Нервная система женщины во время беременности. Гестационная доминанта.

1

Лохина Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»
В статье рассмотрены особенности психо-эмоционального состояния беременных и формирование психологического компонента гестационной доминанты в третьем триместре беременности.

Установлено, что уровень личностной и ситуационной тревожности у беременных в третьем триместре возрастает по сравнению с уровнем тревожности в начале срока гестации. В структуре тревожности как в ранние сроки, так и в третьем триместре преобладали случаи, когда личностная тревожность преобладала над ситуационной.

Нами выявлена зависимость типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) от уровня личностной тревожности: при низком уровне личностной тревоги – преобладают благополучные типы ПКГД, при высоком уровне – неблагополучные типы ПКГД.

Психологический компонент гестационной доминанты у беременных в третьем триместре беременности изменяется, преобладают неблагополучные варианты в сравнении с ранними сроками беременности, что создает предпосылки для развития тех или иных осложнений во время беременности и в родах.

психологический компонент гестационной доминанты.

1.

Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.
2. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. – СПб.: СОТИС, 2001. – 320 с.
3. Васильева В. В., Авруцкая В. В.

Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 110-119. 4. Добряков И. В.

Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конф. – СПб., 2001. – С. 39-48. 5. Захаров А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Перинатальная психология в родовспоможении: Сб.

материалов конф. – СПб., 1997. – С. 54-57.
6. Кулаков В. И. Новые технологии и научные приоритеты в акушерстве и гинекологии // Мать и дитя: Матер. IV Всеросс. научного форума. – М., 2002. – С.437-443.
7. Сидельникова В. М. Эндокринология беременности в норме и при патологии. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – 352 с.
8. Сорокина Т. Т.

Роды и психика: Практическое руководство. – Минск: Новое знание, 2003. – 351 с.
9. Сухих Г. Т. Внедрение достижений современной науки в акушерско-гинекологическую практику. Мать и дитя: Матер. XI Всеросс. научного форума. – М., 2010. – С.3-4. 10. Филиппова Г. Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 2. – С.5-26.

Введение

Важнейшей проблемой акушерства является охрана здоровья матери и ребенка, профилактика осложнений беременности и родов, разработка и внедрение новых передовых технологий в области охраны здоровья женщин и новорожденных детей [9,с.3].

В последние годы отмечено, что ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов, ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения не приводят к желаемому снижению осложнений беременности и родов, и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности [2,с.6; 6,с.437].

Одной из причин данной ситуации считается то, что из внимания акушеров-гинекологов нередко выпадают психологические аспекты состояния беременной: её начальный психоэмоциональный статус, отношение к беременности, предстоящим родам и к ребенку, взаимоотношения в семье, на работе.

Психоэмоциональное состояние беременной, по данным клинических психологов и психотерапевтов, может явиться этиологическим фактором возникновения различных акушерских осложнений [1,с.286; 2,с.98; 3,с.110; 5,с.54; 8,с.266; 10,с.5].

Во время беременности в организме женщины происходят многочисленные физиологические изменения, способствующие правильному функционированию фетоплацентарного комплекса, развитию плода, подготовке к родам и лактации [7,с.63]. В 1960-е годы И. А.

Аршавский применил принцип доминантности для объяснения изменений, происходящих в организме беременной, возникающего после оплодотворения яйцеклетки и имплантации её в слизистую матки, и впервые ввел термин «материнская доминанта».

Она включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности (гестационная доминанта), родов (родовая доминанта) и лактационная доминанта. Гестационная доминанта имеет два компонента: физиологический и психологический [8,с.40]. Они оказывают влияние друг на друга, причем эти воздействия могут быть как положительными, так и отрицательными.

Доминанта беременности трансформирует характер, поведение, эмоциональной фон будущей матери, определяя её психическое состояние, которое, в свою очередь, влияет на течение беременности, развитие плода, а также на течение родов и лактационного периода, возникновение родовой боли [1,с.224; 4,с.47].

  • Цель исследования: оценить особенности психо-эмоционального статуса беременных и формирование психологического типа гестационной доминанты в третьем триместре беременности.
  • Материалы и методы. Обследовано 150 женщин, которые были разделены на 3 группы:
  • 1 основная группа – 50 беременных, состоящих на учете по беременности и начавшие посещать специальные медико-психологические тренинги с 30 недель беременности.
  • 2 основная группа – 50 беременных в сроке 36–39 недель, состоящие на учете, но не посещающие дородовую медико-психологическую подготовку.
  • 3 контрольная группа – 50 беременных, состоящих на учете по беременности и посещающие специальные медико-психологические тренинги для беременных с ранних сроков в течение всей беременности.

Все беременные, участвующие в исследовании, наблюдались участковыми врачами акушерами-гинекологами ГБУЗ НО «Женская консультация №20 ГЦ ПЛАСИР» г. Нижнего Новгорода. Они обследовались в динамике гестации по стандартам, общепринятым в акушерстве (приказ № 808 от 02.02.2003) и стандартам оказания акушерско-гинекологической помощи на территории Нижегородской области.

Для определения психо-эмоционального состояния беременных в третьем триместре (30–39 недель), степени тревожности были использованы индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование среди беременных, которые начали подготовку к родам в сроке 30 недель, а также среди пациенток в сроке 36–39 недель без подготовки к родам.

Для сравнения показателей тревожности мы использовали исходные показатели тревожности личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) в ранние сроки беременности. В исследовании применялись следующие методики: тест Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л.

Ханина и клинико-психологический метод определения типа психологического компонента гестационной доминанты (ПТГД) И. В. Добрякова.

Возраст обследованных женщин колебался от 20 до 39 лет (средний возраст – 27,26±3,64 года в 1 группе, 27,78±4,82 года в 2 группе и 26,40±3,46 года в контрольной). Группы по данному показателю сопоставимы, разница недостоверна (р>0,05). Среди беременных, посещавших занятия, были преимущественно первородящие. Подготовке к родам уделяли большее внимание беременные с высшим образованием (р

Психологические аспекты перинатальной безопасности

Е.М. Савицкая, Поволжская социально-гуманитарная академия,11.2015 г.

В последние годы растет интерес специалистов (психологов, психотерапевтов, акушеров-гинекологов, педиатров и др.) к практическому применению теоретических разработок перинатальной психологии. Однако до сих пор осведомленность пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности ее получения находится на низком уровне.

Подготовка к беременности и родам в настоящее время заключается в основном в укреплении здоровья будущих родителей и улучшении материально-бытовых условий семьи. Вместе с тем существует много психологических факторов, которые могут сказаться на перинатальном развитии ребенка и повлиять на его состояние.

Это, прежде всего, психологическая готовность женщины к предстоящей беременности, мотивы зачатия ребенка, гестационная доминанта, психоэмоциональное состояние беременной женщины, перинатальное общение и взаимодействие с ребенком.

Для обеспечения перинатальной безопасности с целью здорового развития ребенка необходимо более активное взаимодействие всех заинтересованных специалистов с будущими родителями.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, перинатальная безопасность, психологическая безопасность жизнедеятельности человека, психологический компонент гестационной доминанты.

Вопросы психологической безопасности жизнедеятельности человека активно обсуждаются в практической психологии достаточно давно. В последнее время особо пристальное внимание уделяется решению этой проблемы в связи с ребенком и его жизнедеятельностью.

Это, прежде всего вопросы, связанные с психологической безопасностью образовательной среды, всех участников образовательного процесса: ребенка, педагогов, родителей.

На сегодня особую актуальность приобрело направление психологических исследований, посвященных психологическим аспектам перинатальной безопасности.

Рождение ребенка является знаменательным событием в жизни каждой семьи. Многие родители начинают готовиться к этому событию еще задолго до предстоящей беременности.

Как правило, подготовка включает в себя меры, направленные на заботу о здоровье будущих мамы и папы (посещение врача, прием поливитаминов, правильное питание и т.д.), улучшение материально-бытовых условий.

Подобные мероприятия свидетельствуют об ответственном родительстве и благоприятно сказываются на здоровье будущего малыша. Однако практически никто из будущих родителей не задумывается о психологическом здоровье ребенка и его перинатальной безопасности.

Догадки женщин о том, что ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. На самом деле он очень чутко реагирует на внешние раздражители, чувствует настроение и психоэмоциональное состояние матери, чувствует, как мама относится к нему [1 ].

Утроба матери сама по себе является для малыша тем местом, где он ощущает себя в абсолютной безопасности, чувствует комфорт. Вместе с тем существует много психологических факторов, которые могут сказаться на перинатальном развитии ребенка и повлиять на его состояние. Говоря о перинатальной безопасности плода, необходимо учитывать следующие психологические аспекты:

  • — психологическая готовность женщины к предстоящей беременности;
  • — мотивы зачатия ребенка;
  • — гестационная доминанта;
  • — психоэмоциональное состояние беременной женщины;
  • — перинатальное общение и взаимодействие с ребенком.

Рассмотрим влияние каждого из этих аспектов на психологическое состояние ребенка. Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим, так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений к будущему ребенку [2].

Изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины, так или иначе, оказывают влияние на психическое и физическое здоровье матери и ребенка.

Для многих женщин время первой беременности является периодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление и созревание собственного образа «Я» беременной, ее развитие в полноценного взрослого человека, способного в дальнейшем заботиться о беспомощном и требовательном младенце.

Для других же беременных это время, когда созревают болезненные и пугающие переживания, осложняющие как процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), так и течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными.

К сожалению, далеко не все женщины, даже планируя беременность, психологически готовы к ней. Между тем важность раннего общения матери и плода для психологической полноценности личности подчеркивается многими исследователями. Именно в это период у ребенка формируется базисное доверие к миру.

Если малыш чувствует себя любимым и желанным, чувствует, что мама принимает его, то он развивается в комфорте и безопасности.

Именно поэтому забота о здоровье и комфорте ребенка, о его перинатальной безопасности должна начинаться задолго до зачатия, а именно с формирования у женщины позитивной установки на материнство, с психологической готовности к предстоящей беременности [3].

Следующим немаловажным моментом является мотив зачатия ребенка. К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает незапланированным. Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмоциональный фон обычно характеризуется амбивалентностью.

Во время беременности у таких женщин часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических соматических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния.

Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в системе «беременная — плод».

При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства.

Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью.

К своим собственным детям они нередко холодны.

Предполагается, что желание беременности обоими супругами — залог психологического комфорта, семейного счастья, благоприятной ситуации для течения беременности и родов. Это далеко не так.

Часто бывает, что запланированная, желанная беременность не сближает супругов, а, наоборот, приводит к отчуждению, делает напряженными отношения, семейную ситуацию.

Все зависит от преобладания конструктивных и неконструктивных мотивов зачатия ребенка.

  1. Примером конструктивных мотивов зачатия при этом могут служить:
  2. — стремление к бессмертию путем повторения себя в ребенке;
  3. — выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет;
  4. — желание творчества.
  5. Деструктивно сказывается на семейных отношениях, на личности каждого из супругов, на воспитании ребенка и его перинатальном развитии зачатие, имеющее следующие цели:
  6. — вынудить партнера жениться;

— укрепить отношения в семье («привязать» к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т. п.);

  • — родить, «чтобы был хоть один близкий человек», чтобы было о ком заботиться;
  • — заменить родившимся ребенком утраченного близкого;
  • — родить «для здоровья» (нередко по совету врачей) и многое другое.
  • Таким образом, большое значение в обеспечении перинатальной безопасности ребенка, помимо психологической готовности будущих родителей, имеют еще и мотивы, которыми руководствуются супруги при зачатии детей [4].
  • После того как женщина узнает, что она беременна, у нее формируется гестационная доминанта [5].

Оптимальный вариант психологического компонента гестационной доминанты отмечается у женщин, которые рады, что беременны. Они ответственно, но без лишней тревоги относятся к беременности, адекватно реагируют на возникающие проблемы, конструктивно с ними справляются. Отношения с мужем у женщины гармоничны.

При оптимальном типе гестационной доминанты у здоровой беременной женщины биологической и психологической основой формирования психики ребенка является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в периоде безмятежного, почти идеального внутриутробного существования, являющегося залогом здоровья и благополучного развития ребенка. Отношение женщины к плоду, а затем к родившемуся ребенку характеризуется любовью и ответственностью. Его она воспринимает как частицу себя, но в то же время часто с удовольствием старается представить себе ребенка, которого вынашивает, общается с ним. Именно такое отношение к ребенку является залогом его психологического здоровья и перинатальной безопасности [6].

Негативно на здоровье и развитие ребенка может повлиять гипогестогно-зический вариант психологического компонента гестационной доминанты. Он характерен для женщин с явным или, чаще, скрытым, бессознательным неприятием своей беременности.

Как правило, они равнодушны к тому, замечают окружающие у них признаки беременности или нет, но повышенное внимание, расспросы по поводу беременности, состояния здоровья, попытки особого отношения, предложения помощи вызывают у таких женщин раздражение. Женщина как бы забывает о беременности, старается игнорировать ее проявления.

Двигательной неловкости, связанной с увеличением собственного веса, такие женщины первое время не испытывают, но чем больше срок, тем более раздражают их соматические проявления беременности.

Плод женщина старается не замечать даже после начала шевелений, не предпринимает попыток установить с ним контакт, представить себе, какой он, как будет выглядеть после рождения. При этом ребенок чувствует себя ненужным, нежеланным, испытывает чувство дискомфорта.

Негативное влияние на перинатальную безопасность ребенка оказывает тревожный вариант психологического компонента гестационной доминанты. С момента осознания своей беременности женщины находятся во власти дурных предчувствий, в постоянном нервном напряжении.

Они стесняются своей беременности, им очень неприятно, если посторонние люди замечают, что они «в положении». Их тревожит отношение к беременности родителей, мужа, даже если оснований для этого нет. Женщины боятся осложнений беременности, постоянно беспокоятся о ребенке.

Возникшие шевеления часто

трактуют как проявления его дискомфорта или нездоровья. Они полагают, что в родах непременно должно случиться что-то нехорошее либо с ними, либо с малышом, либо с обоими. Безусловно, подобное отношение к беременности и плоду вызывает у самого ребенка ощущение тревоги, беспокойства и дискомфорта.

Эйфорический вариант психологического компонента гестационной доминанты также оказывает отрицательное влияние на психологическое и соматическое развитие ребенка. При эйфорическом варианте женщины видят будущее только в розовом свете. У таких женщин во время беременности преобладает повышенный фон настроения.

В отличие от нормального хорошего настроения, способствующего адекватной оценке происходящего, эйфория делает беременных женщин нечувствительными к объективной реальности. При возникновении каких-либо проблем, осложнений течения беременности они застают женщин врасплох, воспринимаются чересчур эмоционально, их тяжесть преувеличивается.

Любые трудности, связанные с беременностью, родами, послеродовым периодом, заботы о малыше оказываются для женщин неожиданно удручающими. Часто такие женщины уверены в том, что их ребенок будет самым красивым, самым умным, самым талантливым.

Увидев новорожденного, многие женщины этой группы испытывают разочарование и это чувство возникает по мере роста и развития ребенка неоднократно.

С учетом влияние на здоровье и развитие ребенка и физического состояния будущей матери, ее психологического настроя беременной женщине необходимо заботиться не только о своем соматическом здоровье, но и психоэмоциональном самочувствии [7].

Позитивное настроение, положительные эмоции, чувство любви к ребенку, общение и взаимодействие с ним еще до родов, и в то же время способность адекватно реагировать на различные проблемы и трудности, являются залогом гармоничного развития и перинатальной безопасности малыша.

И наоборот, если будущая мама находится в постоянном стрессе, в подавленном настроении, испытывает чувства тревоги или разочарования, не умеет конструктивно справляться с различными проблемами, если взаимоотношения с супругом конфликтны и дисгармоничны, то ребенок испытывает чувство беспокойства, дискомфорта, что в дальнейшем может сказаться на его психологическом здоровье и развитии.

Большая научно-практическая работа в этом направлении в течение последних лет проводится на базе факультета психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии совместно с Областным центром диагностики и консультирования и государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Самарский центр медицинской профилактики». Преподавателями факультета совместно с сотрудниками центров были написаны и опубликованы учебно-методические пособия для специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников), а также брошюры, памятки для будущих родителей, беременных женщин и молодых матерей с целью проведения просветительской работы с данной аудиторией.

В Самарской области и в городском округе Самара проводится активная работа не только по проблеме подготовки к родам, но и по вопросам перинатального общения и взаимодействия с ребенком, будущих мам и пап готовят

к ответственному, психологически грамотному, осознанному родительству. С этой целью в нашей области на базе женских консультаций функционируют «школы» для будущих родителей «Позитивное материнство».

Активная работа проводится с женщинами по профилактике абортов. Это направление включает в себя и пропаганду знаний среди девушек фертильного возраста по вопросам контрацепции, а также половое воспитание с целью формирования ответственного отношения к материнству.

На базе женских консультаций, лечебных учреждений проводятся беседы с женщинами, желающими прервать беременность, по профилактике абортов, а также оказывается психологическая помощь и психоэмоциональная поддержка женщинам на разных сроках беременности с целью формирования оптимальной гестационной доминанты.

Формирование и обеспечение перинатальной безопасности является сегодня одной из важнейших задач практической психологии, от решения которой зависит здоровье и жизнедеятельность будущих поколений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. — СПб., 1998.
  2. Крайг Г. Психология развития. 7-е междунар. изд. — СПб., 2000.
  3. Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребенка // 1-я Всемирная конференция по позитивной психотерапии: тезисы докл. -СПб., 1997. — С. 52.
  4. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать — дитя» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 3. Вып. 2. -СПб., 2006. — С. 85-102.
  5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -СПб.,1999.
  6. Добряков И.В. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: Изд-во УРАО, 2005.
  7. Добряков И.В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2010.

Блог Farla :: Нервная система во время беременности

Нервная система – наша связь с окружающим миром

Для начала давайте разберемся, что такое нервная система и какие функции она выполняет в организме.

НС охватывает весь организм сложнейшей сеткой структур. Благодаря ей каждая клеточка тела обретает способность реагировать на раздражители, внутренние или внешние.

Таким образом, происходит саморегуляция жизнедеятельности организма. Нервная система обеспечивает сбор, хранение и переработку информации, поступающей извне и из внутренней среды.

Также с ее помощью регулируется и координируется деятельность органов.

Нервная система состоит из центральной, периферической и вегетативной. ЦНС образуется головным и спинным мозгом, а также их защитными оболочками. С ней связаны ощутимые перемены в женской организме при вынашивании ребеночка.

«Защитное поле» для беременности

С самого начала беременности в ЦНС женщины начинают поступать импульсы. Их поток все возрастает. В результате в коре большого мозга возникает местный очаг повышенной возбудимости. Его еще называют доминантой беременности . Вокруг нее образуется поле, где тормозятся нервные процессы.

Это означает, что отныне женщина всем своим существом обращена только к переменам, происходящим внутри нее, то есть всему, что связано с вынашиванием ребеночка и предстоящими родами. Такая особенность ЦНС обусловлена природой. Но что будет, если данное «защитное поле» ослаблено? Допустим, будущая мать пережила сильный стресс или волнение.

В этом случае в ЦНС наряду с доминантой беременности появляется еще один очаг возбуждения. При этом возбуждение в зоне доминанты падает. Это может представлять опасность для вынашивания, ведь действие ЦНС, направленное на защиту беременности, ослабевает.

Вот почему беременным необходимо стараться избегать стрессов и всевозможных неблагоприятных с психоэмоциональной точки зрения ситуаций.

Как меняется ЦНС во время беременности

Примерно до 3-4-го месяца беременности у женщины бывает снижена возбудимость коры большого головного мозга. Затем она начинает повышаться. Во время вынашивания ребенка возбудимость рефлекторного аппарата матки уменьшается.

Это нужно, чтобы матка пребывала в расслабленном состоянии. Иначе беременность будет находиться под угрозой. Такое положение сохраняется вплоть до самых родов.

Примерно за неделю до срока родов повышается возбудимость нервных элементов матки и спинного мозга, что является условием для благополучного родоразрешения.

Почему беременные быстро устают и чувствуют сонливость?

Беременным советуют больше отдыхать. Но, наверное, ни одна будущая мамочка не провела бы в лежачем положении лишний часок, если бы самочувствие позволяло вести активный образ жизни и заниматься привычными вещами.

Ведь к появлению на свет малыша нужно успеть сделать столько всего! Но нервную систему не обхитрить. Такие явления, как слабость, утомляемость, сонливость являются ее защитными механизмами.

Они помогают будущей маме избегать лишних нагрузок и заставляют больше времени проводить в состоянии покоя.

Токсикоз и блуждающий нерв

Еще одна особенность организма при беременности – утренняя тошнота – тоже может быть связана с работой ЦНС. Тошнить может из-за изменений тонуса блуждающего нерва, который регулирует работу многих внутренних органов.

Неприятие каких-либо запахов или изменение вкусовых предпочтений тоже бывает связано с тонусом блуждающего нерва.

Перемены в вегетативной НС

Вегетативная нервная система (или автономная) отвечает за регуляцию работы всех внутренних органов, а также выделительной и половой систем. Работа ВНС не подконтрольна человеческому сознанию. Плацента находится за пределами «ведомства» ВНС, но кровоснабжение и сокращения матки зависят от вегетативной нервной системы.

***

Нервная система, вместе с другими органами и системами организма, в период беременности претерпевает значительные изменения. Это нужно для нормального вынашивания ребенка и благополучных родов.

Но многое зависит и от самой будущей матери.

Чтобы не подвергать нервную систему дополнительным нагрузкам, нужно выполнять все рекомендации для женщин в положении: вести здоровый образ жизни, больше гулять, стараться избегать негативных эмоций и стрессов.

Состояние вегетативной нервной системы у женщин накануне срочных родов, в латентной фазе родов и в послеродовом периоде и характер родовой деятельности

Прогнозирование и профилактика осложнений во время беременности и родов остается актуальной проблемой современного акушерства [9, 12].

Общепризнано [9, 11, 13], что все этапы репродуктивного процесса находятся под контролем вегетативной нервной системы (ВНС), в том числе ее симпатического отдела (СО).

Поэтому разработка методов прогнозирования и профилактики акушерских осложнений должна основываться на представлении о конкретных механизмах участия ВНС в процессах репродукции, в том числе в процессах регуляции сократительной деятельности матки (СДМ).

Ранее в рамках представлений о ключевой роли ВНС в процессах репродукции была сформулирована гипотеза о существовании бета-адренорецепторного ингибирующего механизма, или бета-АРИМ, который, как предполагается, способствует торможению СДМ при беременности [2, 7, 8, 11, 13].

В настоящее время для оценки состояния ВНС широко используется метод математического анализа вариабельности сердечного ритма, т.е. метод кардиоинтервалографии (КИГ).

С его помощью установлено [3, 11, 12, 15, 16], что на протяжении всей беременности, начиная с I триместра, активность СО ВНС возрастает и достигает максимального уровня во II или III триместрах.

Повышение активности СО ВНС, как полагают ряд авторов [11-13], является следствием истинного роста активности высших симпатических центров, а также результатом увеличения эффективности бета-адренергических воздействий на сердце, которое в свою очередь обусловлено ростом при беременности содержания в крови эндогенного бета-адреномиметика (ЭБМ) и эндогенного сенсибилизатора бета-адренорецепторов (ЭСБАР). Действительно, было показано, что у женщин во время беременности возрастает содержание в крови и ЭБМ, и ЭСБАР [7, 10, 11, 13], благодаря которым реализуется бета-АРИМ.

Показано [7, 10, 11, 13], что биологическая готовность организма женщины к родам наряду с другими процессами включает снижение влияния бета-АРИМ, что в конечном итоге должно приводить к активации спонтанной сократительной активности миометрия и к росту его чувствительности к физиологическим утеростимуляторам, в том числе к окситоцину.

Предполагается также [8, 10, 11, 13], что преждевременное снижение влияния силы бета-АРИМ является причиной преждевременных родов или их угрозы, а недостаточное предродовое снижение этого влияния — причиной развития слабости родовой деятельности (СРД).

Хотя все эти предположения высказаны относительно давно, до настоящего времени немного данных, подтверждающих предродовое снижение воздействия бета-АРИМ.

В частности, показано, что срочные роды у женщин можно индуцировать путем блокады бета-адренорецепторов миометрия, например пропранололом [12], накануне родов возрастает пороговая доза бета2-адреномиметика партусистена, необходимая для торможения СДМ у женщин [2, 7, 8], в крови снижается содержание ЭСБАР [2, 11, 13] и как минимум за 5 сут до родов, судя по данным кардиоинтервалографии, снижается активность СО ВНС [5]. Вопрос о характере изменения активности СО ВНС в родах и в раннем послеродовом периоде остается открытым, хотя высказано мнение о том, что наличие низкой активности СО ВНС в родах может быть одной из причин развития СРД [9]. В рамках продолжения исследований, касающихся оценки состояния ВНС при беременности и в родах, была поставлена цель изучить состояние ВНС (по данным кардиоинтервалографии) лонгитудинально у женщин накануне родов (за 1-5 сут), в латентную фазу первого периода родов и в первые 1-5 сут после родов при их физиологическом течении и при наличии первичной СРД.

Математический (компьютерный) анализ результатов исследования с помощью КИГ проведен общепринятым методом [1, 6, 12, 14] у 40 женщин за 1-5 сут до срочных родов, в латентной фазе первого периода срочных родов и в 1-5-е сутки после родов.

Использовали медицинскую диагностическую систему Нейрон-спектр-3, позволяющую рассчитывать комплекс общепринятых показателей, характеризующих вариабельность сердечного ритма (ВСР), и тем самым оценивать состояние ВНС. Для этого в течение 5 мин регистрировали ЭКГ во II стандартном отведении, т.е.

примерно 350-400 кардиоциклов при положении женщин лежа на правом боку. Для анализа результатов исследований ретроспективно все женщины были разделены на две группы: 1-ю группу составили 28 женщин, роды которых протекали без осложнений; 2-ю группу — 12 женщин, роды которых осложнились первичной СРД.

Для краткости изложения результатов исследования каждой группе женщин присвоен индекс, означающий момент регистрации КИГ, т.е. соответственно до родов (1д, 2д), в родах (1р, 2р) и после родов (1п, 2п).

Регистрацию КИГ в 1-й группе провели в среднем за 2,6±0,3 дня до родов, во 2-й группе — за 2,7±0,4 дня (р>0,1), т.е. относительно в одно и то же время до начала родовой деятельности.

Формирование клинических групп проводили в соответствии с общепринятыми рекомендациями [9]. Состояние шейки матки оценивали по шкале Bishop, течение родов — по характеру партограммы, состояние плода — по данным УЗИ (на аппарате Logic Pro) и по шкале Fisher, используя аппарат МАК-Ч1.

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке методом вариационной статистики, при этом различия между количественными показателями оценивали по t-критерию Стьюдента, а между качественными показателями — по критерию χ2, считая их достоверными при р

Заболевания нервной системы и беременность

Изменения, происходящие в норме во время беременности со стороны центральной и периферической нервной системы матери направлены на обеспечение нормального течения беременности и правильного развития ребенка. Однако в ряде случаев у беременных отмечаются определенные патологические отклонения в деятельности нервной системы .

В подавляющем большинстве случаев во время беременности отмечается та патология нервной системы, которая уже имела место ранее, до наступления настоящей беременности.

Эта патология нередко приобретает более выраженный характер, что негативно отражается и на характере течения беременности.

Остановимся на наиболее типичных заболеваниях нервной системы, которые могут проявляться во время беременности.

Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание, характеризующееся припадками. При этом различают как первичную, так вторичную или симптоматическую, которая возникает на фоне различных метаболических нарушений при сосудистой патологии, при отеке головного мозга, при его опухоли, а также после травмы, при гипоксии или интоксикации.

Эпилептические припадки следует отличать от таковых при других заболеваниях (энцефалит, сотрясение мозга, опухоли мозга и др.), а также от припадков эклампсии. Эпилепсия может быть не только до начала беременности, но и впервые проявиться во время данной беременности.

При данной патологии риск внутриутробной гибели плода или гибели новорожденного выше, чем у здоровых пациенток, что в первую очередь связано с повреждающим действием противосудорожных препаратов, применяемых во время беременности при эпилепсии.

В этой связи, при наличии возможности целесообразно снизить дозу принимаемых противосудорожных препаратов, особенно в I триместре. Для уменьшения риска развития врожденных аномалий при использовании противосудорожных лекарственных средств назначают фолиевую кислоту.

Однако, если снижение дозы повлечет за собой ухудшение течения заболевания, то дозу противосудорожного препарата следует увеличить до оптимальной с целью предотвращения большого эпилептического припадка, угрожающего жизни беременной и плода. Кроме того, течение беременности при эпилепсии часто осложняется гестозом и фетоплацентарной недостаточностью.

Основными задачами ведения беременных при эпилепсии являются: тщательное обследование состояния фетоплацентарной системы и плода; динамический контроль за развитием плода; выявление и устранение факторов, провоцирующих возникновение эпилептических припадков; обеспечение адекватной гемодинамики и оксигенации; профилактика возможных осложнений при беременности; применение противосудорожных препаратов пролонгированного действия. Интенсивность наблюдения за беременными, страдающими эпилепсией, зависит от тяжести заболевания. При компенсированном состоянии и ремиссии эпилепсии беременная женщина осматривается невропатологом с выполнением электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 1 раз в 2 месяца. При сохраняющихся припадках невропатолог осматривает пациентку 1 раз в месяц с выполнением ЭЭГ. Осмотр акушером проводится 1 раз в 2 недели.

Показаниями к досрочному родоразрешению путем кесарева сечения являются склонность к серийному течению припадков в последние недели беременности и эпилептический статус.

При отсутствии этих осложне­ний беременные с эпилепсией могут быть родоразрешены через естественные родовые пути. Роды у этих пациенток в ряде случаев наступают преждевременно. В целом, ведение родов и их обезболивание не отличаются от таковых у здоровых женщин.

Специфических противопоказа­ний к проведению эпидуральной анестезии при эпилепсии нет.

В связи с риском обострения эпилепсии в послеродовом периоде необходим регулярный прием антиэпилептических средств и соблюдение рационального режима.

Важно избегать передозировки антиэпилептических препаратов, которая возможна вследствие снижения общей массы родильницы и кровопотери в родах.

Кроме того, необходимо учитывать, что применение ряда противосудорожных препаратов приводит к дефициту витамина К и связанных с ним факторов свертывания крови у плода, что может привести к возникновению кровотечения в первые сутки после рождения.

При грудном вскармливании, которое не противопоказано при эпилепсии, необходимо наблюдение за развитием возможных побочных реакций у детей. Кормление грудью целесообразно осуществлять под контролем персонала или близких, чтобы не допустить травмы у ребенка в случае неожиданного приступа эпилепсии у его матери.

Миастения — это заболевание нервно-мышечной системы вследствие патологии (гиперплазия или опухоль) вилочковой железы, при которой из-за возникающих иммунологических нарушений блокируются нервные импульсы к мышцам.

Это заболевание характеризуется слабостью и патологической утомляемостью мышц, которые иннервируются черепными нервами. При этом возникает нарушение функции преимущественно глазодвигательных и мимических мышц, а также мышц, обеспечивающих функцию глотания и жевания. В ряде случаев может нарушаться и дыхание.

Проявлением заболевания в основном служит неполное открытие верхних век. В ряде случаев это явление имеет асимметричный характер.

Во время беременности возможно как улучшение состояния, так и обострение При частых обострениях заболевания для решения вопроса о возможности пролонгирова­ния беременности пациентка должна быть госпитализирована в I триместре.

Беременность при миастении может быть и сохранена, однако при этом необходимо тщательное наблюдение акушером-гинекологом, терапевтом и невропатологом. При прогрессирующем ухудшении общего состояния беременность целесообразно прервать. Беременная госпитализируется также не позднее, чем за 2 недели до родов для решения вопроса о сроках и способе родоразрешения.

Роды чаще всего наступают своевременно и могут провоцировать обострение заболевания. У пациенток при стойкой ремиссии заболевания роды следует вести выжидательно. Необходима готовность для оперативного родоразрешения и применения аппарата искусственного дыхания.

Больным при миастеническом кризе перед родами или в первом периоде выполняют кесарево сечение под эндотрахеальным наркозом. Для обезболивания родов предпочтительнее регионарная анестезия .

В послеродовом периоде возможен тяжелый миастенический криз, при котором выявляется одышка , полный паралич дыха­тельной мускулатуры, тахикардия, психомоторное возбуждение, сменяющееся вялостью, апатия, парез кишечника и сфинктеров.

Миопатия представляет собой хроническое, постепенно прогрессирующее наследственное заболевание нервно-мышечного аппарата, которое характеризуется постепенной атрофией мышц. Деятельность гладких мышц не нарушается. При наличии данного заболевания беременность абсолютно противопоказана.

Рассеянный склероз представляет собой хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, которое развивается вследствие ряда иммунологических нарушений и приводит к повреждению ряда структур головного и спинного мозга. Первые симптомы могут быть отмечены также во время беременности или после родов.

Многообразие проявления клинических симптомов и течения заболевания существенным образом затрудняют его диагностику. Беременность оказывает отрицательное влияние на течение заболевания. Роды при рассеянном склерозе ведут консервативно, а дети рождаются, как правило, здоровыми.

Лечение и наблюдение за беременной осуществляется совместно акушерами и невропато­логами. В зависимости от клинического течения рассеянного склероза показано применение преднизолона. В ряде случаев применяют антибиотики. Необходим по­стоянный прием витаминов группы В и аскорбиновой кислоты.

Перед родами обязательной является заблаговременная госпитализация.

При невралгии латерального кожного нерва бедра из-за его сдавления под паховой связкой возникает парестезия, жжение, онемение и снижение чувствительности по наружной поверхности бедра. Эти ощущения усиливаются в положении стоя и уменьшаются при сгибании бедра. Это осложнение обычно возникает в III триместре беременности и исчезает в течение нескольких недель после родов.

Одним из осложнений при кесаревом сечении может быть сдавление бедренного нерва , которое проявляется парезом четырехглавой мышцы бедра и подвздошно-поясничной мышцы со снижением или отсутствием коленного рефлекса, снижением чувствительности по передней поверхности бедра и парестезией. Полное восстановление после возникновения осложнения, как правило, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.

Невралгия запирательного нерва может возникнуть во время затяжных родов или родов крупным плодом, а также при кровоизлияниях или при других объемных образованиях в малом тазу из-за длительного сдавления запирательного нерва. Осложнение характеризуется болью и парезом приводящих мышц бедра, отсутствием чувствительности по его внутренней поверхности.

Пояснично-крестцовый радикулит образуется вследствие возникновения грыжи межпозво­ночного диска и сдавления спинномозговых корешков, что сопровождается острой болью по ходу седалищного нерва.

Пояснично-крестцовый плексит может развиться из-за сдавления пояснично-крестцового сплетения головкой плода или акушерскими шипцами. Симптомы осложнения, которые появляются после родов, характеризуются односторонним нарушением функции сгибателей и разгибателей стопы с одновременным снижением ее чувствительности.

Запись к специалистам по телефону единого колл-центра: +7(495)636-29-46 (м. «Щукинская» и «Улица 1905 года»). Вы можете также записаться к врачу на нашем сайте, мы Вам перезвоним!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector