Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

Полностью восстановить речь при афазии практически нереально, но можно значительно ее улучшить и вернуть человеку радость общения. Единственная возможность это сделать — использовать речевую и языковую терапию. Врач, который занимается лечением афазий — это логопед.

Логопед учит пациента:

  • Использовать уже имеющиеся у него языковые способности.
  • Отрабатывать новые в его ситуации языковые навыки — практически он учит человека говорить заново.
  • Общаться любыми другими путями, восполняя недостающие слова и выражения — жестами, интонацией, при помощи цифровых технологий и обычного карандаша.

Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

Сегодня для терапии афазии все более активно используются цифровые технологии. В 2018 году были опубликованы результаты исследования эффективности компьютерной программы Aphasia по сравнению с обычной речевой терапией у людей, перенесших инсульт.

Было показано, что участники программы в ходе компьютерной терапии проводили больше времени за реабилитационными занятиями и, как результат, значительно улучшили свою речь по сравнению с традиционными методиками и даже выучили новые слова.

Через полгода после завершения проекта достигнутый эффект все еще сохранялся.

Нередко люди, перенесшие инсульт и столкнувшиеся с проблемой афазии, замыкаются в себе, теряют социальные контакты и, как следствие, оказываются в состоянии депрессии. Следует понимать, что утратив способность к общению, человек тем не менее остался тем же, каким он был до болезни — и ему необходимо общение, понимание и помощь. И здесь особая роль отводится людям, находящимся рядом.

Им следует найти возможность общаться с пациентом и научить его взаимодействовать с окружающим миром. На Западе сегодня существует уже немало организаций, объединяющих людей с афазией и их родственников. Больные афазией делятся друг с другом опытом, ведут активную социальную жизнь в соцсетях и в реальности — и это ускоряет процесс возвращения речи. В России пока таких организаций нет.

Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

Недавно ученые из Лондонского университета сообщили о создании приложения MakeWrite для пациентов с афазией. Программа позволяет пользователям изменять фрагменты готового художественного или поэтического текста и делиться результатами через соцсети.

Программа стала частью проекта Inclusive Digital Content for People with Aphasia (INCA) и предполагает включение таких пациентов в интернет-общение, что должно снизить их социальную изоляцию и позволить им самостоятельно создавать цифровой контент.

Ученые ищут и другие способы лечения пациентов с афазией. Например, для стимуляции нейронов мозга используется метод транскраниальной микрополяризации. При помощи электродов, которые крепятся к коже головы, на череп человека подается слабый ток. Предполагается, что это повышает возбудимость нейронов и улучшает результаты от занятий по речевой терапии.

Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

В марте этого года ученые из Northwestern Medicine сообщили, что терапия, используемая для лечения пациентов с болезнью Альцгеймера (ингибиторы холинэстеразы), также эффективна для людей с первичной прогрессирующей афазией — разновидностью деменции, которая постепенно разрушает способность человека говорить и в настоящее время не имеет лечения.

Выводы

Речь — один из важнейших навыков человека, во многом определяющий его место в обществе. Лишение речи — тяжелая патология. Чаще всего вернуть человеку с афазией прежний уровень владения речью невозможно, но можно помочь ему восстановить общение с окружающими, используя средства, имеющиеся в его распоряжении.

Афазия

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Афазия: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер.

Причины появления афазии

Афазия считается следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга у человека с уже полностью сформированными речевыми навыками. Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

  • геморрагические и ишемические инсульты: у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром (системное нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности говорить и обусловленное локальным поражением одной и/или более речевых зон мозга); у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения наблюдается тотальная моторная или сенсорная афазия;
  • черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушибы головного мозга);
  • воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс);
  • опухолевые процессы в головном мозге;
  • хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезнь Альцгеймера).

Риск нарушения функции речи значительно повышается у пожилых пациентов с хроническими заболеваниями (атеросклерозом сосудов головного мозга, гипертонической болезнью, ревматическими пороками сердца), а также у людей с отягощенным анамнезом (ранее перенесенными транзиторными ишемическими атаками, травмами головы). Классификация заболевания В настоящее время в клинической практике используют классификацию афазии по А.Р. Лурия, где выделено шесть форм заболевания:

  1. Акустико-гностическая афазия.
  2. Акустико-мнестическая афазия.
  3. Афферентная моторная афазия.
  4. Семантическая афазия.
  5. Эфферентная моторная афазия.
  6. Динамическая афазия.

Акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии возникают в результате поражения височных отделов коры головного мозга, афферентная моторная и семантическая афазии становятся следствием поражения нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия развиваются при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (у правшей слева). В случае обширных повреждений коры головного мозга, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – нарушение способности и говорить, и понимать речь. Нередко встречаются смешанные формы заболевания. Симптомы афазии

Моторная афазия

Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол (слово, его часть или короткое словосочетание, которые больной повторяет много раз подряд при попытке что-то сказать). При тяжелой стадии болезни человек не может произнести даже звук. Еще одним признаком афферентной афазии являются значительные трудности при записывании букв в правильном порядке. Больные, как правило, не могут сложить язык трубочкой, поцокать языком и т.д.

При эфферентной афазии сохраняется ситуативная речь (речь, которую человек использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения), но сильно страдает способность к повторению.

При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения речь может отсутствовать полностью и для сообщения какой-либо информации больной пользуется жестами. У многих наблюдается аграфия (они могут запись слово, если произнесут его по слогам).

В тяжелых случаях человек не может правильно произнести слово и, соответственно, записать его.

Эфферентная моторная афазия может проявляться неспособностью человека читать вслух. Акустико-гностическая (сенсорная) афазия Пациенты с этой формой афазии теряют способность понимать обращенную к ним речь, но могут складывать слоги в слова и говорить (однако это относится только к простым и знакомым словам). Поскольку словарный запас очень примитивный, то речь человека выглядит запутанной и нелогичной. Часто больные говорят быстро, эмоционально, но несвязно. Люди с акустико-гностической афазией могут записывать слова и читать вслух.

Акустико-мнестичнеская афазия

Больные кажутся забывчивыми и, зная назначение того или иного предмета, не помнят, как он называется. Люди с такой формой афазии лишены способности понимания антонимов и синонимов, переносных значений слов. Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна, но в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счета и других арифметических действий, но при этом больные неплохо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха (систематизированного слуха, позволяющего различать и узнавать звуки родного языка).

Семантическая афазия

Такая форма афазии характеризуется тем, что больной забывает названия предметов и явлений, не понимает сложные грамматические конструкции. Речь, как правило, сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются. У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и не в состоянии выполнять арифметические действия.

Пациенты с семантической афазией не воспринимают переносный смысл слов, поговорки, пословицы. Динамическая афазия Динамическая афазия достаточно вариативна и проявляется разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации. При наличии выраженного расстройства диагностируется не только речевой дефект, но и выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек механически повторяет за своим оппонентом его действия).

Диагностика афазии

Афазию диагностируют с помощью специально разработанных методик, позволяющих определить уровень речевых навыков пациента и его неврологическое состояние. Оценивают:

  • спонтанную речь по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частоте и продолжительности пауз для подбора подходящих слов;
  • понимание речи: пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»);
  • чтение и письмо: пациента просят написать любую фразу и произнести ее вслух;
  • семантические навыки: врач просит в течение минуты назвать максимальное количество, например, животных, которых пациент может вспомнить.

Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняют:

  • КТ головного мозга или МРТ головного мозга;
  • МР-ангиографию;
  • УЗИ сосудов головного мозга;
  • К какому врачу обращаться

    Диагностикой и лечением афазии занимаются врачи-неврологи, а логопеды-дефектологи проводят корректирующие занятия с целью восстановления речевых навыков.

    Лечение афазии

    Лечение афазии зависит от вызвавшей ее причины, на устранение которой и направлена первоначальная терапия. Затем приступают к восстановлению речевой функции на логопедических занятиях, содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, вести работу со всеми сторонами речи.

    Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Многие нарушения удается купировать в среднем через 3-6 месяцев после вызвавшего их заболевания.

    Если причиной развития афазии стал инсульт или травма головного мозга, то коррекционную работу следует начинать как можно раньше – как только разрешит лечащий врач. Даже после тяжелого инсульта возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет порядка 50-55%. При инсульте средней тяжести удается восстановить 75% повреждений, при легкой – до 90%.

    • Осложнения
    • Профилактика афазии
    • Источники:

    При отсутствии своевременного лечения и контроля специалистов афазия может вызвать стойкие нарушения речевой функции, которые крайне плохо поддаются коррекции. Это, в свою очередь, чревато проблемами с социальной адаптацией из-за невозможности общаться и наладить контакт с окружающими. Профилактика афазии заключается прежде всего в предупреждении сосудистых мозговых нарушений и черепно-мозговых травм, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

    1. Кадыков А.С. Практическая неврология / под ред. А.С. Кадыкова, Л.С. Манвелова, В.В. Шведкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 432 с.
    2. Антонова Ю.Ю. Характеристика акустико-мнестической афазии и ее отличие от других форм афазии // Евразийский союз ученых. – 2018. 
    3. Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В., Сафонова Н.Ю., и др. Первичная прогрессирующая афазия // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2019;11(1). – С. 4-11.
    4. Цыганков Б.Д. Психиатрия. Основы клинической психопатологии: учебник / Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. – 3-е изд., стер. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 384 с.

    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Афазия — что это такое у взрослых, виды, формы, упражнения и лечение

    Афазия – это распространенное нарушение речи, связанное с дисфункцией определенного участка коры головного мозга.

    Из-за этого человек не в состоянии в полной мере формировать свою речь, воспринимать обращенные к нему слова других людей.

    Специфическое лечение не разработано, однако коррекция нарушений речи способствует скорейшему восстановлению. Рассмотрим подробнее, афазия у взрослых – что это такое и как лечить.

    Причины появления афазии

    Нарушение речевой функции связано с изменениями, которые происходят в главном органе центральной нервной системы (когда речь у человека уже окончательно сформировалась). При этом существует множество причин, которые способствуют развитию болезни. Среди наиболее распространенных отмечают:

    • инсульты (геморрагические или ишемические). Важно отметить, что у людей, которые перенесли геморрагический инсульт, диагностируют тотальный или смешанный синдром, а у людей, которые перенесли ишемический инсульт, диагностируют моторную или сенсорную форму;
    • черепно-мозговые травмы – механические повреждения черепа и внутричерепных образований (в частности, головного мозга, мозговых оболочек, сосудов). К ним относятся ушибы (контузии), сдавление (компрессия) и сотрясение мозга;
    • болезни мозга воспалительного характера (в частности, энцефалит, абсцесс);
    • новообразования головного мозга;
    • патологии центральной нервной системы;
    • ранее перенесенные оперативные вмешательства на головном мозге.

    Кроме того, специалисты различают множество факторов, которые значительно повышают риск развития нарушения речевой функции.

    Основные виды афазий: клиническая картина

    В соответствии со степенью выраженности патологии различают частичную (когда полноценная речь чередуется с нарушениями) и тотальную (когда речь имеет существенные нарушения) афазию. В зависимости от поражения конкретной мозговой зоны, выделяют шесть основных видов, рассмотрим каждый более подробно.

    Семантическая афазия

    Такая форма появляется, когда затрагивается теменно-затылочный отдел левого полушария. У людей отмечается полное непонимание речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения, нарушается понимание просматриваемого текста.

    Также, наблюдаются затруднения в осуществлении заданий, содержащих сложные синтаксические структуры. В этом случае не нарушается понимание при восприятии простых предложений, но человек забывает названия привычных предметов. Речь сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются.

    У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и арифметические действия.

    Чтобы диагностировать эту форму болезни, специалисты придумывают задачи, в которых требуется квазипространственный синтез. К примеру, сравнительные предложения: «локоны Иры темнее, чем у Маши, но светлее локонов Даши. У кого самые темные локоны?». Также, прибегают к решению несложных арифметических задач.

    Акустико мнестическая афазия

    Она появляется при поражении средних отделов височной области, которые находятся вне ядерной зоны слухового анализатора. При данной форме человек страдает сложностями с удержанием в памяти сведений, воспринятых на слух.

    Объем запоминания существенно снижается, в результате чего человек не в состоянии повторить за врачом-логопедом несложную связку из нескольких слов, уловить смысл речи в затрудненных условиях (например, при быстром темпе, во время разговора с несколькими людьми сразу). Стоит отметить, что сложности с речевой коммуникацией восполняется повышенной речевой активностью.

    У некоторых искажаются зрительные представления об объекте, появляются сильные проблемы в названии различных предметов. Расстройство памяти протекает с нарушением письма.

    Расстройства мышления и афазия. Течение афазии. Консультации специалистов при афазии у больного.

    Сенсорная афазия

    Она проявляется, когда у человека происходит поражение главного органа центральной нервной системы в зоне височных долей. Сенсорная афазия подразделяется на три подвида: корковую, субкортикальную и транскортикальную.

    Корковый подвид является тяжелым расстройством, при котором поражается речевая зона Вернике (отвечает за восприятие и обработку звуков). В такой ситуации человек не понимает и не произносит звуки.

    При субкортикальном подвиде у человека происходит искажение трансляции импульсов от центров, которые воспринимают звуковую информацию.

    При транскортикальной типе афазии возникает нарушение проведения нервного импульса между центрами Вернике и Брока. Но способность воспринимать легкие речевые конструкции сохраняется.

    В первые 4-8 недель после повреждений такого типа, речь пациентов состоит из хаотичного набора звуков и слогов, поэтому смысл фраз непонятен для других людей.

    Вне зависимости от подвида различают следующие симптомы сенсорной афазии:

    • отсутствие способности нормально воспринимать речь (при сохранном слухе);
    • отклонения со стороны нервной системы (тревожность и агрессия, связанные с непониманием происходящего);
    • возможность произносить звуки и слова, но лишенные смысла;
    • судороги (спазмы) в теле;
    • ухудшение зрительной функции.

    Моторная афазия

    Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. Болезнь может протекать по-разному. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол. Из-за того, что сильно нарушена артикуляция, человек не в состоянии определить, что надо сделать, чтобы произнести конкретный звук. Во разговоре пациенты часто переставляют местами отдельные буквы или слова.

    Во втором случае у человека сохраняется ситуативная речь, но сильно нарушается повторение. При такой форме диагностировано нарушение понимания устной речи. Характерна неконтролируемая речь, которая часто состоит из случайного набора букв и слов. Речь скудная, многие пациенты не используют предлоги.

    Пациентов беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не удается переключиться с одного положения на другое. На фоне этого в речи человека происходят перестановки звуков и слогов. Ключевое отличие этой формы болезни – продолжительные остановки. При этом совсем не нарушается произношение отдельно-взятых звуков. Также, отмечаются грубые нарушения (в частности, дислексия).

    Динамическая афазия

    Такая форма появляется при поражении отделов левого доминантного полушария. Главный речевой дефект – затруднение или невозможность активного высказывания.

    Человек без проблем произносит отдельные звуки, повторяет без трудностей фразы, но коммуникативная функция при этом нарушена.

    При сильной выраженности расстройства диагностируется не только речевой дефект: появляется выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек повторяет за своим оппонентом механически его действия).

    У пациента нарушена экспрессивная речь. Есть несколько вариантов динамической афазии, которые отличаются разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации.

    Таким пациентам требуется регулярная стимуляция речи. Их речь характеризуется наличием речевых шаблонов. У пациентов нарушено спонтанное развернутое высказывание.

    К примеру, пересказывая прочитанный рассказ, он произносит вслух отдельные моменты, которые не связаны друг с другом (отсутствует смысловое звено).

    Тотальная афазия

    При сильных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают моторные и сенсорные речевые зоны, появляется тотальная афазия. Речь у человека отсутствует полностью, он не воспринимает фразы других.

    Происходит поражение многих речевых участков мозга. Это наиболее тяжелая степень поражения. Все типы афазий поддаются коррекции, но лечение тотальной проходит дольше всего.

    Стоит отметить, что иногда встречаются смешанные формы, например, афферентно-эфферентные.

    Большое значение уделяют развивающим занятиям. Их составляют для каждого пациента индивидуально, с учетом возрастных и психологических особенностей.

    В спокойной и привычной обстановке для пациента выполняются комплексы упражнений, которые отлично развивают работу органов чувств и  способствуют развитию правильного восприятия информации.

    Такие занятия практикуют в разных форматах: в форме активных двигательных упражнений в специальной комнате, так и в палате пациента.

    Диагностика и способы лечения афазии в Москве

    Решить проблему удастся с помощью квалифицированных специалистов. Болезнь требует устранения главной причины и дальнейшей коррекции. Скорость ее коррекции во многом зависит от степени поражения мозга, поэтому важно не затягивать с визитом к специалисту. Диагностикой и терапией расстройств речевой деятельности занимаются специалисты отделения неврологии.

    На первичном приеме врач собирает анамнез, проводит сбор жалоб (в случае с афазией, при невозможности самостоятельно описать состояние к диагностике привлекают ближайших родственников), проводит общий осмотр на предмет наличия внешних отклонений (в частности, опущение уголка губ, снижение тонуса конечностей).

    Дополнительно требуется осмотр у врача-невролога в команде с логопедом-дефектологом, чтобы можно было оценить характер нарушения, подобрать подходящие мероприятия по корректировке. Для начала терапии требуется тестирование, включающее оценку следующих симптомов:

    1. Спонтанная речь. Речь оценивают по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частотности пауз для подбора подходящих слов.

    2. Понимание. Пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»).

    3. Перечисление объектов. Пациента просят сказать, как называется конкретный объект, на который указывает специалист.

    4. Чтение и письмо. Пациенту дают задачу написать любую фразу и произнести ее вслух. Это позволяет оценить степень понимания и произношения.

    5. Семантическое занятие. Врач требует назвать всех животных, которые пациент вспомнит за одну минуту.

    Инструментальная диагностика

    Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.

    Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ).

    Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография.

    Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.

    Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.

    Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом.

    Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины).

    К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.

    Упражнениями для коррекции

    Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:

    1. Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.

    2. Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».

    3. Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.

    Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.

    Прогноз и предупреждение возникновения афазии

    Профилактические меры борьбы с патологией включают в себя своевременное обращение к специалисту при наличии беспокоящих симптомов.

    Также, избежать появления стойких речевых патологий удается благодаря контролю АД (чтобы исключить нарушения мозгового кровообращения), своевременному устранению болезней, которые связаны с нарушением функционирования мозга и лечению черепно-мозговых травм.

    Прогнозирование восстановления речевой функции зависит от размера и расположения поражения, от срока начала реабилитационных мер, от возраста и желания самого пациента.

    Лучшая динамика наблюдается у пациентов юного возраста. Своевременное начало восстановления дает возможность предотвратить сосредоточение патологических речевых симптомов.

    В среднем, работа с врачом-логопедом длится 18-24 месяцев.

    Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

    Лечение афазии разных форм в Москве проводят опытные специалисты неврологического отделения Юсуповской больницы. Доверяя нам свое здоровье, можно быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи. Каждому пациенту гарантирован индивидуальный подход. В своей работе врачи используют проверенные современные методики, что обеспечивает положительный результат терапии.

    Несмотря на высокое качество оказываемых услуг, цены доступные (подробнее с прайс-листом можно ознакомиться на сайте). Помимо неврологии доступны услуги и по другим направлениям, среди которых онкология, хирургия, терапия.

    Для удобства оплату за лечение можно осуществлять наличными и по безналичному расчету.

    Чтобы записаться на прием к специалисту, достаточно позвонить по указанным номерам или заполнить заявку в онлайн-режиме, оставив свои контактные данные.

    Афазия

    Афазия — расстройство, которое характеризуется расстройством ранее нормальной речи. Афазия может проявляться в большей или меньшей степени. Человек перестает понимать то, что ему говорят, и сам не может говорить. Проявления данного расстройства могут быть различными в каждом случае.

    Речевые симптомы афазии:

    • парафазии
    • речевые эмболы
    • контаминации
    • персеверации
    • акалькулия
    • аграфия
    • алексия
    • логорея и т. д.

    При подозрении на данное расстройство необходимо обязательно обследование функции, психических процессов и неврологического статуса. Афазия является в основном вторичным заболеванием. То есть она вызвана определенной патологией, ликвидация которой избавляет и от речевых симптомов. Необходимо также обучение для восстановления речевых навыков после избавления от первичной патологии.

    Афазия возникает вследствие органического поражения участков мозга человека, которые отвечают за речь. Отдельно существует такое расстройства как алалия. От него афазия отличается тем, что речь у человека сначала нормальная, он может понимать обращенные к нему фразы и нормально произносит желаемое сам. А при алалии человек с самого начала не может сформировать нормальные речевые навыки.

    Нарушение речи больных с афазией характеризуется как системное. У них нарушается:

    • импрессивная (включающая понимание и восприятие),
    • экспрессивная (куда относят грамматические правила, словарь, произношение звуков),
    • письменная,
    • внутренняя речь.

    Также при афазии нарушениям подвергаются:

    • психические процессы
    • личность
    • двигательные функции
    • сенсорная сфера

    По выше описанным причинам афазия является сложным расстройством. Ее изучают медицинские психологи, логопеды и неврологи.

    Причины

    Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

    Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт.

    При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром.

    А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

    Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

    • абсцесс
    • лейкоэнцефалит
    • энцефалит

    Также афазия во многих случаях вызвана:

    • полученной черепно-мозговой травмой
    • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
    • хирургическим вмешательством на мозге

    Факторы риска афазии:

    • наличие такого же расстройства у близких родственников
    • пожилой возраст человека
    • артериальная гипертензия
    • церебральный атеросклероз
    • травмы головы
    • транзиторные ишемические атаки в прошлом
    • ревматические пороки сердца

    Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства:

    • обширность очага поражения
    • место нахождения пораженного участка мозга
    • компенсаторные возможности головного мозга
    • причины
    • преморбидный фон
    • возраст больного

    Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге. А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии.

    При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое.

    Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

    Классификация афазии

    Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

    • динамическая
    • амнестико-семантическая
    • акустико-мнестическая
    • акустико-гностическая
    • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

    Эфферентная моторная афазия возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока.

    Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией.

    Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде. Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

    Амнестико-семантический вид афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

    Акустико-мнестический вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

    Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха. При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

    Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

    Проявления расстройства

    У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации.

    Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии.

    Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

    Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия).

    При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме.

    Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

    При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук.

    При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме.

    Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

    При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

    Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

    • нормальный физический слух
    • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

    Симптомы афазии Вернике:

    • отсутствие контроля над своей речью
    • непонимание того, что говорят окружающие
    • компенсаторные процессы в виде многословия
    • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
    • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
    • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
    • писать человек может с трудом или вовсе не может
    • навыки чтения сохранены

    Симптомы акустико-мнестической афазии:

    • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
    • непонимание длинных фраз
    • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
    • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
    • повышение речевой активности

    Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

    • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
    • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
    • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
    • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
    • нарушение счетных операций
    • непонимание прочитанного

    Проявления динамической афазии:

    • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
    • повторение в норме
    • невозможность спонтанной повествовательной речи
    • человек мало разговаривает
    • персеверации в речи
    • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
    • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

    Диагностика

    Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

    • компьютерная томография мозга
    • магнитно-резонансная томография мозга
    • люмбальная пункция
    • дуплексное сканирование сосудов мозга
    • УЗДГ сосудов головы и шеи
    • магнитно-резонансная ангиография

    Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

    • диагностика письма
    • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
    • проверка слухоречевой памяти
    • проверка двигательной памяти
    • диагностика состояния зрительной памяти

    Также проводят диагностику:

    • интеллекта
    • конструктивно-пространственной деятельности
    • зрительного гнозиса
    • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

    Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

    • умственная отсталость
    • тугоухость
    • дизартрия
    • детская алалия

    Коррекция афазии

    Коррекция включает два компонента:

    • логопедический
    • медицинский

    Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

    Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

    • импрессивная
    • экспрессивная
    • письменные навыки
    • чтение и понимание текстов

    Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

    Руководство по коммуникации

    С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть».

    У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности).

    Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

    Как общаться с больными афазией:

    • сядьте и поймайте взгляд человека
    • при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
    • лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
    • можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
    • применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы. Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
    • если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
    • важно уметь задавать наводящие вопросы
    • не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
    • запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело

    Прогноз и профилактика

    Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.

    Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.

    Профилактические меры заключаются в своевременной диагностике опухолей мозга и их адекватном лечении; в предупреждении черепно-мозговых травм, в профилактике сосудистых мозговых катастроф.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector