полученные знания в системе изученных ранее знаний.
  • Работа в парах и индивидуально.

Сейчас будем исследователями и отправимся в микромир. Объясняет ход выполнения лабораторной работы.

  1. Лабораторная работа
  2. «Строение клеток кожицы лука»
  3. Цель: изучить особенности строения клетки кожицы лука, продолжить формирование умений и навыков пользоваться микроскопом, рассматривать микропрепараты, выявлять компоненты клеток.
  4. Оборудование: микропрепарат (сочные чешуи лука репчатого), микроскоп, 1 % раствор йода,  предметные и покровные стекла, тетрадь.
  5. Ход работы:
  1. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

  2. Капнуть каплю раствора йода.

  3. Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клеточную стенку, цитоплазму, ядро.

  4. Сделайте вывод о строении растения:

  • (— кожица чешуи лука состоит из клеток;
  • — клетки плотно прилегают друг к другу;
  • — клетки имеют вытянутую форму;
  • — под световым микроскопом можно рассмотреть: ядро, оболочку, цитоплазму).
  • Сравниваем клетки с клетками на презентации.

Работают в парах: читают ход выполнения лабораторной работы, исследуют микропрепарат. Сначала смотрят неокрашенный микропрепарат, затем окрашенный раствором йода.

  1. Оформляют работу в тетрадях.
  2. Проверяют по слайду вывод и рисунок.
  3. 8. Рефлексия
  4. (слайд 13, 14)

Вернемся к первому заданию на карточке и попробуем снова его выполнить.

Проверьте правильность выполнения.

  • Есть ли у вас затруднения?
  • Какое открытие сделали на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке? Почему так себя оценили?

Выполняют задание на соответствие. Проверяют по слайду.

Отвечают на вопросы.

9.Домашнее задание

Параграф 14, вопросы на стр. 41, выполнить задание в тетради-тренажере.

Записывают в дневник

Урок 4. увеличительные приборы — Биология — 5 класс — Российская электронная школа

  • Биология, 5 класс
  • Урок 4. Увеличительные приборы
  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  1. Урок посвящён изучению принципов работы различных увеличительных приборов
  2. Узнаете о цели применения увеличительных приборов для биологических исследований.

  1. Ключевые слова:
  2. Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив
  3. Тезаурус:
  4. Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.

  5. Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.
  6. Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс.

    Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.

  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.

    : Мнемозина, 2012.

  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.

Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.

  • Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.
  • Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.
  • С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.

Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат.

 объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало.

Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.

  1. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.
  2. Разбор типового тренировочного задания:
  3. Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств
  4. Текст вопроса: Установите соответствие:
  5. Варианты ответов:
Световой микроскоп Молекулы воды, атомы железа
Ручная лупа Клетки листа, клетки крови
Электронный микроскоп Мякоть арбуза, муравей

Правильный вариант ответа:

Световой микроскоп Клетки листа, клетки крови
Ручная лупа Мякоть арбуза, муравей
Электронный микроскоп Молекулы воды, атомы железа
  • Разбор типового контрольного задания
  • Тип задания: множественный выбор
  • Текст вопроса: Выберите верные утверждения:
  • Варианты ответов:
  • На предметном столике размещается изучаемый объект.
  • Главная часть увеличительных приборов – зеркало.
  • Главной частью увеличительных приборов являются линзы.
  • Линзы размещаются в зрительной трубке микроскопа.
  • На предметном столике размещается зеркало.
  • Объектив находится в верхней части зрительной трубки.
  • Окуляр находится в нижней части зрительной трубки.
  • Правильный вариант ответа:
  • На предметном столике размещается изучаемый объект.
  • Главной частью увеличительных приборов являются линзы.
  • Линзы размещаются в зрительной трубке микроскопа.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector