Нарушения речевой системы. Нарушения фонации. Нарушения резонанса.

  • Афония – полное отсутствие голоса .
  • Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.
  • Симптоматика.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.

Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение  с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Прогноз.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт.

Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению.

Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности.

Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния.

Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Нарушения речи. Виды и причины нарушений речи. Коррекция в СПб

Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка.

Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку.

Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет.

Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь!
Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями.

Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.

Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.

Возраст Навыки
 до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
 6-9 месяцев
  • отдельные слоги: «ма», «ба», «да»
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
 9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) — «мама», «папа», «баба»;
  • первые слова;
 1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
 1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
 2-3 года
  • «контекстная речь»;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц — «я спим»)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
 3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам — четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит».

Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло.

Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность.

Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.

Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра «Эмбер» по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:
    Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:
    работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых — из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Виды нарушений речи у детей и взрослых

В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи.
Клинико-педагогическая классификация

  • Нарушения ритма и темпа:
    • Заикание (отклонение, известное с незапамятных времен. По свидетельству историков, древнегреческий оратор Демосфен когда-то страдал заиканием, но упорно тренировался в произнесении речей, набивая рот мелкой галькой. Научившись четко говорить с камнями во рту, он развил великолепную артикуляцию и уверенность в себе, избавившись тем самым от недуга. Логопеды до сих пор практикуют данный метод коррекции нарушений речи).
    • Дислалия (в устной речи ребенок неверно произносит или искажает отдельные звуки).
    • Дизартрия (органы артикуляции (губы, язык) имеют критические ограничения подвижности).
    • Ринолалия (снижено резонирование в носовой полости).
    • Прочие расстройства артикуляции: полтерн, тахилалия, брадилалия.
  • Речевые нарушения при болезни Паркинсона

    Джеймс Паркинсон упоминает о речевых нарушениях при описании пациента в своем знаменитом эссе: «Он с трудом произносил несколько слов».

    А затем, подчеркивая прогрессирование симптомов за 3,5 года болезни, добавляет: «Теперь тот же самый пациент мог произносить только односложные слова, которые давались ему ценой больших стараний, на усиленном выдохе, таким низким голосом и с такой нечеткой артикуляцией, что его с трудом понимали те, кто находился с ним постоянно».

    Также Паркинсон очень красноречиво описывает нарушения глотания: «Его речь теперь стала едва понятна, и он не только более не в состоянии есть самостоятельно, но даже когда пища оказывается во рту, мышцы глотки и языка просто не способны действовать согласованно» [1].

    На сегодняшний день распространенность речевых нарушений у пациентов с болезнью Паркинсона (БП) составляет 89% [2]. Нарушения речи могут появиться даже на самых ранних стадиях заболевания, при этом по мере прогрессирования болезни частота и выраженность симптомов нарастают.

    Существуют две основные точки зрения на патофизиологию развития речевых нарушений при БП.

    Наиболее распространенным является предположение о роли дефицита дофамина. По данным некоторых авторов [3], прогрессирующая дегенерация нигростриарного пути, приводящая к нарушению двигательных функций, также лежит в основе гипокинетической дизартрии.

    Таким образом, дизартрия связана с основными двигательными симптомами паркинсонизма. Мышечная ригидность — основа маскообразности лицевых мышц, монотонного гипофоничного звучания голоса, «штампованной» артикуляции. Брадикинезией можно объяснить замедленность реакции в результате трудности инициации движений.

    Тремор может затрагивать язык, нижнюю челюсть или губы [4].

    Согласно второй теории, дофаминергический компонент не является основным в развитии речевых нарушений [5]. В частности, было высказано предположение [6], что неправильное восприятие громкости голоса и нарушение сенсорной обработки приводят к нарушению речевой продукции.

    Ряд наблюдений позволяет предположить, что пациенты с БП воспринимают громкость своей речи как нормальную, а речь окружающих — как крик. Интересно также наблюдение [2], что такие пациенты не начинают говорить громче при удалении от собеседника без явных сигналов. Это указывает на сохранность рефлекторной регуляции громкости при возможном повреждении произвольного контроля.

    При неповрежденном слухе аномальное восприятие речи свидетельствует о нарушении обработки соматосенсорных данных в базальных ганглиях [2].

    Мозжечковая дизартрия: причины, клиническая картина, коррекция

    Все материалы на сайте несут информационный характер, обязательно проконсультируйтесь со специалистом!

    Относится к типичным симптомам многих неврологических расстройств.

    Дизартрия – это нарушение артикуляции или моторной реализации речи, обусловленное органическим повреждением ЦНС. В разной степени нарушается:

    • произношение гласных;
    • процесс дыхания;
    • фонация;
    • речевой звук.

    Также происходит искажение просодических речевых факторов – темпа, ритма, акцента.

    Место поражения при расстройстве – мозжечковая (церебеллярная) система мозга.

    Что такое мозжечковая дизартрия, отличия от других типов расстройства

    Мозжечковая дизартрия проявляется при нарушениях мозжечка, является частью мозжечкового синдрома. Клиническая картина мозжечковой дизартрии характеризуется характеризуется атаксией, гипотонией, снижением глоточного рефлекса, нерегулярной «взрывной» речью (диспросодией). Встречается при рассеянном склерозе, мозговых опухолях.

    Основное отличие мозжечковой дизартрии от других типов расстройства – наличие атаксии. Это неврологический симптом, характеризующийся нарушением координации движений. Речь идет о неспецифическом клиническом проявлении, указывающим на дисфункцию части нервной системы, ответственной за координацию движений.

    Спиноцеребеллярная атаксия – это группа медленно прогрессирующих расстройств, часто с явной атрофией мозжечка.

    Причины и этиология нарушения

    Этиопатогенез мозжечковой дизартрии зависит от возрастного периода:

    • пренатальный период – травмы, инфекционные заболевания у матери, несовместимость, недоношенность;
    • перинатальный период – асфиксия, кровотечение в мозг;
    • постнатальный период – энцефалит, менингит, лихорадочные заболевания;
    • более поздний возраст – инсульт, мозговые опухоли, травмы головы, дегенеративные заболевания ЦНС.

    Причины приобретенного расстройства:

    • инсульт;
    • травмы головы;
    • послеоперационные состояния после хирургических вмешательств в моторном и премоторном отделе мозговой коры;
    • дегенеративные заболевания ЦНС (болезнь Паркинсона, рассеянный склероз).

    Врожденная мозжечковая дизартрия возникает в результате органических повреждений нервной системы ребенка, чаще всего в связи с диагнозом ДЦП. У пациентов с ДЦП проявления дизартрии регистрируются примерно в 70% случаев, при дегенеративных болезнях – в 50% случаев.

    Интересно, что, несмотря на поражение мозжечка, этот тип расстройства не относится к самым тяжелым типам. Во многих случаях для корректировки бывает достаточно логопедических занятий.

    Классификация нарушения

    Мозжечковая дизартрия на 2 вида:

    • врожденную;
    • приобретенную.

    Типы расстройства:

    • фонетико-фонологический (артикуляция, фонематический слух);
    • морфолого-синтаксический (применение правильных грамматических правил в языке);
    • лексико-семантический (активная и пассивная лексика, наименования т.д.);
    • прагматичный (способность выражать свои цели в общении – ведение диалога, выражение пожеланий и т.д.).

    Степени:

    • речевые нарушения определяются только логопедом;
    • речевые нарушения заметны, но общее произношение понятно;
    • нарушенная речь понятна только близкому окружению;
    • полное отсутствие речи или возможность понимания только самыми близкими людьми.

    Симптоматика мозжечковой дизартрии

    Мозжечковая дизартрия развивается из-за расстройства нейронной трансдукции. Нарушается сила, скорость, дальность, время и точность речевых движений. Отдельно или в сочетании затрагивается дыхание, фонация, артикуляция, просодия.

    Симптоматология может быть обобщена следующим образом:

    • плохо ориентированные движения;
    • общая гипотония;
    • плохая координация деятельности мышечных групп;
    • проблемы с ритмом;
    • колебания интенсивности голоса и резонанса.

    Диагностические критерии

    Для диагностики необходима, как минимум, ориентировочная оценка речи пациента в областях дыхания, артикуляции, фонации, назального резонанса, просодии. Также учитывается глотание. Обнаруженные симптомы способствуют более точной идентификации места поражения, следовательно, основного заболевания.

    В целях диагностики оценивается:

    1. Респирация. Измеряется длина фразы, произносимой на одном дыхании.
    2. Артикуляция. Оценивается симметрия, первичная подвижность, сила артикуляционных органов, способность к диадохокинезу, артикуляции сопряженной речи.
    3. Фонация. Оценка способности развить и удержать голос, контролировать его высоту, силу.
    4. Резонанс. Повышенный назальный резонанс, часто встречающийся при дизартрии, означает патологическую утечку воздуха через нос при артикуляции неносовых гласных.
    5. Просодия. Оценивается динамика, ритм, фразирование, акцент, темп.
    6. Глотание. Головные нервы V, VII, IX, X, XI, XII участвуют в правильном течение сложного акта глотания. Следовательно, поражение любого из вышеупомянутых нервов может вызвать расстройство глотания.

    Лечение и коррекция

    Коррекционная работа при мозжечковой дизартрии направлена ​​на восстановление утраченных функций (в случае поражения ЦНС), их стабилизацию, предотвращение возможного обострения (в случае дегенеративных заболеваний).

    Различные области терапии влияют на отдельные нарушения речи:

    1. Мышечный тонус и расслабление. Стабильный мышечный тонус – это предпосылка для качественной речи. Для стимулирования самоконтроля мышечного тонуса всего тела используются расслабляющие упражнения (аутогенная тренировка, тренировка прогрессивного расслабления Джекобсона).
    2. Восстановление импульса и мышечной силы в орофациальной области. Исправление подвижности губ, языка, мимических мышц целесообразно проводить с самого начала терапии или при нарушении моторных функций во время разговора.
    3. Дыхательные упражнения. Их цель состоит в увеличении емкости легких, улучшении силы и координации дыхательных мышц. Упражнения положительно влияют на улучшение фонации, артикуляции, просодии.
    4. Фонационные упражнения и использование резонанса

    Нарушение голоса

    Медосмотр в 1 месяц

    Дополнительные анализы Для того, чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…

    Ортопедия

    Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…

    Эндоскопия

    Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…

    Неврология

    При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику. Однако, откладывать поход к детскому неврологу…

    Лечение желтухи новорожденных

    Лечение желтухи у новорожденных Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…

    Заикание: причины и формы

    Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение…

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие…

    Логопедия

    Детский логопед – это специалист, который корректирует нарушения речи, вызванные как физическими, так…

    Алалия

    Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или…

    Брадилалия

    Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым…

    Дизартрия

    Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение…

    Дислалия

    Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…

    Задержка речевого развития

    Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…

    Ринолалия

    Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…

    Лазерное лечение кожных патологий

    Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…

    Комплексное обследование многофакторных заболеваний

    Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…

    Галотерапия

    Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…

    Выдача справок и заключений

    В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…

    Пульмонология

    Обструктивный синдром у детей Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…

    Лечебная физкультура

    Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…

    Хирургия

    Выбор детского хирурга Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача. Медицинская…

    Лаборатория

    Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…

    Дневной стационар

        На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…

    Программа годового наблюдения

    Здоровье детей – спокойствие родителей! Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…

    Функциональная диагностика

    Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…

    Физиотерапия

    Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…

    Офтальмология

    Детский врач офтальмолог в Саратове Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…

    Оториноларингология

    Лечение ЛОР-заболеваний ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…

    Дерматология

    Лечение кожных заболеваний Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…

    Гинекология

    Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…

    Анестезиология

    Детский анестезиолог в Саратове Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…

    Эндокринология

    Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…

    Кардиология

    После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…

    Урология

    При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…

    Гастроэнтерология

    Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…

    Педиатрия

        Fast traslate Icon translate Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными…

    Аллергология-иммунология

        Fast traslate Icon translate Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов…

    Виды речевых нарушений

     

    Речевые нарушения затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.

    В логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико – педагогическая и психолого – педагогическая. Эти классификации дополняют друг друга, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

    Классификации речевых нарушений:

    К л и н и к о – п е д а г о г и ч е с к а я  к л а с с и ф и к а ц и я

    В основе клинико-педагогической классификации нарушений речи лежат медицинские дисциплины. Основные виды нарушений речи в данной классификации подразделяются на две группы:

    • Нарушения устной речи
    • Расстройства фонационного оформления высказывания
    • Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
    • В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
    • • функциональную;
    • • механическую.
    • Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
    • Причины функциональной дислалии:
    • -общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;
    • -недостаточная степень развития фонематического слуха
    • -неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
    • -двуязычие в семье.
    • Причины механической дислалии:
    • -Недостатки строения челюстно-зубной системы ( дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)
    • — Патологические изменения величины и формы языка.
    • — Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
    • -Атипичное строение губ.
    • Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:
    • -отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

    -звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

    1. -звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л > у).
    2. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
    3. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

    В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц.

    Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

    Дисфония (афония)

    Логопедия для начинающих. Виды речевых нарушений

    Виды речевых нарушений.

    В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

    • Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, она ориентирована на коррекцию дефекта речи, поэтому основывается на подходе от общего к частному.
    • Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в данной классификации подразделяются на две группы.
    • Нарушения устной речи.

    I. Расстройства фонационного оформления высказывания.

    1. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
    2. В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
    3. • функциональную;
    4. • механическую.

    Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

    • Причины функциональной дислалии:
    • -общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;
    • -недостаточная степень развития фонематического слуха;
    • -неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
    • -двуязычие в семье.
    • Причины механической дислалии:
    • -недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка);
    • — патологические изменения величины и формы языка;
    • — неправильное строение твёрдого и мягкого нёба;
    • -атипичное строение губ.
    • Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:
    • -отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

    -звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

    -звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

    Дисфония

    Другие нарушения речи

    Существуют другие нарушения речи, приведём здесь их названия и определения.

    Акайрия (от греч. kairos — мера, надлежащая норма) — повторение пациентами одних и тех же вопросов, жалоб в тех же самых выражениях и интонациях по нескольку раз в день без какой-либо на это необходимости. Проявление назойливости, прилипчивости. Другие названия: симптом Аствацатурова (1928), симптом Турзо, симптом навязчивых ламентаций (от итал. lamento — жалоба, плач).

    Акатаграфия (от греч. katagrapho — записывать) — перестановка слогов в словах, слов в предложениях. Симптом лобно-органического повреждения.

    При нарушениях речи советуем обратиться к психиатру

    Акатафазия (от греч. kataphasis — утверждение, согласие) — аграмматизмы в экспрессивной речи, связаны с нарушением грамматической и синтаксической организации речи. По другим сведениям, проявляется использованием в речи фонологически близких слов вместо адекватных семантически; в этом смысле близка к вербигерации.

    Ангофразия (от греч. angst — страх) — включение между слов фраз посторонних и ничего не означающих гласных, двугласных и носовых звуков, а также слов, замедляющих и делающих аритмичной речь (а-а-а, э-э-э, енг, анг, так сказать, вот, ну и др.). Связана со страхом публичных выступлений и делающаяся позже дурной привычкой.

    Брадилалия, брадифразия, брадилогия, брадифазия (от греч. bradis — медленный) — замедление темпа речи, симптом заторможенного мышления. Характеризует депрессию, органическое повреждение таламуса и чёрной субстанции мозга, а также мозжечка. Мозжечковая брадилалия сочетается со скандированной речью и нарушением просодической стороны речи.

    Брадилексия — замедление темпа чтения у пациентов с общей замедленностью движений — брадикинезией. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, эпилепсии, кататоническом субступоре, истерии (в последнем случае носит как бы нарочитый характер).

    Глоссолалия (от греч. glossa — язык) — аффективно обусловленное ускорение речи с появлением в ней множества парафазий и неологизмов. Описана при радении в некоторых сектах, в состоянии эзальтации, истерического экстаза, суженного сознания.

    Возникает остро, обычно у внушаемых индивидов, нередко под влиянием индукции. Речь эмоционально окрашена, сопровождается общим возбуждением.

    Отличается от неоглоссии тем, что последняя не связана с аффектом и обнаруживает тенденцию пациентов к изобретению собственного языка.

    Дислогия — неспособность точно и недвусмысленно выражать свои мысли устно. Связана с неясностью понятий, отчего выбираемые слова обладают другими, запутывающими коннотациями (от лат. con — вместе, noto — отмечаю, обозначаю), меняющими семантику высказываний. Аналогичной бывает при этом и письменная речь.

    Диспросодия — нарушение мелодики речи, отчего последняя напоминает иностранный акцент. То же, что и апросодия.

    Идиоглоссия (от греч. idios — свой, собственный) — нарушение речи, при котором некоторые обычные слова заменяются другими, лишёнными смысла, или непонятными звуками (Perri). Описана при олигофрении. Тем же термином обозначают неспособность издавать горловые и нёбные звуки при отсутствии органической и функциональной патологии аппарата речи.

    Ксенолалия (от греч. xenos — чужой) — изменение структуры звуков речи таком образом, что она начинает походить на иностранную. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, сенсорной афазии.

    Макрография — письмо с чрезмерно крупными буквами, отчего на одной странице едва умещаются 2–3 десятка слов.

    Вероятно проявление двигательной дискоординации органического происхождения, встречается при микропсии, может быть связана с иными, неясными причинами.

    К макрографии не относится психологически понятная особенность такого письма. Так, девочка пишет деду крупными буквами, зная, что тот недослышит.

    Макрофония — очень громкая речь. Наблюдается у маниакальных пациентов, в состоянии кататонического возбуждения, а также у индивидов со снижением слуха.

    Микрография — письмо с чрезвычайно маленькими буквами. Наблюдается при паркинсонизме, депрессии, иногда — кататонии, встречается при макропсии.

    Микрофония — очень тихая речь. Наблюдается при органической патологии мозга, истерии, депрессии.

    Оговорки — подмена одних слов, фраз другими, не соответствующими предмету мысли. Не следует смешивать с проявлениями вербальной парафазии. Оговорки заключают в себе некие скрытые от сознания пациента мысли.

    Так, верующий благодарит газету за «освящение» важных тем. Вероятно, в это время он думал о чём-то связанном именно с освящением чего-то, но эти мысли не вполне осознавал, не обратил на них достаточного внимания.

    Или оратор говорит, что намерен подчеркнуть «это предложение», так как во время своего выступления не отрывается от написанного текста. Содержание некоторых оговорок явно указывает на то, что пациенту не хотелось высказывать соответствующие мысли.

    Например, он благодарит кого-то за «уход» от встречи вместо того, чтобы сказать о своём нежелании видеть этого человека.

    Тут как бы сталкиваются две противоположные мысли, из которых высказывается соответствующая желанию. Наконец, оговорки могут не иметь никакого психологического содержания.

    Так, больная эпилепсией отмечает, что вместо слова «холодильник» она произносит почему-то «телевизор», словом «книга» называет «печь» и т. д. «Я, — продолжает она, — заговариваюсь, понимаю, что говорю не то, а слова вылетают не те, что нужно, а такие, о чём я совсем в это время и не думаю».

    Речевых припадков у больной не обнаружено, но в данном случае нельзя, по-видимому, исключить возможность их появления. Иногда подмены слов и фраз могут предшествовать появлению речевого автоматизма, указывая тем самым на скрытое существование другой, антагонистической личности.

    Возможно также, что оговорки возникают и при нарушениях самовосприятия, если принять, что формирование мысли — это и есть акт самоосознавания.

    Олигофазия (от греч. oligos — малый) — чрезвычайно скудный запас слов, обычно недостаточный для выражения повседневных впечатлений. Описана А.Н.Бернштейном (1912) у пациентов, страдающих эпилепсией. Обеднение активного лексикона сочетается при этом с упрощением грамматической структуры устной и письменной речи.

    Обнаруживается в затруднениях называния показываемых пациентам предметов, а также их изображения. Острая послеприпадочная олигофазия выступает проявлением преходящей амнестической афазии. Прогрессирующая олигофазия характеризует развитие эпилептического слабоумия, является типичным признаком последнего (Блейхер, 1963).

    Олигофазия, кроме того, — обычное явление олигофрении. Степень последней в большинстве случаев находит выражение в объёме активного и пассивного лексикона. Значительно снижается активный, в меньшей степени — пассивный словарный запас при органических ослабоумливающих процессах.

    Нормы лексикона, очевидно, зависят от принадлежности пациентов к той или иной культуре.

    Палинграфия — обратное или зеркальное письмо. Не следует смешивать с палиграфией. Проявление в письме палилалии. Оба симптома часто сочетаются при кататонии, поражении стриарной системы мозга. Наблюдается при постэнцефалитическом паркинсонизме, болезни Пика, псевдобульбарном синдроме.

    Палинлексия — обратное или зеркальное чтение.

    Паралексия — правильное чтение без понимания смысла прочитанного.

    Речь витиеватая — напыщенная, с выражением ложного пафоса речь, оставляющая впечатление многозначительной, несколько заумной. Наполнена громоздкими грамматическими оборотами, лишена простоты, ясности, недвусмысленности. Симптом резонёрства.

    Речь геев — у мужчин выглядит как жеманная, с кокетливыми интонациями речь. У женщин, напротив, отличается грубыми интонациями и подчёркнуто мужскими выражениями.

    Речь зеркальная — произнесение слов с их конца. Описана при шизофрении, детском аутизме.

    Речь манерная — словесное гримасничанье, речь вычурная, ломаная. Свойственна гебефреническим пациентам.

    Речь монотонная — речь с недостаточно выделенными интонациями голоса словами, фразами. Наблюдается при паркинсонизме, а также при эмоциональном притуплении.

    Речь пуэрильная (от лат. puerilis — детский) — речь, напоминающая детскую: картавая, сюсюкающая, с детскими искажениями слов и интонациями. Симптом пуэрилизма (варианта истерического психоза), а также кататоно-гебефрении.

    Речь реактивная — автоматические, как бы рефлекторные речевые реакции на звуки, но не на содержание посторонней речи, смысл которой не воспринимается. Описана при сенильной деменции А.В.Снежневским.

    Речь рифмованная — неуместное использование в повседневной речи рифмования слов, большей частью по их созвучию. Встречается у маниакальных и кататонических пациентов, а иногда у пациентов с эпилепсией.

    Речь скандированная или разрубленная на слоги (от лат. scando — размеренно читать) — замедленная речь с произнесением слов по слогам, иногда с распевными интонациями. Наблюдается при повреждении мозжечка — рассеянном склерозе.

    Один из симптомов пентады Марбурга (1936), включающей также битемпоральное побледнение дисков зрительных нервов либо их атрофию, выпадение брюшных рефлексов, нистагм и интенционный тремор. Пентада характеризует проявления рассеянного склероза.

    Включает в себя триаду Шарко (1865): нистагм, интенционный тремор и скандированную речь.

    Речь слащавая — речь вкрадчивая, льстивая, со склонностью употреблять уменьшительно-ласкательные и хвалебные обороты. Расценивается как выражение дефензивного (от фран.

    defetnsive — охранять; обороняться) компонента эпилептоидной пропорции темперамента, то есть склонности накапливать готовность к ответной реакции (в противоположность склонности к импульсивным реакциям).

    Наблюдается у ряда пациентов с эпилепсией, а также у некоторых эпилептоидных психопатов.

    Речь спастическая — беспорядочная по ритмике, скачкообразная речь при спастическом состоянии мышц аппарата артикуляции. Может быть также при нейролептическом экстрапирамидном синдроме.

    Речь эксплозивная (от лат. explodo — извергать с шумом) — аритмичная речь, в которой периоды растягивания и задержки вокализации сменяются словесными «выбросами», во время которых речь ускоряется и делается несоразмерно громкой. Описана при поражении полушарий мозжечка.

    Тахилалия (от греч. tachi — ускорение) — ускоренный темп речи, наблюдается у маниакальных пациентов, при некоторых других формах психического возбуждения. Не следует смешивать с речевой поспешностью — склонностью к скорым и необдуманным ответам на вопросы.

    Фонастения — тихая, переходящая порой в шепотную и беззвучную речь депрессивных пациентов.

    К содержанию

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector