Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

  • Кровеносная система у животных появилась не сразу.
  • Это был многовековой исторический процесс развития и совершенствования строения тканей и органов.
  • В процессе зародышевого развития всех животных кровеносная система происходит из среднего зародышевого листка- мезодермы.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

  1. У губок, кишечнополостных и плоских червей перемещение питательных веществ и кислорода по организму осуществляется путем диффузного тока тканевой жидкости.
  2. В процессе исторического развития животных появляются специальные пути, по которым идет циркуляция жидкости, — сосуды.
  3. Дальнейшая эволюция кровеносной системы связана с развитием в стенках сосудов мышечной ткани: они начинают сокращаться.
  4. Позже жидкость, заполняющая сосуды, превращается в особую ткань- кровь, в которой образуются различные кровяные клетки.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

  • А знаете ли вы, почему кровь красного цвета?
  • Красной ее делает атом железа в составе белка эритроцитов- гемоглобина.
  • Но многие животные имеют зеленую, голубую и даже фиолетовую кровь!
  • Например, у некоторых моллюсков атомов железа в белке крови гемэритрине в 5 раз больше, чем у человека.
  • Поэтому кровь при насыщении кислородом приобретает фиолетовый цвет.
  • А кольчатые черви, пиявки и морские беспозвоночные имеют в крови белок хлорокруорин, который придает крови зеленый цвет.
  • Конечно, красная кровь встречается среди членистоногих и моллюсков, но истинными носителями красной крови стали лишь позвоночные животные.
  1. Кровеносная система бывает замкнутая и незамкнутая.
  2. В замкнутой кровеносной системе кровь циркулирует только по сосудам, не проникая в полости тела.
  3. Если сосуды открываются в полость тела или в специальные пространства (синусы и лакуны), то такую кровеносную систему считают незамкнутой.
  4. Впервые замкнутая кровеносная система появилась у кольчатых червей.
  5. У кольчатых червей имеется 2 сосуда: спинной и брюшной, которые связаны между собой кольцевыми сосудами, идущими вокруг пищевода.
  6. Движение крови происходит по кругу: на спинной стороне кровь направляется к головному концу, на брюшной — назад, благодаря сокращению главных сосудов.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

  • У членистоногих незамкнутая кровеносная система.
  • На спинной стороне членистоногих имеется крупный пульсирующий сосуд, разделенный на отдельные камеры, так называемые сердца, между ними имеются клапаны.
  • При последовательном сокращении сердец кровь поступает в сосуды, а затем изливается в щелевидные пространства между органами.
  • Отдав питательные вещества, кровь медленно стекает в околосердечную сумку, а потом через парные отверстия обратно в сердца.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

Моллюски также имеют незамкнутую кровеносную систему. Их сердце состоит из нескольких предсердий и одного достаточно развитого желудочка. В предсердие впадают вены, а от желудочка отходят артерии.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

  1. Самые высокоразвитые моллюски- головоногие (осьминоги, кальмары, каракатицы) имеют местами замкнутую кровеносную систему.
  2. А кровь у них отличается голубым цветом!
  3. Это происходит за счет наличия в крови атома меди.
  4. Поэтому белок, переносящий кровь, называется гемоцианин.
  5. Также гемоцианин был обнаружен у паукообразных и ракообразных

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

  • Все хордовые имеют замкнутую кровеносную систему, но отличаются особенностями строения.
  • В частности у ланцетника, низшего хордового животного, нет сердца.
  • Роль сердца выполняет брюшная аорта, от которой отходят 100-150 пар жаберных артерий, несущих венозную кровь.

Проходя через жабры, кровь в артериях успевает окислиться. Через выносящие парные жаберные артерии артериальная кровь поступает в спинную аорту, затем в непарную спинную аорту, а после по сосудам ко всем частям тела.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

  1. У круглоротых (миноги, миксины) и рыб появляется двухкамерное сердце, которое имеет одно предсердие и один желудочек.
  2. В сердце течет только венозная кровь.
  3. Рыбы имеют один круг кровообращения, в котором не происходит смешения артериальной и венозной крови.
  4. От сердца венозная кровь идет к жабрам, где насыщается кислородом и становится артериальной.
  5. От жабр кровь разносится по всему телу.
  6. В органах и мышцах кровь отдает кислород тканям и превращается в венозную, насыщенную углекислым газом, и вновь течет к сердцу.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

  • Появлению второго круга кровообращения способствовал выход животных на сушу, где они начали использовать орган дыхания- легкие.
  • Сердце начинает перекачивать не только венозную, но и артериальную кровь.
  • Поэтому дальнейшая эволюция кровеносной системы происходит по пути разделения на два круга кровообращения и сердце разделяется перегородкой на отдельные камеры.
  • У взрослых земноводных сердце трехкамерное, которое не обеспечивает полного разделения двух кругов кровообращения.
  • Происходит смешение артериальной и венозной крови, за счет чего к органам течет смешанная кровь, насыщенная кислородом и углекислым газом.
  • Однако в мозг земноводных поступает чистая артериальная кровь.
  • А у головастиков строение кровеносной системы аналогично рыбам.

У рептилий желудочек уже разделен неполной перегородкой, и смешение артериальной и венозной крови наблюдается в меньшей степени, чем у земноводных.

У крокодила сердце имеет полную перегородку в желудочке и четыре камеры.

У птиц и млекопитающих сердце полностью разделено на четыре камеры: два предсердия и два желудочка.

Два круга кровообращения, артериальная и венозная кровь не смешиваются.

  1. У всех эмбрионов позвоночных животных впереди от сердца закладывается непарная брюшная аорта, от которой отходят жаберные дуги артерий.
  2. Они гомологичны артериальным дугам в кровеносной системе ланцетника.
  3. Но у них число артериальных дуг небольшое и равняется числу висцеральных дуг.
  4. У рыб их шесть.
  5. Первые две пары дуг у всех позвоночных атрофируются.
  6. Оставшиеся четыре дуги у рыб разделяются на приносящие к жабрам и выносящие из жабер жаберные артерии.
  7. Третья артериальная дуга у всех позвоночных, начиная с хвостатых амфибий, превращается в сонные артерии и несет кровь к голове.

Четвертая артериальная дуга достигает значительного развития. Из нее у всех позвоночных животных, начиная с хвостатых амфибий, образуются дуги аорты.

  • У амфибий и рептилий парные, у птиц правая дуга (левая атрофируется), а у млекопитающих левая дуга аорты (правая атрофируется).
  • Пятая пара артериальных дуг у всех позвоночных, за исключением хвостатых амфибий, атрофируется.
  • Шестая пара артериальных дуг теряет связь со спинной аортой, из нее образуются легочные артерии.
  • Сосуд, связывающий во время зародышевого развития легочную артерию со спинной аортой, называется боталловым протоком.

Во взрослом состоянии он сохраняется лишь у хвостатых амфибий и некоторых рептилий. В результате нарушения нормального развития сосудов этот проток может сохранятся у других позвоночных, в том числе и у человека. В этом случае говорят о врожденном пороке сердца, для исправления которого необходимо оперативное вмешательство.

Значение крови как важнейшей части внутренней среды организма неоценимо для человека.

Основные функции крови:

1) Транспорт веществ. Кровь переносит необходимые для жизнедеятельности вещества (газы, питательные вещества, метаболиты, гормоны, ферменты). Транспортируемые вещества могут оставаться в крови неизменными или вступать в нестойкие соединения с белками, гемоглобином, другими компонентами и транспортироваться в таком состоянии.

В число транспортных входят такие функции, как:

  • дыхательная заключается в транспорте кислорода из легких к тканям и углекислоты от тканей к легким
  • питательная состоит в переносе питательных веществ от органов пищеварения к тканям, а также в переносе их из депо и в депо, в зависимости от потребности в данный момент
  • выделительная функция заключается в переносе ненужных продуктов обмена веществ (метаболитов), а также излишних солей, кислых радикалов и воды к местам их выделения из организма
  • регуляторная функция связана с тем, что кровь является средой, с помощью которой осуществляется химическое взаимодействие отдельных частей организма между собой посредством гормонов и других биологически активных веществ
Читайте также:  Мезатон - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (уколы в ампулах для инъекций, капли глазные 2,5% и 10%, в нос) лекарства для лечения шоковых состояний, иридоциклита у взрослых, детей и при беременности

2) Защитные функции крови связаны с тем, что ее клетки осуществляют защиту организма от инфекционно- токсической агрессии.

Можно выделить следующие защитные функции:

  • фагоцитарная- лейкоциты крови способны поглощать (фагоцитировать) чужие клетки и инородные тела, попавшие в организм
  • иммунная- кровь является местом, где находятся различного рода антитела, образованные лимфоцитами в ответ на поступление микроорганизмов, вирусов, токсинов; антитела обеспечивают приобретенный и врожденный иммунитет
  • гемостатическая (гемостаз- остановка кровотечения)- заключается в способности крови свертываться в месте повреждения кровеносного сосуда, тем самым предотвращая смертельное кровотечение

3) Гомеостатические функции (не путать с гемостазом!) заключаются в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза):

  • рН крови (кислотно- щелочного баланса)
  • осмотического давления
  • температуры внутренней среды

Последняя функция может быть отнесена и к транспортным, так как тепло разносится циркулирующей кровью по телу от места его образования к периферии, и наоборот.

Пройти тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Эволюция кровеносной системы

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы. Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 191.

Обновлено 19 Ноября, 2021

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 191.

Обновлено 19 Ноября, 2021

Кровеносная система у всех живых организмов выполняет важнейшую функцию — доставку к органам кислорода и питательных веществ и удаление из организма углекислого газа и продуктов обмена. Эволюция кровеносной системы определяет развитие всего организма в целом и во многом связана со средой обитания и образом жизни животного. Пик развития кровеносная система достигла у класса млекопитающих.

Кровеносная система у животных прошла долгий путь развития. Она сформировалась на месте рудиментарных частей первичной полости тела и в процессе эволюции стала приобретать всё более значимую роль в обеспечении жизнедеятельности организма.

На завершающем этапе своего развития у представителей позвоночных животных кровеносная система выполняет универсальную работу, занимаясь транспортом питательных веществ, кислорода, продуктов метаболизма, гормонов и других биологически значимых элементов.

Рис. 1. Схема кровеносной система млекопитающих.

Эволюция кровеносной и дыхательной систем является причиной усложнения работы всего организма, перехода его на иной, более качественный уровень. Это связано с тем, что эти две системы тесно взаимодействуют друг с другом, выполняя важнейшую функцию — транспортировку газов к органам дыхания и к ним.

Стоит кратко упомянуть, что эволюция кровеносной системы повлекла за собой и усложнение пищеварительной системы. Их связь заключается в транспорте питательных веществ и токсинов: в пищеварительной системе вещества всасываются, а затем кровеносной системой транспортируются по органам и тканям.

К основным направлениям эволюции кровеносной системы относят:

  • Обособление важнейшего органа кровеносной системы — сердца.
  • Дифференцировка сердца на камеры — от двухкамерного к четырёхкамерному.
  • Разделение сосудов на кровеносные и лимфатические.
  • Появление малого (лёгочного) круга кровообращения, разделение двух кругов кровообращения — малого и большого.
  • Развитие приспособлений для разделения артериального и венозного токов крови.

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.Рис. 2. Сердце — главный орган кровеносной системы.

Впервые замкнутая кровеносная система появляется у кольчатых червей, представителем которых является дождевой червь. В замкнутой кровеносной системе кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела. У моллюсков (беззубка) и членистоногих (домовая муха) кровеносная система присутствует, но она незамкнутая.

Эволюцию кровеносной системы у животных можно представить в виде таблицы, которая пригодится при подготовке к уроку биологии в 7 классе.

Систематические группы животных Органы кровеносной системы Особенности
Беспозвоночные: простейшие, кишечнополостные, круглые и плоские черви, губки Кровеносной системы нет Газообмен, питание и выделение осуществляется каждой клеткой тела
Кольчатые черви Спинной, брюшной и кольцевой сосуды. Есть капилляры Кровеносная система замкнутая. Сердца нет
Моллюски Двухкамерное сердце, кровеносные сосуды Кровеносная система незамкнутая
Членистоногие Сердце, кровеносные сосуды Кровеносная система незамкнутая
Хордовые Сердце, сосуды (вены, артерии, капилляры) Замкнутая кровеносная система. Аорта — самый крупный сосуд
Бесчерепные (ланцетник) Кровеносные сосуды Сердца нет
Рыбы Сердце двухкамерное: предсердие и желудок Один круг кровообращения. В сердце венозная кровь
Земноводные Сердце трёхкамерное: 1 желудочек, 2 предсердия Два круга кровообращения: большой и малый. В желудочке кровь смешивается
Пресмыкающиеся Сердце трёхкамерное: 1 желудочек, 2 предсердия. У крокодилов сердце четырехкамерное: 2 желудочка, 2 предсердия Два круга кровообращения: большой и малый. В желудочке есть частичная перегородка, благодаря чему кровь меньше смешивается
Птицы Сердце четырёхкамерное: 2 желудочка, 2 предсердия Два круга кровообращения: большой и малый. Кровь не смешивается
Млекопитающие Сердце четырёхкамерное: 2 желудочка, 2 предсердия Два круга кровообращения: большой и малый. Кровь не смешивается

Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.Рис. 3. Строение четырехкамерного сердца.

Кровеносная система выполняет важнейшую функцию, обеспечивая газообмен во всех органах и тканях, снабжая их питательными веществами и устраняя из организма продукты обмена. Наивысшее развитие кровеносная система достигла у млекопитающих, для которых характерно четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения, полное разделение на артериальную и венозную кровь.

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 191.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест «Биография Гоголя»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест Лермонтов (4 класс)с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Ревизор»с результатом 14/17

Гость завершил

Тест «Недоросль»с результатом 15/18

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Поурочный план 6 класс Транспорт веществ у растений и животных. Лабораторная работа. № 6. «Передвижение веществ в растениях»

Урок
20.                                                                                                                                       
6 класс

Тема: Транспорт веществ у растений и животных.

Лабораторная работа. №
6. «Передвижение веществ в растениях».

  • Цель урока: сформировать представления об особенностях транспорта веществ в
    организмах растений и животных.
  • Задачи:
  • Образовательные: рассмотреть особенности транспорта веществ в
    организмах растений и животных; дать понятие о соответствии строения органов
    выполняемым функциям; показать значение процесса движения веществ.
  • Развивающие:продолжить
    развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной
    литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к
    предмету.
  • Воспитательные: воспитывать
    бережное отношение к животному и растительному миру.
  • Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

II.
Проверка домашнего
задания.

  • Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.
  1. 1.                   Подсолнух
  2. 2.                   Амебы обыкновенная
  3. 3.                   Паук-крестовик
  4. 4.                   Майский жук
  5. 5.                   Омар
  6. 6.                   Осетр русский
  7. 7.                   Озерная лягушка
  8. 8.                   Прыткая ящерица
  9. 9.                   Сизый голубь
  10. 10.                Бурый медведь
  • А – кожа
  • Б – легкие
  • В – жабры
  • Г – трахеи
  • Д – клеточное дыхание
  • Е – легочные мешки
  • Ж — устьица
  • Задание: вставьте пропущенные слова.

Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в
организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с
образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

III. Целеполоагание (определение темы урока,
постановка целей и задач урока).

На доске записано слово «транспорт».

— Отвлекитесь от биологии и попробуйте
подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове
«перемещение».

— Что перемещается в живом организме?

Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на
тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание –
это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах,
например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо
транспортировать, доставлять.

Доставляется к клеткам не только кислород для
дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты
жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов.
Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема.

Читайте также:  Отклонения сывороточных маркеров крови как показание к пренатальному кариотипированию.

Цель урока —
познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и
животных.

IV.
Изучение нового материала.

1. Перенос веществ в
организме – важный процесс жизнедеятельности.

Движение – это характерный признак всех живых
организмов, причем на всех уровнях организации —  от одноклеточного до
организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение
происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного
органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

Вспомните о том, как перемещаются вещества
внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные
обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие
ткани, кровеносная система).

2. Особенности транспорта веществ в растении.

  1. Рассмотрим передвижение веществ на примере
    фотосинтеза.
  2. — Где происходит этот процесс? (в листьях)
  3. — Что необходимо для протекания этого
    процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)
  4. — Каким путем доставляется к клеткам
    углекислый газ? (через устьица)

— Как в клетки доставляется вода? (в корне
растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками.
Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам
стебля поднимается к листьям).

— У эвкалиптов, произрастающих в Австралии,
вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее
двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос,
непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

— Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

            Два этих процесса очень
взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

3. Проводящие образования растений.

  • Вода с минеральными веществами передвигается
    по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных
    живого содержимого.
  • Органические вещества транспортируются из
    листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма),
    построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые
    пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.
  • Демонстрация рисунков с опытами по передвижению воды и органических
    веществ:
  1. Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?
  2. У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд  и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

Лабораторная работа №6
«Передвижение веществ в растениях».

Цель работы: выяснить по каким частям стебля
передвигаются в растительном организме питательные вещества.

Оборудование: иллюстрации к опытам
(опыт 1: побеги растений, поставленные на 5
7
дней в подкрашенную чернилами воду; опыт 2: два побега: один контрольный, а у
другого снято кольцо коры ближе к нижнему концу. Побеги стоят в воде на свету в
течение 5
7 дней).

Ход работы

1. Передвижение по стеблю воды и растворенных в ней минеральных
веществ.

  • Рассмотрите результаты опыта 1 (поперечный и продольный срезы побега). Какая часть стебля окрасилась?
  • Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные соли.
  • В какой части стебля они находятся?

            Ответьте на вопросы,
запишите р
езультаты наблюдений и выводы.

2. Передвижение по стеблю органических веществ.

  • Рассмотрите р езультаты опыта 2. Обратите внимание на утолщение на одном из побегов –
  • наплыв. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом
  • утолщении?
  • Откуда они взялись?
  • Почему у другого побега наплыв на образовался?

Ответьте на вопросы, запишите результаты наблюдений и выводы.

3. Вывод о проделанной работе.

  1. Особенности переноса веществ в организме животных.
  1. Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.
  2. — Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к
    переносу веществ?
  3. — Рассмотрим особенности кровеносной системы у
    разных представителей животных.
  4. Задание: заполнить схемы:
  5. 1.                                 Типы кровеносной системы Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.
  6.                         _______________                                 ______________

                        (……………..)                                     (………………)

  • 2.                                       
    Органы кровеносной системы
  • Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.
  •                         ______________                                   ______________
  • Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.
  •                              _______                     __________         
    ________        _______           _______

3. Работа с текстом параграфа о теплокровных и
холоднокровных животных.                         

V.
Закрепление изученного материала.

  1. Задание 1: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме
    транспорт веществ в организме.
  2. А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при
    помощи логических цепочек.
  3. Задание 2: расположите в логической последовательности ряд слов.

1. Эритроцит(2); кровеносная система (4); гемоглобин (1); животный
организм (5); кровь (3).

2. Растительный организм (6); стебель (5); ситовидные трубки (2); луб
(4); проводящая ткань (3); органические вещества (1).

3. Вода и минеральные соли (1); растительный организм (4); сосуды (2);
проводящая ткань (3).

VI. Подведение итогов урока.

  • VII. Домашнее задание:
  • ·        
    §43, стр. 110 — 111,
    ответить на вопросы;
  • ·        
    подготовить сообщение о
    разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.
  • VIII.
    Рефлексия:
  • Что
    нового узнали на уроке?
  • Чем понравился урок?

Всё, что я узнал(ла) на уроке, смогу ли применить в жизни?
Как?

Транспорт веществ | Дистанционные уроки

Вопрос А13 теста ГИА по биологии —

В этой лекции мы рассмотрим 3 основных вопроса:

  1. Какие органы системы органов выполняют функции транспорта веществ;
  2. Какие функции выполняют различные жидкости организма;
  3. Значение транспорта веществ.
  • Темы, которые нужно знать:
  • Транспорт веществ в организме осуществляется двумя путями — дыханием и пищеварением:
  • Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.
  • Гуморальная регуляция присутствует у всех живых организмов — начиная от одноклеточных и заканчивая сложно устроенными млекопитающими.
  • У простейших (одноклеточных) организмов с транспортом веществ все просто —
  • дыхание осуществляется всей поверхностью тела,
  • пищеварительная система —  пищеварительные и выделительные вакуоли.
  • Транспорт кислорода и питательных веществ, а так же продукты обменных процессов у более высокоорганизованных животных выполняет кровеносная и лимфатическая системы.  Главный орган этой системы — сердце.
  • Пищеварение  — органы и системы органов. 
Тип кровеносной системы
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • замкнутая
  • незамкнутая
  • незамкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • сердца нет
  • сердце
  • сердце
  • двухкамерное
  • трехкамерное
  • 3-4-х камерное
  • четырехкамерное
Класс животных Органы дыхания
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • поверхностью тела
  • жабрылегкие
  • жабрылегкиетрахеи
  • жабры
  • легкие
  • легкие
  • легкие

Жидкости организма

  • У животных с незамкнутой системой кровообращения транспорт веществ осуществляет внутренняя жидкость организма — гемолимфа — вода, неорганические соли и органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.). Функции — те же, что и у крови.
  • у развитых животных основа транспортной системы — основные жидкости — лимфа (лимфоциты + вода + белок), кровь — форменные элементы + жидкая часть и тканевая жидкость.

Значение транспорта веществ:

В организме человека с кровью транспортируются кислород и питательные вещества к клеткам тканей, чтобы образовалась энергия для жизнедеятельности. С другой стороны уносятся вредные и отработанные вещества (углекислый газ).

Кроме того, транспортируются гормоны к органам-мишеням, т.е. происходит гуморальная регуляция жизнедеятельностью организма.

  1. Транспорт у растений. Общие особенности кровеносной системы.
  2. Самыми удаленными от сердца являются капилляры — в них скорость движения крови и, соответственно, давление, меньше — ответ 1)

Обсуждение: «Транспорт веществ»

Биология. 10 класс

Перейти к основному содержанию
Profil

Для клеток растений характерно наличие некоторых специфических особенностей строения. Так, в отличие от клеток животных они имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, содержат вакуоли и хлоропласты.

Запасным питательным веществом в клетках растений является крахмал. Дифференциация тела на ткани и органы у растений явилась результатом их приспособления к наземным условиям среды. Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям.

Читайте также:  Резекция пищевода с интерпозицией ободочной кишки. Техника резекции пищевода.

После выхода на сушу у растений в зависимости от выполняемой функции сформировались следующие виды тканей: образовательные (меристемы), покровные, проводящие, механические и основные (паренхимы). По строению ткани бывают простые и сложные.

Простые ткани состоят из одного типа клеток, а сложные включают клетки разных типов. Общая характеристика тканей растений приведена в таблице.

Таблица. Общая характеристика строения, местоположения и функций тканей растений

Название тканей Особенности строения Местоположение в растении Функции
Образовательные:
  • Клетки мелкие, с тонкой оболочкой, густой цитоплазмой, мелкими вакуолями, крупным ядром. 
  • Они плотно прилегают друг к другу и постоянно делятся в разных направлениях
  • На верхушке стебля, кончике корня у всех растений. 
  • В междоузлиях злаков; внутри стебля и корня голосеменных и двудольных покрытосеменных растений
Образуют все постоянные ткани и обеспечивают рост растения в высоту и толщину в течение всей жизни
Покровные:

  • эпидермис;
  • перидерма;
  • корка
Живые (эпидермис) или мертвые (перидерма, корка) клетки с толстыми стенками, плотно прилегают друг к другу, образуя один или несколько слоев. Живые клетки снаружи покрыты восковым налетом или кутикулой На поверхности всех органов (стебля, корня, листа, цветка, плода и семени) Защищают внутренние ткани растения от воздействия внешних факторов, регулируют его водный и газовый обмен со средой
Проводящие: Сложные ткани.

  • Трахеиды, сосуды, древесные волокна, древесная паренхима.
  • Ситовидные трубки, клетки-спутницы, лубяные волокна, лубяная паренхима
Во всех органах растения Обеспечивают транспорт в организме:

  • воды, минеральных веществ (восходящий ток);
  • органических веществ (нисходящий ток)
Механические:
  • Живые клетки с неравномерно утолщенными оболочками.
  • Мертвые клетки с утолщенными стенками
Во всех органах растения (наиболее развиты в стебле, в корне занимают центральное положение) Придают прочность и упругость всем органам растения и обеспечивают их ориентацию в пространстве
  • Основные (паренхима):
  • ассимилирующая;
  • запасающая;
  • воздухоносная;
  • водоносная
Крупные, круглые или овальные, рыхло расположенные клетки, между которыми имеются межклетники Во всех органах растения (наиболее развиты в плодах, семенах и запасающих органах) Функция зависит от особенностей строения и места расположения ткани:

  • фотосинтез;
  • запасание питательных веществ;
  • запасание воздуха;
  • запасание воды

Далее рассмотрим более подробно характеристику вышеуказанных тканей.

Пропустить Оглавление

Перенос питательных веществ в организме растения и животного

 «Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин

Вопрос 1. Для поддержания нормальной жизнедеятельности организму необходимы питательные вещества (минеральные вещества, вода, органические соединения) и кислород. Обычно эти вещества передвигаются по сосудам (по сосудам древесины и луба у растений и по кровеносным сосудам у животных).

В клетках вещества передвигаются от органоида к органоиду. Транспортируются вещества в клетку из межклеточного вещества. Отработанные и ненужные вещества выводятся из клеток и,, затем, через органы выделения из организма.

Таким образом, транспорт веществ в организме необходим для нормального обмена веществ и энергии.

Вопрос 2. У одноклеточных организмов вещества переносятся движением цитоплазмы. Так, у амёбы цитоплазма перетекает из одной части тела в другую.

Содержащиеся в ней питательные вещества передвигаются и разносятся по всему организму.

У инфузории туфельки – одноклеточного организма, имеющего постоянную форму тела – передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

Вопрос 3. Сердечно-сосудистая система обеспечивает непрерывное движение крови, которое необходимо для всех органов и тканей. По этой системе органы и ткани получают кислород, питательные вещества, воду, минеральные соли, с кровью к органам поступают гормоны, регулирующие работу организма.

Из органов в кровь поступает углекислый газ, продукты распада. Кроме того, система кровообращения поддерживает постоянство температуры тела, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), взаимосвязь органов, обеспечивает газообмен в тканях и органах.

Система кровообращения выполняет также защитную функцию, так как в крови содержатся антитела и антитоксины.

Вопрос 4. Кровь — это жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма — это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы — это клетки крови. Плазма составляет 50—60 % объема крови и на 90 % состоит из воды.

Остальное — это органические (около 9,1 %) и неорганические (около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина.

Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию — важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.

Вопрос 5. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма — это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы — это клетки крови. Плазма составляет 50—60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное — это органические (около 9,1 %) и неорганические (около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина.

Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию — важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.

Форменными элементами крови являются эритроциты – красные кровяные тельца, лейкоциты – белые кровяные тельца и тромбоциты – кровяные пластинки.

Вопрос 6. Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками.

Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) — только на верхней.

У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Вопрос 7. Для поддержания нормальной жизнедеятельности растение поглощает СО2 (углекислый газ) из атмосферы листьями и воду с растворенными в ней минеральными солями из почвы корнями. Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. Благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.

Передвижение воды и минеральных веществ в растениях осуществляется за счет двух сил: корневого давления и испарения воды листьями.

Корневое давление — сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам.

Испарение воды листьями — процесс, который происходит через устьица листьев и поддерживает непрерывный ток воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению в восходящем направлении.

Вопрос 8. Органические вещества, синтезирующиеся в листьях, оттекают во все органы растения но ситовидным трубкам луба и образуют нисходящий ток. У древесных растений передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости происходит при участии сердцевинных лучей.

Вопрос 9. При помощи корневых волосков происходит всасывание из почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая — это облегчает всасывание.

Корневое давление — сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Корневое давление развивается при превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Вопрос 10. Испарение воды растением называется транспирацией. Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение испарения: оно принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector