Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Наносит ли безграмотность ощутимый, осязаемый ущерб или же вред от неё исчерпывается школьными двойками да детскими слезами, пролитыми над тетрадями в линеечку? Автор статьи рассказывает, как речевые ошибки портят не только наш язык, но и нашу жизнь.

Неграмотность стоит денег

Мой муж никогда не покупает мясо, если видит, что на ценнике, притулившемся возле куска свинины, написано карбонаТ.

Скажете, что это неуместная разборчивость? Отнюдь нет, в таком поведении есть глубокий расчёт. Карбонатом называют соль угольной кислоты, а запечённый кусок свиного филе — это карбонаД. Если продавец путается в названиях, значит, он не понимает, чем торгует. Зачем покупателю рисковать, связываясь с таким продавцом?

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Меня же, например, от любого товара или услуги отвращает слово активности (в русском языке существительное активность не образует формы множественного числа; активности — это калька с английского).

И я уверена, что у каждого человека есть свой перечень слов-уродцев, которые становятся причиной отказа от покупки.

Жаль, что об этом не знает или не хочет знать продавец, упорно не видящий в ошибках никакого греха.

Чем выше уровень образования у вашей целевой аудитории, тем больше вероятность, что речевые ошибки станут роковыми для ваших продаж — покупатели будут от вас отворачиваться.

Потеря лица

На то, как разговаривают публичные личности, общество обращает большое внимание. Иногда это внимание становится неприятной неожиданностью для персоны, особенно если она легкомысленно относится к качеству своей речи.

И тогда неграмотность, которую человек прежде не замечал и которая раньше ему якобы не мешала, становится причиной общественного недоверия и полной, как говорят японцы, потери лица.

Проиллюстрировать этот вывод может выступление бывшего губернатора Липецкой области, недавно облетевшее за пару дней весь Интернет.

Высокопоставленный чиновник пытался высказаться по поводу повышения пенсионного возраста, но в буквальном смысле настолько не мог связать и двух слов (путал падежи и извратил грамматику), что его мысль, какой бы она ни была изначально, зрителям так и не открылась.

Люди, посмотревшие это выступление, конечно, увлечённо обсуждали «красноречие» губернатора. Но ещё они задавались более неприятным вопросом: как вообще такой человек может занимать столь высокий пост? Этот поворот общественного мнения оказался расплатой за косноязычие.

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Один из выразительных признаков низкого уровня владения языком — неразличение стилей речи. Если некто с алкоголиками разговаривает так же, как с академиками, а с академиками — так же, как с алкоголиками, то его общение, по крайней мере, малоэффективно. Но если этот некто, в принципе, неспособен переключаться между стилями, то рано или поздно он осрамится

Так, благодаря Интернету стало широко известным выступление председателя комитета по культуре (!) Законодательного собрания Красноярского края, в котором депутат предложила своему коллеге «следить за базаром».

Уголовная лексика чиновницы вызвала скандал, и этот яркий пример лишь подсвечивает то, что стало обыденностью: в деловом общении часто используются жаргонные выражения и просторечия, хотя и те и другие находятся за гранью литературного языка.

Разумеется, языковая «группа риска» — это не только представители власти, но любые публичные личности. Так, с развитием онлайн-образования у нас появилось множество преподавателей разных дисциплин.

Увы, если в погоне за популярностью эти люди и озабочены тем, что они говорят, то их мало интересует вопрос, как они говорят.

Но ведь слушателю второе гораздо важнее первого! И одно-единственное неправильно поставленное ударение способно свести на нет весь авторитет преподавателя.

Ударения — полбеды, если задаться целью, то их не так трудно исправить; а вот вездесущий канцелярит — это совсем беда.

Суконный бюрократический язык со множеством отглагольных существительных — такой же признак неграмотной речи, как орфографические и пунктуационные ошибки.

Чем в первую очередь плох канцелярит? Тем, что говорящего на нём невозможно понять. А если ещё напичкать речь иностранными заимствованиями…

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Помню, как один молодой онлайн-преподаватель пытался объяснить, что такое обложка на странице «Фейсбука». «Кавер — это такой большой визуальный слот», — вот что он сказал буквально. Это даже не пиджин-рашен, это полная речевая беспомощность, способная навсегда отпугнуть желающих учиться.

Где дают грамотную речь?

Обычно в школе. Но не все ученики легко осваивают русскую грамоту, поэтому зачастую становятся жертвами и разносчиками опасной иллюзии, облечённой примерно в такие слова: «Окончу школу, поступлю на экономический (физико-математический, юридический и так далее), и больше никакого правописания!».

Когда же выясняется, что грамотный русский язык нужен на протяжении всей взрослой жизни (кто бы мог подумать?), в ход идёт новый довод: «Я не филолог и не обязан писать и говорить грамотно!».

Увы, филолог вы или нет, но ваши ошибки, нескладность речи, неправильные конструкции всё равно будут замечены окружающими, поэтому нелепые разговоры о том, что вы на филфаке не учились, лучше вовсе не начинать.

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

С тех пор как в России стали широко использоваться термины дислексия и дисграфия, многие школьники (да и взрослые тоже) вздохнули с облегчением. Теперь ты не оболтус, который пишет слово корова через Ы, а пациент, и у тебя болезнь с красивым названием.

Утешительные статьи сообщают, как много в мире успешных людей, страдающих дислексией, — в том числе, например, Стивен Спилберг. Но, будем честны, вовсе не дислексия сделала Стивена Спилберга известным режиссёром.

Куда вероятнее, что неспособность нормально читать и писать ему серьёзно мешала, и если в плане преодоления своих недостатков любая знаменитость с дислексией могла бы стать прекрасным мотивирующим примером, то равняться на сами недостатки — по меньшей мере странно

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Не позволяйте заворожить себя красивыми названиями. Не так важно, почему вы пишете с ошибками и читаете по слогам. Важно другое: что теперь с этим делать?

Как поправить свою грамотность?

Много читать. Не раз в неделю, а каждый день. Читая, мы запоминаем зрительный образ слова и становимся более грамотными, даже если не знаем правил. Возможно, вы не сможете объяснить, почему пишется сделать, а не зделать, но в памяти у вас теперь запечатлён единственно верный облик слова, и ошибки вы не допустите.

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Отдавайте предпочтение классической литературе. Она поправит ваш стиль, обогатит словарный запас, даст представление об уместности разных слов и конструкций в разных ситуациях.

Пишите диктанты. Попросите близких регулярно диктовать вам тексты, желательно классические. В вашем письме мгновенно вскроется множество слабых мест, и вы хотя бы будете понимать, над чем нужно работать.

Найдите хорошего филолога, который займётся с вами русским языком. С наставником легче, во-первых, правильно сформулировать задачу, во-вторых, эффективно её решить.

В конце концов, если в вашем окружении таких специалистов нет или если ваше общественное положение мешает вам открыто искать подобного наставника, найдите в Интернете сообщества, посвящённые правильной речи. Чтение коротких познавательных материалов в таких сообществах, возможно, не решит всех ваших проблем с грамотностью, но хотя бы укажет верное направление к их решению.

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

Источник: https://guir.ru/bezgramotnost-v-zhizni-kak-vliyaet-i-chto-s-ehtim-delat/

Ирина Обухова. Ничто так не возмущает грамотного человека, как воинствующая неграмотность / Православие.Ru

Идея создания в Церкви специальной структуры, которая будет отслеживать неточности в публикациях светских журналистов на православные темы, обсуждается в СМИ уже давно. Мнения разделились на «Давно пора!» и «Сегодня исправляете, а завтра до инквизиции дойдет».

Многие ошибочно считают подобную инициативу цензурой.

Но как можно равнодушно относиться к бесконечным «святым отцам» и «пасторам», которые, если верить допустившим ошибку авторам, «машут паникадилом»?! Теперь Синодальный отдел готовит специальный каталог типичных ошибок авторов, затронувших связанные с Православием темы.

Об этом начинании, видах и причинах журналистских ляпов, а также о том, нужно ли учить будущих журналистов писать на узкие темы, мы побеседовали с доцентом факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Григорием Прутцковым.

***

Безграмотность убивает или отношение к нечеловеческим отзывам и вопросам

– Григорий Владимирович, правильно ли, по-вашему, то, что церковные структуры будут отслеживать неточности и ошибки в журналистских публикациях?

– Другого института, который умел бы грамотно регулировать правильное употребление лексики, связанной с Церковью, у нас просто нет. Едва ли не в каждом СМИ, когда речь заходит о церковной теме, мы видим ошибки. Где-то их больше, где-то меньше.

Иногда они видны невооруженным глазом: когда православного пастыря называют пастором на латинский манер или православных священнослужителей «святыми отцами». Где-то ошибки не так четко видны: допустим, у какого-нибудь раскольника берут интервью как у священника Русской Православной Церкви.

К примеру, Михаила Ардова, находящегося в глубоком расколе и сменившего несколько юрисдикций, приглашают на телеканалы, чтобы он выразил мнение Русской Православной Церкви, а «протоиерей» начинает хулить Святейшего Патриарха. Неискушенный телезритель просто диву дается, до чего дошла демократия в Церкви.

И ни в титрах, нигде не сказано, что он раскольник и в принципе не имеет права говорить от имени Церкви и по канонам не является протоиереем. Да, Михаил Ардов интересный рассказчик, ему есть, что вспомнить; к примеру, он в юности был собеседником Анны Ахматовой, но никакого отношения к нашей Церкви это не имеет.

Или мнения известного правозащитника Глеба Якунина нередко соотносят с мнением Церкви. Это очень тонкие моменты, которые далеко не каждый отличит.

Если все-таки менее воцерковленный христианин и поймет, что «святой отец» – не обращение к православному священнику, то отличить раскольника от нераскольника может человек, который достаточно тонко разбирается в церковной проблематике.

А кто еще, как не Русская Православная Церковь и ее соответствующая структура, может это отследить? Здесь, на мой взгляд, идет речь не о цензуре, а о том, чтобы писать правильно, потому что ничто так не возмущает грамотного человека, как воинствующая неграмотность.

Не просто когда человек ошибся из-за недостатка образования, а когда он гордится своей неграмотностью. Это очень неприятно, и, мне кажется, было бы правильно создать такой орган. Конечно, Церковь не может законодательно запрещать подобные неточности, но высказать свое мнение относительно правильности или неправильности формулировок она должна. Повторюсь: кто еще это будет делать?

– Как отличить ляп в тексте от намеренного искажения? Например, недавно встретился материал, в котором был поставлен знак равенства между святой Матроной и болгарской прорицательницей Вангой. Думается, в подобном случае сложно понять, что вдохновило автора написать так: некомпетентность или желание затронуть тему Ванги, к которой в последнее время пробудился особый интерес.

– Отличить, специально это сделано или нет, можно даже не по конкретному материалу, а, скорее, по общей направленности издания: лояльную или жесткую позицию занимает оно по отношению к Русской Православной Церкви. Такие материалы, скорее всего, появляются из-за некомпетентности автора и редактора.

Хотя случай с блаженной Матроной довольно сложный: в ее житии встречаются достаточно неоднозначные эпизоды, к примеру заговор воды. Но, с другой стороны, нельзя мерить всех святых одинаковой мерой, у каждого из них разные дары.

Блаженная Матрона жила не так давно, до сих пор живы люди, которых она исцеляла, поэтому при желании можно найти много свидетельств даже среди наших современников. Может быть, журналист читал ее житие и его смутили какие-то факты, поэтому он с Вангой ее и сравнил.

Или по факту слепоты, ведь они обе были незрячими. Но ставить между ними знак равенства неправильно в любом случае.

– Как воздействуют на читателя такие неточности?

– Неискушенный читатель это проглатывает и, может быть, даже сам начинает употреблять подобные слова и выражения в той форме, в какой их использовало СМИ. Но тот, кто разбирается, понимает, что это ляп и газета недостаточно компетентна, и его отношение к ней меняется.

Если я, допустим, прочитаю какую-то информацию о Православии в светском периодическом издании и в православном, то к какому из них у меня будет больше доверия? Конечно, к тому, что издается Русской Православной Церковью.

Но, с другой стороны, у некоторых газет, даже тех, которые считаются желтыми, есть, насколько мне известно, в политике редакции два ограничения: они не ругают президента и патриарха.

И при всей их желтизне такая позиция вызывает уважение: все-таки нравственные ограничители у газеты есть. А далеко не у всех газет такая позиция.

– Почему многие встретили эту инициативу неодобрительно? Основной аргумент противников идеи отслеживания неточностей таков: «Сегодня исправляете ошибки, а завтра дело дойдет чуть ли не до инквизиции».

– Во-первых, у Церкви нет никаких инструментов для того, чтобы действовать как инквизиция. Во-вторых, инквизиция – исключительно католическое явление, его не было в истории Русской Православной Церкви, это каждый знает. Поэтому здесь речи об этом быть не может.

Что касается критики, то нашему человеку трудно угодить. Есть категория людей, которые всегда чем-то недовольны. Существуют издания и читатели, отрицательно воспринимающие все инициативы Церкви. Например, Святейшего Патриарха Алексия II критиковали за слабое соотношение Церкви и общества.

А теперь Святейшего Патриарха Кирилла критикуют уже за то, что Церковь сильно соотносится с обществом. Так же и здесь. Если Церковь не будет отслеживать ляпы, ее начнут упрекать: «Куда она смотрит?» Если Церковь будет «смотреть», ее станут обвинять в том, что она вмешивается не в свои дела. Таким людям не угодишь, и не нужно обращать на них внимания.

Это хоть и шумная, но все же небольшая прослойка общества.

– Почему у многих людей в голове своеобразная религиозная каша? Это явление нашего времени? Есть мнение, что до 1917 года большая часть людей имели хотя бы элементарные знания о своей вере.

– Совершенно верно. У нас произошел разрыв традиций, и когда они вернулись, нам было не на что опереться. До революции у всех было хотя бы минимальное образование, изучали закон Божий. Были семейные и общественные традиции, к примеру, закрывались театры в первую и последнюю недели Великого поста.

Люди могли не поститься, но они знали, что это – традиция общества. А когда на 70 лет православные традиции были насильственно изгнаны из жизни, а потом вернулись, нужно было начинать все с нуля. Представьте, что вы решили построить дом, а у вас нет ни инженерного образования, ни строительного, ни учебников, ни даже интернета. И вы делаете это по наитию.

И восстановление церковных традиций часто идет интуитивно.

– Скажите, пожалуйста, как преподаватель: стоит ли специально учить будущих журналистов писать на узкие темы, будь то Церковь, спорт или, скажем, экономика?

– У нас на факультете журналистики МГУ было отделение церковной журналистики, оно действовало примерно пять-шесть лет. Сейчас остались несколько спецсеминаров на церковные темы. Поэтому если человек хочет, он пойдет и получит соответствующую специализацию.

Другое дело, насколько это востребовано студентами. В последнее время, например, такие семинары посещают всего несколько человек. Здесь важна не только теоретическая часть, но и личный опыт работы в СМИ, и желательна хотя бы определенная воцерковленность.

– На что должен обращать внимание светский журналист, решивший написать на тему Церкви?

– Сложный вопрос, поскольку это зависит от средства массовой информации. Важно, настроено ли оно на адекватное освещение церковных вопросов. Если позиция редакции априори против, то что бы ты ни написал, это так искромсают и переделают, что получится не твой материал.

Если ты хочешь написать неангажированный материал, но не очень хорошо разбираешься в теме, то нужно посоветоваться со знающим человеком. У каждого серьезного журналиста должен быть знакомый эксперт по тем или иным вопросам. В данном случае это может быть священник или благочестивый мирянин, живущий воцерковленной жизнью.

Церковь и создает специальный орган, чтобы объяснять, правильно ли употреблены те или иные церковные слова и выражения. Это значительно облегчит работу любого неангажированного журналиста.

Источник: https://pravoslavie.ru/48212.html

И вновь затрону тему неграмотности.. нашла интересную статью, прочтите

Мы живем в 21 веке, пользуемся благами научно-технического прогресса, считаем се6я цивилизованными людьми. При этом допускаем грубейшие ошибки в устной и письменной речи, засоряем ее безграмотностью. И это действительно проблема, которая требует разрешения.

https://www.youtube.com/watch?v=kmGR9mm27ns

Почему же люди стремительно утрачивают грамотность? Просто разучились, забыли или лень исправлять ошибки в своей речи. Зачем? Ведь понятно же, о чем идет речь. И так думает, к сожалению, большинство людей. Но такое отношение в корне неправильно и, можно даже сказать, преступно.

Великолепный пример нарастающей человеческой неграмотности являет собой интернет. Впрочем, примеров хватает и в других средствах массовой информации. Вот несколько перлов с электронных и бумажных страниц: «зделает психологический анализ»; «пааачиму??»; «ложить», «все-равно» и т.д. и т.п. Некоторые интернет «грамотеи» ссылаются на желание отдохнуть. Отдохнуть от чего — от мыслей?

Думать не хочется и лень. Особенно с похмелья или после прохождения n-го количества уровней в очередном электронном суррогате человеческих ( и нечеловеческих) отношений.

Другие говорят, что в интернете люди чувствуют себя свободнее, мол, как хочу, так и пишу, а в реальном мире буду общаться по-другому.

Но это уже прямое оскорбление интернет сообщества, дескать, вас можно и не уважать, раз вы виртуальные.

Безграмотность, словно зеркало, отражает уровень культуры. Чем ниже последний, тем меньше человек следит за своей речью и поведением. И в этом нет ничего хорошего.

Неграмотность может быть полезна только в одном случае: когда выдает контрафактную продукцию. Недавно один внимательный и грамотный покупатель помог выявить партию поддельного антивирусного препарата. У него вызвало подозрение слово на упаковке лекарства, написанное с ошибкой.

Во всех других случаях неверно написанные слова вызывают жуткое раздражение. Увидишь неправильно написанное слово в какой-нибудь рекламе и настроение на весь день испорчено.

А уж если по центральному каналу в титрах четыре раза проскочит «кандидат медЕцинских наук», то тут уж и вовсе становится тошно.

Всеобщая безграмотность – явление в нашей культуре просто удручающее и оптимизма, честно говоря, не внушающее.

Как же быть? В школу всех снова отправлять? Это нереально. Да и не во всякой школе могут научить грамотно писать и говорить. Но и оставлять без внимания неграмотную речь нельзя. Обязательно нужно поправить своего собеседника. Тактично, разумеется. Иначе можно нарваться на оскорбление, самым малым из которых будет упоминание о «шибко грамотных ботанах».

Однако это не должно останавливать людей, по-настоящему ратующих за грамотное пользование родным языком. Только таким образом мы сможем хотя бы мало-мальски изменить ситуацию в лучшую сторону. А еще учить своих детей говорить и писать правильно.

Людям должно быть стыдно говорить и писать с ошибками. И лень или спешка, на которую ссылаются многие любители пообщаться в социальных сетях, не могут служить оправданием. Ни один в мире язык не заслуживает пренебрежительного отношения. В конце концов – это неуважение к самому себе.

И если сегодня в молодежной среде культивируется мода на коверканье слов, то тем самым воспитывается неуважение к себе. А человек, который не уважает себя, не уважает никого. Отсюда логичный вывод: изуродованный язык – изуродованное общество, общество, у которого нет будущего.

Тот, кто небезразличен к судьбе своего Отечества, должен задуматься и начать с самого себя – начать говорить правильно, ибо даже правильные мысли, неграмотно озвученные могут не возыметь ожидаемого действия, или даже привести к прямо противоположному результату.

Например, посетители интернет магазинов обходят сайты с безграмотными описаниями товаров и комментариями. Потенциальный покупатель, заметив слова, написанные с ошибками, настораживается, ожидая других подвохов и, скорее всего, их находит. Разумеется, он делает покупки не на этом сайте. И это только один пример отрицательного влияния неграмотности на дела людские.

Неграмотный человек обречен на неуспех. И это факт. Жаль только, что далеко не все это понимают….

P.S. просто информация к размышлению)

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/160500775-40207791/

Всеобщая безграмотность

+T —

Авторы, которые много пишут для социальных сетей, регулярно сталкиваются с упреками в безграмотности. То запятую поставили не там, то букву пропустили. Если знаки препинания и буквы на местах, упрекнут в неточности формулировок.

Страсти порой разгораются нешуточные. Поборники грамотности жалуются, что ни один текст нельзя прочесть без страданий – ошибки выскакивают в самых неожиданных местах и не только у популярных блогеров, но находятся и на страницах уважаемых изданий.

Я не страдаю врожденной грамотностью. Напротив, у меня дислексия, я никогда не смогу научиться писать без ошибок. Поэтому в моем интересе нет агрессии против тех, кто ошибается. Скорее меня раздражают читатели, которые выискивают ошибки и вместо того, чтобы спокойно на них указать, самовлюбленно самоутверждается. Пусть.

В любом случае я потратила около месяца на то, чтобы разобраться, действительно ли Россию накрыла эпидемия безграмотности? А заодно узнать как обстоят дела с ошибками в других странах и выяснить – что же такое грамотность? Влияют ли на нее стресс, компьютеры и гаджеты, несовершенство учебных программ и наследственность? И сегодня хочу с вами поделиться самым любопытным из того, что я узнала на заданную тему.

Мы воспринимаем умение читать и писать как нечто само собой разумеющееся. Но если задуматься, большую часть истории человечества люди в большинстве своем не умели не первое, ни второе. Трудно сказать, прекрасно ли безграмотные предки чувствовали себя при этом, но, вероятно, неплохо – иначе мы бы обнаружили свидетельства повального увлечения грамотой, но его следов нет.

До двадцатых годов XX века грамотными называли всех, кто умел прочесть слова и написать их на родном языке. Освоивших только письмо или только чтение, называли «полуграмотными».

Сегодня претендовать на звание грамотного человека, может тот, кто непросто умеет читать и писать, а лишь тот, кто делает это без ошибок. Строго говоря, процент грамотных граждан в нашей стране далек от 100%.

Как впрочем, и в любой другой стране мира.

Первые письмена представляли собой рисунки. Естественно, никому из соплеменников и в голову не приходило рассматривать их на предмет «правильности». История грамотности начинается с алфавита и составления букв в определенные последовательности, которые стали заучивать. Справедливости ради нельзя не упомянуть египетские письмена.

Они состоят из 600 знаков. Иероглифы обозначают собой целое слово или его часть. Читать и писать в древнем Египте и Междуречье умели лишь малочисленные жрецы – еще бы попробуй выучить столько значков. Кстати, китайский и другие языки, которые до сих пор используют иероглифы по этой же причине и считаются самыми сложными для выучивания.

 

Любопытно, указывали жрецы Египта друг другу или резчикам по камню на грамматические ошибки или такого понятия тогда не существовало? Финикийцы, которые создали первый удобный и по современным меркам алфавит из 22 простых в написании букв, точно обращали внимание на ошибки.

Но никаких учебников грамматики финикийского языка у них, конечно, не существовало. Финикийцы были людьми практичными и для краткости их алфавит содержал только согласные буквы. Гласные добавляли «по вкусу». Да, и алфавит у финикийцев появился для того, чтобы вести торговлю.

Самые древние, найденные чеки, списки и расписки на финикийском относят в XIII веку до нашей эры.

Финикийский алфавит стал основой греческого, арабского, древнееврейского и других алфавитов. Так, в древней Иудеи школы, где учили читать и писать появились уже в I веке нашей эры.

В Индии грамоте учили только жрецов и танцовщиц – приличным женщинам быть образованными считалось постыдным. Самое высокое распространение грамотность получила даже не в древнем Риме, а в Греции.

И опять только среди мужчин.

В Средние века грамотность стала привилегией верхушки духовенства. Лишь немногие низшие чины церкви и состоятельные горожане-мужчины могли обучаться в монастырях или своих замках. Распространение знаний не приветствовалось и не поощрялось.

Знать и рыцари без стыда диктовали свои послания писцам. В Британии короли начали ставить подпись, а не крестик под указами только в XIII веке, а королевы – еще сто лет спустя. В это же время даже поэты в Германии диктовали свои творения секретарям.

Да, они не умели писать и читать.

Изменилась ситуация только после Реформации и распространения книгопечатанья в XVI-XVII веках. Знания стали чуть доступнее, но до всеобщей грамотности еще очень далеко.

Пройдет еще два века, но большинство европейцев и жителей Нового Света так и не смогут прочесть свое имя или написать его под документом полностью.

Только представьте, в 1860 году в Испании из 72151 муниципальных советников 12479 не умели ни читать, ни писать. В числе неграмотных насчитывалось 422 мэра. И это не исключение – это правило.

А у нас?

На Руси грамотность начала распространяться с конца X начала XI веков. Сын неграмотного крестителя Руси – полуграмотный Ярослав Мудрый стал первым отечественным просветителем.

Он приказал собрать в монастырях 300 детей из родовитых семей и обучить их грамоте и догматам веры. Ох, и наплакались матери, писали очевидцы.

Однако, их дети стали не только хребтом православной церкви на Руси, но и первыми грамотными, которым предстояло передавать знания следующим поколениям.

Однако, не обольщайтесь – и к концу XIX началу XX около 30% население Российской империи осталось неграмотным. Помните, речь шла не об умении писать без ошибок (как сейчас), а о неумении писать и читать вообще.

Уровень неграмотных напрямую зависел от места жительства, рода занятий и религиозной принадлежности.

Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9% и 55,1%, а в Сибири и Средней Азии 12,4% и 3,3% соответственно.

В деревнях грамотные встречались реже, чем в городе. Даже дети, которые ходили в школу и согласно переписям считались грамотными, на деле не заканчивали обучение, отвлекались на сезонные работы. Причем не только у нас, но и в европейских странах. Бывшие горожане часто забывали грамоту, когда возвращались с заработков в деревню.

Распространение грамотности было крайне неравномерно среди разных сословий, народов и зависит даже от климата. Так, шведы, норвежцы и финны считают, что долгая зима способствовала изучению учебников. При этом та же долгая зима не помогла освоить грамоту народам нашего севера.

Возможно, потому, что свободные люди чаще грамотны, чем крепостные. Однако, в той же Швеции грамотность распространилась еще во время абсолютизма благодаря протестантизму. От отношения церкви к образованию напрямую зависит сколько людей в общине будут уметь читать и писать.

Духовенство всех конфессий было первыми учителями и популяризаторами знаний, но не все конфессии рады широкому распространению грамоты. Иудеи и мусульмане устраивают школы в синагогах и мечетях. Католикам необходимо хотя бы научиться читать, чтобы изучать катехизис.

Однако, часто само духовенство препятствует распространению знаний. Посмотрим на примерах.

Части Швейцарии — кантоны, которые пользуются одними и теми же правами и законами, природными богатствами, географическим положением. При этом со времен Реформации кантоны различаются по степени распространения грамотности в зависимости от церквей. Процент неграмотных выше в католических, чем в протестантских кантонах.

Согласно переписи начала XX века в Камышинском уезде Саратовской губернии Российской империи четыре волости с наибольшим процентов грамотных — 76% подданных — населены протестантами (лютеранами, реформатами и кальвинистами).

Ситуация начала кардинально меняться после прихода к власти большевиков. Следует отдать им должное – неграмотностью в СССР, по-видимому, удалось уничтожить полностью.

Напомню, речь о том, что граждане Советского союза умели читать и писать, а не о современных представлениях о грамотности, как о навыке писать без ошибок. Хотя проект всеобщего начального образования российская Дума рассматривала еще в 1907 году, реформа образования в царской России провалилась.

 В то же время в других странах мира проблему безграмотности решили ещё в XIX веке. Законы о всеобщем обучении приняты в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг.

, в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882 году. Тем не менее и в прогрессивных странах далеко еще было до повальной грамотности — помните об испанских мэрах? 

Необходимый навык?

Надеюсь, теперь навык читать и писать, а уж тем более без ошибок, не кажется вам обычным делом? Если вы еще не пришли к мысли, что возможность прочесть эти строки и ответить мне в комментариях, чудо, что нам невероятно повезло, добавлю немного официальных данных от ЮНЕСКО. Сегодня в мире один из пяти взрослых неграмотен, и две трети из них — женщины. 72 миллиона детей никогда не ходили в школу. Больше 759 миллионов взрослых не владеют элементарными началами грамоты.

Но не будем драматизировать. Если исключить особенные внешние обстоятельства, такие как войны, религиозные табу или жизнь в племенах вне цивилизации, каждый человек на планете может найти возможность учиться. Однако, факты неумолимы – взрослые люди пишут с ошибками.

Оказалось, падением грамотности озадачены не только в России. Тема регулярно возникает и в иностранной прессе. Во всех благополучных западных странах я нашла бесплатные и анонимные (да, писать с ошибками стыдно) курсы повышения грамотности для взрослых.

Не будь проблемы, не было бы спроса на подобные учебные программы. Но они обучают сотни тысяч слушателей в год, которые в графе «родной язык» указывают язык своей страны.

То есть речь идет не об эмигрантах, а о людях, которые не умеют грамотно писать на родном языке.

Скрупулезные немцы недавно подсчитали, что 7,5 миллиона граждан Германии не умеют не только писать, но и читать (!) без ошибок. Удивительно, но факт – через 20-30 лет после окончания школы, люди, которые не занимаются интеллектуальным трудом, в той или иной степени разучиваются читать и писать.

На самом деле, «хронической безграмотностью» страдают и многие интеллектуалы. Я обязательно напишу о  в отдельном тексте. Пока лишь скажу, что список внушительный — от Ганса Христиана Андерсена и Леонардо да Винчи, до Агаты Кристи и Альберта Эйнштейна.

 У многих, вероятно, случается разрыв шаблона когда они сталкиваются с тем, что люди, которые профессионально работают с текстом, могут делать ошибки. И эти ошибки никак не умоляют их талант.

«Я различаю орфографические ошибки и неумение владеть языком.

– Рассказывает Ольга Копыт, редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер», — Мне кажется слово «координально» или канцелярские конструкции с бесконечными родительными падежами намного хуже, чем опечатки или распространенное «рассчет. А к другим ошибкам я очень лояльна. Те или иные ошибки делают почти все. Я лично до сих пор беру паузу перед тем, как произнести слово «звонит».

Елена Гах, рерайтер Издательского Дома «Коммерсантъ», которая работает в Ъ с первого выпуска газеты, поделилась своими впечатлениями о трансформации грамотности: «Я думаю, что процент неграмотных людей всегда примерно одинаков — как психически больных.

Тут еще дело в том, что иметь в виду: умение писать без ошибок, умение писать ясно, правильно и без глупостей или литературный дар. Мне же досаждают косноязычие, обилие журналистских штампов (очень живучи и заразны) и интернетских слов (очень заразны, но не очень долговечны).

И авторские глупости, которые гораздо хуже ошибок и не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от образования. Просто в технологи колбасного производства им надо было идти, а не в журналисты. Постоянные авторы Ъ пишут лучше посторонних, потому что рука набита. А молодых авторов часто заносит.

 10 лет назад писали примерно так же, как сейчас. Караул был 25 лет назад, когда писать кинулись все кому не лень».

Ошибки и стыд. Стыд и агрессия

 «Признаваться в ошибках стыдно, — рассказывает Кристина Фогель, учитель волонтерских курсов для взрослых в Берлине, — Поэтому такие дедушки и бабушки притворяются, что забыли очки и просят прочесть для них инструкцию к лекарству или заполнить заявление. Они вечно заказывают пиццу Маргарита потому, что не в состоянии прочесть меню. И не путайте «разучившихся читать и писать» с людьми, страдающими функциональной неграмотностью».

Функциональная неграмотность – другой, обсуждаемый на западе недуг современного общества. Ему, по данным Всемирной организации здравоохранения, подвержено около 35% населения мира. Такие люди могут уметь читать и писать, но они не понимают смысл.

Не могут, к примеру, самостоятельно разобраться в инструкции не говоря уже о философских трактатах или абстрактных понятиях. Функционально неграмотных людей отличает неумение изменить свое мнение под влиянием достоверных фактов.

Они упрямо стоят на своей изначальной позиции.

Как тут не допустить крамольную мысль — далеко не каждому и в современном мире нужно писать и читать? Что если устная речь появилась и развивалась для того, чтобы люди могли лучше понимать друг друга, а письменная – как функция для поддержания власти и порядка? Или же достижения гуманизма в виде всеобщего обязательного образования стремительно разрушают современные технологии – интернет, гаджеты, социальные сети?

Современные технологии делают нас глупее?

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/805339

Неграмотность — признак лени, неверного образования или диагноз?

Содержание«Но метро сверкнул перилами дубовыми»«Йожик» как причина неграмотностиНеграмотность как диагноз

В современном мире сформировалось устойчивое мнение, что грамотность — показатель уровня интеллекта человека.

Хочешь «попробывать тортов», не знаешь, где уместны «-тся» и «-ться»? Злостный прогульщик школьных уроков, лентяй и не достойный уважения, а порой и личных отношений человек. Более того, «губители родного языка» активно порицаются «орфографическими фанатами» или граммар-наци.

В День грамотности MedAboutMe разбирается в медицинских причинах ошибок в правописании, а также научном обосновании течения остракизма по грамматическому признаку.

«Но метро сверкнул перилами дубовыми»

Любой лингвист подтвердит: языки развиваются вместе с обществом, меняются, следуют за общими правилами, свойственными человеческой речи. Кто помнит, что изначально «метро» и «авто» были мужского рода, потому что произошли от метрополитена и автомобиля? В русском языке такой форме слова соответствует средний род, и изменения были неизбежны.

  • В последний раз я видел Вас так близко.
  • В пролеты улиц Вас умчал авто.
  • И снится мне — в притонах Сан-Франциско
  • Лиловый негр Вам подает манто.
  • А. Вертинский

Такой же процесс, вызывающий крайне неприятное ощущение у части населения, происходит сейчас с кофе: естественность среднего рода побеждает изначальные правила.

В процессе изменения правил написания и произношения неизбежны негативные реакции, если, конечно, наш мозг умеет распознавать ошибки.

Кто-то спокойно реагирует на неверное написание слов, кто-то морщится, а довольно значительная часть читателей активно протестуют и высказывают негодование «аффтору» вне зависимости от содержания текста.

«Я вижу здесь три орфографических ошибки». Такой была последняя фраза маркиза Тома де Маши при прочтении его собственного смертного приговора в 1790 году.

Не стоит считать, что так называемый сегодня граммар-нацизм, движение за чистоту родного языка — явление, обязанное своему возникновению сети Интернет. Первым известным у нас блюстителем чистоты языка был М. В. Ломоносов, ему вторил Владимир Даль. Корней Иванович Чуковский при чтении писем читателей отмечал: «Перелистываешь их и убеждаешься в тысячный раз: читатель возбужден и взбудоражен. Всюду ему мерещатся злостные исказители речи, губители родного языка…»

Почему же некоторых людей так раздражают ошибки в речи и письме?

В научных исследованиях доказано, что у нас существуют особые области мозга, работающие в качестве детекторов грамматической правильности осмысленной фразы. Например, «синее небо» и «синий небо»: несложно понять смысл словосочетания.

Однако во втором случае понимание сочетается с некой заминкой, вызванной той самой группой нейронов. Нейроны выявляют нарушение грамматики и сигнализируют мозгу о наличии ошибки.

Эта же группа нейронов помогает нам воспринимать тексты, не имеющие знакомых слов, но написанные в соответствии с правилами грамматики: «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка».

Мы понимаем речь, анализируя корневые морфемы и их изменения в соответствии с правилами языка, а если правила нарушены, сигнал от нейронов побуждает мозг к дополнительному анализу сказанного или написанного. А такую нагрузку спокойно выдержать может не каждый.

«Йожик» как причина неграмотности

В 2000 г. в 32 странах проводились исследования чтения и грамотности среди школьников 15 лет. На первых местах оказались Финляндия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия и Корея. Учащиеся США — на 15 месте, Германия — на 21, Россия — на 27, немногим лучше мексиканцев и бразильцев.

Если принять во внимание возраст тестируемых — 15 лет — то понятно, что в группу попали школьники из старших классов, уже прошедшие отборочный барьер по окончании средней школы и доказавшие способность к обучению в 9-10 классах. Так разрушался миф о стране с «золотым веком грамотности», самой читающей (а значит — самой образованной) нации.

Комментарий экспертаЕкатерина Валова, психолог

Большинство современных родителей знают, как важен фонематический слух для успешного обучения в школе. Как можно писать грамотно, если ребенок не знает, из каких звуков состоит слово?

На самом деле происходит подмена понятия, и она обусловлена реформой в образовательных методиках начальной школы.

Вплоть до середины 1980-х годов использовался метод научения, основанный на первичном знакомстве с буквами и правилами, по которым буквы составляются в слова. Обучение строилось на выработке навыка писать так, как видишь, а не как слышишь.

Это прекрасно работает до сих пор, например, у глухонемых детей: их грамотность совершенно не зависит от звукового сочетания, и ежик в их тетрадях остается ежиком, а не «йожиком».

Фонематический метод, его слуховая доминанта, принятая сегодня за базис, учит детей распознавать звуки, фонемы, из которых состоят слова.

После чего надо перевести звуки в буквы и записать по правилам, которых буквально не слышно: однозначное соответствие звучания и написания слов в русском языке отсутствует, зато много исключений, и их надо запоминать.

В устаревших сегодня образовательных программах фонетический разбор как часть теоретической лингвистики входил в курс 5-6 класса общеобразовательной школы, когда основы грамотности уже усвоены.

Обучая детей сначала распознавать звуки, а потом переносить их в письмо, и внедряя в этот процесс множественные правила правописания, мы способствуем росту вынужденно малограмотных людей с отличным фонетическим восприятием.

Сторонники методики развития связи между чтением и письмом рекомендуют прибегать именно к зрительным методикам обучения, таким, как кубики Зайцева. Эти же методики могут использоваться и при коррекции устойчивой неграмотности, не поддающейся обычным способам исправления правописания — дислексии.

Неграмотность как диагноз

Говоря о том, что люди, неспособные грамотно написать текст, обладают низким интеллектом и недостаточно образованы, граммар-наци не учитывают ни отсутствия связи между образом мышления и правописанием, ни наличия такого явления, как дислексия. А между тем среди людей с дислексией — расстройством «словесной слепоты», не позволяющим легко и бегло читать или писать без ошибок, страдали (и страдают) Стивен Джобс, Нельсон Рокфеллер, Билл Гейтс, Стивен Спилберг и множество ярких и успешных личностей. Неспособность сразу же написать слово hedgehog (англ. ежик) без ошибок не помешало им добиться профессиональных высот.

Исследования доказывают, что сегодня минимум каждый двенадцатый человек — дислексик, а среди детей распространенность дислексии может доходить до 20%.

В группу расстройств входят дисграфия, неспособность к правописанию или выражению речи на бумаге, дискалькулия — трудности со счетом, и сами расстройства подразделяются на типы в зависимости от особенностей ошибок и трудностей.

Так, например, при дисграфии математические ошибки будут выражаться в «описках», когда 3+3 в уме 6, а на бумаге 8.

Причины возникновения расстройств данной группы точно не выявлены: есть подтверждения неврологической этиологии, генетических нарушений, влияния ранних попыток обучения чтению, а также четкая взаимосвязь между травмами и дисфункциями областей мозга, ответственных за речь, и возникновением расстройства во взрослом возрасте.

Причина истинной «неграмотности» чаще всего связана с функциональной неэффективностью определенной части мозга. При этом влияние этой дисфункции на мышление исключительно интересно.

Так, обычный человек при получении задания или планировании действия склонен «проговаривать» его, используя внутреннюю речь.

Люди с дислексией, в соответствии с исследованиями ученых из Миддлсекса, его не проговаривают, а «рассматривают», выстраивая образный ряд.

В исследованиях принимала участие группа взрослых с подтвержденным диагнозом «дислексия» и контрольная группа тестируемых. Тестом было перерисовывание по памяти художественного объекта с мелкими деталями, и уровень визуального восприятия и памяти у дислексиков оказался значительно выше среднего. И это дополняется иными возможностями.

Личный опытДжейми Оливер, известный шеф-повар, писатель

Если кто-то скажет вам, что «у его Джонни дислексия», я считаю, что вам надо встать на колени, пожать Джонни руку и сказать: «Молодец, ты везунчик, ты счастливый парень!».

Поскольку я дислексик, когда мне необходимо читать, я просто старательно делаю это, продираясь сквозь текст. Это похоже на то, как будто я — большой, десятитонный, катящийся вниз по склону валун.

Зато когда я обсуждаю что-то на рабочей встрече, я просто вижу проблемы иначе, и я концентрируюсь на вещах по-другому. Некоторые части работы у меня в мыслях могут потеть, плакать, обтесываться, зато это приводит к эффективным решениям проблем.

Симптомы, испытываемые человеком с дислексией, схожи с дезориентацией, а также наблюдаются у людей с СДВГ и СДВ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или без гиперактивности).

Научное объяснение появления симптомов таково: обычно мы мыслим вербально, в мыслях можно легко выделить слова, фразы, целые тексты.

Однако та часть людей, которая не использует вербальный тип мышления, буквально «думает картинками», строит последовательные образы.

При таком типе построения мыслительных процессов любой графический символ, не соответствующий образу, становится раздражителем, триггером, спутывающим стройный ряд образов-мыслей. Как правило, первое столкновение с массой раздражителей происходит в начальной школе, а с возрастом значительная часть дислексиков обучается «включать» речевое мышление и снижать уровень дезориентации.

Личный опытМарк Собжак

Если я обдумываю историю или предстоящий день, это похоже на комикс: несколько картинок ключевых моментов с небольшими текстами, которые дополняют картинку там, где это действительно необходимо.

Например, при мысли об автоаварии я вижу только картину столкновения, без слов «Бабах!», а вот вспоминая склад пиломатериалов, я вижу прекрасные дубовые доски и рядом их стоимость и количество в цифрах, которые я услышал от мастера.

Чтобы вспомнить эти цифры, мне необходимо вспомнить всю картину: доски, их ширину, цвет.

Также, к примеру, работает мое логическое мышление: если кто-то рисует мне картину будущего, которое невозможно достичь, эта картинка искажается: дом не похож на дом, дерево отсутствует и так далее. Я не думаю об образах специально, они возникают сами по себе.

В профессиональной деятельности я сочетаю оба типа мышления, блокируя часть возникающих образов: нередко их сложно вербализовать, описать так, чтобы было понятно собеседнику.

У меня подтвержденные диагнозы дислексии и дисграфии, мне действительно было трудно учиться в школе из-за «лени», «нежелания выучить правила грамматики», «невнимательности», а нежелание писать правой рукой было причиной синяков от линейки моего учителя в католической школе.

Я до сих пор прилагаю постоянные усилия, проверяя свои тексты на наличие ошибок, и почти все вижу. При этом количество прочитанных мною книг могло бы обеспечить зрительной памятью на правила правописания нескольких человек, но при чтении я также вижу не слова, а картинки.

Я получил докторскую степень в Кембридже по биомеханической инженерии. К счастью, там грамматические ошибки не влияли на оценку моих способностей.

Большинство людей способны грамотно писать благодаря врожденному и прогрессирующему чувству языка с незначительной помощью школьного образования. Но для примерно 8% населения грамматика и орфография стоят намного больших усилий, при этом часто совсем не коррелируя с интеллектом.

В День грамотности MedAboutMe напоминает всем «орфографическим фанатам» и любителям родного языка, что еще в 20 веке слово мышление в словарях присутствовало, как мЫшление, правильно было писать не «тормоз», а «тормаз», каждый пятый взрослый в мире действительно неграмотен, зато каждый 12-ый пишет с ошибками вовсе не из-за недостатка образования и усидчивости.

И что толерантность к недостаткам ближних — признак широкого мировоззрения и развитости мыслительных процессов.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37849068-negramotnost-priznak-leni-nevernogo-obrazovaniya-ili-diagnoz/

26 неудобных жизненных истин, которые больно принять, но придется

  • 20+ неожиданных особенностей, которые достаются нам от родителей
  • 20+ человек рассказали о несуразных подарках, которые они запомнят на всю жизнь
  • 11 забытых браков советских знаменитостей, о которых зрители мало что знали
  • У каждого есть свой путь. История о том, как одно спонтанное решение изменило жизнь к лучшему
  • 50+ Telegram-каналов для тех, у кого совсем нет лишнего времени (Они займутся вашим развитием)
  • Британский фотограф делает честные фотографии свадеб, и вы, возможно, пожалеете, что не пригласили его на свою
  • 30 лучших сериалов HBO, которые стоит посмотреть каждому
  • 20 известных сыновей, которые очень похожи на своих скромных мам
  • 15 литературных персонажей, у которых психиатры нашли признаки душевного заболевания
  • Шведский археолог показал, как на самом деле выглядели люди, жившие тысячи лет назад
  • 20 человек, на месте которых никто не хотел бы оказаться
  • 20 фактов о «короле ужасов» Альфреде Хичкоке, который умел пугать людей, как никто другой
  • Тест для отпетых киноманов: угадайте, из каких легендарных фильмов эти 14 карт
  • 20+ твитов, которые доказывают, что мы все безвозвратно повзрослели
  • 9 леденящих душу историй об исчезновении известных людей, большинство из которых так и не нашли
  • Как взросление популярных персонажей выглядит в кино и в приложении FaceApp

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-narodnoe-tvorchestvo/26-istin-sovremennogo-mira-kotorye-mnogie-predpochitayut-ignorirovat-2057115/

Из статьи К.И.Чуковского «О духовной безграмотности», «Литературная Россия», 2 июля 1965

31 марта 1882 года, родился Корней Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969гг). Поэт, переводчик, литературовед, критик.

«…Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» (по выражению Герцена).

Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой. Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и богатству его интонаций.

А человек с нищенски-бедной психической жизнью бубнит однообразно и нудно, как та девушка, что читала мне «Невский проспект» («О той девушке, которая в 1965 году оказалась неспособной испытать радость, читая Гоголя, уловить переходы от одной тональности к другой, от тихого смеха к хохоту, от хохота к пророчествующей патетике, он написал с жалостью…» — Лидия Чуковская, «Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский», 1971) Но всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь своих юных питомцев? Я знаю десятки школьников, для которых литература — самый скучный, ненавистный предмет. Главное качество, которое усваивают дети на уроках словесности,— скрытность, лицемерие, неискренность. Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают их лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку. Я уже не говорю о том, что вульгарно-социологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам эмоциональное, живое отношение к искусству. Поэтому нынче, когда я встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев Толстой участвовал в Бородинском сражении, и смешивают старинного поэта Алексея Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это закономерно, что иначе и быть не может. Все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших великих (и невеликих) писателей. Без энтузиазма, без жаркой любви все такие попытки обречены на провал. Теперь много пишут в газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников, которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится».

Всероссийская историко-информационная патриотическая газета «ГОЛОС ИМПЕРИИ! Главный редактор Симонов Николай, тел.: +7

https://vk.com/id227208716

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/rossiya/iz-statji-k-i-chukovskogo-o-duhovnoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector