Дефицит кадров в фармацевтической отрасли россии

Поиск и удержание квалифицированных кадров — одна из важнейших задач фармбизнеса. В сегодняшних  кризисных условиях сотрудники становятся стратегическим активом фармацевтических компаний. 

Мы задали экспертам вопрос: Существует ли  сегодня  дефицит кадров в российской фармацевтической  отрасли?

И вот что они ответили: 

Ярослав Шульга, руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

«Безусловно. У различных представителей фармацевтической отрасли существует совершенно разные возможности и ресурсы по решению настоящей проблемы, но, безусловно, указанная проблема имеет место быть и более чем актуальна.

И самой главной характеристикой дефицита кадров в фармацевтической отрасли является то, что этот дефицит является не количественным, а качественным.

То есть имеющаяся проблема заключается не в том, чтобы закрыть какую-либо вакансию более-менее подходящим по профилю кандидатом, а проблема в том, чтобы уровень профессиональной подготовки кандидата, во-первых, соответствовал уровню требований организации, а во-вторых, был интегрируемым в таковую, то есть воспроизводимым на конкретной должности и в конкретной организации.

Управленцы производственных компаний, как правило, констатируют то, что уровень профессиональной подготовки молодых специалистов и вчерашних выпускников ВУЗов не соответствует минимально необходимым требованиям.

Именно эта причина лежит в основе плотного взаимодействия ряда как российских, так и зарубежных производственных компаний с администрацией ВУЗов и соответствующей «доводкой» обучающегося состава под соответствующие задачи.

Именно проблема «качественного» дефицита кадров лежит в основе программ стажировок, предлагаемых рядом фармацевтическими компаний для студентов профильных образовательных заведений: взаимодействие с будущими специалистами в подобных условиях действительно целесообразно со студенческой скамьи.

Кстати, весьма интересным фактом является и следствие из качественного дефицита кадров: представители HR-подразделений сходятся во мнении, что в крупных городах существует проблема переоценки кандидатов, проблема завышенных ожиданий».

Наталья Курантьева,  директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services — крупнейшей международной компании, предоставляющей  решения в области управления персоналом.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

«На каждом рынке есть свои востребованные профессионалы. На Западе, к примеру в Германии, одна из самых дефицитных позиций это «Лаборант», в России лидером по востребованности является позиция Медицинского представителя.

Причем, вопрос нехватки специалистов стоит настолько остро, что в профессиональных кругах активно обсуждается привлечение кандидатов без профильного (медицинского, химического или биологического) образования.

Компаниям приходится раздвигать рамки своих требований и привлекать на ряд позиций, связных с продажей не рецептурных препаратов и оборудования кандидатов, например, с самым разным образованием.

В этом сегменте рынок перегрет, компании вынуждены работать на «кандидатском рынке» и при этом конкурировать между собой в привлечении лучших специалистов. Если мы рассмотрим другой сегмент, например Аптеки, самой востребованной позицией здесь являются Провизоры. Очень востребованы KAM (Key Account Manager).

В связи со «стратегией правительства 2020», направленной на развитие производственных мощностей и импортозамещение, на фармрынке усиливается как производство, так и продвижение препаратов. Как следствие, очень востребованы Менеджеры по продукту (это наиболее сложные для закрытия позиции, из-за долгого цикла подбора кандидатов)». 

Елизавета Ананьева, выпускающий редактор сайта Rabota.ru, одного из лидеров рынка онлайн-рекрутмента. 

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

«Фармацевтическая отрасль — довольно специфичная,  многие специальности здесь являются «узкими» и порой  дефицитными. Действительно, в аптечном бизнесе сегодня  прослеживается тенденция нехватки кадров, и в первую  очередь это касается первостольников  (провизоровфармацевтов). Однако не стоит говорить о том,  что на рынке , труда нет кандидатов. По данным  Аналитического центра Rabota.ru, по России на одну  вакансию провизора в среднем претендуют 10 соискателей,   на вакансию фармацевта — около 8. 

Можно сказать, что дефицит связан с тем, что компании предъявляют довольно жесткие требования к присутствующим на рынке труда кандидатам на данные позиции (к наличию соответствующего образования, а также к профессиональной подготовке).

Еще одна причина нехватки кадров заключается в том, что на сегодняшний день на рынке фармацевтической отрасли присутствует гораздо меньшее количество специалистов такого уровня, чем требуется компаниям-работодателям (учебные заведения выпускают недостаточное количество профессиональных специалистов).

Получается, что предложение растет, а квалифицированных сотрудников по-прежнему не хватает. Поэтому работодателям стоит пересмотреть свои требования к соискателям и, возможно, несколько «смягчить» их.

Если говорить про фармацевтическую отрасль на фоне кризиса, то некоторые работодатели провели реструктуризацию и сокращения в своих компаниях и вовсе прекратили поиск и набор сотрудников.

Однако большинство российских компаний этого сегмента прекрасно понимают, что фармацевтическая отрасль является довольно проблемной, и найти замену опытному и толковому специалисту сложно.

Поэтому многие компании аптечного бизнеса руководствуются политикой удержания и развития существующего штата сотрудников».

Беседовала: Ванифатова Ольга.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России Сегодня мы поговорим с врачом редкой специализации — терапевтом–гемостазиологом сети клиник репродукции и генетики Нова Клиник Лидией Олеговной Бузян.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России О том, как планировать беременность с диагнозом сахарный диабет и каких правил следует придерживаться, чтобы избежать осложнений во время протекания беременности, читателям «Аптечного союза» рассказал эндокринолог, врач высшей категории Иртуганов Наиль Шамильевич.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России Развеять все мифы, связанные с тромбозом, читателям «Аптечного союза» поможет врач терапевт-гемостазиолог сети центров репродукции и генетики Нова Клиник Бузян Лидия Олеговна.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России Эксперты обсудили актуальную, не только для российского фармацевтического рынка, но и для глобального фармрынка, тему ценообразования на пленарном заседании конференции  ИД «Ведомости»  «Правовые вопросы фармацевтической отрасли».

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

В Нижегородской области еще одной региональной аптечной сетью стало меньше

Владельцем аптечной сети «ПиК-Н.Н.» («Аптекарь Эвениус») Г. Князевым объявлено о выходе с рынка Нижнего Новгорода и области.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

По предложению и под руководством компании «Алкон» в России запущен проект PROзрение.

Сегодня мы поговорим с врачом редкой специализации — терапевтом–гемостазиологом сети клиник репродукции и генетики Нова Клиник Лидией Олеговной Бузян.

О том, как планировать беременность с диагнозом сахарный диабет и каких правил следует придерживаться, чтобы избежать осложнений во время протекания беременности, читателям «Аптечного союза» рассказал эндокринолог, врач высшей категории Иртуганов Наиль Шамильевич.

Развеять все мифы, связанные с тромбозом, читателям «Аптечного союза» поможет врач терапевт-гемостазиолог сети центров репродукции и генетики Нова Клиник Бузян Лидия Олеговна.

Эксперты обсудили актуальную, не только для российского фармацевтического рынка, но и для глобального фармрынка, тему ценообразования на пленарном заседании конференции  ИД «Ведомости»  «Правовые вопросы фармацевтической отрасли».

Автор прогноза – практикующий астролог Полина Коваленко. Сайт:  www.polina-kovalenko.ru

Автор прогноза – практикующий астролог Полина Коваленко. Сайт:  www.polina-kovalenko.ru

Источник: https://www.farmsouz.ru/interview/expert-comments/is-there-today-a-shortage-of-personnel-in-the-russian-pharmaceutical-industry

Кадровый дефицит в фармацевтических организациях розничной торговли. причины проблемы и пути ее решения

Серьезные преобразования в области здравоохранения, а также значительные темпы научно-технического прогресса оказывают существенное воздействие на процессы формирования фармацевтических кадров, как в отдельном регионе страны, так и во всей России [3, с. 5].

Ежегодная тенденция увеличения числа аптек в России составляет 10 -11 %, притом, что последние годы характеризуются как пиковые в отношении кадрового дефицита в фармацевтической отрасли. Наличие данных факторов и создает ситуацию увеличения числа неквалифицированных сотрудников сфере фармацевтических организаций розничной торговли [1, с. 59].

Актуальность настоящего обусловлена проблемами системы подготовки кадров для отрасли на пути реформирования и перехода на фармацевтики новую модель развития, что требует дополнительных исследований.

Вопросам кадрового дефицита фармацевтических кадров уделялось значительное внимание в работах таких авторов, как З.А. Савельева, З.И. Зайцева, Н.Н. Карева, JI.A. Лошаков и пр.

В настоящее время в отрасли в целом, и, в Иркутске, в частности, ощущается острая нехватка кадров. Рассмотреть величину кадрового дефицита более детально в цифрах не представляется возможным, т.к. на сегодняшний день объективных статистических данных по кадровому обеспечению фармотрасли практически нет [6, с. 18].

На сегодняшний день в г. Иркутск действуют следующие фармацевтические организации розничной торговли (рисунок 1):

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

Рисунок 1. Фармацевтические организации розничной торговли

Как видно из рисунка 1, число фармацевтических организаций розничной торговли в Иркутске значительно, следовательно, значителен и спрос на специалистов в данной области. На момент исследования, на интернет сайтах Иркутской области, посвященных подбору кадров, только по г.

Иркутску размещено свыше 70 вакансий от фармацевтических организаций, большая часть из которых – это предложения по вакансии «провизоры».

По данным исследований, проведенных в Иркутске и Иркутской области, аптечными работниками при отпуске лекарственных препаратов допускаются ошибки следующего рода (рисунок 2).

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

Рисунок 2. Ошибки, допускаемые аптечными работниками при отпуске лекарственных препаратов, в %

То есть, большая часть ошибочных действий работников аптек связана с элементарной путаницей с названием препарата.

Система подготовки специалистов в области фармацевтики в России в течении длительного периода много лет считалась функциональной и эффективной с позиции качества подготовки кадров.

В рамках данной системы получить специальность «фармацевт» можно было, обучаясь на заочной форме обучения, что было удобно, в первую очередь, для представителей других медицинских направлений, желающих сменить специализацию [5, с. 47].

Проведенное группой специалистов, социологическое исследование, в рамках государственного контракта, среди руководителей фармацевтических организации розничной торговли, показал в большей степени их негативность отношения к существующим образовательным программам по высшему и среднему профессиональному образованию в области фармацевтики (рисунок 3) [2, с. 71].

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли России

Рисунок 3. Результаты социологического опроса работодателей фармацевтических организации розничной торговли, в %

Согласно рисунку 3, лишь 33 % респондентов оценили качество существующего образования как приемлемое, что еще раз подтверждает наличие обозначенных проблем.

Главной причиной данной проблемы следует назвать преобразования в результате образовательных реформ, по итогам которых стало невозможно обучение на отделении «Фармация» заочно.

На основании приказа министерства образования от 2014 года фармацевтическое направление было включено в список специальностей, по которым обучение может быть осуществлено только на очной форме [8, с. 172].

Более того, в том же 2014 году, было упразднено фармацевтическое училище № 10, являющееся главным образовательным учреждением средне-специального звена в области фармацевтики, что вызвало массу недовольства [4, с. 14].

  • В Иркутской области, на данный момент принимает студентов несколько медицинских колледжей, среди которых:
  • – Иркутский базовый медицинский колледж;
  • – Медицинский колледж железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения;
  • – Саянское медицинское училище;
  • – Иркутский государственный медицинский университет;
  • – Черемховский медицинский техникум.

Лишь в одном из них, а именно в Иркутском базовом медицинском колледже ведется очная подготовка специалистов по направлению «Фармация», на которую отведено лишь 25 бюджетных мест, а коммерческая стоимость составляет 38300 рублей в год при длительности обучения 34 месяца. То есть лишь, одна шестая часть учебных заведений обеспечивает Иркутскую область специалистами в области фармацевтики.

Положительным моментом является возможность получения специальности на основе очно-заочного обучения, продолжительность которого составляет 46 месяцев, стоимостью 30 000 рублей в год. Однако в разрезе всего региона, число программ по направлению «Фармация» крайне низко.

Для того, что бы решить проблему кадрового дефицита по данному направлению необходимо взаимосвязанная работа, как со стороны фармацевтических организаций розничной торговли, так и со стороны государственных структур.

Требуется выработка комплексного подхода к организации системы обучения, повышения квалификации и мотивации фармацевтического работника [10, с. 137].

Кроме того, требуется принятие программы по реформированию системы подготовки кадров в области фармацевтики, которая бы включала в себя такие пункты как:

  1. — создание возможностей для получения заочного образования тем лицам, которые уже имеют среднее медицинское, а также фармацевтическое образование;
  2. – создание руководителем фармацевтических организаций розничной торговли оптимальных программ мотивации для своего персонала, которые бы включали и условия формирования заработной платы и возможности повышения квалификации;
  3. – анализ и возможная апробация исследований, заключенных в международные профессиональные стандарты по организацию работы фармацевтических кадров условиям российского фармацевтического рынка розничной торговли;
  4. – создание алгоритма дальнейшего реформирования системы подготовки кадров в области фармацевтики;
  5. – аргументация необходимости пересмотра действующих Федеральных государственных образовательных стандартов системы СПО и ВПО в целях обеспечения преемственности образования при подготовке специалистов;

– создание возможностей для получения дополнительной квалификации, обучаясь в одном вузе [9, с. 83].

Также, в качестве важного направления взаимодействия работодателей фармацевтических организаций розничной торговли и образовательных учреждений Иркутской области, следует отметить необходимость создания базовых кафедр, которые бы дали возможность возвращения системы фармацевтического образования к утраченной практике подготовки специалистов советского периода, при которой уровень взаимодействия характеризовался как очень высокий [7, с. 60].

Итак, на сегодняшний день на рынке фармацевтических организаций розничной торговли Иркутской области предложение по трудоустройству отстает от спроса на него, что касается и количественного аспекта, и качественного.

В числе главной причины данной ситуации – преобразования, в результате которых стало невозможно обучение данным специальностям заочно, т.к.

они вошли в список специальностей, по которым обучение может быть осуществлено только на очной форме.

Профильную подготовку, соответствующую фармацевтической сфере, ведет ограниченное число образовательных учреждений СПО и ВПО, выпуская недостаточное число специалистов.

В Иркутской области лишь одно образовательное учреждение из шести осуществляет подготовку специалистов по направлению «Фармация», что, собственно, и объясняет значительное число открытых вакансий в аптечные сети города на момент исследования.

В результате, сфера образования на сегодняшний день удовлетворяет отраслевую потребность в кадрах только на четверть.

В целях решения проблем кадрового дефицита необходимо тесное взаимодействие собственников бизнеса с образовательным пространством, причем считается, что особо эффективной мерой послужит использование опыта советской системы подготовки кадров, которая на сегодняшний день имеет прочные позиции как одной из самых качественных образовательных систем.

Список литературы:

  1. Аладышева Ж.И. Актуальные вопросы современного фармацев-тического образования в Российской Федерации // Фармация. — 2013. — № 1. — С. 59-64.
  2. Алферова Т.В. Управление эффективностью труда персонала фармацевтических организаций [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12906403_99487435.pdf (дата обращения 04.05.2019)

Источник: https://sibac.info/journal/student/67/147221

"В фармацевтической отрасли катастрофа с кадрами – приходится переманивать специалистов у конкурентов"

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли РоссииНовости Фармацевтики. Материал подготовили pharmedu.ru

Однако в здравоохранении России особенно остро испытывает нехватку кадров фармацевтическая отрасль. Каждый год количество аптек увеличивается, а притока новых провизоров и фармацевтов нет.

Об этом medrussia.org рассказала управляющий директор компании «Pharmedu» Татьяна Ходанович.

«Каждый год на 3000 прирастает количество аптек, брать фармацевтов негде, только сманивать у конкурентов. В итоге, аптеки пытаются закрыть вакансии консультантами, но закон сейчас говорит, что не должно быть никаких консультантов, только провизоры и фармацевты с подтвержденными дипломами», – утверждает эксперт.

Она добавила, что в то же время престиж профессии упал очень сильно, так как фармацевтов чаще считают кассирами и продавцами, которые выполняют задачи аптечных сетей по объемам продаж, поэтому оплата труда этих работников ниже среднего, и удовлетворённости оплатой труда среди фармацевтов нет.

«Это подтверждают не только наши исследования, но и официальные данные исследовательских компаний. Часто аптеки закрываются, но на их местах появляются новые. Фармацевты перетекают из одной аптеки в другую. Учитывая, что студенты все реже выбирают себе профессию фармацевта, дефицит покрыть за счёт вновь пришедших невозможно», – подчеркнула Татьяна Ходанович.

По её мнению, для решения проблемы необходимо не только поднимать престиж профессии, но сама система должна меняться.

«Она и будет меняться, вопрос как долго, уложится ли в 2 года (министр здравоохранения России Вероника Скворцова обещала в течение двух лет решить проблему кадрового дефицита в отрасли – прим. ред.)? Вряд ли.

Вообще это вопрос непростой, нельзя сказать, что мы сейчас быстро возьмём и кадры укомплектуем.

Надо изменить систему мотивации, понять, что фармацевт – это профессия, требующая знаний и регулярного (раз в 5 лет) подтверждения этих знаний, как и у врачей.

При этом шансы, что эта профессия будет хорошо оплачиваться, невысоки», – добавила Татьяна Ходанович.

Ситуация изменится, считает эксперт, когда потребитель будет приходить в аптеку и получать консультацию человека не в погоне за увеличением чека, а ради помощи людям, в то время как вопрос выживания аптеки будет зависеть не от объёмов проданных препаратов.

  Главная мотивация российского врача — страх

Как сообщалось ранее, на решение проблемы кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения уйдет чуть больше двух лет. Подробнее читайте: Скворцова пообещала закрыть кадровые дыры в участковой службе за два года.

Дефицит кадров в фармацевтической отрасли РоссииНовости Фармацевтики. Материал подготовили pharmedu.ru

Медицинская Россия © Все права защищены.

Источник: https://medrussia.org/16998-v-farmacevticheskoy-otrasli/

Работать не только на аптеку

Образование в сфере фармацевтики сейчас чрезвычайно востребовано, поскольку фармотрасль в стране быстро развивается. Поэтому количество совместных (вуз—работодатель) образовательных программ продолжит динамично расти — по крайней мере до тех пор, пока будет сохраняться дефицит кадров в отрасли.

Бизнес-решение

Принято считать, что положительные сдвиги в сфере фармацевтического образования обусловлены стратегией «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы», принятой правительством России.

Именно лет пять назад начали происходить изменения в сфере образования для фармацевтической отрасли, ситуация в которой была очень непростой.

Дело в том, что фармацевтическое образование фактически не менялось с начала 90-х годов прошлого века, когда оно было полностью ориентировано на аптеку: основные компетенции провизора — отпуск и изготовление лекарственных препаратов.

Затем в российских вузах не только стали появляться новые специальности, ориентированные на отечественную фармотрасль. Иностранные и отечественные производители фармпродукции охотно налаживали сотрудничество с профильными вузами, участвовали в разработках образовательных программ, организации практики для студентов и так далее.

Как следствие, вступительные конкурсы в вузах на профильные специальности выросли до уровня конкурсов в престижных российских вузах.

И, что важно, часто еще в процессе обучения студент знает, где он будет работать по окончании учебы, а уровень подготовки стал приближаться к тому, который более или менее удовлетворяет предприятие-работодателя.

Позитивные изменения в фармацевтической промышленности страны стали происходить в 2011-2012 годах.

Во-первых, это связано с тем, что правительство РФ стало ужесточать условия работы зарубежных фармкомпаний на внутреннем рынке, требуя от них углубления локализации производства, а не просто ввоз в Россию готовых препаратов.

Во-вторых, под флагом кампании импортозамещения власти обещали карт-бланш российским производителям лекарств. В частности, предоставление абсолютного преимущества при участии в госзакупках российским компаниям, работающим по принципу полного цикла производства, включая синтез фармсубстанции.

Поэтому, с одной стороны, иностранные компании заинтересованы в том, чтобы удержаться на российском рынке, который из-за своей ненасыщенности фармпродукцией продолжает представлять для них огромный интерес.

Ряд крупнейших из них всерьез занялись углублением локализации производства в России.

С другой — появилось немало российских инвесторов, сделавших ставку на отечественное производство лекарств в расчете получить долю в госзаказе.

Дорогая репутация

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3306439

Кадры для фармацевтической промышленности

5 апреля 2016 года в Москве состоялся круглый стол на тему «Кадры для фармацевтической промышленности».

В рамках мероприятия эксперты обсудили актуальные вопросы формирования кадрового потенциала фармацевтической отрасли: могут ли российские вузы обеспечить квалифицированными молодыми специалистами фармпроизводство,  какова потребность отрасли в квалифицированных кадрах, как молодые специалисты адаптируются на производстве, насколько важно участие самих фармацевтических компаний в образовательных программах для будущих специалистов.

В работе круглого стола приняли участие Сергей Пилипенко — заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки России; Игорь Наркевич — Ректор Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА); Захар Голант — проректор по инновационному развитию Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, председатель правления некоммерческого партнерства  «Союз Фармацевтических и Биомедицинских кластеров России, кандидат экономических наук; Евгения Караваева — исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова; Елена  Мухачева — руководитель направления корпоративных программ и внутренних коммуникаций компании Pfizer в России; Леон Коган — директор по производству АО «Верофарм»; Мария Гурулёва — заместитель генерального директора по управлению персоналом научно-технологической фармацевтической  фирмы «Полисан». Реализация федеральной целевой программы «Фарма-2020» стала серьёзным стимулом развития  системы фармацевтического образования. Отрасль сделала большой шаг вперед: в регионах России открываются новые производственные площадки, ведущие фармацевтические компании локализуют свое производство, происходит трансфер передовых технологий. Как отметил Захар Голант, проректор по инновационному развитию Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, председатель правления некоммерческого партнерства  «Союз Фармацевтических и Биомедицинских кластеров России, последние пять лет характеризовались как период «инвестиций в стены» — в производственные мощности и развитие инфраструктуры. Важность другой задачи стратегии Фарма2020  — кадрового  обеспечения перехода отечественной отрасли на инновационную модель развития — пока остаётся недооцененной. По мнению Сергея Пилипенко,  заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ, одна из главных задач, которая стоит сегодня перед системой профессионального образования — продолжить работу над совершенствованием программ образования, чтобы обеспечить развивающуюся фармацевтическая отрасль высококвалифицированными кадрами. С этой целью, в частности, в 2015 году были внесены изменения в федеральный закон об образовании. В соответствии с ними государственные образовательные стандарты должны быть разработаны не с учётом, а на основе профессиональных стандартов. Данные стандарты разработаны с учетом опыта и пожеланий различных игроков рынка, однако, в силу межведомственной  разобщенности пока не приняты. Как рассказала в своем выступлении Евгения Караваева, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова, с момента начала реализации стратегии Фарма 2020 многое уже сделано для того, чтобы дать возможность студентам получить актуальные знания. Важно, что при создании образовательных модулей и программ учитывается необходимость развивать компетенции, востребованные не только в производстве и в аптечном сегменте, но в работе на разных этапах жизненного цикла лекарственного препарата. В разработке образовательных модулей принимают участие  специалисты Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, МГУ, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова и других ведущих медицинских университетов и классических университетов.

Игорь Наркевич отметил, что эти программы наряду с сотрудничеством с ведущими фармацевтическими производителями позволяют сформировать профессиональные лифты у студентов.

Причем СПХФА начинает работать также и с потенциальными студентами — абитуриентами и школьниками, которые еще только выбирают, куда пойти учиться после школы.

Таким образом, будущие студенты уже со школьной скамьи могут оценить свой интерес к отрасли и  представить, куда пойти учиться и чем заниматься в жизни. 

Интересно, что реализация программы Фарма 2020 показывает, как можно решать проблему дефицита кадров — создать такую привлекательную отрасль, в которую молодежь — студенты и абитуриенты — сами придут с энтузиазмом и интересом.

Захар Голант отметил, что в деле подготовки кадров крайне важна кооперация: для успешного формирования образовательных программ необходим диалог между различными участниками отрасли и системы образования. В первую очередь, диалог между Министерством образования, учебными заведениями и самими фармацевтическими производителями, которые станут в будущем работодателями для студентов.

По мнению Захара Голанта, основной площадкой, на которой может быть построен такой диалог, становится вуз — независимый субъект, в развитии которого заинтересованы все участники.

Основную информацию о том, какие именно компетенции необходимо развивать в студентах, может дать в первую очередь сам  производитель — у него есть понимание того, каких специалистов нужно готовить. Именно поэтому СПХФА активно сотрудничает с фармацевтическими компаниями: при поддержке фармпроивзодителей студенты проходят практику на почти 50 площадках от Калининграда до Кургана.

Мария Гурулёва, заместитель генерального директора по управлению персоналом научно-технологической фармацевтической  фирмы «Полисан», поделилась опытом работы с молодыми специалистами: главной проблемой становится удержание квалифицированных молодых специалистов на предприятии. Важную роль в этом играют и возможности для обучения, существующие на предприятии.

Эту задачу приходится решать сейчас каждому производителю.

Леон Коган Директор по производству АО «Верофарм», отметил, что для него, как для работодателя, важно, чтобы каждый выпускник, приходящий работать на производство, стал экспертом в своем деле — производитель готов вкладывать дополнительные ресурсы, чтобы обучить работника необходимыми на производстве навыкам.

Фармацевтические компании прикладывают большие усилия для того, чтобы обеспечить отрасль подготовленными специалистами. Опытом реализации образовательных программ поделилась Елена Мухачева, руководитель направления корпоративных программ и внутренних коммуникаций компании Pfizer в России.

Уже пятый компания реализует в России программу «Больше, чем образование», направленную на подготовку нового поколения лидеров российской фармацевтической промышленности. Программа была запущена в 2012 году именно  на базе Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии.

Лекции ведущих российских и зарубежных специалистов, специальные тренинги, стажировки на предприятиях Pfizer по всему миру помогают российским студентам выбрать специализацию, изучить передовые технологии современной фармотрасли, чтобы в дальнейшем применять полученные знания в своей работе на благо российского здравоохранения и пациентов.

С 2015 года проходит масштабирование образовательной программы и, благодаря видеосвязи, лекции стали доступны студентам Томского Государственного Университета.

В 2016 году программа вышла на уровень ЕАЭС:  начиная с февраля к образовательным модулям присоединились студенты и преподаватели Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета (Республика Беларусь) и Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова (Республика Казахстан).  

Эксперты отрасли понимают, что завтра развивать российскую фармацевтическую отрасль будут те студенты, которые сейчас получают профильное образование.

Поэтому сегодня важно дать им возможность получить актуальные знания, чтобы в будущем российские производители имели возможность работать с высококвалифицированными специалистами и обеспечивать россиян качественными отечественными лекарственными препаратами.

Источник: https://rg.ru/2016/04/11/kadry-dlia-farmacevticheskoj-promyshlennosti.html

Фармацевтические кадры в России

Значительные изменения в здравоохранении и ускорение научно-технического прогресса (персонифицированная медицина, всеобщее старение населения фармакогеномика, трансляционная медицина, нанотехнологии, генная и клеточная терапия и др.) оказывают существенное влияние на формирование фармацевтических кадров во всем мире. В отчете Международной федерации фармацевтических ассоциаций (FIP) о глобальном состоянии кадрового рынка в области фармации в 2012 г. [10] указано, что в целом в мире около 55% провизоров работает в аптеках, 18% — в клиниках, около 10% специалистов с фармацевтическим образованием заняты в области промышленной фармации, 5% — в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, и 5% — в регуляторных органах. Для мирового рынка труда характерен дефицит фармацевтических кадров, которые в последующие годы будет только увеличиваться, в первую очередь в области аптечной фармации. По данным Бюро по статистике труда США, количество рабочих мест для фармацевтов, включая промышленных фармацевтов, увеличится на 17% за период с 2008 по 2018 гг., что превышает прогнозы по другим отраслям (по прогнозам дефицит фармацевтических кадров составит до 150000 человек к 2020 г.) [11]. В Канаде и в Австралии прогнозируется дефицит в фармацевтических кадрах до 10 тыс. человек [10]. При этом основным потребителем специалистов с фармацевтическим образованием будут сектора здравоохранения, также будет возрастать потребность в переподготовке уже работающих кадров. Данная мировая тенденция применима и к Российской Федерации и должна учитываться при прогнозировании развития отечественного образования. Согласно данным опроса ВЦИОМ на январь 2012 г. 33% россиян считают медицину и фармацевтику самой перспективной сферой профессионального образования [8]. Ежегодно пул специалистов только с фармацевтическим образованием пополняется на 7,5 тыс. человек, однако, по оценкам кадровых агентств и проведенному нами анализу в рамках государственного контракта от 18 июля 2012 г. № 05.Р14.12.0001 «Разработка образовательных программ и образовательных модулей по направлению развития фармацевтической промышленности «Промышленная фармация» выполняемому по ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», спрос на специалистов с фармацевтическим образованием достаточно высок [7, 9], но носит региональный характер. Практически все работодатели, участвовавшие в опросе, планируют в ближайшие 5 лет осуществлять прием специалистов на работу. В 2012 г. аккредитацию на оказание образовательных услуг по ФГОС СПО 060301 «Фармация» имели 107 учреждений среднего и высшего профессионального образования, по ФГОС ВПО «Фармация» — 55 университетов и академий. Распределение по федеральным округам приведено на рис. 1. фармацевтический образование медицинский здравоохранение

Рис. 1 Распределение образовательных учреждений СПО и ВПО, осуществляющих набор студентов по специальности «Фармация» по федеральным округам

Принципиальные требования к проводимому обучению и формируемые у выпускников компетенции в настоящее время установлены в Федеральных государственных образовательных стандартах ФГОС СПО 060301 и ФГОС ВПО 060301, введенных в действие в рамках последних в 2009 и 2011 гг. соответственно.

Последовательное реформирование российского образования, осуществляемое еще на протяжении последних 10 лет, затронуло сложившуюся систему подготовки фармацевтических кадров только на организационном уровне: введение зачетных единиц, внедрение систем менеджмента качества в вузах, создание системы мониторинга выпускников. Перед многими странами стоят одинаковые проблемы в области организации профессионального фармацевтического образования:

  • · всеобщее старение населения, и, соответственно, постепенное уменьшение опытных высококвалифицированных кадров в отрасли, включая преподавательский состав университетов;
  • · увеличение требований к направленности и качеству образования;
  • · соблюдение баланса между спросом и предложением кадров (т.е. планирования и управления кадрами);
  • · установление прочных связей университетов с работодателями;
  • · создание механизмов, стимулирующих работодателей и работников проводить постоянное профессиональное обучение.

Новый закон ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» направлен на углубление проводимых реформ, увеличение конкуренции образовательных организаций, создание тесной взаимосвязи образовательных профессиональных программ с профессиональными стандартами.

В Российской Федерации профессиональные стандарты для фармацевтических работников отсутствуют.

В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» , Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих и в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов отсутствуют должности в медицинских организациях и фармацевтических предприятиях, предусматривающие фармацевтическое образование

С 2010 г. FIP, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Юнеско реализуют проект по разработке рекомендаций по улучшению качества фармацевтического образования на протяжении всей профессиональной деятельности специалистов.

Для обеспечения качества фармацевтического обучения FIP была разработана схема обеспечения качества, учитывающая международные стандарты по качеству образования в здравоохранении Всемирной медицинской федерации. В рамках этой деятельности проводится разработка перечня компетенций для фармацевтических специалистов разной направленности.

Практически завершена разработка компетенций для аптечной и госпитальной фармации (клинической фармакологии), проекты по разработке компетенций для промышленного фармацевта пока не завершены.

Во многих странах мира за последние 20 лет отмечается изменение характера обучения: от классического академического образования к более ориентированному на больного и на продукт (лекарственные средства).

Сравнительный анализ программ высшего фармацевтического образования в странах ЕС и Российской Федерации показал, что, несмотря на относительную схожесть направлений учебных дисциплин, имеется достаточно много различий (см.

таблицу 1), что будет оказывать негативную тенденцию на признание российских дипломов и способствовать оттоку российских студентов в зарубежные университеты (учитывая мировую тенденцию к росту дефицита фармацевтических кадров).

Таблица 1 Кластеризация учебных дисциплин в образовательных программах по фармации в ЕС и Российской Федерации и учебная нагрузка на кластер в % от общей нагрузки образовательной программы

Кластер Учебные дисциплины, имеющиеся в образовательных программах университетов ЕС Учебные дисциплины из ФГОС ВПО
Медицинские науки Анатомия и физиология человека, медицинская терминология, фармакология, фармакогнозия, фармакотерапия / внутренние болезни, токсикология, патология, гистология, микробиология, нутрицевтика, нефармакологические методы лечения, гематология, иммунология, паразитология / гигиена, медицина катастроф, лабораторная диагностика / клиническая биохимия;радиохимия, процесс отпуска лекарств, назначение лекарств, анализ рецептов (определение побочных эффектов и лекарственного взаимодействия), воспроизведенные препараты, планирование, управление и интерпретация клинических исследований, медицинские изделия, ортопедия, безрецептурные препараты, сопутствующее лечение, наблюдение и ведение амбулаторных больных, дерматология и терапия кожных заболеваний, гомеопатия, фитотерапия, ветеринарные препараты, фармацевтическая помощь, фармацевтическая терапия симптомов и заболеваний Среднее по ЕС: 28% Латинский язык (4), физиология с основами анатомии (6), патология (6), микробиология (6), фармакология (9), клиническая фармакология (8), безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф (10), общая гигиена (3), токсикологическая химия (6), практика (1+1+5). Всего: 65 единиц — 24,1%
Химические науки Общая, органическая и неорганическая химия, аналитическая химия, фармацевтическая химия / фармакопейный анализ, медицинская химия и физика / взаимосвязь структуры с фармакологической активностью (SAR) / дизайн лекарственных средств Среднее по ЕС: 24% Общая и неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, аналитическая химия, органическая химия, фармацевтическая химия. Всего: 53 единицы 19,6%
Фармацевтическая технология Получение галеновых препаратов, химико-фармацевтических препаратов, всасывание и метоболизм (ADME) / фармакокинетика; современные системы доставки, фармацевтические НИОКР, промышленное производство лекарственных средств, обеспечение качества в производстве, регистрация и регулирование новых молекул и препаратов, общий технический документ (качество (фармацевтическая часть), безопасность (доклинические и клинические исследования), офтальмологические препараты, медицинские газы, косметические средства, управленческие стратегии в промышленности, экономика фармацевтической отрасли и разработки) Среднее по ЕС: 15% Фармацевтическая технология (18), биотехнология (4), практика (2+4+4). Всего: 30 единиц — 11,1%
Биологические науки Общая биология, биология клетки, ботаника, микология, зоология, биохимия, молекулярная биология, генетика Среднее по ЕС: 11% Ботаника (7), биология (3), биологическая химия (6), практика (3). Всего 19 единиц — 7 %
Физика / Математика Физика, Математика, расчеты в фармации, Информационные технологии, Статистика, план и анализ экспериментов Среднее по ЕС: 6,4% Математика (2), физика (3), информатика (3), фармацевтическая информатика (2). Всего 10 единиц — 3,7%
Общие предметы Общие навыки, академическая грамотность, иностранные языки, первая доврачебная помощь, технологии общения, менеджмент Среднее по ЕС: 6,4% История Отечества (2), психология и педагогика (2), иностранный язык (10), первая доврачебная помощь (2), физическая культура (2). Всего 18 единиц — 6,7%
Законодательство / общество / этика Законодательство в области фармации, социальные науки, судебная экспертиза, профессиональная этика, философия, экономика (финансы, бухгалтерия, планирование и управление), общественное здравоохранение, управление качеством, фармакоэпидемиология, фармакоэкономика, история фармации Среднее по ЕС: 6,2% История фармации (2), экономическая теория (2), Правоведение (2), медицинское и фармацевтическое товароведение (7), управление и экономика фармации (16), практика (18) Всего: 47 единиц — 17,4%
Не включенная в сравнение учебная нагрузка
  • Основы экологии и охраны природы (2);
  • Вариативная часть: 28.
  • Всего: 30 единиц

Источник: https://studwood.ru/2007661/pedagogika/farmatsevticheskie_kadry_v_rossii

Проблемы современных аптек: кадровый голод

Выясняем, почему не происходит обновление фармперсонала, и на что вынуждены идти аптечные организации в условиях отсутствия квалифицированных сотрудников.

НЕЗАПОЛНЕННЫЕ ПРОБЕЛЫ

Новые вакансии для фармацевтов и провизоров появляются на сайтах для поиска работы каждый день. Требования стандартные: помимо традиционных личных качеств, таких как доброжелательность, ответственность и любовь к людям, от кандидата в обязательном порядке ожидается диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности «Фармация» и действующий сертификат специалиста.

И, если с моральными качествами у соискателей, как правило, все в порядке, то перечень документов, указанных в требованиях при приеме на работу в аптеку, предоставить может не каждый.

Более того: по информации, полученной от руководителей аптечных подразделений, далеко не каждый кандидат, откликающийся на вакансию, знает, что для работы за «первым столом» необходимы какие–то специальные навыки.

КАДРОВЫЙ ГОЛОД ПРОВОЦИРУЕТ НАРУШЕНИЯ

Миф о том, что сотруднику аптеки не нужна особая профессиональная подготовка, возник неслучайно. Еще в 90–е гг., когда с появлением частного предпринимательства в России одна за другой стали появляться аптеки, в них работали преимущественно люди без соответствующей специализации.

Тенденция сохраняется и сегодня, несмотря на то, что фармацевтическая деятельность в наши дни строго регламентирована. В отсутствие притока молодых профессионалов руководители аптек вынуждены нарушать закон и принимать на работу сотрудников с иным образованием.

Сделать это нелегко, но возможно. Согласно п. 8.3. Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утв. приказом Минздрава РФ от 04.03.

03 №80, в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЙ ОТРАЖАЮТСЯ НА ПОСЕТИТЕЛЯХ АПТЕК

Подобные нарушения, безусловно, помогают владельцам аптек справляться с непростой ситуацией кадрового дефицита. Отсутствие у сотрудников необходимой специальной подготовки, однако, не может не сказаться на качестве обслуживания посетителей. В минувшем году в Москве и Московской обл. были проведены исследования, направленные на выявление самых частотных ошибок аптечного персонала.

В ходе исследований было установлено, что работниками аптек при отпуске лекарственных препаратов совершаются следующие ошибки:

  • ошибки, связанные с названием (номенклатурой) препарата      34,4%;
  • случайный отпуск неправильного лекарственного средства     22,1%;
  • отпуск лекарственного средства для детей взрослому пациенту и наоборот     15,3%.

Сложившаяся ситуация, безусловно, не может не вызывать опасений. В первую очередь претензии предъявляются к владельцам аптечных сетей, допускающих к «первому столу» неквалифицированных сотрудников. Но так ли велика их вина в том, что предыдущее поколение опытных фармацевтов нуждается в постоянном обновлении, которого не происходит вот уже многие годы?

ПРИЧИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМАХ

Система фармацевтического образования в России много лет функционировала в рамках одной и той же, хорошо отлаженной системы. Так, например, получить диплом фармацевта всегда можно было заочно, и этой возможностью были рады воспользоваться, в первую очередь, многие представители других медицинских направлений, желающих поменять специализацию.

Сегодня учиться на «Фармации» заочно нельзя: в 2014 г. приказом министерства образования фармацевтическое направление было включено в список всех остальных медицинских специальностей, обучение которым проводится только очно.

В том же 2014 г. фармацевтической отрасли был нанесен еще один серьезный удар: приказом московского Департамента здравоохранения было упразднено фармацевтическое училище №10 Департамента здравоохранения г. Москвы (ФК ДЗМ).

«Десятка», как называли ее преподаватели и студенты, по праву считалась флагманом среднего специального фармацевтического образования, и ее закрытие вызвало волну недовольства как в научных кругах, так и среди владельцев аптек — ведь именно этих выпускников ежегодно ждали в аптечных предприятиях страны.

ОЧНО–ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ

Вместо того чтобы обвинять руководителей аптечных сетей в регулярном нарушении действующего законодательства, многие решили действовать иначе и приложить все усилия, чтобы подготовить свежую смену для российских аптек.

— Нехватка фармперсонала в российских аптеках легко объяснима, — утверждает заместитель директора московского фармацевтического колледжа «Новые знания» (http://www.fknz.ru/) по учебно–производственной работе Андрей Киричук. — И теперь только от нас зависит, сможем ли мы помочь аптекам страны и обеспечить их хорошо подготовленными новыми кадрами. Мы, со своей стороны, отлично понимаем, что для взрослого человека получение дополнительной специализации — это колоссальная нагрузка, требующая полностью изменить привычный уклад жизни. И, поскольку с отменой заочной подготовки возможностей у желающих стать фармацевтами осталось немного, мы ищем новые способы организации учебного процесса. Так, у нас в колледже обучение проходит очно–заочно, а учебный график каждый студент может выбрать индивидуально. Со следующего учебного года, я надеюсь, мы сумеем подготовить всю необходимую базу для частичного перехода на дистанционное обучение: некоторые лекции по теоретическим предметам можно будет прослушать онлайн.

За формированием нового подхода к традиционному фармацевтическому образованию пристально наблюдают руководители аптек, у которых, наконец, появляется надежда на обновление фармперсонала уже в ближайшие несколько лет.Ирина МАРКИНА

Соб. инф. МА

26.12.2016

Источник: http://mosapteki.ru/material/problemy-sovremennyx-aptek-kadrovyyo-golod-8052

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector