Изолированная речевая глухота. Апросодия. Дифференциальный диагноз афазии. Мутизм.

«Потерять дар речи» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название данному явлению — мутизм. Это состояние, когда функциональность речевого аппарата и восприятие речи у человека сохраняются, но по каким-либо психологическим или физиологическим причинам он перестает разговаривать.

«Онемел от ужаса», «От страха все слова из головы вылетели», «От робости язык проглотил» — все эти идиомы, как нельзя лучше описывают основной принцип развития мутизма. Это тяжелое расстройство инициации речи получило свое название от латинского слова «mutus» — молчание.

Мутизм является болезнью, а точнее патологическим состоянием, при котором человек молчит, но функции речевого аппарата и слуха, а также способность понимать речь окружающих сохраняется.

Неврология рассматривает мутизм, как невротическое нарушение речи, психология — как утрату способности формирования социальных контактов, а психиатрия относится к данному состоянию, как к одной из основных составляющих различных психических отклонений, например, шизофрении, истерии или психозов.

Сегодня мутизм принято трактовать, как поведенческое и эмоциональное расстройство, свойственное чаще всего детям в возрасте от 3 до 9 лет. Но и взрослые могут оказаться в группе риска и пополнить ряды мутистов (именно так называют пациентов с данным диагнозом). Гораздо чаще это женщины. Однако и чрезмерно чувствительные, эмоциональные и ранимые мужчины могут при определенных обстоятельствах, как говорится, потерять дар речи.

Врачи-психиатры Юсуповской больницы являются ведущими специалистами в своей области и оказывают помощь пациентам с многими расстройствами, в том числе и с мутизмом.

Терапия патологии включается в себя комплексное лечение, благодаря чему удается достигнуть максимально положительного результата.

Высокий уровень медицинских услуг и сервиса способствуют тому, что пациенту удается возобновить свои речевые функции, справиться с первостепенными причинами заболевания.

Изолированная речевая глухота. Апросодия. Дифференциальный диагноз афазии. Мутизм.

Причины развития мутизма

Отличить мутизм от других заболеваний, имеющих примерную одинаковую клиническую картину, достаточно сложно. Но определение причины развития данного состояния является основополагающим, как для диагностики, так и для выбора адекватного лечения. Нарушение речи может возникать на фоне:

  • Имеющихся психопатологических отклонений, например, аутизма, депрессии, задержки развития;
  • Индивидуальных особенностей характера человека, его повышенной чувствительности, ранимости;
  • Стресса, сопровождающего пациента постоянно, или сильных эмоциональных потрясений;
  • Наличия определенных патологий строения органов речевого аппарата, например, короткой уздечки или так называемой «волчьей пасти»;
  • Неправильных методов воспитания и особенностей отношений в семье, наследственной предрасположенности, условий окружающей среды.

Определить причину мутизма у детей довольно сложно. Наиболее подвержены развитию такого состояния дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые начинают значительную часть своего времени проводить вне семейного круга. Можно также выделить ряд факторов, способных спровоцировать развитие мутизма у взрослых. В основном это:

  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессы и сильные потрясения;
  • Выход из комы;
  • Нарушенное кровообращение головного мозга;
  • Некоторые психические расстройства;
  • Соматические заболевания.

В зависимости от причин и особенностей проявления заболевания определяется тактика лечения и время, необходимое, чтобы вернуть человеку способность к разговору.

Классификация и симптомы мутизма

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, мутизму присвоен свой идентификатор — F94.0. В частности, речь идет об элективном мутизме, которым в основном страдают дети. По статистике, такой диагноз ставят приблизительно 1 из 150 детей.

Интересно, что чаще всего развитию мутизма подвержены девочки. Элективный мутизм также называется избирательным.

При таком состоянии ребенок может быть активным и болтливым в привычной для него среде, то есть в семье, но полностью замолкать в детском саду и школе, или же терять дар речи в присутствии определенных людей.

Нередко такое поведение ребенка взрослые воспринимают, как социальный протест, и пытаются решить проблему с помощью радикальных воспитательных методов. Но это в корне неправильно, ведь своевременное определение и лечение мутизма позволит избежать проблем с психологическим состоянием ребенка по мере его взросления.

Наиболее распространенным среди детей и взрослых принято считать психогенный мутизм — состояние, при котором человек утрачивает способность разговаривать после сильной психической травмы. Выделяют несколько форм психогенного мутизма:

  • Истерический мутизм наступает после испытанного человеком сильного шока. Продолжительность такого состояния может быть разной, и составлять от пары-тройки секунд до нескольких недель, а то и месяцев;
  • Логофобическая форма, как видно из ее названия — это молчание, вызванное страхом услышать собственный голос. Чаще всего такое состояние развивается у детей школьного возраста.

Существует и другая классификация мутизма, выделяющая следующие виды данного речевого расстройства:

  • Селективный (он же элективный или избирательный) — мутизм, при котором человек не может говорить при определенных обстоятельствах или в общении с конкретными людьми;
  • Акинетический мутизм представляет собой комплекс речевых и двигательных нарушений;
  • Апаллический синдром — это полное отсутствие какой-либо реакции на внешние раздражители, что по своей картине напоминает состояние комы.

Среди основных симптомов мутизма, указывающих на необходимость срочно обратиться к врачу, можно отметить:

  • Полное отсутствие речевого общения, длящееся более месяца;
  • Сохранение способности слышать и понимать речь окружающих;
  • Отсутствие патологий речевого аппарата и сохранение интеллектуальных способностей;
  • Невозможность говорить в определенных ситуациях, при волнении или других эмоциональных колебаниях;
  • Общение человека письменной речью, жестами, мимикой и др.

Таким образом, единственным явным признаком возможного развития мутизма является отсутствие разговорной речи. Также в зависимости от вида расстройства возможны некоторые двигательные нарушения.

Если Вы или Ваши близкие испытываете такими симптомы, не следует затягивать с обращением к врачу. Лучшие врачи-психиатры Юсуповской больницы заинтересованы в оказании помощи каждому обратившемуся пациенту. Ведущие специалисты проведут тщательную диагностику, подберут эффективную терапию, а также окажут психологическую поддержку.

Диагностика мутизма

Иногда распознать заболевание достаточно тяжело, особенно, если речь идет о детях, потому что грань между капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна. Во избежание перехода заболевания в хроническую форму при первых же тревожных симптомах проводятся следующие диагностические исследования:

  • Общий сбор анамнеза;
  • Осмотр у невропатолога. Проводится ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания, проводится анализ наличияотсутствия патологий неврологического характера;
  • Краниограмма. Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента, делается рентгеновский снимок черепа;
  • КТ и МРТ;
  • Электроэнцефалография. Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге, невозможно создать полную клиническую картину;
  • Анализ мочи и крови.
Читайте также:  Синдром вегетативной дистонии. Кардиалгический синдром.

По мере необходимости пациенту необходимо пройти ряд дополнительных исследований и консультаций смежных специалистов.

Изолированная речевая глухота. Апросодия. Дифференциальный диагноз афазии. Мутизм.

Методы лечения мутизма

Лечение мутизма в Юсуповской больнице представляет собой комплекс мероприятий. С учетом вида диагностированного расстройства это могут быть психотерапевтические и медикаментозные методы. Также лечение может выполняться, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Но стоит отметить, что универсальной терапии при мутизме не существует.

Психиатры Юсуповской больницы выбирают терапию только в соответствии с принципами доказательной медицины. Не назначают лишних обследований и лекарств с недоказанной эффективностью.

В некоторых случаях без применения медицинских средств не обойтись. Следует помнить, что самолечение не только не поможет, но и несет существенный вред пациенту.

Обычно после тщательного исследования больному приписывают следующие медикаменты:

  • Ноотропы (помогают бороться со стрессом);
  • Нейролептики (данные антипсихотические вещества необходимы для лечения психических расстройств);
  • Антидепрессанты (их прием особенно необходим при психогенном мутизме);
  • Бензодиазепины (обладают седативным, снотворным и анксиолитическим действием).

В Юсуповской больнице также проводят общую психологическую поддержку, которая включает в себя:

  • Коррекцию тревожного состояния пациента;
  • Работу над преодолением стрессов и страхов;
  • Социальную адаптацию больного.

Что именно пациенту нужно прорабатывать с психологом, определяется в индивидуальном порядке. При комплексном лечении пациенту могут назначаться дополнительные терапевтические процедуры:

  • Массаж;
  • Дыхательная и лечебная гимнастика;
  • Фото- и арт-терапия и др.

Если причины развития мутизма физиологические, то есть опухоли головного мозга, гематомы и прочие последствия травм, пациенту потребуется хирургическое лечение.

В Юсуповской больнице коррекцией мутизма занимается не только психиатры, но и психологи, невропатологи и другие специалисты. Для повышения эффективности терапии также разработана реабилитационная программа, которая индивидуально подбирается каждому пациенту.

Одной из немаловажных задач Юсуповской больницы является работа с близкими больного — врачи обучают правильно взаимодействовать членов семьи с пациентом. В больнице созданы все условия для комфортного пребывания пациентов: уютные палаты, вежливый медперсонал, заботливые врачи, возможность навещать больного в любое удобное время.

Записаться на прием и консультацию к специалисту Юсуповской больницы можно онлайн на сайте или же позвонить по телефону.

Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация
  • БДУ — без дополнительных уточнений
  • СРРР — специфические расстройства речевого развития
  • ТКМП — транскраниальная микрополяризация
  • ЦНС — центральная нервная система
  • ЭЭГ — электроэнцефалограмма
  • SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

  1. Алалия — отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

  2. Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

  3. Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
  4. Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

  5. Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.
  6. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

  7. Дисфазия — общее название нарушений речи любого происхождения.
  8. Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1. Краткая информация

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

  • F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции
  • F80.1 — Расстройство экспрессивной речи
  • F80.2 — Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

  1. Специфическое расстройство артикуляции
  2. Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

  3. В это расстройство включаются:
  4. — связанное с развитием физиологическое расстройство;
  5. — расстройство развития артикуляции;
  6. — функциональное расстройство артикуляции;
  7. — лепет (детская форма речи);
  8. — дислалия;
  9. — расстройство фонологического развития.

  10. Из данного расстройства исключаются:
  11. — афазия БДУ (R47.0);
  12. — дизартрия (R47.1);
Читайте также:  Клостилбегит - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 50 мг) лекарства для стимуляции овуляции и лечения бесплодия у мужчин и женщин, в том числе при беременности и кормлении грудью. побочные эффекты после приема

— апраксия (R48.2).

  • — нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);
  • — нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);
  • — расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);
  • — расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);
  • — расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).
  • Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

  1. В это расстройство включаются:
  2. — моторная алалия;
  3. — задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;
  4. — связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
  5. — связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
  6. Из данного расстройства исключаются:

— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

  • — приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);
  • — элективный мутизм (F94.0);
  • — умственная отсталость (F70—F79);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

  1. Расстройство рецептивной речи
  2. В это расстройство включаются:
  3. — дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
  4. — афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
  5. — не восприятие слов;
  6. — словесная глухота;
  7. — сенсорная агнозия;
  8. — сенсорная алалия;
  9. — врожденная слуховая невосприимчивость;
  10. — афазия Вернике, связанная с развитием.
  11. Из данного расстройства исключаются:
  12. — приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

— аутизм (F84.0x, F84.1x);

  • — элективный мутизм (F94.0);
  • — умственная отсталость (F70—F79);
  • — задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);
  • — дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2. Диагностика

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.

2.2 Физикальное обследование

  • Рекомендуется консультация врача-невролога [1,2, 3, 7, 14]

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

  • Рекомендуется логопедическое обследование ребенка [1, 2, 3, 7, 9, 15, 17].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, а также иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

  • Рекомендуется оценивать показатели развития речи: речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико-грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использова­нии средств языка [1, 2, 3, 7, 9, 10].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень не­соответствия возрасту ребенка.

Для оценки понимания обращенной речи ребен­ку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания.

При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить по­нимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.

Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно опреде­лить действие, передать смысловые оттенки.

Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, вре­мен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмо­циональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интел­лект) [16].

  • Рекомендуется патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование [1, 3, 6, 14].

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.

  • Рекомендуется консультация врача-психиатра (по показаниям) [2, 3, 4, 14].

Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.

  • Рекомендуется консультация врача-сурдолога (по показаниям) [1, 2, 3, 4, 11, 14].

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: при расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.

2.3 Инструментальная диагностика

  • Рекомендуется проведение ЭЭГ [1, 2, 3, 18].

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.

  • Рекомендуется проведение МРТ головного мозга [1, 2, 3, 4].

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника.   Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг.

Читайте также:  Парные висцеральные ветви: почечная артерия (a. renalis), средняя надпочечниковая артерия (a. suprarenalis media)

МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью.

Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).

2.4 Дифференциальный диагноз

  1. Умственная отсталость
  2. Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познава­тельный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.

  3. Аутизм

При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития.

Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода.

Характерны эхолалия, фразы-штампы, ис­пользование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.

Акустико мнестическая афазия у детей | НейроСпектр

У акустико-мнестической афазии симптомы проявляются прежде всего в слабом, неполном понимании речи собеседника. Пациенту трудно уловить контекст повествования, общий смысл обращенных к нему высказываний. При попытках говорить самостоятельно он сталкивается со следующими трудностями:

  1. Больной припоминает, для чего нужен тот или иной предмет и каковы его характеристики, но не может выговорить его название.
  2. Говорящий может повторять одно и то же слово неоднократно, а также делать неоправданно большие перерывы между словами.
  3. Пациент осознает, что его устная речь далека от совершенства. Он пытается восполнить дефицит слов интонациями, жестами, мимикой.

На протяжении суток у ребенка неоднократно меняется настроение. Периодически его охватывает тревожность, которая еще больше сужает  объем слухового восприятия. Оперативная память пациента перегружается: хоть информация поступает в головной мозг, он не успевает своевременно ее обрабатывать.

Ровные буквы, сбивчивые слова

Основным механизмом акустико-мнестической афазии является утрата чувствительной основы слова за счет снижения формирования зрительной функции. Проще говоря, слова не вызывают у ребенка зрительных ассоциаций и эмоционального подкрепления. Пациент не связывает воедино картинку и стоящий за ней набор букв или звуков.

У акустико-мнестической афазии центральный дефект затрагивает также и способности к письменному общению.

Если до развития заболевания ребенок уже научился уверенно читать и писать, он сохранит эти навыки. Однако каллиграфия будет автоматической, синтаксис и порядок слов в предложениях станут часто нарушаться.

Когда пациенту будут диктовать текст, одни и те же выражения придется повторять неоднократно.

Иногда структура речевого дефекта при акустико-мнестической афазии распространяется на способность выполнять арифметические вычисления. Ребенок, который уже умеет складывать, вычитать, умножать и делить, не потеряет этих навыков — но ему будет сложно запоминать несколько чисел одновременно.

Мрт и картинки с предметами

Если у пациента выявлена вышеописанная структура дефекта при акустико мнестической афазии, ему необходимо посетить логопеда и невролога.

Логопед исследует речевые аспекты нарушения высших корковых функций.

Невролог сфокусируется на нарушении чувствительности по гемитипу (то есть только на одной половине тела) и на гемипарезе (то есть на снижении мышечной силы на этой же (либо другой) половине тела).

Диагностика затрудняется тем, что при неярко выраженном заболевании речь ребенка кажется нормальной — ведь паузы с целью подбора слов типичны для детей. Для выявления проблем врач будет просить пациента назвать изображенный на картинке объект или угадать предмет по его устному описанию.

Чтобы выявить отеки мозговых структур, кровоизлияния или опухоли, пациента могут направить на магнитно-резонансную томографию, компьютерную томографию, УЗИ сосудов головного мозга либо ангиографию. Необходимо исследовать гемодинамику — то есть выяснить, в достаточных ли объемах поступает кровь к нервным клеткам, и проанализировать активность кровотока в коре головного мозга.

От зрительных образов к сочинению историй

К коррекции коммуникативных навыков можно приступать только после устранения первопричины заболевания.

Восстановительное обучение при акустико-мнестической афазии основывается на занятиях с логопедом, направленных на расширение речевой и слуховой памяти.

У акустико-мнестической афазии механизм блокируется тем легче, чем раньше начать лечение. Логопед может приходить в палату к пациенту еще до того, как тот начнет вставать с кровати.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» возвращает пациентам речь за счет:

  • работы со зрительными образами;
  • восстановления ситуативно-обусловленной речи;
  • запоминания фактической информации;
  • самостоятельного развития сюжетов.

Сначала больным показывают изображения с подписанными названиями предметов, параллельно объясняя функции и область применения объекта.

На второй стадии восстановления ребенку дают речевые указания, на которые он должен ориентироваться для поддержания диалога.

Наконец, детям предлагают разгадывать кроссворды и загадки, запоминать адреса, даты и имена. Им рассказывают короткие истории и читают отрывки из книг, а затем просят пересказать их как можно более подробно. На финальной фазе ребенок самостоятельно сочиняет истории на основе предложенных сюжетов или показанных картинок.

Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению памяти в силу недостаточного кровоснабжения головного мозга. Для активизации кровотока пациентам назначают нейрометаболические препараты и нейропротекторы. Специалисты нашего центра отмечают, что благодаря высокой пластичности детского мозга достаточно преодолеть острый период заболевания — и восстановление речи пойдет исключительно быстро.

Дети вернутся в норму быстрее

Не стоит требовать от ребенка отличной успеваемости в школе сразу после преодоления болезни. Уже после полного восстановления коммуникативных навыков пациенту с афазией может быть трудно усваивать новую информацию.

Хорошая новость заключается вот в чем: при  акустико-мнестической афазии центральный механизм разрушает мозг молодежи не столь значительно, как у пожилых людей.

При комплексном подходе, сочетающем медикаментозное лечение с физическими упражнениями и иными разновидностями восстанавливающих терапий, срок полного излечения составляет в среднем пять лет.

Однако среди молодых пациентов с крепким здоровьем иногда наблюдаются случаи ускоренного и внезапного избавления от болезни. Кроме того, у взрослых выздоровление обычно остается частичным — а у детей высоки шансы полностью восстановить функции головного мозга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector