Рекомендации по профилактике автомобильных травм.

Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.

Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.

Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм — часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

-производственные:

  • промышленные,
  • сельскохозяйственные,
  • строительные,
  • на транспорте и др.

-непроизводственные:

  • бытовые,
  • уличные,
  • дорожно-транспортные,
  • спортивные,
  • школьные,
  • детские и пр.

Детский травматизм

Производственный травматизм

  • Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
  • Причины производственных травм разделяются на:
  • -Организационные:
  • недостатки в организации и содержании рабочего места,
  • применение неправильных приемов работы,
  • недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
  • допуск к работе неподготовленных рабочих,
  • плохая организация трудового процесса,
  • отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

-Санитарно-гигиенические:

  • отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
  • неправильное освещение рабочих мест,
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
  • недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

-Личного характера:

  • заболевание или утомление рабочего,
  • недостаточная квалификация,
  • неудовлетворительные бытовые условия,
  • алкогольное опьянение.

Травматизм бытовой

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д.

Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть.

Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни.

Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

  •  улучшение условий быта;
  •  расширение коммунальных услуг населению;
  •  рациональную организацию досуга;
  •  проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  •  широкую антиалкогольную пропаганду;
  •  целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).

Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин.

Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный цвет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • непристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее.

В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта.

В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями — одна из наиболее острых проблем современности.

В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Уличный травматизм

К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств).

Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток.

При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Причинами уличного травматизма являются:

  • плохая организация уличного движения,
  • узкие улицы с интенсивным движением,
  • недостаточная освещенность и сигнализация;
  • нарушение пешеходами правил уличного движения;
  • неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  • рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  • рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
  • обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
  • надзор за детьми и их досугом;
  • широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Детский травматизм

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.

В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности.

Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях.

Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку.

Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене.

Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

Спортивный травматизм

Травматизм спортивный — несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются.

Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы.

Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%.

По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.

Основные причины спортивного травматизма:

  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
  • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
  • недостаточный врачебный контроль;
  • слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
  • нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике:

  • контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
  • технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
  • защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
  • медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
  • воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
  • обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Читайте также:  Базофильные гранулоциты. Моноциты. Функции базофилов и моноцитов.

Работы по профилактике ДТП

Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий проводятся профилактические работы. Они заключаются в организации теоретической и практической части для разных возрастных групп.

Формы и методы

  • Работы по профилактике дорожных происшествий проводятся для детей детсадовского и школьного возраста, а также участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров.
  • Каждый человек должен знать правила поведения на дороге для предупреждения аварий и их последствий.
  • Разработано несколько форм и методов проведения работ по профилактике ДТП:
  1. Проведение разъяснительных бесед с разными категориями граждан с целью напомнить о правилах поведения на дороге и при управлении автомобилем.

  2. Предоставление информации и наглядных примеров, с применением печатных изданий, СМИ и других изделий. Данная форма помогает оценивать обстановку на дороге в различных ситуациях и находить решение возникших проблем.

    Предоставление наглядных примеров стимулирует на соблюдение правил дорожного движения и адекватное поведение за рулем автомобиля.

  3. Проведение бесед с отдельными категориями граждан, нуждающихся в особом внимании. К ним относятся дети, инвалиды, водители общественных транспортов, военнослужащие и другие лица.

    Для каждой категории граждан разрабатываются отдельные уроки, учитывая специфику работы и возраста.

  4. Проведение семинаров, тренингов, конференций и других мероприятий с целью изучения правил поведения на дороге. На них рассматриваются конкретные ситуации, способы разрешения проблем.

    Обязательно рассматривается статистика произошедших ДТП и причины.

За порядок на дорогах несут ответственность несколько служб, которые и проводят работы по профилактике ДТП с населением.

К ним относятся организации:

  • дорожная полиция;
  • МВД;
  • ОВД;
  • ГИБДД;
  • МРЭО;
  • страховые компании.

Каждая из перечисленных организаций заинтересована в уменьшении количества ДТП и соблюдении правил дорожного движения. Поэтому ответственность за проведение профилактических работ возлагается на плечи представителей данных служб.

Для водителей личного транспорта

Водители, как основные участники дорожного движения, должны соблюдать ПДД в полной мере и уметь контролировать ситуацию на дорогах.

Для обеспечения человеческой безопасности, проводится ряд профилактических мер:

  1. При регистрации транспортного средства в МРЭО каждому собственнику выдается памятка с указанием правил поведения за рулем. Информация регулярно обновляется с учетом изменений в законодательстве.
  2. Госавтоинспекция делает почтовую рассылку материалов, напоминающих о правилах дорожного движения и действиях на дороге.
  3. Дорожные службы несут ответственность за размещение плакатов и баннеров на дороге для предупреждения об опасности.
  4. При незначительных нарушениях ПДД сотрудник дорожной полиции должен указать водителю на его ошибки и рассказать о правилах поведения на дороге.

Граждане могут и самостоятельно устроить митинг на тему «ПДД». Для этого проводятся массовые сборы с использованием дорожных знаков.

Совместный рейд позволит объяснить другим участникам движения о важности соблюдения правил во время движения. Безусловно, данный способ воздействия работает не на всех, но часть граждан задумается над собственной безопасностью.

Среди сотрудников полиции

На сотрудников полиции возлагается ответственность за соблюдение ПДД и проверку участников движения. В случае нарушения требуется остановить водителя и указать на сделанные ошибки.

Для этого требуется в совершенстве знать правила дорожного движения, что достигается благодаря проведению различных мероприятий:

  1. Конференции и тренинги с целью изучения статистики произошедших ДТП и наиболее частых причин аварии.
  2. Тренинги по работе с водителями.
  3. Изучение новых правил дорожного движения, изменений в законодательстве.
  4. Практическое изучение местности для выявления наиболее опасных участков.
  5. Среди руководства – контроль за установкой дорожных знаков, регулирование движения на сложных участках.

Для водителей общественного, грузового транспорта

Водители общественного транспорта несут ответственность за жизни перевозимых людей, поэтому к их квалификации предъявляются особо строгие требования.

Руководством проводятся регулярные проверки уровня профессионализма, знаний ПДД. Профилактика аварий осуществляется на территории автобусного парка. От руководства требуется проверка потенциальных водителей на ответственность и сознательность.

Для предупреждения аварий на дорогах с водителями общественного транспорта проводятся профилактические мероприятия на знание ПДД и умение контролировать ситуацию на дорогах.

Работники автобусного парка должны действовать в рамках существующих правил, не допуская ошибок на дороге.

Водителей грузового транспорта обучают правилам перевозки тяжелых грузов, чтобы в процессе езды габаритные предметы не выпали из автомобиля. Также необходимо знать, по каким дорогам разрешено ездить грузовому транспорту.

Например, запрещается перевозить по городу взрывоопасные и высокотоксичные вещества. Проводятся теоретическое и практическое изучение правил дорожного движения.

Водители грузовых транспортов должны знать правила поведения на дорогах и меры по предотвращению ДТП. Также они несут ответственность за сохранность грузов и их качественное закрепление в грузовом отсеке.

Габаритные предметы при падении могут не только разбиться, но и привести к серьезной аварии на дороге.

Для военнослужащих

Каждый военнослужащий, управляющий специальной техникой на территории города, должен знать правила управления транспортом и дорожного движения. Для проверки знаний проводятся различные тесты, экзамены, аттестации и конкурсы.

Военнослужащие должны уметь контролировать ситуацию на дорогах, предупреждать ДТП, когда требуется вмешательство сотрудника МВД.

Они имеют право указывать водителя на сделанные нарушения и объяснять правила управления автомобилем новичкам.

Каждому сотруднику военных структур даются определенные знания, которые проверяются на экзаменах. Тестирование могут проводить различные структуры: МЧС, УФМС, ГИБДД.

Проводимые мероприятия повышают ответственность и сознательность военнослужащих в плане предупреждения дорожных происшествий.

Изучение правил дорожного движения и поведения за рулем личного транспорта актуально для военных гарнизонов. На территории закрытых городков также важны меры по профилактике ДТП.

Они проводятся для реализации целей:

  1. Предупреждение аварий и нарушений ПДД во время управления служебным транспортом.
  2. Минимизирование использования служебной техники на территории жилых населенных пунктов.
  3. Безаварийное использование военной техники и автотранспорта.
  4. Повышение уровня квалификации и знаний водителей.

Профилактика ДТП с участием детей

Профилактика ДТП с участием детей – особо важное мероприятие, направленное на обучение правилам поведения на дороге, контроля ситуации со стороны пешеходов.

Они организацию с учетом развития детской психики и осведомленности в правилах дорожного движения. Особое значение имеет форма проведения мероприятий.

Специалистами было доказано, что обычное прочтение буклетов не дает положительный эффект. Школьники, прочитав информацию, не вникают в нее и редко следуют указанным советам.

И чтобы профилактические меры имели ожидаемый результат, мероприятия проводятся в школах, больницах, театрах.

Для детей мероприятия организовываются в игровой форме, ставятся сценки с участием школьников, снимаются фильмы.

Теоретическая часть должна закрепляться практическим руководством. Для этого детям показывают примеры поведения на дороге, изучаются различные ситуации, создающие опасность ДТП.

После проведенных мероприятий может проводиться тестирование для анализа полученных знаний.

Изучение правил дорожного движения необходимо начинать с раннего возраста. В детских садах изучаются дорожные знаки, правила пересечения проезжей части. В школе применяется статистика ДТП, изучаются причины аварий.

Профилактика ДТП может проводиться с использованием различных технических средств, необходимых для предотвращения аварий.

К ним относится:

  1. Детские автокресла. Школьникам рассказывают, для чего предназначены кресла в автомобиле. Указывается на необходимость защиты во время движения. Ребенок должен знать, что пристегиваться важно каждый раз, чтобы быть защищенным на случай аварии.
  2. Светоотражающие материалы. На одежде в темное время суток должны быть светоотражающие детали. Они позволяют водителям увидеть ребенка, передвигающегося вдоль дороги или по пешеходному переходу.
  3. Обучающие центры. Во многих городах страны функционируют специализированные обучающие центры, в которых изучаются ПДД. Проводится не только теоретическая часть, но и практическая, с использованием симуляторов.
  4. Игры. Специализированные интернет-клубы в игровой форме предлагают детям на время стать сотрудниками дорожной полиции. Это позволяет детально изучить дорожные знаки и выявлять нарушения.

Аварии с участием детей случаются очень часто, немало маленьких жизней забирают ДТП, произошедшие по неосведомленности пешеходах в правилах поведения на дорогах и пассажиров в автомобиле.

Для уменьшения смертности на мероприятиях должны присутствовать ребята всех возрастов.

На предприятии

На предприятиях различного типа с использованием автотранспортных средств обязательно проводятся мероприятия по профилактике ДТП с участием сотрудников.

Они организовываются при приеме нового водителя на работу и с определенной периодичностью (например, ежегодно). После мероприятия руководитель проверяет уровень знаний сотрудников методом тестирования или экзаменования.

На предприятии проводятся мероприятия:

  1. Проведение исследования дорог на предмет отсутствия факторов, способных провоцировать ДТП.
  2. Контроль соблюдения правил ДД во время движения.
  3. Проведение осмотра авторанспортных средств перед выездом.
  4. Проведение мероприятий для повышения квалификации водителей.
  5. Проведение бесед и тренингов по влиянию аварий и нарушений ПДД на развитие предприятия и заработную плату водителей.

С целью стимулирования работников предприятия на соблюдение ПДД и безаварийную езду, руководство может делать награждения водителей, отличающихся аккуратностью вождения. Это могут быть грамоты, финансовое поощрение, повышение в должности и т.д.

С участием мототранспорта

В летний период, когда на дорогах появляется большое количество автотранспорта, органами ГИБДД проводятся мероприятия по профилактике ДТП.

К ним относится:

  • размещение информации на информационных ресурсах, в социальных сетях;
  • рассылка буклетов и памяток;
  • выступление в телевизионных передачах;
  • предупреждение водителей посредством остановки сотрудниками дорожной полиции.

Мероприятия могут проводиться в образовательных учреждениях, на массовых сборах населения. Во многих городах размещаются баннеры со статистикой ДТП.

На ЖД переездах

Правила поведения водителей вблизи железнодорожных переездов указываются в памятках, выдаваемых при регистрации автомобилей. Дополнительно размещаются баннеры в непосредственной близости от переездов.

Эффективность мероприятий повышается при указании на последствия неправильного поведения посредством фотографий ДТП.

Предупреждение травматизма

Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу.

В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:

  • переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
  • езда на красный свет светофора;
  • превышение допустимой скорости автомобиля;
  • управление автомобилем в нетрезвом виде;
  • неисправность подушки безопасности;
  • непрестегнутый ремень безопасности;
  • разговоры по телефону во время езды;
  • неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.

Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:

  1. Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
  2. Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.
  3. Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
  4. Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.

Если случилась авария, нужно помочь пострадавшим людям, вызывать бригаду скорой помощи. Также не отказывается от осмотра врачами на предмет незначительных повреждений, которые могут в дальнейшем негативно сказаться на здоровье.

Роль родителей

  1. Несмотря на то, что проводится профилактика ДТП в школе, родители должны предпринимать меры по предупреждению аварий с участием детей.
  2. Методика работает эффективнее при указании на ошибки других пешеходов во время прогулок, а также изучение дорожных знаков.

  3. Родители должны объяснить несколько важных моментов:
  1. Нельзя перебегать дорогу в неустановленном месте. Нужно дождаться, пока все водители остановят машины и только после этого переходить дорогу.
  2. Нельзя гулять вдоль дорог и играть вблизи автомагистрали.

  3. Нельзя шуметь в машине, отвлекать водителя от движения.
  4. Нельзя кидать на дорогу большие предметы.
  5. Нужно помогать младшим товарищам, а также старикам переходить дорогу.

Роль родителей в профилактике ДТП неоценима.

Нельзя игнорировать изучение правил дорожного движения, которые могут спасти жизнь ребенку на дороге.

Профилактика ДТП проводится с разными категориями граждан, в том числе, с несовершеннолетними детьми.

Мероприятия помогут предотвратить опасные для жизни последствия, связанные с нарушениями правил дорожного движения. Их соблюдение – залог безопасности на дороге.

Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях

Основные причины смерти в ДТП:

— травмы, не совместимые с жизнью – 20% — задержка скорой помощи – 10%

— неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

 Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1.  Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва.

Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить).

Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

«03» в России — служба скорой помощи «01» в России — пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1.  Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.

Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3.  После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую  одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4.  Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

— дыхание: в норме количество вдохов в минуту у взрослого – 16-20, у детей – 20-23. У пострадавшего может развиться как учащенное дыхание (25-30), так и редкое (8-10), что может свидетельствовать о развитии шока; — пульс: прощупывать его лучше на сонной (шея) или лучевой артерии (в месте ношения часов). В норме 60-80, у детей 80-90. Учащенный пульс или редкий (менее 60), а также неритмичный может быть признаком шока; — реакция зрачков: у здоровых людей зрачок сужается при свете и расширяется при темноте. Если у пострадавшего зрачки расширены и не реагируют на свет – это признак опасного для жизни состояния.

— кожные покровы: в норме розовой окраска и теплые на ощупь. При обмороке и кровопотере становятся бледными и холодными. В случае тяжелого нарушения дыхания и кровопотери – синюшными. У спасателей на такую оценку должно отводиться 5-10 секунд. Потому, что в данных случаях важна каждая минута.

  • Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.
  • Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:
  • — отсутствие сознания;
  • — отсутствие дыхания;

— отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии  пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

— расширение зрачка;

— изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека.

При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально.

Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

  1. Общие принципы реанимации:
  2. — пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;
  3. — под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

— непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий.

Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки.

Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.

  • Признаки эффективной реанимации:
  • — появление пульсации на сонной артерии;
  • — сужение зрачков;
  • — кожные покровы обретают розовый цвет;
  • — появление самостоятельного дыхания.
  • Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.
  • — остановка кровотечения;
  • — при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;
  • — при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

— обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины. 

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему.

Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни.

Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Состав автомобильной аптечки рассчитан на оказание первой медицинской помощи при тяжелых травмах, которые могут угрожать жизни человека.

Далее в Законе указано: «При этом водитель может по своему усмотрению хранить в аптечке лекарственные средства и изделия медицинского назначения для личного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные лечащим врачом и находящиеся в свободной продаже в аптеках». Кроме самого состава автомобильной аптечки были разработаны рекомендации по её применению.

ОБЖД. Автомобильные аварии. Профилактика

Автомобильный транспорт — самый опасный транспорт. Именно на его долю приходится львиная доля транспортных потерь. Наиболее вероятна гибель водителя либо пассажиров в результате дорожно-транспортного происшествия, в меньшей степени при захвате машины злоумышленниками и пожаре.

Профилактика аварий

  • Статистика утверждает, что главными причинами аварий на дорогах являются :
  • Нарушение правил дорожного движения
  • Это понятно, не в Европе живем — никто никому у нас дороги не уступает, перед знаками, когда поблизости нет милиционера, не стоит, а, напротив, как можно быстрее проскакивает, желтый цвет светофора истолковывает как уже почти зеленый и пр.

Как же при такой дорожной дисциплине уберечься от ДТП? И что здесь оригинального посоветовать водителям? Советую не нарушать. По крайней мере хотя бы тогда, когда вы едете не один. Сын за лихачества отца не ответчик. Равно как дочь, жена, родственники или просто знакомые. С этим даже жестокосердный генералиссимус формально соглашался. Не берите грех на душу.

А вдруг вы уцелеете, и тогда вам придется присутствовать на похоронах, непосредственным виновником которых вы явились. Я знал историю об одном таком отце, который, нарушив пустячное правило, угробил все свое семейство. А сам выжил? Но умер сразу после похорон. Добровольно.

Превышение скорости

И какой русский не любит быстрой езды? Только тот, у кого в личном владении «Москвич» шестидесятого года выпуска. Но и тот, представься ему такая возможность, попытается обогнать «Запорожец» пятьдесят пятого года выпуска.

Как с этим можно бороться? Увещеваниями? Призывами? Не поможет. Разве только так, как в Европе, — неотвратимостью наказания. Скажем, мчитесь вы ранним утром по пустому, как лунная поверхность, шоссе со скоростью, на пять км/час превышающей разрешенную. Ни полицейских вокруг, ни других машин. Вообще никого нет! Тишь да гладь.

Приезжаете куда надо, а через неделю получаете квитанцию с выписанным по всем правилам штрафом. Оказывается, на ограничительном знаке был присобачен измеритель скорости с присоединенным к нему фотоаппаратом, который фиксирует номерные знаки проштрафившихся машин. И, будьте любезны, в кассу! И идут, и несут законопослушные немцы свои кровные марочки. Чтобы права не потерять.

Действенно? Оттого и ездят наши западные соседи даже на стерильно пустом шоссе строго с разрешенной скоростью. Потому что не знают, на каком придорожном столбе тот автоматический доносчик притаился.

Из других способов усмирения шоферской прыти, по крайней мере внутри городских кварталов, нашим властям можно было бы позаимствовать дороги с искусственно сооруженными горками, на которых быстрее 60 км/час не разгонишься, нарисованные на асфальте «елочки», от которых у водителей в глазах рябит, картонные, впрочем, очень похожие на оригиналы манекены постовых и тому подобные западные изобретения.

Жильцам домов, озабоченным превышением скорости машин на участке, где дорогу переходят их дети, я рекомендовал бы не орать нехорошие слова вдогонку проходящим машинам, а написать коллективную «телегу» в районную ГИБДД с просьбой установить в этом месте ограничительные знаки. Или даже светофор. И записать пару номеров машин, которые эти знаки игнорируют.

Женам водителей лихачей, сидящим на пассажирском сиденье, я советовал бы ограничивать их спортивный пыл. Чтобы не подставлять под удар себя и в первую очередь своих детей. Потому что если погибнут одновременно и муж, и жена, то дети отправятся жить в детский дом!

От дурных привычек надо отучать людей сразу. А не тогда, когда они к ним привыкли, как к наркотику. Не останавливайтесь перед скандалом! Настаивайте на своем. Не бойтесь сиюминутных негативных последствий. Ведь, если бы ваш муж уткнул вам в висок заряженное ружье, вы бы, наверное, стали протестовать, несмотря на то, что у него от этого могло испортиться настроение.

А чем отличается превысивший скорость автомобиль от заряженного ружья? Только потенциально большим поражающим действием. Где гарантия, что вон за тем поворотом «курок» не будет спущен и вы не станете жертвой сидящего рядом с вами убийцы. Ну так протестуйте, как если бы находились под стволом!

Одна моя знакомая отучила мужа от быстрой езды, по крайней мере когда в салоне находилась она или дети, тем, что выходила из машины, куда бы и по каким важным делам они ни ехали. Двух сорванных встреч хватило, чтобы выработать у водителя правильный условный рефлекс.

Водителям лихачам мне сказать нечего. Кроме одного: лучше медленно ехать на машине, чем неподвижно лежать в гробу. Или «париться на нарах», совершив наезд на пешехода.

Следующая из причин ДТП — управление автомобилем в нетрезвом виде

Здесь без комментариев. С этим злом наш народ бороться не научился. Это проблема не автомобильная. Позволю себе маленький комментарий для жен тех самых водителей. Если ваш домашний шофер сильно злоупотребляет и в этом «сильно» садится за руль — продавайте машину.

Дешевле станет, чем ее периодически ремонтировать или выплачивать по суду за наезд. Если не помогают увещевания, найдите способ испортить машину.

Длительный ремонт даже самых ярых автомобилистов способен превратить в фанатов велосипедного спорта.

Лично я, ссылаясь на хулиганствующих подростков, десять раз подряд проколол бы все четыре шины, после чего, удобрив таким образом почву, завел разговор о реализации автомобиля.

Плохие дороги

Здесь тоже без комментариев. От плохих дорог мы не избавимся, пока не разрешим вторую, чисто русскую беду. Я о тех, кто выделяет средства на ремонт и содержание этих дорог.

Неисправности машин

Если детализировать, то более всего аварий случается из за неисправных тормозов, далее следует рулевое управление и замыкают тройку лидеров колеса и шины. Выпустить или не выпустить неисправную машину на дорогу зависит от технических комиссий ГИБДД, от самого автовладельца и от его ближних родственников. Им этот вопрос и решать в зависимости от того, насколько им дорога их и чужая жизнь.

Но есть еще очень красноречивые цифры, полученные в результате деления всего числа аварий на их причину. Так вот, состояние дорог и плохая погода «виновны» в 4% аварий. Плохие автомобили в 11%. А остальные 85% на совести водителей!

То есть из этого следует, что самое опасное явление на дороге — это человек за рулем.

И это очень плохо. Плохо, что водители такие «неумехи». И это очень хорошо. Тем, что есть возможность эти проценты снизить. Раз они зависят от человеческого фактора. Начать следует с автомобиля. Как его можно сделать более безопасным?

В первую очередь купить тот автомобиль, который нужен. А не вообще любой. Умный водитель, прежде чем приобрести автомобиль, четко сформулирует его функциональное назначение. Что, на какие расстояния и по каким дорогам он должен будет возить. Целевое приобретение средства передвижения есть первый шаг в обеспечении его безопасности.

Эксплуатация автомобиля не по назначению, связанные с этим перегрузки конструкции, износ, затрудненное управление повышают вероятность ДТП. При покупке автомобиля в первую очередь обращайте внимание на его техническое состояние, а не на выцарапанное на правом крыле ругательное слово.

В процессе эксплуатации находите и устраняйте все мелкие неполадки. Пока они не превратились в большие проблемы. И поменяйте лысые колеса на хотя бы относительно приличные, чтобы уменьшить свой тормозной путь на 30 — 50%. И тогда вы не въедете в тот асфальтовый каток, в который непременно вписались бы на прежней резине.

И еще: поставьте надежные ремни безопасности. И обязательно пристегивайтесь. И требуйте того же самого от пассажиров. Хотел бы я посмотреть на водителя, который на европейском автобане не застегнул ремни безопасности, хотя бы даже на пассажирах, сидящих на заднем (!) сиденье. Постарайтесь установить подголовники, которые вкупе с ремнями безопасности уменьшают вероятность гибели в два три раза при лобовом столкновении автомашин и в пять раз при перевороте. Совсем хорошо было бы прикупить надувные подушки безопасности, которые срабатывают в момент лобового столкновения. Но это уже из области благих пожеланий.

Снимите с лобового и заднего стекол затрудняющие обзор игрушки и прочие «висюльки». И обязательно уберите колющие, режущие и массивные сувениры.

Один мои приятель повесил перед лобовым стеклом «Жигулей» натуральную подкову. На счастье. И заплатил за это «счастье» очень приличную сумму, когда вставлял два передних зуба, выбитых той подковой во время небольшого дорожного происшествия. Не захламляйте салон свободно перемещающимися предметами. Имейте в салоне аптечку. И умейте ею пользоваться.

Помните об опасности мокрой дороги. И всегда во время и после дождя снижайте скорость. Всячески избегайте возможных аварийных ситуаций и одновременно будьте готовы к действию в экстремальных дорожных условиях. Но это уже относится не к машине — к водителю.

Главные качества, обеспечивающие на дороге безопасность, — внимательность и спокойствие.

Внимательный водитель сможет вовремя избежать опасной ситуации. Спокойный не создаст ее сам. А если он одновременно спокойный и внимательный, то его шансы на выживание на наших дорогах вырастают многократно.

Еще одна, как мне кажется, недооцениваемая автомобилестроителями опасность — чрезмерная комфортизация современных автомобилей, которые по внутреннему своему устройству приближаются к домашнему дивану.

Все мягко, полулежа, с подголовниками подушками, с тусклой подсветкой «ночника» и тихой музыкой. Ну как тут не расслабиться. И расслабляются…

То ли дело фронтовые полуторки с деревянными кабинами и сквозняками из каждой щели. Попробуй там задремли за баранкой! Нет, я не призываю к установке в «Мерседесах» и «Вольво» деревянных скамеек. Я предлагаю водителям помнить о коварном свойстве их машин и не позволять комфорту усыплять свою бдительность. Для чего как минимум не садиться за баранку в полусонном состоянии.

Проще всего подготовиться к действию в чрезвычайной дорожной ситуации, проигрывая в уме различные варианты аварий и прикидывая, как из них можно выбраться. Это нормальный психологический тренинг, который позволяет заготовить, запомнить и закрепить в подсознании рецепты будущих действий.

Когда авария произойдет, думать о том, что делать, уже будет поздно. А так есть шанс, что память сама выдаст готовое решение еще до того, как сознание найдет выход из положения. Примерно так готовят профессиональных автогонщиков на специальных, повторяющих путь будущей трассы компьютерных тренажерах.

Нелишним будет ознакомить с правилами профилактики ДТП и поведения во время возможной аварии своих постоянных пассажиров.

Они довольно просты:

  • Во первых, без лишнего напоминания пристегиваться ремнями безопасности.
  • Во вторых, усаживать детей младше 12 лет исключительно на задние, гораздо более безопасные во время столкновения сиденья. Не давать им вставать во время движения и высовываться между передними сиденьями. И обязательно опустить предохранители на дверцах.
  • В третьих, убрать от заднего стекла тяжелые, с выступающими краями предметы, которые при резком торможении или столкновении могут самым натуральным образом расстрелять в затылок сидящих впереди пассажиров. В четвертых, не отвлекать водителя от его основного дела. Не болтать, не задавать пустых вопросов, не кричать: «Не, ну ты глянь, что там делается! А там то, там!» — тыкая пальцем то в заднее, то в боковое стекло, не давать под руку советы, не учинять домашние разборки.

Одна моя знакомая, активно выясняя в идущей полной скоростью машине, куда муж дел остатки зарплаты, добилась того, что лишилась и всех прочих его зарплат на два года вперед, ушедших на ремонт чужой, вдребезги помятой машины.

Источник :  http://kombat.com.ua/gorod.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector