Слуховая кора. переработка сенсорной информации в слуховой коре.

Система восприятия и распознавания звуков – одна из наиболее сложных и ранних эволюционных систем, доставшихся человеку от его предков-млекопитающих. С ее помощью мы можем не только слышать происходящее вокруг, общаться друг с другом, наслаждаться музыкой и шелестом дождя: наше ухо также служит основой для ориентации в пространстве. Медики называют эту систему слуховым анализатором.

Анатомическая характеристика

Первые зачатки слуха ученые обнаруживают еще у беспозвоночных. К примеру – медузы, у которых есть специальные клетки, благодаря которым они воспринимаю инфразвуки, предшествующие океаническому шторму и спешат укрыться на глубине.

У человека все намного сложнее. В строении слухового анализатора выделяют ряд крупных областей, в каждую из которых входит несколько более мелких элементов:

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

  • Наружное ухо, которое в свою очередь состоит из таких структур:
    1. Ушная раковина.
    2. Наружный слуховой проход.
    3. Барабанная перепонка.
  • Среднее ухо со своими анатомическими образованиями и особенностями:
    1. Подвижная система слуховых косточек (молоточек, наковаленка, стремечко).
    2. Барабанная полость (в ней, собственно и расположены эти косточки).
    3. Внутренний слуховой проход (Евстахиева труба), которым среднее ухо сообщается с горлом.
    4. Система синусов сосцевидного отростка височной кости.
  • Внутреннее ухо, в котором рядом соседствуют органы слуха и равновесия:
    1. Преддверие.
    2. Полукружные каналы.
    3. Улитка.
    4. Кортиев орган.
  • Нейроны центрального отдела:
    1. Слуховой нерв (VIII пара черепно-мозговых нервов).
    2. Улитковые ядра продолговатого мозга.
    3. Олива (тоже часть самой древней части ЦНС).
    4. Холмы среднего мозга.
    5. Коленчатые тела (система таламуса).
    6. Кора поперечных височных извилин (слуховая кора).

Важность слухового анализатора подтверждается тем, что первичную обработку звуки проходят еще на уровне самых древних эволюционных структур ЦНС – продолговатого и среднего мозга. Именно поэтому мы можем быстро отреагировать на приближение опасности, едва заслышав ее признаки.

Физиологическая характеристика

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

  • Если упрощенно, то все работает так: наружное ухо воспринимает звук, усиливает его.
  • Под влиянием барабанной перепонки колеблются относящиеся к среднему уху слуховые косточки и передают звуковые колебания на улитку (ухо внутреннее).
  • В улитке располагаются специальные ворсинчатые клетки, которые отвечают за трансформацию механической энергии в электрические импульсы и передают ее на слуховой нерв.
  • Также во внутреннем ухе расположены каналы лабиринта и Кортиев орган, которые непрерывно «транслируют» в мозжечок информацию о положении тела в пространстве.

Наиболее сложные процессы происходят со звуком в головном мозге. Ядра продолговатого мозга помогают оценить услышанное в плане опасности. Средний мозг отвечает за позиционирование источника звука (справа, слева, сверху, сзади и так далее).

Височная слуховая кора дает нам то, что не умеет больше делать ни одно живое существо – распознавать и интерпретировать речь, создавая из абстрактных звуков понимаемые нами слова.

Что происходит при повреждении слухового анализатора?

Естественно, что те или иные повреждения разных отделов слухового анализатора будут проявляться своими симптомами. Самые частые – ослабление слуха, шум в ушах, головокружение.

Повреждения наружного уха

Нарушение работы воспринимающего звена сопровождается такими симптомами:

  • Выраженное ослабление или выпадение слуха, чаще с одной стороны – травма, серная пробка, инородное тело слухового прохода.
  • Боль в области ушной раковины – наружный отит, воспаление сосцевидных синусов, травма барабанной перепонки.

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

Повредить барабанную перепонку реально в городском ДТП. В домашних условиях – при неосторожных попытках почистить ухо, из-за чрезмерно громких звуков, музыки (акустическая травма).

Клинические проявления вызываются воспалением или нарушением работы системы слуховых косточек и чаще всего носят односторонний характер:

  • Стреляющая боль.
  • Ощущение переливания жидкости в ухе.
  • Постепенное ослабление слуха (при снижении подвижности слуховых косточек).
  • Шум, звон, свист, в основном – на фоне боли.

При инфекциях горла, простуде и ОРВИ, за счет воспаления может перекрываться просвет евстахиевой трубы. В результате в барабанной полости давление становится ниже атмосферного – появляется боль и шум.

Здесь, кроме слуховых симптомов, следует ожидать сигналов о проблемах с органом равновесия.

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

У большинства пациентов встречаются:

  • Нистагм – непроизвольные движения глазами.
  • Головокружение, сопровождающееся тошнотой, уменьшается при закрытых глазах. Рвота не приносит облегчения.
  • Ослабление восприятия звуков определенной частоты, сначала – высокочастотных, указывает на патологию со стороны волосковых клеток улитки.
  • Шум, звон, свист в ухе, голове.

Причины поражений внутреннего уха бывают разными – от воспаления до травмы и опухоли. Естественно, что симптоматика при этом также будет иметь разный характер: приступообразная, постепенно нарастающая, возникающая периодически.

Всеми описанными выше проблемами может заниматься врач общей практики или ЛОР. Но когда возникают проблемы с той частью слухового анализатора, которая расположена в мозгу – необходима специализированная неврологическая помощь неврологов.

Симптоматика бывает очень разной, но иногда по характерным жалобам и признакам, можно примерно установить уровень повреждения слухового анализатора:

  • Слуховой нерв – субъективные шорохи, писк, скрежет, прогрессирующее снижение слуха или его выпадение, нистагм в здоровую сторону. Иногда процесс бывает двусторонним, например – от антибиотиков аминогликозидов. Боль не обязательна.
  • Поражение ядер продолговатого мозга – нарушение рефлексов на звук. Исчезновение слуха не характерно, но некоторое снижение остроты не исключено.
  • Средний мозг – нарушение бинаурального слуха, теряется способность определять расположение источника звука.
  • Медиальные коленчатые тела. Их патология еще досконально не изучена. Наиболее типичные признаки поражения – ослабление слуха с уха противоположной стороны, слуховые галлюцинации.
  • Расстройства слуховой коры – утрата способности понимать слова при сохранении слышимости, неспособность слышать короткие (меньше 4 мс) звуки, выпадение речи – «словесная окрошка» за счет того, что человек не может на слух проконтролировать то, что он произносит.

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

Как видно, слуховые расстройства и шум в ушах могут действительно возникать при повреждении любого участка системы восприятия звуков. Сложность в том, что иногда сами пациенты не замечают происходящего с ними, а окружение отправляет человека к психиатру. Хотя все что нужно сделать – показаться квалифицированному невропатологу.

В клинике восстановительной неврологии «Тиннитус Нейро» применяются наиболее современные и эффективные методы инструментальной диагностики причин шума в ушах и головокружения:

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

  • КТ, МРТ.
  • Допплерография сосудов головного мозга.
  • Аудиометрия во всех модификациях.
  • Электроэнцефалография.

План обследования каждого пациента составляется индивидуально, поэтому может расширяться или наоборот – сужаться. Главное, чего добиваются наши специалисты – возможности составить целостную картину о состоянии слухового анализатора и причинах, вызывающих его патологию.

Только после этого можно приступать к лечению. Терапевтическая схема, естественно, тоже составляется индивидуально.

Слуховая кора избирательно слышит то, к чему мы прислушиваемся • Новости науки

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

Люди способны слушать и понимать друг друга даже в компании, где все говорят одновременно. Как мозг выделяет из сложного акустического фона нужные звуки, неизвестно. Американские нейробиологи, работая с пациентами, которым в ходе лечения эпилепсии были вживлены электроды в верхнюю височную извилину, обнаружили, что активность нейронов вторичной слуховой коры отражает речь того человека, к которому испытуемый прислушивается. По активности этих нейронов специально обученная компьютерная программа может определить, кого из двух говорящих слушает испытуемый, и восстановить услышанные слова.

Выделить из многоголосого хора речь одного конкретного человека — технически крайне сложная задача, о чем хорошо известно разработчикам автоматических систем распознавания речи.

Наш мозг, правда, легко справляется с ней, но как ему это удается — толком неизвестно.

Можно предположить, что на каком-то этапе обработки слуховой информации речь человека, к которому мы прислушиваемся, очищается от «посторонних примесей», но когда и где это происходит, опять-таки неясно.

Нима Месгарани (Nima Mesgarani) и Эдвард Чанг (Edward Chang) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско исследовали работу нейронов вторичной слуховой коры (рис. 1) у трех пациентов, страдающих эпилепсией, которым в ходе подготовки к операции были вживлены микроэлектроды в верхнюю височную извилину (рис. 2).

Читайте также:  Невроз тревоги. Невротическая депрессия. Фобический невроз.

Слуховая кора. Переработка сенсорной информации в слуховой коре.

Ранее было показано, что нейроны вторичной слуховой коры «кодируют» (отражают) воспринимаемую человеком устную речь. Разработаны компьютерные программы, которые после специального обучения способны по данным об активности этих нейронов реконструировать тембр голоса говорящего и даже распознать произносимые слова (Formisano et al., 2008.

“Who” is saying “what”? Brain-based decoding of human voice and speech; Pasley et al., 2012. Reconstructing Speech from Human Auditory Cortex). Но эти эксперименты проводились на испытуемых, которым давали слушать речь только одного говорящего.

Месгарани и Чанг решили выяснить, какую информацию отразят нейроны слуховой коры, если говорящих будет двое, но испытуемого попросят слушать только одного из них.

Кора головного мозга: участки, анализаторы

1. Очень сложная морфологическая и функциональная дифференциация коры больших полушарий головного мозга. Лобная доля больше отвечает за двигательные функции. Теменная, затылочная и височная зоны больше отвечают за чувствительные функции.

2. Динамичность и относительность локализаций функций коры головного мозга.

Определенный участок коры головного мозга, обеспечивая какую-то одну функцию, в то же время в разнообразных сочетаниях с другими ее полями может участвовать в осуществлении различных корковых функций и образовывать новые кортикальные связи.

Это имеет значение в процессах компенсации при таких состояниях, как поражение коры головного мозга, нарушение коры головного мозга, смерть или повреждение коры головного мозга, отмирание, незрелость коры головного мозга.

3. Формирование специальных корковых областей в процессе практической деятельности.

 

Функция творит центр

По Ивану Петровичу Павлову: «Функция творит центр!» В раннем детстве границы корковых центров диффузны и менее дифференцированы, и лишь по мере приобретения жизненного опыта происходит постепенная концентрация функциональных зон, в связи с чем у детей первых лет жизни слабо выражены очаговые корковые симптомы и чаще преобладает общемозговая симптоматика.

4. Существенные различия в локализации более простых и более сложных функций. Чем проще функция, тем она точнее локализована.

И наоборот, наиболее сложные функции обусловлены интегративной деятельностью всего головного мозга, поэтому понятие «корковый центр» (отдел коры головного мозга, поля коры головного мозга, участки коры головного мозга, части коры головного мозга) в большинстве случаев относительное и условное.

К простым корковым функциям относятся чувствительная функция, двигательная функция, зрительная функция, слуховая функция, вестибулярная функция, обонятельная функция, вкусовая функция. К сложным корковым функциям относятся речь, письмо, чтение, счет, праксис, гнозис, мышление, память.

Локализация функций и симптомов

Проводя топическую диагностику рефлексотерапевт, невролог, невропатолог, микроневропатолог, детский невролог, взрослый невролог определяет не только локализацию поражения корковых центров, но и локализацию симптомов.

Простые корковые функции связаны с проекционными пластинками коры (пятой и четвертой), имеющими непосредственную связь с периферией и являющимися корковыми отделами анализаторов. Сложные корковые функции связаны с ассоциативными слоями коры (вторым и третьим).

Последние слои соединены горизонтальными волокнами с другими участками коры головного мозга в пределах одного полушария и не имеют прямого выхода на периферию. Большое значение в обеспечении сложных корковых функций имеют также комиссуральные связи между полушариями, проходящими через мозолистое тело.

Простые корковые функции обычно представлены в обоих полушариях головного мозга. Сложные корковые функции чаще имеют асимметричное представительство в правом или левом полушарии головного мозга. Итак, какие бывают поля, участки, области, типы коры головного мозга, отделы, анализаторы, части коры головного мозга?

Двигательная кора головного мозга, двигательные центры головного мозга, двигательные анализатор, моторный

Главным корковым отделом двигательного анализатора, его первичным полем, является предцентральная извилина, в верхних отделах которой находится проекционная область мышц стопы, голени, бедра, в средней части – туловища и руки, в нижней трети – лица. Двигательная иннервация построена по соматотопическому принципу.

На этом уровне осуществляются тонкие дифференцированные движения. Кроме того, имеются дополнительные двигательные зоны – это вторичные поля двигательного анализатора и третичные поля двигательного анализатора. Дополнительные двигательные зоны обеспечивают сложные автоматизированные двигательные акты.

Например, в парацентральной дольке находятся корковые центры тазовых органов. В задних отделах верхней лобной извилины находится переднее адверсивное поле. Заднее адверсивное поле располагается на границе верхней теменной дольки и затылочной области. Задние отделы средней лобной извилины отвечают за сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону.

Задние отделы нижней лобной извилины осуществляет движения типа орального автоматизма – глотание, жевание, лизание.

Чувствительная кора головного мозга, чувствительные центры головного мозга, чувствительный анализатор

Главным корковым отделом поверхностных и глубоких видов чувствительности является постцентральная извилина, где также имеется соматотопическое представительство участков периферии, аналогичное вышеуказанному. К поверхностной чувствительности относятся температурная чувствительность, болевая чувствительность, тактильная чувствительность.

Стереогноз, стереогнозис

Сложные виды чувствительности локализованы в коре полушарий головного мозга на уровне верхней теменной дольки, где отсутствует соматотопика.

К сложным видам чувствительности относятся стереогностическая чувствительность (стереогноз, стереогнозис), двумерно-пространственная чувствительность, чувство локализации и дискриминации.

Зрительная проекционная зона (зрительная зона коры) занимает область шпорной борозды – внутренняя поверхность затылочной доли. Слуховая проекционная зона (слуховая зона коры) занимает центр верхней височной извилины и извилину Гешля.

Вестибулярная проекционная зона находится рядом со слуховой. Обонятельная проекционная зона локализуется на внутренней поверхности височной доли, в извилине гиппокампа. Вкусовая проекционная зона находится рядом с последней, а также в области покрышки и островка Reili.

Теперь остановимся на локализации сложных корковых функций

Обычно сложные корковые функции локализуются в левом полушарии головного мозга у правшей и в правом полушарии головного мозга у левшей.

Речевой анализатор, центр Вернике, центр Брока, функция речи — сенсорный центр

Функцию речи обеспечивает сенсорный центр (центр Вернике), который располагается в заднем отделе верхней височной извилины. При поражении центра Вернике наблюдается сенсорная афазия.

Также функцию речи обеспечивает двигательный центр (центр Брока), который располагается в области задних отделов нижней лобной извилины. При поражении центра Брока наблюдается моторная афазия.

При патологии на стыке височной и затылочной долей формируется амнестическая афазия и семантическая афазия. Речевые зоны коры головного мозга.

Лексический анализатор, центр лексии, функция чтения

Функции чтения обеспечивает лексический центр (центр лексии). Центр лексии располагается в угловой извилине.

Графический анализатор, центр графии, функция письма

Функции письма обеспечивает графический центр (центр графии). Центр графии располагается в заднем отделе средней лобной извилины.

Счетный анализатор, центр калькуляции, функция счета

Функции счета обеспечивает счетный центр (центр калькуляции). Центр калькуляции располагается на стыке теменно-затылочной области.

Праксис, праксический анализатор, центр праксиса

Праксис – это способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.

Праксис формируется в процессе жизнедеятельности человека, начиная с грудного возраста, и обеспечивается сложной функциональной системой мозга с участием корковых полей теменной доли (нижняя теменная долька) и лобной доли, особенно левого полушария у правшей.

Для нормального праксиса необходимы сохранность кинестетической и кинетической основы движений, зрительно-пространственной ориентировки, процессов программирования и контроля целенаправленных действий.

Поражение праксической системы на том или ином уровне проявляется таким видом патологии, как апраксия. Термин «праксис» происходит от греческого слова «praxis», которое означает «действие». Апраксия – это нарушение целенаправленного действия при отсутствии параличей мышц и сохранности составляющих его элементарных движений.

Гностический центр, центр гнозиса

В правом полушарии у правшей, в левом полушарии головного мозга у левшей представлены многие гностические функции. При поражении преимущественно правой теменной доли может возникать анозогнозия, аутопагнозия, конструктивная апраксия. С центром гнозиса также связаны музыкальный слух, ориентация в пространстве, центр смеха.

Читайте также:  Ревит - инструкция по применению, аналоги витаминов, отзывы и формы выпуска (драже поливитаминов) лекарства для лечения авитаминозов и после перенесенных заболеваний у взрослых, детей и при беременности

Память, мышление

Наиболее сложные корковые функции – это память и мышление. Эти функции не имеют четкой локализации.

Память, функция памяти

В реализации функции памяти участвуют различные участки. Лобные доли обеспечивают активную целенаправленную мнестическую деятельность. Задние гностические отделы коры связаны с частными формами памяти — зрительной, слуховой, тактильно-кинестической.

Речевые зоны коры осуществляют процесс кодирования поступающей информации в словесные логико-грамматические системы и словесные системы. Медиобазальные отделы височной доли, в частности гиппокамп, переводят текущие впечатления в долговременную память.

Ретикулярная формация обеспечивает оптимальный тонус коры, заряжая ее энергией.

Мышление, функция мышления

Функция мышления – это результат интегративной деятельности всего головного мозга, особенно лобных долей, которые участвуют в организации целенаправленной сознательной деятельности человека, мужчины, женщины.

Происходят программирование, регуляция и контроль.

При этом у правшей левое полушарие является основой преимущественно абстрактного словесного мышления, а правое полушарие связано главным образом с конкретным образным мышлением.

Развитие корковых функций начинается с первых месяцев жизни ребенка, достигает своего совершенства к 20 годам.

Зоны коры головного мозга

В последующих статьях мы остановимся на актуальных вопросах неврологии: зоны коры головного мозга, зоны больших полушарий, зрительная, зона коры, слуховая зона коры, моторные двигательные и чувствительные сенсорные зоны, ассоциативные, проекционные зоны, моторные и функциональные зоны, речевые зоны, первичные зоны коры головного мозга, ассоциативные, функциональные зоны, фронтальная кора, соматосенсорная зона, опухоль коры, отсутствие коры, локализация высших психических функций, проблема локализации, мозговая локализация, концепция динамической локализации функций, методы исследования, диагностики.

Кора головного мозга лечение

В Сарклиник применяются авторские методы восстановления работы коры головного мозга. Лечение коры головного мозга в России у взрослых, подростков, детей, лечение коры больших полушарий головного мозга в Саратове у мальчиков и девочек, парней и девушек, мужчин и женщин позволяет восстановить утраченные функции.

У детей активизируется развитие коры головного мозга, центры головного мозга.

У взрослых и детей лечится атрофия и субатрофия коры головного мозга, нарушение коры, торможение в коре, возбуждение в коре, повреждение коры, изменения в коре, болит кора, сужение сосудов, плохое кровоснабжение, раздражение и дисфункция коры, органическое поражение, инсульт, отслоение, повреждение, диффузные изменения, диффузная ирритация, отмирание, недоразвитие, разрушение, болезни, перинатальная энцефалопатия и постреанимационная энцефалопатия, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция, задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, ЗРР ЗПМР, родовая травма. Клетки, нейроны коры восстанавливают свою работу, происходит восстановление структуры и функции. Структура и активность коры головного мозга восстанавливается, полипептиды и их содержание приходят в норму, кора и подкорка начинают работать. У детей происходит адекватное возрасту созревание коры больших полушарий головного мозга. К сожалению, при определенных патологических состояниях происходить смерть, гибель клеток коры головного мозга, в этом случае восстановить работу коры не удается. На сайте sarclinic.ru Вы можете задать онлайн бесплатно вопрос доктору Если кора головного мозга пострадала, то при правильном и адекватном лечении есть возможность восстановления ее функций.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

® SARCLINIC | Sarclinic.com Sаrlinic.ru © MedusArt / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Слуховая кора

Слуховая кора головного мозга является частью мозга , которая анализирует слуховую информацию , то есть информация , извлеченная из звуков на слух . Он занимает верхнюю часть височной доли .

Как и другие сенсорные области , слуховая кора иерархически организована в первичные, вторичные и третичные области, которые анатомически организованы концентрическим образом в верхней и средней частях височной доли  : первичная кора, расположенная на уровне извилины Хешля, окружена вторичными. области, окруженные третичными и ассоциативными областями.

Первичная слуховая кора

Верхняя поверхность височной доли (соответствующая 41-й зоне Бродмана) также называется извилиной Гешля (в честь австрийского анатома Рихарда Ладислауса Хешля).

Это место расположения первичных слуховых областей, составляющих первичную слуховую кору, где происходит первая обработка слуховой информации. Эта информация поступает от подкорковых реле нижних бугорков, таких как медиальное коленчатое тело таламуса, следуя по пути слуховых сенсорных афферентов.

Эта первичная слуховая кора состоит из трех подобластей, имеющих тонотопическую организацию, которая представляет собой точечную проекцию, воспроизводящую архитектуру улитки, которая распределяет сигналы в соответствии с высотой частоты звуковых волн.

Эта кора головного мозга позволяет нам различать и запоминать различные звуковые частоты (низкий или высокий звук), а также знать интенсивность звука (сильный или слабый), его продолжительность и его тембр.

Вторичная слуховая кора (или слуховые ассоциативные области)

Вокруг первичной слуховой коры области, окружающие первичную слуховую кору, называются «поясными областями» (соответствуют областям 42 и 22 Бродмана). Они составляют вторичную слуховую кору, которая позволяет проводить обработку слуха на более высоком уровне. Они получат более диффузные сенсорные сигналы, исходящие от разных ядер таламуса.

Область Вернике (названная в честь Карла Вернике, немецкого невролога и психиатра) расположена позади первичной слуховой коры (на височной плоскости, но частично выходит за пределы теменной доли), в левой височной доле или в доминантном полушарии. Здесь происходит понимание слов языка и категоризация этих слов (например: конкретные или абстрактные слова…).

Это место семантической памяти (где хранится концептуальная, именная информация). Поражение области Вернике вызывает одноименную афазию, для которой характерно непонимание устной речи. В правой височной доле области пояса участвуют в обработке музыки, просодии речи, тоне, распознавании голоса.

Но функции височной доли также распространяются на другие аспекты языка (такие как наименование, вербальная память, чтение).

Ассоциативные области

Сопутствующие патологии

Увидеть глухоту

Примечания и ссылки

  • Пинель, Дж. (2007). Биопсихология. 6- е  издание. Пэрис: Пирсон.

Внешние ссылки

  • Портал нейробиологии
  • Портал медицины

Речевая слуховая агнозия у детей: как исправить

Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе.

Поэтому ребенок говорит, как слышит, часто не понимая, чего от него хотят окружающие. Например, команду «постучи ложкой по столу» он может услышать как «асучи окой а лу» и не понять. Как исправить это нарушение, расскажу сегодня.

Причины нарушения слухового восприятияОсновной причиной данного расстройства является незрелость проводниковых связей между различными зонами головного мозга. Возникает она вследствие родовых травм, асфиксии плода, инфекционных заболеваний младенца, стрессовых ситуаций, деменции.

В связи с этим различают два вида нарушения слухового восприятия: сенсорная алалия и речевая слуховая агнозия. В первом случает человек не понимает обращенную речь, хотя может чисто воспроизвести услышанную фразу. Нет связки между слуховой оболочкой слова и предметом.

Например, инструкцию «дай кружку» сенсорный алалик вообще не поймет, но повторит четко «дай кружку». Слухоречевой агнозик некорректно слышит инструкцию, понимает, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку». Речевую слуховую агнозию еще называют нарушением фонематического слуха.

Формирование фонематического восприятия Фонематический слух – способность дифференцировать звуки речи. От рождения до средней школы ребенок проходит большой путь, чтобы научиться не только различать звуки, но и правильно затем отражать их на письме, четко соблюдая последовательность в слове, не пропуская и не заменяя их.

Фонематическое восприятие – это показатель того, насколько хорошо человек чувствует звуки в речи, произносит слова в определенном ритме, не переставляя слоги в словах. Формирование фонематического восприятия включает в себя не только речевое развитие, но и моторное планирование, увеличение объема слухоречевой памяти.

Читайте также:  Изолированная речевая глухота. Апросодия. Дифференциальный диагноз афазии. Мутизм.

Способность к анализу звуковой оболочки слова появляется тогда, когда ребенок может удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию. Поэтому уже с двухлетнего возраста работаем над развитием слухоречевой памяти. Инструкция: положи банан в зеленую тарелку, арбуз в красную.

Начинаем с двухступенчатой инструкции, затем усложняем: положи сначала зеленый камешек, потом красный, затем синий. Сначала произносим команду, ребенок должен ее прослушать, удержать в голове и выполнить правильно. Здесь же развивается моторное планирование: что сначала, что потом. Работа над формированием фонематического слуха проводится в три этапа:1 – распознавание неречевых звуков;2 – работа с музыкальными инструментами, развитие темпа, ритма, силы звучания;3 – распознавание речевых звуков: схожих слов, слогов, звуков.

Неречевые звуки

Если у малыша не сформировались межполушарные проводниковые связи, отвечающие за восприятие звуков, необходимо научить его различать сначала неречевые звуки. Берем подручные предметы: ключи, погремушку, деревянный молоточек, воду, бумагу, металлические ложки, вилки, кружку, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы (манку, гречку, рис), фасоль, бобы, муку.

С каждым предметом сначала знакомим по отдельности. Крупы, монеты, камушки, спички, бусинки насыпаем в коробочки, в спичечные коробки или футляры от киндеров. Учим ребенка слушать, как переливается из стакана в стакан вода, как шуршит сминаемая бумага, гремит связка ключей, погремушка, как стучит молоточек. Затем оставляем предметы для двойного действия, например, воду и ключи.

Просим ребенка отвернуться, переливаем воду. Покажи, что я сейчас делала? Показал. Снова отвернулся, погремели ключами. Покажи, что звенело? Далее добавляем все больше «шумных» предметов: сминаем бумагу, переливаем воду и гремим погремушкой. Сначала берем более шумные предметы, потом схожие по звучанию.

Можно записать на диктофон звон ключей, стук ложки об стол, шум дождя, стук молоточка, бой барабана. Надо дать ребенку прослушать, как звучит, а потом предложить угадать, что звучало. В 2 года он может не понимать и не различать музыкальные инструменты.

На прогулке и дома нужно обращать внимание на различные шумы: гудит пылесос, дрель за стеной, капает дождь, дует ветер, стучит отбойный молоток на стройке, едет машина, мотоцикл, трактор и т.п. В футляры от киндеров (или в спичечные коробки) помещаем по отдельности монеты, пластмассовые бусинки, спички, стирательные резинки, стеклянные камешки, муку. Один футляр оставляем пустым.

Лучше продублировать коробочки, чтобы потом ребенок смог найти такой же звук. Гремим, показываем, что внутри коробочки, подкрепляем картинкой для неговорящих детей. Затем снова гремим, малыш должен угадать, что звучало, показать на картинку.

Параллельно можно закреплять понятия, что из чего сделано, и пополнять словарь прилагательными: бусы из пластмассы – пластмассовые, спички из дерева – деревянные и т.д. Когда малыш научится распознавать все «резиновые» и «стеклянные» звуки, попросите, чтоб он выбрал из продублированных коробочку со схожим звучанием. Задачей посложнее будет научить ребенка различать совсем похожие звуки.

Попросите потрясти такие же закрытые коробочки и отличить рис от гречки, фасоль от бобов, муку от манки, бобы от камешков Марлбс. Пока ребенок не научится четко различать все эти шумы, дальше идти нельзя. Музыкальные инструменты В 2,5-3 года ребенок уже может различать звучание музыкальных инструментов. Поиграем в «Угадай, что звенит».

Знакомим со звуками дудочки, свирели, контрабаса, ксилофона, трещотки, маракасов, бубна и т.д. При работе музыкальные инструменты нужно брать вместе с ключами, водой. Также учимся слушать тишину. Ставим ширму перед ребенком, а за ней колокольчик, звоночек, погремушку. Погремели – «покажи, что звучало».

Завязываем малышу глаза, звеним колокольчиком сверху, снизу, сзади, спереди, слева, справа: «покажи, где звенел колокольчик». Помимо неречевых звуков надо работать над ритмом. Повтори за мной ритм (но только не с ребенком с нарушением сенсорного восприятия): раз-два, раз-два-три. Можно отстучать на барабане, на пианино, на ксилофоне.

Также обязательно развивать тембр, высоту, силу звучания (громче, тише). Попросить ребенка поиграть в той же последовательности на инструментах, в которой играли вы. Параллельно с музыкальными инструментами развиваем условно-двигательные реакции. Пока я дую в дудочку, ты бежишь. Пока гремлю погремушкой, кидаешь монетки в копилку. Бегаем вокруг стула, (можно с группой детей), пока стучит бубен. Когда малыш научится четко выполнять все инструкции, отличать звучание музыкальных инструментов, воспроизводить ритм, тогда переходим к следующему этапу формирования фонематического восприятия.

Речевые звуки

Последний, третий этап работы по преодолению речевой слуховой агнозии, – распознавание звуков речи. Этап включает в себя дифференциацию не только звуков, но и интонаций, силы, тембра голоса. Уже с года малыш отличает папин голос от маминого. Для развития фонематического слуха на этом этапе можно всей семье сесть в круг, ребенок в центре с закрытыми глазами.

Поочередно то мама, то папа, то дядя, то тетя, то бабушка, то дедушка произносят его имя. Ребенок должен показать или сказать, кто его позвал. Затем надо позвать громко, тихо, шепотом, жалобно, весело, ритмично по слогам. Малыш снова угадывает, кто позвал шепотом, а кто с восклицанием. В норме в 2 годика ребенок слышит ошибки в чужой речи.

К 3 годам слышит некорректные звуки и в своей речи. К 4 годам может определить, какое слово длинное, а какое короткое. Ребенок с речевой слуховой агнозией затрудняется определить длину слова, часто не может произнести даже короткое слово «дом». Поэтому подключаем картинки с короткими и длинными словами, отхлопываем. «Дом» – хлопнули один раз, короткое слово.

«Че-ре-па-ха» – хлопнули 4 раза, длинное слово. Далее начинаем работать над различением слов-квазиомонимов, отличающихся одним звуком: ком-дом-том-сом. Можно поиграть в игры. Комкаем бумагу (снежок-ком). Инструкция: кидай ком в корзину, если услышишь слово «ком». Произносим: «кукла, собака, крыса, том, дом, сом, лом, КОМ», выделяя нужное слово голосом.

Сначала произносим непохожие по звучанию слова. Или: «кидай сома в воду, если услышишь слово «сом». Выбираем слова в зависимости от класса слоговой структуры, над которым мы работаем. Если они двусложные, и ребенок не различает [к]-[х], берем, например, слово «муха».

Инструкция: бей по столу хлопушкой (можно свернуть в трубочку лист бумаги), когда услышишь слово «муха» («мута, муга, мула, мука, мура, МУХА)». Можно использовать несуществующие слова, выделяя нужное голосом. Надо отработать очень много слов, чтобы ребенок это усвоил.

Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки, не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие не выговаривает свистящие звуки. После отработки западающих звуков в словах, берем слоги. Если ребенок путает [б]-[п], берем слоговые цепочки. Повтори за мной: ба-ба-па, ба-па-ба, па-ба-па и т.д. Аналогично при замене звуков [г]-[к], [д]-[т], [с]-[з], [с]-[ш].

Можно использовать ритмические ряды в виде машинок разных цветов, камешков, фишек. Выкладываем камешки: красный – слог «да», синий – «га». Нажимаем пальчиком попеременно: да-га-да-га-да-га. Импровизированная игра на пианино: левая рука – «та», правая – «да». Взмахи рук: та-та-да, да-да-та, да-та-да. Прохлопывание, протопывание слогов в слове. Игра в ладошки с отрабатываемыми звуками.

В норме фонематический слух формируется к 5 годам. После преодоления нарушения слухового восприятия учим ребенка определять место звука в слове (первый, последний, посередине), соседа звука справа и слева. Таким образом готовим дошкольника к звуковому анализу, синтезу и формированию такого сложнейшего механизма, как письмо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector