Уровень развития семи — восьми месячного плода. Зрелость новорожденного. Признаки зрелости новорожденного.

Понятиям «доношенность» и «зрелость» новорожденного во все времена в учебниках и руководствах по судебной медицине уделялось серьезное внимание. И тем не менее нельзя сказать, что на сегодняшний день в их характеристику внесена окончательная ясность. Более того, сравнение формулировок этих понятий, предложенных разными авторами, открывает поразительную пестроту мнений и их путаницу.

Так, И.Я. Пленк [1], И.В. Буяльский [2], А. Шауэнштейн [3], Э. Гофман [4, 5] говорят подробно только о зрелости плода, понятие «доношенный младенец» у них вообще отсутствует. Такую же позицию занимали и ученые судебные медики Н.В. Попов [6] и М.И. Райский [7].

Напротив, А.С. Игнатовский [8] говорит только о доношенности, а термин «зрелость плода» им даже не упоминается, но при этом он подробно перечисляет все признаки, которые другими авторами считаются признаками зрелости.

Д.П. Косоротов [9] употребляет термины и «доношенность», и «зрелость», но определений им не дает, а из текста видно, что он их не разграничивает.

Отождествляет эти понятия и Н.С. Бокариус [10]. Он пишет: «Под понятием зрелый, т.е. вполне доношенный ребенок, разумеется…» и далее приводит антропометрические признаки зрелости младенца.

Отождествление понятий нашло отражение и в официальном документе, в инструкции Наркомздрава СССР от 01.07.

39 «Об определении доношенности (зрелости) новорожденных», где говорится, что в акушерской практике эти понятия фактически являются тождественными. Возможно, под влиянием этой инструкции понятия стали смешиваться и судебными медиками. Так, М.

И. Авдеев [11] пишет о них через запятую, хотя и говорит, что это разные понятия, но заключает, что чаще всего это одно и то же.

В то же время с очень давних пор существует точка зрения, что эти понятия различны и должны быть отнесены к разным явлениям. Еще С. Громов [12] относил понятие «зрелость» к плоду, а «доношенность», «недоношенность», «переношенность» — к родам. Подобная позиция разделяется Н.В. Поповым [6] и отражена в классической монографии Э. Хрущелевски и Г. Шперль-Зейфридовой [13].

В конце XX — начале XXI века все без исключения авторы декларируют различие этих понятий [14—16].

Но на словах относя «доношенность» к беременности, а «зрелость» к плоду, говорят, что определяется и то и другое по одним и тем же параметрам — антропометрическим данным родившегося младенца.

При этом они не поясняют, как по одним и тем же признакам дифференцировать между собой различные понятия.

Некоторые различия критериев, по которым определяются доношенность или зрелость, можно найти у В.Л. Попова и соавт. [17].

Рассматривая доношенность и зрелость в разных разделах своей лекции, они говорят, что доношенность определяется с помощью антропометрии (масса тела, длина тела, масса сердца и плаценты), а зрелость — также с помощью антропометрии с дополнением данными о состоянии ногтей, половых органов, наличии пушковых волос, ядер окостенения и других обычных признаков зрелости. То же самое говорят и В.В. Хохлов и А.Б. Андрейкин [18].

Авторы самой последней монографии А.П. Ардашкин и Г.В. Недугов [19] предлагают судебно-медицинским экспертам вообще «не забивать себе голову ненужными проблемами».

Они пишут: «Сама по себе зрелость или незрелость, как и доношенность или недоношенность плода, юридического значения не имеет и соответственно нет принципиальной необходимости в экспертном решении этих вопросов.

С позиции права… определенное значение может иметь жизнеспособность или нежизнеспособность новорожденного» (с. 14).

Суммируя приведенные точки зрения, можно сказать, что наиболее приемлемы, на наш взгляд, следующие определения.

Зрелость — понятие морфологическое, это степень развития плода к моменту рождения, обеспечивающая готовность его органов и систем к обеспечению его внеутробного существования.

Зрелость новорожденного устанавливается по комплексу антропометрических данных — длина тела 45—52 см, масса тела 3000—3500 г и ряду внешних признаков: подкожная жировая клетчатка хорошо развита, яички опущены в мошонку, малые половые губы прикрыты большими; по состоянию костей черепа: малые роднички заращены, остается лишь большой передний родничок в месте схождения венечного, лобного и сагиттального швов; по наличию ядра окостенения (ядра Беклара). У зрелых плодов отсутствуют пушковые волосы на теле, хрящи носа и ушных раковин эластичные, ногти на руках выходят за кончики пальцев, на ногах — находятся на уровне их.

Доношенность — понятие хронологическое, которое должно быть отнесено к беременности, а точнее, к родам, являющимся завершением нормальной беременности.

Естественной продолжительностью ее являются установленные еще Гиппократом (а может быть и раньше) 10 лунных месяцев или 280 дней.

При наиболее частом темпе биологического развития ребенок в это время обычно рождается со всеми перечисленными выше признаками и показателями зрелости.

Однако с давних пор известно, что физиологически нормальная продолжительность беременности может колебаться в широких пределах — от 210 до 360 дней (от 7,5 до 12,5 лунных месяцев), и во всех случаях ребенок также может родиться зрелым.

В прошлом это мнение разделялось далеко не всеми акушерами. Многие из них считали «непростительной поблажкой и явным преступлением» признание законными младенцев, родившихся в результате беременности продолжительностью 11, 12 и 13 мес.

Более того, крупнейший акушер Германии XVIII века Метцгер и его многочисленные последователи отвергали возможность поздних родов «и всякого по сему младенца, родившегося позже 280 дней после смерти или отбытия мужа, либо развода почитать незаконнорожденным».

«Мнение свое основывают они на следующих доказательствах: 1) у всех сосцекормящих животных ненарушимая соблюдается точность во времени родов; 2) тем более подлежать должен сему закону природы человеческий род как самый совершенный из всех, и опыт показывает, что ни время, ни климаты, ни другие какие-либо обстоятельства не изменяли и не изменяют оного закона; 3) особливо служат доказательством внематочные беременности, при которых по истечении девяти месяцев, хотя и тщетно, но оказываются родовые потуги; 4) поздних родов не слышно в законных супружествах» [12, с. 205, 206]. Правда, в следующих параграфах С. Громов, ссылаясь на мнения других многочисленных ученых, последовательно опровергает все аргументы Метцгера, но приведенная обширная цитата, на наш взгляд, представляет хотя бы исторический интерес.

Таким образом, понятие «доношенный младенец» становится весьма относительным: ребенок, родившийся зрелым в 7,5—8 лунных месяцев, рассуждая логически, является недоношенным, а родившийся через 11—12 лунных месяцев — переношенным, но он и в том, и в другом случае может иметь одинаковые параметры зрелого младенца.

Сложность разграничения понятий «доношенность» и «зрелость» усугубляется обычной приблизительностью определения сроков зачатия, а следовательно, истинной продолжительности беременности.

При этом следует принять во внимание, что роды у женщины начинаются не только по причине того, что плод в матке достиг определенных «кондиций», а благодаря еще и эндокринным, физиологическим изменениям, произошедшим в ее собственном организме.

Все эти изменения так и остаются в организме матери, тогда как на экспертизу доставляется почти исключительно один только труп родившегося младенца (часто даже без последа). Он-то и будет исследоваться экспертом, который зафиксирует объективные параметры его развития, т.е.

определит степень его зрелости или незрелости.

Таким образом, получается, что судебно-медицинская экспертиза трупов новорожденных младенцев в этой части заключается в определении только его зрелости, а определение доношенности беременности или родов не может быть предметом экспертизы из-за отсутствия объекта исследования.

Говоря о разной продолжительности нормальной беременности и расхождениях между гестационным возрастом и степенью зрелости плода, многие авторы объясняют это различной патологией: диабетом и другими эндокринными болезнями матери, болезнями плаценты, пуповины, различными фетопатиями и вообще какими-то непонятными индивидуальными особенностями.

Между тем, на наш взгляд, это может быть объяснено и с позиций современной возрастной морфологии и геронтологии.

Уже несколько десятилетий назад было установлено, что в процессе онтогенеза последовательные морфологические, физиологические и биохимические преобразования в каждом организме протекают с разной скоростью, что проявляется разной скоростью старения людей.

Специалисты в области возрастной морфологии разделили понятие «возраст» на две разновидности — «паспортный», или «календарный» возраст, «биологический», или «морфофункциональный» возраст.

Геронтологи разделили старение на «гипогерическое», когда человек стареет медленнее обычного, «нормогерическое», когда он стареет в обычный срок, и «гипергерическое», когда человек стареет быстрее, чем обычно.

Нередко 50-летний человек выглядит и имеет организм 70-летнего, а у 70-летнего организм как у 50-летнего.

Работы по возрастной морфологии, проводившиеся в течение многих лет на кафедре судебной медицины Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, показали, что эти закономерности проявляются в костной, эндокринной, сердечно-сосудистой системах, в почках, коже.

Поэтому, на наш взгляд, не стоит категорически отрицать вероятность генетической закладки разных темпов онтогенеза, которые начинают проявляться уже внутриутробно.

Это может быть одной из причин неравномерности внутриутробного развития плодов: одни становятся зрелыми при беременности недоношенной, а другие остаются незрелыми при беременности доношенной, третьи же едва достигают зрелости при явно переношенной беременности.

1. «Зрелость» является морфологическим понятием и характеризует степень внутриутробного развития плода, который доставляется на экспертизу, а понятие «доношенность» относится к этапам беременности, признаки которой остаются в организме матери.

Поэтому судебно-медицинская экспертиза трупа новорожденного при решении этих двух вопросов ограничивается только определением его зрелости.

Определение доношенности беременности не может быть предметом экспертизы из-за отсутствия объекта исследования.

2. Расхождение уровня зрелости плода и доношенности беременности может быть объяснено генетической закладкой разных темпов развития онтогенеза, которые начинают проявляться уже внутриутробно.

Развитие ребенка по месяцам до года — нормы развития ребенка от 0 до 1 года

Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.   

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации.

За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов.

Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента.

Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества.

Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты.

Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол.

Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;

Шкала апгар

Метод Апгар – это способ объективного определения состояния новорожденного в течение первых минут жизни (1 и 5 минута жизни). Метод оценки новорожденного по шкале в баллах или в таблице предложила в 1952 году Вирджиния Апгар (V. Apgar, В. Апгар). Вирджиния Апгар работала врачом анестезиологом в акушерстве, являлась профессором, директором Национального фонда врожденных пороков,  проживала в США. Шкала Апгар очень часто используется в акушестве и неонатологии.

Как определяются баллы по шкале Апгар?

Оценка по шкале Апгар, оценка новорожденного ребенка по шкале Апгар производится по сумме выраженных в баллах оценок 5 клинических признаков: частота сердечных сокращений новорожденного ребенка, глубина дыхания, мышечный тонус, состояние рефлексов, окраска кожных покровов.

Хорошо выраженный признак оценивается баллом 2, недостаточно выраженный признак оценивается баллом 1, отсутствие или извращение признаков оценивается баллом 0. Названия вышеперечисленных 5 клинических признаков Вирджиния Апгар коррелировала  с буквами своей фамилии.

Внешний вид и цвет кожных покровов — это аppearance, частота сердечных сокращений, или пульс ребенка — это pulse, состояние рефлексов, гримаса после раздражения — это grimace, мышечный тонус, активность — это activity, дыхательные движения, или глубина дыхания — это respiration.

Частота сердечных сокращений по шкале Апгар

Первый признак при использовании метода Апгар – это определение частоты сердечных сокращений.

Если частота сердечных сокращений у новорожденного малыша отсутствует, ставится 0 баллов. Если частота сердечных сокращений менее 100 ударов в минуту, ставится 1 балл.

Если частота сердечных сокращений у ребенка более 100 ударов в минуту, то врач неонатолог ставит 2 балла.

Глубина дыхания | Шкала Апгар

Второй признак при оценке по шкале Апгар – это глубина дыхания. Если глубина дыхания у ребенка отсутствует (ребенок не дышит), ставится 0 баллов. Если дыхание нерегулярное, крик слабый, то ставится 1 балл. Если дыхание хорошее, крик громкий, то врач неонатолог ставит 2 балла.

Мышечный тонус | Шкала Апгар

Третий признак по шкале Апгар или индексу Апгар – это мышечный тонус. Если мышечный тонус у новорожденного ребенка вялый, то ставится 0 баллов. Если при определении мышечного тонуса определяется слабая степень сгибания, то ставится 1 балл. Если движения активные, то врачи неонатолог, акушер ставят 2 балла.

Состояние рефлексов | Шкала Апгар

Четвертый признак по шкале Апгар – это определение состояния рефлексов, реакция на катетеризацию носа, оценка пяточного рефлекса.

Если рефлекторная возбудимость у новорожденного ребенка отсутствует, то врач неонатолог ставит 0 баллов. Если рефлексы слабо выражены, определяется гримаса, то ставится 1 балл.

Если реакция хорошо выражена, слышен крик новорожденного ребенка, то ставится 2 балла.

Окраска кожных покровов, кожи | Шкала Апгар

Пятый признак при оценке по шкале Апгар – это определение окраски кожных покровов. Если окраска кожи новорожденного ребенка синюшная или бледная, или белая, то врачи неонатологи или акушеры ставят 0 баллов. Если окраска кожи тела ребенка розовая, но при этом окраска конечностей синюшная, то ставят 1 балл. Если окраска кожи тела розовая, то врачи ставят 2 балла.

Оценка по Апгар, шкала, норма, таблица, тест, состояние, индекс

Сумма баллов на 1 минуте (мин) жизни от 10 до 7 (10, 9 , 8, 7 баллов) указывает на относительно удовлетворительное состояние новорожденного. При 10 баллах ребенок практически здоров.

Дети, получившие при рождении 5 – 6 баллов, считаются перенесшими легкую асфиксию (гипоксия, недостаток кислорода). Дети, получившие 3 — 4 балла, считаются перенесшими тяжелую асфиксию.

Дети, получившие 1 – 2 балла, считаются перенесшими очень тяжелую асфиксию.

Развернутое цифровое выражение симптомтов, клинических признаков (таблица, или индекс) врач неонатолог, или врач акушер заносят в историю развития новорожденного ребенка. Кроме объективной оценки состояния плода при рождении, методика Апгар позволяет определить показания для реанимации, ее эффективность и прогноз дальнейшего развития ребенка. 

При диагностированной асфиксии новорожденного (оценка по шкале методу Апгар 1, 2, 3, 4, 5, 6 баллов) необходимо повторно оценить состояние ребенка через 5 минут после рождения. Это дает возможность оценить эффективность проводимой терапии (лечения), провести ее коррекцию, точно определить ближайший и последующий прогнозы для ребенка.

Примеры результатов оценки баллов новорожденного по шкале Апгар

Часто мамочки в истории новорожденного смотрят в графу — оценка по шкале Апгар. Результаты могут быть различными: апгар 8 8, апгар 7 7, апгар 9 9, апгар 8 9, апгар 9 10, апгар 7 8, а могут быть другие цифры 6 8, или 6, 7, или 5, 7. Первая цифра указывает баллы сразу после рождения (на первой минуте жизни), а вторая цифра указывает баллы  на 5-й минуте жизни (5 минут).

Риск болезней нервной системы у ребенка

Многолетние исследования частной медицинской практики Сарклиник свидетельствуют, что чем ниже оценка по шкале Апгар при рождении и через 5 минут, тем больше риск вероятности нарушений в нервном, психическом, нервно-психическом, моторном, психомоторном, психоречевом, речевом, физическом развитии детей.

Риск смертности новорожденных, получивших через 5 минут оценку 7 баллов и ниже (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 баллов), в 20 раз выше, чем в группе детей с оценкой более 8 баллов  и выше (8, 9, 10 баллов). Оценка по шкале Апгар через 5 минут в 6 баллов и ниже является показанием для интенсивной терапии или продолжения реанимационных мероприятий.

Значимость оценки по шкале Апгар у недоношенных несколько меньшая, чем у доношенных новорожденных.

Апгар 7, 8; 6, 7; 5, 6; 4, 5; 3, 4; лечение после низких баллов по шкале Апгар

Сарклиник проводит комплексное консервативное лечение перинатальной энцефалопатии, детского церебрального паралича, задержки речевого развития, задержки психомоторного развития, тонусных расстройств (расстройства мышечного тонуса), лечение ЗРР, ЗПРР, ЗПМР у детей в России, в Саратове.

Комплексный подход к неврологическим проблемам ребенка уже после первых курсов лечения дает положительную динамику, улучшается речевое, психическое и моторное развитие у детей, нормализуется мышечный тонус. Большое значение имеют сроки начала лечения. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются нарушенные функции.

Количество курсов лечения зависит от степени тяжести неврологической патологии. В раннем возрасте головной мозг и нервная система ребенка пластичны и лучше восстанавливаются в функциональном плане.

Даже если определенные участки головного мозга были поражены в результате асфиксии, гипоксии (недостаток кислорода), то соседние, здоровые участки могут частично на себя брать эту функцию. Родители, не упускайте драгоценное время.  Особенно важен первый год жизни ребенка.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок вовремя не держит голову (головку), не поворачивается, не переворачивается, не гулит, не сидит, не стоит, не ходит, не улыбается, не говорит, не фиксирует взгляд, это серьезный повод для обращения к специалисту на консультацию. Возможно, потребуется и лечение.

Что делать, если ребенок не говорит?

Запись на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

® SARCLINIC | Sarclinic.com Sаrlinic.ru (©) Inspe | Dreamstime.com Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Шкала Апгар — статьи от специалистов клиники «Мать и дитя»

первые оценки малыша

Как только ребенок появляется на свет, врачи сразу же оценивают его состояние и физическое развитие. Но измеряют крохе не только вес и рост, есть и другие характеристики, по которым можно судить о том, насколько ребенок здоров. Для этого используют специальную шкалу, предложенную врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар и названную ее именем.

зачем это нужно

Шкала Апгар нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца.

Оценка по шкале Апгар – независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), – это еще не диагноз. Это – сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку.

В зависимости от результатов оценки могут назначить дополнительное обследование: анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ, нейросонографию.

И уже после этого решается, что дальше делать – наблюдать или лечить ребенка.

как тестируют

Во время осмотра за каждый признак (частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи) дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл – выражен слабо, 0 баллов – признак отсутствует.

Оценивают ребенка по шкале Апгар на 1-й и на 5-й минутах жизни, поэтому оценки всегда две, например 8/9 баллов или 9/10 баллов. Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая.

А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам.

критерии оценки

0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс Отсутствует Менее 100 уд./мин Более 100 уд./мин
Дыхание Отсутствует Медленное, нерегулярное Хорошее, крик
Мышечный тонус Слабый Сгибает ручки и ножки Активно двигается
Рефлексы Отсутствует Слабо выражены Вызываются
Цвет кожи Синюшный, бледный Нормальный, но синюшные ручки и ножки Нормальный по всему телу

считаем баллы

Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленное оказание помощи для спасения жизни необходимо тем, чей результат ниже 4.

Баллы Результат
10–7 Оптимально, норма
5–6 Легкие отклонения в состоянии здоровья
3–4 Средние отклонения в состоянии здоровья
0–2 Сильные отклонения в состоянии здоровья

будем объективны

Вообще, оценка по шкале Апгар, хотя и выставляется по объективным признакам, все-таки абсолютно точного прогноза о здоровье ребенка в будущем не дает. Нельзя однозначно сказать, что новорожденный, которому поставили 9 или 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов.

Это означает только то, что в первом случае младенец нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы.

А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, в первую минуту кожа конечностей синюшная, а не розовая, поскольку системе кровообращения требуется около 5 минут, чтобы наладить работу, или здоровый новорожденный теряет баллы, потому что тихо кричит в первые минуты жизни.

что важно

Как уже говорилось, первая оценка по шкале Апгар всегда ниже второй. У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения оценивается в 7–8 баллов по шкале Апгар, а через 5 минут – в 8–10 баллов. И это говорит о том, что ребенок родился в удовлетворительном (нормальном) состоянии.

Если же оценка по шкале Апгар на 1-й минуте низкая, то будет важна положительная динамика к 5-й минуте. Если баллы к 5-й минуте увеличатся на 2 и более, то, скорее всего, прогноз для здоровья будет благоприятным. Если же через 5 минут после рождения оценка по шкале Апгар не превышает 6 баллов, надо будет проводить интенсивную терапию или продолжать реанимационные мероприятия.

Так что главная задача шкалы Апгар – быстрая оценка того, нужна ли ребенку медицинская помощь и в каком объеме.

Какой бы ни была оценка по шкале Апгар, все-таки развитие ребенка во многом зависит от любви, заботы и воспитания в семье. Так что родительское внимание всегда поможет малышу добиться самых высоких оценок в жизни!

  • Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко, и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам
  • При низкой оценке по шкале Апгар на 1-й минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика – прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни
  • У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения оценивается в 7–8 баллов по шкале Апгар, а через 5 минут – в 8–10 баллов 

к доктору — Петина Светлана Владимировна
Внимание! Цены на услуги в разных клиниках могут отличаться. Для уточнения актуальной стоимости выберите клинику Лечебная гимнастика амбулаторно Рефлекторная гимнастика по войту на дому* Оздоровительное плавание и гимнастика в воде для детей раннего возраста на дому* Консультация профессора (для детей) на дому Прием (осмотр, консультация) педиатра на дому Прием (осмотр, консультация) гастроэнтеролога детского первичный Прием (осмотр, консультация) гастроэнтеролога детского повторный Прием (осмотр, консультация) гастроэнтеролога детского на дому Прием (осмотр, консультация) гинеколога детского первичный Прием (осмотр, консультация) гинеколога детского повторный Прием (осмотр, консультация) гинеколога детского на дому Прием (осмотр, консультация) дерматолога детского первичный Прием (осмотр, консультация) дерматолога детского повторный Прием (осмотр, консультация) дерматолога детского на дому Прием (осмотр, консультация) иммунолога-аллерголога детского первичный Прием (осмотр, консультация) иммунолога-аллерголога детского повторный Прием (осмотр, консультация) иммунолога-аллерголога детского на дому Прием (осмотр, консультация) кардиолога детского первичный Прием (осмотр, консультация) кардиолога детского повторный Прием (осмотр, консультация) кардиолога детского на дому Прием (осмотр, консультация) логопеда (в т.ч.НДС) Занятие с логопедом (в т.ч. НДС) Прием (осмотр, консультация) логопеда на дому (в т.ч. НДС) Занятие с логопедом на дому (в т.ч.НДС) Прием (осмотр, консультация) невролога детского первичный Прием (осмотр, консультация) невролога детского повторный Прием (осмотр, консультация) невролога детского на дому Прием (осмотр, консультация) нейрофизиолога детского первичный Прием (осмотр, консультация) нейрофизиолога детского повторный Прием (осмотр, консультация) неонатолога Прием (осмотр, консультация) нефролога детского первичный Прием (осмотр, консультация) нефролога детского повторный Прием (осмотр, консультация) нефролога детского на дому Прием (осмотр, консультация) детского хирурга / травматолога – ортопеда первичный Прием (осмотр, консультация) детского хирурга / травматолога — ортопеда повторный Прием (осмотр, консультация) детского хирурга / травматолога – ортопеда на дому Прием (осмотр, консультация) оториноларинголога детского первичный Прием (осмотр, консультация) оториноларинголога детского повторный Прием (осмотр, консультация) оториноларинголога детского на дому Прием (осмотр, консультация) офтальмолога детского первичный Прием (осмотр, консультация) офтальмолога детского повторный Прием (осмотр, консультация) офтальмолога детского на дому Прием (осмотр, консультация) психолога детского (в т.ч.НДС) Занятие с психологом детским (в т.ч.НДС) Прием (осмотр, консультация) психолога детского на дому (в т.ч.НДС) Занятие с психологом детским на дому (в т.ч.НДС) Прием (осмотр, консультация) сосудистого хирурга детского первичный Прием (осмотр, консультация) сосудистого хирурга детского повторный Прием (осмотр, консультация) сосудистого хирурга детского на дому Прием (осмотр, консультация) уролога детского первичный Прием (осмотр, консультация) уролога детского повторный Прием (осмотр, консультация) уролога детского на дому Прием (осмотр, консультация) эндокринолога детского первичный Прием (осмотр, консультация) эндокринолога детского повторный Прием (осмотр, консультация) эндокринолога детского на дому Прием (осмотр, консультация) детского физиотерапевта первичный Прием (осмотр, консультация) детского физиотерапевта повторный Прием (осмотр, консультация) детского физиотерапевта на дому Прием (осмотр, консультация) детского пульмонолога первичный Прием (осмотр, консультация) детского пульмонолога повторный Консультация профессора (для детей) Консультация врача (для детей) Консультация врача — узкого специалиста на дому (для детей) Медицинская консультация стороннего специалиста (для детей) Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста детского первичный Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста детского повторный Прием (осмотр, консультация) педиатра первичный Профилактический общий массаж и гимнастика грудным детям на дому 1 сеанс Профилактический общий массаж и гимнастика детям старшего возраста на дому* Массаж спины и воротниковой зоны Массаж спины и грудной клетки Массаж верхней конечности Детский офтальмологический массаж по медицинским показаниям офтальмолога (амбулаторно) Массаж детям грудного возраста амбулаторно Массаж детям старшего возраста амбулаторно Пикфлоуметрия с лекарственной пробой (для детей)

Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг и сроки выполнения анализов по телефону

  1. В целях улучшения работы сайта использует cookie
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector