Росздравнадзор заявил о росте нарушений прав граждан на лекарственное обеспечение. За четыре месяца 2019 года в ведомство обратилось 3500 россиян. Больше половины жалоб связаны с отсутствием в аптеках выписанных лекарств. Обращения поступают из Краснодарского края, Ульяновской, Московской, Ярославской, Белгородской областей и других регионов.
«По 2018 году 76% льготников вышли из программы в части лекарственного обеспечения. На 2019 год показатель составил 79%, то есть уже на 3% рост. Есть субъекты, в которых количество льготников, отказавшихся от данного вида помощи, превышает 90%», — сообщил замруководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко.
«В условиях финансирования на данную программу, которая заложена в законодательство, это делает фактически невозможным полноценное обеспечение лекарственными препаратами данной категории граждан», — заявил он.
В Ульяновской области не выписано и не поставлено на отсроченное обеспечение 40% рецептов. Во Владимирской — 11%, в Крыму — 20%. Во всех этих случаях пациенты не получили положенных лекарств, говорит Дмитрий Пархоменко.
«Территориальными органами в 2018 году проведено более 1200 проверок органов исполнительной власти в 58 субъектах. В 50 из них, это 86%, выявлены нарушения.
Нарушаются права граждан вообще на получение лекарственной помощи, 298 проверок. Несвоевременное обеспечение по выписанным рецептам 619 проверок.
Отсутствие выписки препаратов при наличии медицинских показаний установлены в 55 проверках», — отметил замруководителя ведомства.
На девятом Конгрессе «Право на лекарство», организованном «Лигой пациентов», врачи, общественники, законодатели и ученые ищут способы заставить систему лекарственного обеспечения работать эффективно.
По мнению первого проректора ВШОиУЗ Николая Прохоренко, нужно увеличить государственные расходы на здравоохранение, которые, очевидно, не покрывают потребности населения в лекарственном обеспечении.
«81% государственных расходов на амбулаторное лечение оплачивают сами россияне. Для сравнения, в странах ЕС доля личных расходов граждан не превышает 62%. На закупку лекарств государство тратит 233 млрд рублей (0,25% ВВП). Надо в два раза больше», — считает врач.
Дополнительные средства эксперт предлагает направить на лечение болезней кровообращения. Смертность от них в России выше, чем в странах ЕС в 1,5 раза. Смертность от инфекционных болезней в возрасте от 15 до 29 лет в нашей стране выше в 10 раз, а в трудоспособном возрасте, от 30 до 44 лет, — в 16, заявил кандидат экономических наук.
«И, соответственно, дети. Смертность детей лечение детей от 0 до 14 лет в России в 2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС. Да, мы достигли достаточно больших успехов в борьбе с младенческой смертностью, но что происходит в более старших возвратах, это, конечно, серьезная ситуация», — добавил Николай Прохоренко.
По мнению президента организации «Лига пациентов» Александра Саверского, проблема в том, что в каждом регионе сформировалась «своя система здравоохранения».
«Президент удивляется, как это в соседних регионах цифры на одно лекарство могут отличаться в 59 раз? Да. Такую систему создает регулировщик. Он не знает, что у него происходит в другом городе», — заявил общественник.
В России есть закон «Об обращении лекарственных средств», но нет нормативного документа, который гарантировал бы к ним доступ, считает Александр Саверский. В результате государство превратилось в регулятора, который не обеспечивает право граждан на бесплатные лекарства. Решить проблему призван проект закона «Об обеспечении лекарственными средствами».
«Все люди, не только льготники, не только в стационаре, а все должны получать лекарства в рамках жизненно необходимых и важнейших препаратов», — считает автор инициативы.
Как отметил общественник, полномочия по здравоохранению должны вернуться на федеральный уровень.
«Возможно, необходимо даже возвращаться к централизации финансирования, потому то оно достаточно равномерное, понятное: мы знаем, сколько примерно пациентов, чем болеют по районам и регионам. Если что-то неправильно посчитали, субъект федерации должен дополнительно это профинансировать, эти дырки закрыть», — пояснил Александр Саверский корреспонденту Федерального агентства новостей.
Впрочем, региональные власти уже сегодня могут обеспечить отдельные категории граждан льготными лекарствами амбулаторно — без дополнительных финансовых затрат. Это успешно доказала Кировская область. В феврале этого года власти запустили в регионе Пилотный проект лекарственного обеспечения среди больных артериальной гипертензией и ишемической болезни сердца.
«Пациент приходит к врачу. Врач в компьютерной программе, где учитываются все льготные категории, выбирает соответствующее направление системы лекарственного возмещения, лекарственный препарат, выбирает аптеку распечатывает рецепт. По МНН (Международному непатентованному наименованию.— прим.
ФАН) пациент с этим рецептом идет в аптеку и выбирает сам лекарственный препарат уже по любому торговому наименованию, который имеет соответствующее МНН.
Этот перечень утвержден нашим региональным Минздравом», — рассказал первый заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.
Пациенты платят в аптеках 50% от предельной стоимости льготного лекарства. Уникальный проект позволяет оказывать дополнительную помощь и простым пациентам, и льготникам.
«За три месяца реализации проекта число отпущенных рецептов составило более 39 тысячи, — заявил Дмитрий Курдюмов. — Отпущенных упаковок около 90 тысяч. Общий объем субсидий, предоставленных аптекам, пока около 5 млн рублей.
На второй месяц работы проекта число граждан, воспользовавшихся лекарственным возмещением, увеличилось в два раза, а в третий месяц еще на 40%. Таким образом, мы считаем, что проект удачен и востребован среди жителей региона».
Как отметил в интервью корреспонденту ФАН профессор НИУВШЭ Василий Власов, пример Кировской области показывает, что даже небогатый регион может «договориться» с Минфином и помогать людям.
«Все лекарственное обеспечение должно реализовываться на уровне регионов.
Все попытки перетаскивать его на федеральный уровень являются способом приспособления к нынешней бюджетной ситуации, когда все деньги сконцентрированы в федеральном центре.
Нормальным образом деньги должны быть выделены регионам на эти цели. Регионы должны их тратить в соответствии нуждами народа», — считает доктор медицинских наук.
Источник: https://riafan.ru/1181206-roszdravnadzor-zayavil-o-problemakh-s-lekarstvami-dlya-lgotnikov
Бесплатное лекарственное обеспечение
Нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено льготное/бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами. Это означает, что лекарственные препараты, назначенные врачом «льготнику», приобретаются не за счет личных средств последнего, а за счет бюджетов различных уровней (как федерального, так и регионального). Информация о финансировании бесплатного лекарственного обеспечения также будет представлена в соответствующих разделах настоящей статьи, а пока предлагаем разобраться с тем, какие категории лиц и в рамках каких нормативных актов обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами бесплатно.
I. Бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Закона о государственной социальной помощи
При этом в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
- обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
- обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
В настоящей статье рассмотрен ряд вопросов, имеющих отношение к первой из перечисленных выше услуг – к бесплатному получению гражданами лекарственных средств.
Категории лиц
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- инвалиды;
- дети-инвалиды;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Федеральный регистр
Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации 1.
Согласно статье 6.
3 Закона о государственной социальной помощи учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе бесплатного обеспечения лекарственными средствами, осуществляется по месту жительства гражданина.
На деле это означает, что для того, чтобы лицо было учтено в Федеральном регистре, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего жительства.
Порядок обеспечения бесплатными лекарствами
Граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются им в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. При этом для получения лекарственного препарата гражданину выписывается соответствующий рецепт на лекарственный препарат.
Выписывание рецептов на лекарственные средства осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Перечень льготных лекарств
Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержден распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р, который применяется с 01 января 2018 года.
В указанном приказе лекарственные препараты разделены по кодам анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации, где каждому коду АТХ соответствует соответствующее лекарственное средство (например: блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов – ранитидин; стимуляторы моторики желудочно-кишечного тракта – метоклопрамид и т.д.).
Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/rekomendacii-i-naznacheniya-pacientu/besplatnoe-lekarstvennoe-obespechenie/
По поручению Вероники Скворцовой Росздравнадзор провел масштабную проверку регионов по льготному лекарственному обеспечению граждан
Материал опубликован 17 июня 2019 в 09:25. Обновлён 13 августа 2019 в 10:13.
Центральным аппаратом Росздравнадзора в первом полугодии 2019 года проведено шесть плановых контрольных мероприятий в Ивановской и Смоленской областях, Чукотке, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании и внеплановая выездная проверка в Севастополе.
По итогам проведенных проверок установлено, что полномочия, переданные субъектам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, исполняются не в полном объеме, с нарушениями требований законодательства. В ряде субъектов выявлены грубые нарушения прав граждан России на льготное лекарственное обеспечение, в том числе детей и инвалидов.
- В I квартале территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в рамках контроля за льготным лекарственным обеспечением провели 149 проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации в основном в связи с поступлением обращений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.
- В результате были выявлены нарушения прав граждан в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и/или регионального бюджета в следующих субъектах РФ: в Брянской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Самарской, Ульяновской и Кемеровской областях, республиках Карелия, Коми, Адыгея, Крым, Мордовия, Хакасия, Дагестан и Карачаево-Черкесия и Краснодарском крае.
- Несвоевременное лекарственное обеспечение по выписанным льготным рецептам зафиксировано в девяти субъектах: в Брянской, Тверской и Ярославской областях, республиках Коми, Адыгее, Алтае, Хакасии и Дагестане и Краснодарском крае.
- Отсутствие контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением за определением потребности в лекарственных препаратах, а также использованием закупленных лекарственных препаратов выявлено в семи субъектах: в Тверской и Самарской областях, республиках Коми, Адыгее, Башкортостане и Хакасии и в Чукотском АО.
- Отсутствие выписки лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний выявлено в пяти субъектах РФ: в Орловской, Ярославской и Самарской областях, Республике Адыгея и Чеченской Республике.
Кроме того, в Ульяновской области 40% рецептов, выписанных гражданам в соответствии с медицинскими показаниями, остаются необеспеченными. Имеются проблемы и в других регионах, что подтверждается обращениями граждан.
Большое количество жалоб на грубые нарушения поступают из Краснодарского края и Саратовской области. Значительное их число касается отсутствия обеспечения сахароснижающими препаратами.
В Республике Мордовия отмечены высокие показатели рецептов, по которым при первичном обращении в аптеку гражданам не выдавали лекарства: более 300 рецептов по федеральной льготе, более 1800 – по региональной льготе. После вмешательства Росздравнадзора ситуация в Республике Мордовия выравнивается.
В марте 2019 года в Ярославской области граждане не могли получить лекарства для лечения бронхиальной астмы, сердечно-сосудистых, неврологических и других заболеваний по причине несвоевременно проведенной закупки органом исполнительной власти региона.
Также на протяжении длительного периода не закупались медицинские изделия для контроля уровня глюкозы в крови. По вине департамента здравоохранения Ярославской области пациенты не были обеспечены своевременно жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медизделиями.
Росздравнадзор совместно с прокуратурой провел контрольно-надзорные мероприятия с последующими мерами реагирования.
По причине невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок Росздравнадзором выдано за I квартал 2019 года 13 протоколов следующим субъектам-нарушителям: Брянской, Новгородской и Саратовской областям и Республике Крым. Вся информация о результатах проверок направлена в прокуратуру и другие органы государственной власти.
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения продолжает держать на особом контроле обеспечение населения лекарственными препаратами во всех субъектах Российской Федерации.
- Для справки
- К началу 2019 года в регионах России были сформированы товарные запасы препаратов в объеме более трехмесячной потребности, как за счет федерального, так и за счет региональных бюджетов.
- По данным органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2019 года, объем товарных запасов лекарственных препаратов в субъектах Российской Федерации, сформированных за счет средств федерального бюджета, составляет 17 704 млн рублей, что, исходя из среднемесячного расхода (расчетный показатель), соответствует потребности на 5 месяцев
В рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан по состоянию на 10 июня 2019 года обслужено 20 395 771 рецептов на сумму 31,2 млрд рублей (с учетом переходящего остатка лекарственных препаратов, закупленных в предыдущие годы). На отсроченном обеспечении находились10 446 рецептов, или 0,05 % от общего количества рецептов, предъявленных в аптечные организации (в декабре 2018 года – 0,01 %, в 2019 году: в январе – 0,25 %, феврале – 0,11 %, марте – 0,07 %, апреле – 0,07 %, мае – 0,04 %).
Источник: https://www.rosminzdrav.ru/special/news/2019/06/17/11719-po-porucheniyu-veroniki-skvortsovoy-roszdravnadzor-provel-masshtabnuyu-proverku-regionov-po-lgotnomu-lekarstvennomu-obespecheniyu-grazhdan
В сибири прокуроры принимают меры по обеспечению прав отдельных категорий граждан на бесплатное получение лекарственных средств
Органы прокуратуры всех регионов Сибирского федерального округа в течение 2014 года систематически проверяли соблюдение прав граждан на бесплатное получение лекарственных средств и медицинских изделий.
Так, прокурором Республики Тыва внесено представление министру республики в связи с выявленными нарушениями в организации аукционов на поставку льготных лекарственных средств, непринятием мер по организации оказания доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи для пациентов ряда отдаленных районов, недостаточностью финансирования фактических заявок лечебно-профилактических учреждений из регионального бюджета и другими. По результатам его рассмотрения нарушения устранены.
Основанием для внесения представления заместителю губернатора Кемеровской области явилась ненадлежащая организация работы по учету, анализу и контролю за лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан региональным департаментом охраны здоровья населения, о чем свидетельствовали результаты проверок в аптечных учреждениях, где выявлены факты нахождения рецептов на отсроченном обслуживании свыше 10 дней. По результатам рассмотрения представления прокурора приняты меры к устранению нарушений закона, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Аналогичные и другие нарушения выявлены в министерстве здравоохранения Новосибирской области и ГКУ «Новосибоблфарм», что явилось основанием для внесения прокуратурой области представлений руководителям ведомств, которые, рассмотрев их, разработали планы по устранению выявленных нарушений закона.
По результатам проверки исполнения законодательства о лекарственном обеспечении граждан, организованной прокуратурой Республики Хакасия, территориальным органом ФАС России возбуждены и расследуются дела об административных правонарушениях в отношении ГУП РХ «Ресфармация», занявшего доминирующее положение на фармацевтическом рынке, а также регионального министерства здравоохранения, ограничившего конкуренцию на данном рынке.
Кроме того, прокурором внесено представление министру здравоохранения республики, поскольку проверкой исполнения контрактов и договоров, заключенных с вышеуказанным предприятием, установлено, что поставка ряда лекарственных препаратов по ним не осуществлена либо осуществлена частично.
Ведомство не вело претензионно-исковую работу с поставщиками, не использовало финансовые санкции, не контролировало цены на лекарства, приобретаемые за счет бюджетных средств, что привело к их необоснованному завышению.
По требованию прокурора приняты меры к обеспечению населения необходимыми льготными лекарственными препаратами, руководитель предприятия отстранен от занимаемой должности.
- По постановлению прокурора республики, направленному в орган предварительного расследования, следственным управлением МВД Республики Хакасия возбуждено и расследуется уголовное дело о хищении руководством государственного унитарного предприятия денежных средств, выделенных из федерального бюджета.
- Повсеместно прокуроры принимали меры, защищая права граждан в связи с отказами врачей в выписке рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия.
- Так, прокуроры Баевского и Тогульского районов Алтайского края, Бейского района Республики Хакасия принимали меры по восстановлению нарушенных прав инвалидов, в том числе ребенка, на получение льготных рецептов на получение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови.
- Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
Источник: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-548803/
Новости
В 2015 году органам прокуратуры края удалось улучшить эффективность надзора за исполнением законодательства о льготном обеспечении граждан лекарственными препаратами и оказании медицинской помощи.
Так, по результатам проведенной прокурором Центрального района г.
Читы проверки по обращению законного представителя ребенка-инвалида мерами судебного понуждения на Министерство здравоохранения края возложена обязанность на постоянной основе обеспечить его льготными жизненно-необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с рекомендациями и назначениями врачей в необходимом количестве.
Аналогичные иски предъявлены прокуратурой края, прокуратурой Дульдургинского, Карымского районов, Ингодинского района г.Читы, Петровск-Забайкальским и Краснокаменским межрайпрокурорами в защиту интересов 8 лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (иски удовлетворены, судебные решения исполнены).
Прокурорами пресечены факты несвоевременного обеспечения инвалидов бесплатными лекарственными препаратами, принимались меры в связи с отсутствием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, завышением на них цены.
По представлениям прокуроров Тунгокоченского района и Черновского района г.Читы четыре врача, не принявшие должных мер к лекарственному обеспечению при амбулаторном лечении онкологического больного и инвалида, страдающего психическим заболеванием, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Грубые нарушения лицензионных условий, выразившиеся в необеспечении минимального ассортимента лекарственных средств, необходимого для оказания медицинской помощи, пресекались прокурорами Александрово-Заводского, Сретенского, Хилокского, Чернышев-ского районов, Петровск-Забайкальским межрайонным прокурором, прокурром Черновского района города Читы.
Борзинской межрайпрокуратурой установлено, что ГУЗ «Борзинская ЦРБ» на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в январе-феврале 2015 года заключены государственные контракты, в их числе на поставку лекарственных препаратов с единственным поставщиком.
Однако в нарушение ч. 1 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе ГУЗ «Борзинская ЦРБ» неверно выбран способ определения поставщика. Госуконтракты заключены в нарушение ч. 5 ст.
24 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик обязан был осуществить закупки одним из конкурентных способов.
Кроме того, принятие решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственных поставщиков не обусловлено необходимостью ликвидации последствий, возникших вследствие какой-либо аварии или чрезвычайной ситуации.
Проверкой также установлено, что ответственными должностными лицами ГУЗ «Борзинская ЦРБ» в нарушение ч. 3 ст.
103 Закона о контрактной системе не направляется для размещения на официальном сайте закупок РФ в сети «Интернет» полная информация о заключенных контрактах (копии контрактов), документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. При просмотре реестра контрактов ГУЗ «Борзинская ЦРБ» полные тексты заключенных контрактов отсутствовали.
По указанным нарушениям в адрес ГУЗ «Борзинская ЦРБ» внесено представление, которое признано обоснованным и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должнотсное лицо.
Кроме того, по указанным фактам Борзинской межрайонной прокуратурой в отношении главного врача ГУЗ «Борзинская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении УФАС по Забайкальскому краю виновному лицу назначен штраф в размере 50 тыс. руб.
Краснокаменской межрайонной прокуратурой были установлены нарушения сроков поставки лекарственных средств по государственным контрактам, заключенным ГУЗ «Краевая больница № 4», однако заказчиком требования об оплате неустойки к поставщикам не предъявлены. По данному факту межрайонным прокурором главному врачу внесено представление с требованием принятия незамедлительных мер к взысканию неустойки (на рассмотрении).
Источник: https://procrf.ru/news/380287-prokuroryi-zaschischayut-prava-lgotnikov-na-obespechenie-lekarstvennyimi-preparatami-i-okazanie.html
Прокуратура РФ выявила массовые нарушения в системе обеспечения пациентов льготными лекарствами. Новости. Первый канал
Проверка Генеральной прокуратуры выявила множественные нарушения при распределении лекарств среди льготных категорий пациентов. Люди вынуждены стоять в очередях, платить за препараты и буквально вымаливать у чиновников жизненно необходимые лекарства.
В записной книжке вместе с адресами и телефонами — вся история взаимоотношений Валерия Александровича Тонышева с местными аптеками. Если удавалось получить льготное лекарство, пенсионер отмечал день плюсом, нет — ставил минус. К концу года сел подводить итоги.
«Мне выписывают девять препаратов льготных в течение года, я получал три-четыре, и то не всегда. По выписанным рецептам в аптеке можно получить эти лекарства, а за октябрь вообще ни одного препарата было выписано», — рассказывает пенсионер.
А ведь речь идет, в том числе, и о жизненно важном препарате — инсулине. Сейчас дорогостоящие лекарства ему приходится покупать. И в похожей ситуации — многие новосибирские пенсионеры.
На прошлой неделе в одной из аптек в городе Бердске в очереди за льготными лекарствами возникла давка. Персонал аптеки вызвал полицию.
«Они месяц не возят, а потом в один день привозят и выстраивают вот такую толкучку», — жалуются посетители.
«У меня аллергия и астма, и вот четыре месяца не могу получить лекарства. А самое приятное, что когда выступал замглавы по лечебное части, я к ней на прием не могу попасть. Вы знаете, проблем нету, прямо по телевизору во всеуслышание! Ну как, проблем нету, когда вот они, проблемы!» — возмущается один из посетителей аптеки.
Только в 26 регионах, в которых в этом году были проведены прокурорские проверки, выявлено более восьми тысяч нарушений в сфере оборота лекарственных средств. Полторы тысячи должностных лиц привлечены к административной ответственности. Так что дефицит льготных лекарств в некоторых регионах, по мнению прокуратуры, в первую очередь связан с недочетами на местах.
«Причинами отсутствия препаратов зачастую являлось незаключение контрактов на их закупку, невыполнение программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, имелись случаи недофинансирования расходов на приобретение лекарств и изделий в связи с искусственным занижением реальной потребности в них», — заявил по итогам проверки генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
Пенсионеру из Пятигорска Виктору Ивановичу Козлову 77 лет — фактически полжизни он страдает сахарным диабетом. При этом несколько раз в месяц уровень сахара в крови внезапно резко падает — это отзывается сильными головными болями и грозит внезапной потерей сознания. В местной поликлинике в лекарстве пенсионеру отказали.
«Благодаря своему внуку, который видит, как я мучаюсь, какие у меня сильные головные боли, он по компьютеру написал в краевой здравотдел, и они выслали одну ампулу. А мне надо в месяц 5-7 ампул», — рассказывает он.
Письмо из здравотдела заканчивается оптимистично — про то, что купить препарат можно под «заказ» в любой аптеке, а если Виктор Иванович захочет получить его бесплатно, пусть обращается в соседнюю поликлинику. Краевые чиновники видимо так и не поняли, что пенсионер там уже был, и неоднократно. Деду вместе с внуком удалось выбить из чиновников еще две ампулы — будет мне подарок, говорит пенсионер, к Новому году.
Отдельно на совещании в генпрокуратуре говорили о случаях, когда препаратов — речь о сильнодействующих наркотических анальгетиках — были лишены больные раком.
Широкий резонанс получила история контр-адмирала Вячеслава Апанасенко. В феврале, не дождавшись обезболивающих лекарств, он покончил жизнь самоубийством. В марте в Москве добровольно ушли из жизни еще восемь онкобольных.
Правительство значительно упростило порядок выдачи анальгетиков больным. В два раза увеличена допустимое количество ампул, доктор может назначить препарат без согласования с врачебной комиссией. В наркоконтроле предлагают пойти дальше – например, увеличить действие рецепта до 30 дней и развивать производство отечественных анальгетиков.
«Если до 2003 года страна полностью обеспечивалась промедолом собственного изготовления, то сейчас отечественный промедол практически не производится. А решением, например, Минпромторга практически вся годовая квота поставок фенобарбитала отдана импортерам при наличии собственного производителя», — говорит директор ФСКН Виктор Иванов.
И еще одна важнейшая проблема. По оценке правоохранительных органов, десятая часть всех лекарств на российском рынке — подделка. Бороться с контрафактом предлагается и путем ужесточения санкции за производство, перевозку и сбыт фальсифицированных лекарств. Соответствующий законопроект в прошлом месяце был внесен в Госдуму.
Источник: https://www.1tv.ru/n/30518
По результатам проведенной прокуратурой края проверки восстановлены нарушенные права социально-незащищенных категорий граждан и инвалидов на лекарственное обеспечение
02.10.2014
Прокуратурой края проведена проверка соблюдения требований законодательства о лекарственном обеспечении жизненно-необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения социально- незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов.
В рамках проверки выявлены факты необеспечения и ненадлежащего обеспечения социально-незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов, необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, непредоставлении указанной категории пациентов рецептов на получение лекарственных средств, нарушения требований нормативно- правовых актов в сфере учета лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача.
Например, Буденновской межрайонной прокуратурой в деятельности ГБУЗ СК «Буденновская центральная районная больница» выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, об охране здоровья граждан, выразившиеся в ненадлежащем лекарственном обеспечении пациента С. необходимым лекарственным препаратом. По требованию Буденновского межрайонного прокурора пациент С. обеспечен необходимым лекарственным препаратом в судебном порядке в полном объеме.
Вышеуказанные случаи неединичны, аналогичные нарушения прав инвалидов на лекарственное обеспечение выявлены прокурорами Нефтекумского, Петровского, Предгорного, Труновского районов, Георгиевским и Минераловодским межрайонными прокурорами, г. Невинномысска.
Прокуратурой Александровского района установлено, что должностными лицами ГБУЗ СК «Александровская центральная районная больница» препарат для лечения больных от заболевания бронхиальной астмы включен в заявку лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников на 2014 год в недостаточном количестве и на момент проверки в ГУП СК «Аптека № 43» Александровского района отсутствовал. В связи с данным фактом прокурором Александровского района в адрес главного врача ГБУЗ СК «Александровская центральная районная больница» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и привлечении виновных лиц к ответственности.
Выявлены нарушения порядка учета выдачи лекарственных средств.
Прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя в рамках проверки установлено, что в аптеке ООО «Мелодия здоровья» и аптечном пункте ИП Шаповалова И.В. выдаются лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту врача в установленной законом форме.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения России №1175н в журнале предметно-количественного учета лекарственных средств делается соответствующая запись учета при выдаче лекарственного препарата по рецепту врача.
Однако, в нарушение требований законодательства об охране здоровья граждан, об обращении лекарственных средств ответственное должное лицо за ведение и хранение Журнала предметно-количественного учета лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача, не назначено, учет хранения, фактического наличия и расхода рецептурных бланков установленных форм фактически не проводился.
По выявленным фактам в адрес руководства аптеки ООО «Мелодия здоровья» и аптечного пункта ИП Шаповалова И.В. внесено 2 представления об устранении выявленных нарушений закона, с постановкой вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
По результатам проведенной проверки на территории 11 районов края прокурорами выявлено более 60 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 16 представлений, в отношении одного должного лица (заведующей аптечным учреждением) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4. КоАП РФ, в целях восстановления нарушенных прав граждан в суд предъявлено 16 заявлений о возложении обязанности обеспечить социально-незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования и надзор за соблюдением требований закона об охране здоровья граждан в части надлежащего лекарственного обеспечения социально-незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов, находится на особом контроле в прокуратуре края.
Источник: http://proksk.ru/about/info/news/3600/
Лекарственное обеспечение населения в Российской Федерации
В статье рассматриваются основные проблемы лекарственного обеспечения России в связи с повышением заболеваемости населения и соответственно потребности в льготном обеспечении и бесплатном оказании медицинских услуг.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, качество оказания медицинской помощи, лекарственные препараты, оказание медицинской помощи.
Равными возможностями и правами обладают все граждане населения в получении бесплатной лекарственной помощи. Лекарственное обеспечение необходимо абсолютно всем гражданам, так как в последнее время число тяжелых, трудноизлечимых болезней возросло, и медикаментозное лечение очень дорогое, а в некоторых случаях того или иного лекарства просто нет в стране.
Лекарственная помощь является социальным благом и может быть представлена в виде услуги или лекарственного обеспечения.
Приоритетным направлением здравоохранения Российской Федерации является повышение качества оказания медицинской помощи, которое предусматривает усовершенствование системы лекарственного обеспечения. По статистике лекарственная помощь, составляющая 70-90% врачебных назначений, является важной составной частью лечебного процесса.
Приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66, установленным в период до 2025 года, предусматривается поэтапное решение социально-экономических задач лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации.
[2] Главной задачей является доступность лекарственных средств всем гражданам, так как на сегодняшний день только 15-20% процентов населения имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение.
На пути реализации приказа стоит целый ряд проблем: отсутствие единого регистра лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях, неравномерность распределения лекарственного обеспечения по субъектам РФ, низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи.
В 2016 году завершился второй этап мероприятий по реализации усовершенствования лекарственного обеспечения граждан РФ. В рамках этого этапа был осуществлен проект по модернизации бесплатного лекарственного или со скидкой обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Далее на пути осуществления стоит третий этап с 2017 по 2025 годы. Он предусматривает введение на территории РФ приемлемой системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан за счет федерального и регионального бюджетов. Эти планы должны осуществляться так, чтобы не нарушить права граждан в сфере лекарственной помощи и обеспечения.
Ведь лекарства являются влияющим фактором оказания медицинской помощи.
- Чтобы полностью разобраться в предоставлении лекарственного обеспечения, важно знать, что же такое лекарственное обеспечение и какие категории граждан относятся к ним.
- Лекарственное обеспечение — мера социальной поддержки, предоставляемая гражданам. К категориям граждан, обязанных получать медицинское обеспечение, относятся:
- — инвалиды войны;
- — участники Великой Отечественной войны;
- — ветераны боевых действий;
- — военнослужащие, проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
- — лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- — лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- — члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- — инвалиды;
- — дети-инвалиды;
- — лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Средства для лекарственного обеспечения представленной категории выделяются из федерального бюджета Российской Федерации.
Бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется гражданам, больным гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и тканей.
- Набор социальных услуг для определенных категорий граждан определяется законом. Состав набора услуг:
- 1) бесплатная медицинская помощь, которая предусматривает обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с обязательным медицинским страхованием;
- 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
3) на оплату гражданам набора социальных услуг выделяется 450 рублей в месяц. На оплату медицинской помощи 400 рублей. [2]
Для реализации прав граждан на получение денежных выплат и получение социальных услуг ведется Федеральный регистр лиц, которые имеют право на получение бесплатной помощи.
Врач выписывает лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Минздравом России.
В случае, если лекарственное средство не входит в перечень, но оно жизненно необходимо больному, врач согласовывает решение выписать рецепт совместно с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Срок действия лекарства составляет 14 дней.
В настоящее время, в сельской местности проживает почти треть населения Российской Федерации — 27% от общего числа населения. Часто болеющему человеку из села приходится обращаться за помощью в ближайший пункт, где находится аптека или фельдшерский пункт.
Это связано с тем, что ни одна коммерческая аптечная сеть не хочет открывать аптечный пункт в селе, это связано с нерентабельностью этого бизнеса, чаще всего она бывает нулевая.
В селах и деревнях очень часто не хватает квалифицированного медицинского персонала, так как никто не хочет работать за низкую заработную плату и отсутствует перспектива продвижения по карьерной лестнице.
В настоящее время отсутствует закон или документ, утверждающий полноценное лекарственное обеспечение и оказание медицинской помощи в деревнях и селах.
В связи с этим нет специальных мест для реализации лекарств и нет специального списка утверждающего перечень лекарственных средств, так как медицинские учреждения не спешат к проведению процедуры лицензирования.
Для того, чтобы наладить продажу лекарственных средств и улучшить лекарственное обеспечение сельского населения, нужно утвердить перечень медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные пункты, утвердить перечень лекарственных препаратов, продажа которых должна производиться в аптечных пунктах, должно быть оборудовано место для хранения и продажи лекарств, провести процедуру лицензирования, организовать доставку лекарственных препаратов.
Обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 3-х лет происходит за счет средств регионального бюджета.
Лекарственные препараты, предназначенные для выписки на льготных условиях детям включают в себя лекарственные препараты, которые могут быть востребованы при лечении детей, болеющих различными сезонными заболеваниями, не нуждающихся в постоянном приеме лекарственных средств по жизненным показаниям и не страдающих хроническими и социально значимыми заболеваниями: отхаркивающие, жаропонижающие, антибактериальные, препараты для лечения кишечных расстройств, противоаллергические, витамины и другие.
Дети, имеющие право на получение набора социальных услуг, обеспечиваются лекарственными препаратами по заявкам медицинских организаций в рамках федеральной программы «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами».
Как правило, при формировании заявок по данной программе учитываются рекомендации узких специалистов: детского эндокринолога, пульмонолога, кардиолога и т.д.
Назначение и выписка лекарственных препаратов на льготных условиях осуществляется детям до трёх лет врачами по международным непатентованным наименованиям строго при наличии медицинских показаний, а не по требованиям родителей согласно приказа Минздрава России от 20.12.2012г.
№1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» [2]
В заключении хочу сказать, что проблема российского лекарственного обеспечения всегда была и будет актуальна, ведь пациентов с тяжелыми заболеваниями становится больше, и, соответственно, потребность в льготном обеспечении и бесплатном оказании медицинской помощи тоже возрастает, но остается прежним перечень льготных лекарств и выделяемых средств из федерального бюджета и этого катастрофически не хватает.
Литература:
- Приказ Минздрава России от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения российской федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».
- Приказ Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1175н (ред. от 21.04.2016) «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (зарегистрировано в Минюсте России06.2013 г. № 28883)
Источник: https://www.informio.ru/publications/id3758/Lekarstvennoe-obespechenie-naselenija-v-Rossiiskoi-Federacii
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан
Бесплатное лекарственное обеспечение — одна из мер социальной поддержки, предоставляется следующим категориям граждан.1. Гражданам, перечисленным в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» :
- инвалиды войны
- участники Великой Отечественной войны
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда
- инвалиды
- дети-инвалиды
- Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в установленном порядке.
Средства необходимые для лекарственного обеспечения данной категории льготников выделяются из федерального бюджета субъектам РФ.
Сведения о контингенте лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, по каждому субъекту РФ поступают из региональных отделений ПФР, где ведётся федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Для получения рецепта, дающего право на отпуск бесплатного лекарственного препарата, пациенту необходимо обратиться к участковому терапевту, участковому педиатру, врачу общей практики (семейному врачу) или фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта, который выпишет лекарства, предусмотренные Перечнем лекарственных препаратов, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (Приложение 2)
Источник: https://www.zdrav-novgorod.ru/lekarstva/3712-dopolnitelnoe-lekarstvennoe-obespechenie.html