Эффективность раннего обнаружения заболеваний слуха.

Стационарные слуховые вызванные потенциалы (Auditory Steady-State Responses, ASSR) представляют собой нервные потенциалы, которые вызываются периодической модуляцией стимула. Таким образом, ASSR — это электрические ответы различных отделов слухового пути, которые вызываются постоянными модулированными звуковыми сигналами [1].

Нервный ответ может быть зафиксирован объективно на уровнях интенсивности, близких к субъективным порогам слуха, поэтому данный метод широко используется для определения частотных порогов слуха у детей. Клиницистам метод ASSR дает частотно-специфическую информацию, сопоставимую с субъективной аудиограммой.

В клинических исследованиях наиболее часто используются частоты 500, 1000, 2000 и 4000 Гц. Поэтому регистрация ASSR широко применяется в сурдологии-оториноларингологии и является особенно актуальной методикой в детской практике для получения частотно-специфических порогов слуха [2–4].

В качестве стимулов могут использоваться тоны, модулированные по амплитуде (АМ), частоте (FM), по частоте и амплитуде (ММ — mixed modulation) и с использованием других типов модуляции. Регистрация ASSR может проводиться в поличастотном или моночастотном режимах [5, 6].

При моночастотном тесте стимуляция производится на одной частоте при заданной интенсивности. В случае поличастотной регистрации ASSR (мульти-ASSR) происходит стимуляция сигналом, состоящим из нескольких частот. C. Elberling (2008) описывает опыт применения нового современного стимула — Chirp («щебетание»).

Автором оцениваются преимущества Chirp-стимулов для получения частотно-специфической информации о порогах слуха [7]. Характерной особенностью метода является автоматический анализ ответа мозга методом быстрого преобразования Фурье, что делает ASSR полностью объективной методикой [1].

Основное клиническое применение метода — объективная диагностика слуха у детей раннего возраста, а также у детей с тяжелой сопутствующей (в первую очередь неврологической) патологией. Пороги слуха, полученные с помощью метода ASSR, во многих случаях являются хорошим предиктором психоакустических порогов, т. е. метод позволяет приблизиться к частотной аудиограмме ребенка (рис. 1).

Эффективность раннего обнаружения заболеваний слуха.

Перспективным направлением современной аудиологии является поиск способов объективной оценки эффективности слухопротезирования.

Такая оценка важна при коррекции слуха у детей раннего возраста, которые не всегда способны давать четкую поведенческую реакцию на звуки пороговой интенсивности, а также для пациентов с комплексными нарушениями.

Для этих целей было предложено использовать, в частности, ASSR, при этом подача стимула, как правило, производится в свободном звуковом поле с помощью динамика, а процедура регистрации потенциалов аналогична классической методике.

Однако в отличие от уточненных поправочных коэффициентов для ASSR, регистрируемых при стимуляции через внутриушные телефоны, корреляция между психоакустическими порогами слуха и порогами ASSR, полученными при стимуляции в звуковом поле, изучена недостаточно.

Цель работы: определить соотношение между психо­акустическими порогами слуха и порогами слуха, полученными при помощи метода ASSR.

Материал и методы

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе проводилась регистрация ASSR при стимуляции с помощью внутриушных телефонов, на втором — в звуковом поле.Использовалась система регистрации слуховых вызванных потенциалов «Нейро-Аудио» с программным обеспечением «Нейро-Аудио.NET» версии 1.0.104.1 («Нейрософт», Россия, Иваново).

Регистрация ASSR при стимуляции внутриушными телефонами

В исследование включили 76 детей (152 уха) с хронической сенсоневральной тугоухостью и глухотой, способных участвовать в поведенческом тестировании (аудиометрия с визуальным подкреплением, игровая аудиометрия, тональная аудиометрия по классической методике). Средний возраст детей составил 2,68±0,16 года, значение среднего порога слуха на четырех речевых частотах — 86,35±1,58 дБ. У всех детей (n=76) сравнивались пороги, полученные с помощью субъективных психоакустических методов исследования и ASSR.

При регистрации ASSR использовался мультичастотный метод. Применялись стимулы, модулированные по амплитуде (глубина модуляции 100%) и частоте (25%), частота модуляции — 90 Гц, шаг — 5 дБ (далее — ASSR MM). Во время исследования ребенок находился в состоянии физиологического сна.

У 40 детей (n=40, 80 ушей) этой группы выполнялся мульти-ASSR-тест с применением частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте Сhirp-стимула (далее — Chirp-ASSR).

Средний возраст детей составил 2,60±0,23 года, средняя потеря слуха на 4 речевых частотах — 89,15±2,16 дБ. Использование Chirp-ASSR-теста также позволяло получить частотные составляющие уровня слуха ребенка.

Полученные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических методов и стандартных мульти-ASSR.

  • Регистрация ASSR при стимуляции в звуковом поле
  • Исследование проведено у 2 взрослых (25 и 30 лет) и 2 детей (4 и 8 лет) с нормальным слухом (всего 8 ушей) в звукозаглушенной камере. У испытуемых регистрировались следующие параметры:
  • поведенческие пороги в звуковом поле на частотно-модулированные тоны;
  • пороги регистрации ASSR в звуковом поле на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц (далее — ASSR ЗП).

Для определения поведенческих порогов в качестве стимулятора использовались клинический аудиометр и акустическая колонка. Стимулами служили частотно-модулированные тоны на основных речевых частотах.

При регистрации ASSR ЗП применялся одночастотный метод стимуляции. Несущие частоты — 500, 1000, 2000, 4000 Гц. Частота модуляции — 40 Гц. Шаг интенсивности — 5 дБ.

 Испытуемый в состоянии спокойного бодрствования располагался сидя в удобном кресле на расстоянии 1 м от колонки таким образом, чтобы угол падения звуковой волны составлял 0°. Звуковое поле было откалибровано в соответствии с ГОСТ Р ИСО 8253–2-2012 «Акустика.

Методы аудиометрических испытаний. Часть 2. Аудиометрия в звуковом поле с использованием чистых тонов и узкополосных испытательных сигналов» в дБ нПС.

На обоих этапах применялась двухканальная методика записи: лоб — левый сосцевидный отросток и лоб — правый сосцевидный отросток.

Статистическая обработка результатов исследования проведена на персональном компьютере с помощью прикладного пакета программ Microsoft Excel и Statistica 6.0. Вычислялись среднее арифметическое (М), средняя ошибка среднего арифметического (m), среднеквадратичное отклонение (σ).

Для определения корреляции между полученными порогами применялся коэффициент корреляции Спирмена (rs). Интерпретация коэффициента корреляции проводилась исходя из уровня силы связи: от ±0,01 до ±0,29 — слабая; от ±0,30 до ±0,69 — умеренная; от ±0,70 до ±1,00 — сильная.

Результаты

Сравнение порогов слуха, полученных при регистрации ASSR ММ, с порогами слуха на основных речевых частотах (0,5, 1, 2 и 4 кГц) по данным психоакустических тестов отражено в таблице 1.

Эффективность раннего обнаружения заболеваний слуха.

Из таблицы 1 видно, что пороги ASSR ММ теста наиболее близко приближаются к субъективным порогам слуха при глубокой степени тугоухости (глухоте), а при потере слуха слабой и средней степени (I–III степень тугоухости) разница между порогами ASSR ММ теста и поведенческими порогами слуха увеличивается.

Средняя разница между порогами слуха, полученными с помощью психоакустических методов и ASSR ММ, отражена в таблице 2.

Эффективность раннего обнаружения заболеваний слуха.

Полученные значения демонстрируют достоверную сильную положительную корреляционную связь (p

Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте.

Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги.

Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи.

Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова.

Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие — к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Эффективность раннего обнаружения заболеваний слуха.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.
Читайте также:  Лаверон - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (капсулы или таблетки 250 мг и 500 мг для мужчин и женщин, 30) препарата для лечения импотенции, стимуляции потенции и повышения сексуальной активности и алкоголь

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Эффективность раннего обнаружения заболеваний слуха.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую.

Исследование проводят последовательно — от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха.

Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Эффективность применения плазмафереза в лечении нейросенсорной тугоухости

Заболевания органа слуха наблюдаются у значительного числа людей. По данным Всемирной организации здравоохранения 4-6% населения страдают снижением слуха по причине сенсоневральной тугоухости (СНТ) [2].

Особенно важным в социальном плане представляет тот факт, что более половины всех пациентов с тугоухостью приходится на лиц наиболее трудоспособного возраста [7].

Более того, существует тенденция к росту частоты нарушения слуха и, прежде всего СНТ, удельный вес которой возрос в последнее время более, чем в 2 раза. Согласно прогнозам к 2020 году более 30% всей популяции Земного шара будут иметь нарушения слуха [6].

Статистические данные, приведённые Министерством здравоохранения Российской Федерации, показывают, что распространённость заболеваний органа слуха в России, составляет 17, 6 случаев на 1 тыс. населения среди взрослых и 1, 2 случая на 1 тыс. среди детей [14].

СНТ (синонимы – неврит слухового нерва, перцептивная тугоухость, нейросенсорная тугоухость) – понятие собирательное, указывающее на поражение слухового анализатора, начиная от рецепторного аппарата кортиева органа, проводящих путей центральной нервной системы вплоть до высших отделов коры головного мозга.

Внутреннее ухо очень чувствительно к различным нарушениям микроциркуляции, и даже незначительные изменения кровообращения приводят к нарушению функции Кортиева органа.

Микроциркуляция в улитке может быть нарушена из-за изменения реологических свойств крови: повышение вязкости крови, увеличение гематокрита и ускоренное образование тромбов.

Учитывая современные социально-экономические условия жизни людей, а так же постоянное воздействие резко меняющихся факторов окружающей среды, можно ожидать, дальнейшее увеличение числа сосудистых заболеваний, приводящих к развитию СНТ.

Причины, вызывающие развитие СНТ многочисленны и разнообразны. СНТ бывает наследственной, врождённой и приобретённой.

При наследственной СНТ, наблюдаемые аномалии развития периферического отдела звукового анализатора (полное отсутствие внутреннего уха, дегенеративные изменения в улитке, спиральном узле или слуховом нерве) возникают в результате различных генетических нарушений и передаются из поколения в поколение [9, 11].

Врождённая СНТ, возникает в эмбриональном периоде (как правило, на 3-м месяце) и обусловлена различными патологическими факторами. Среди них особого внимания заслуживает вирусная инфекция (корь, грипп, краснуха, эпидемический паротит), приём матерью ототоксических препаратов (аминогликозидные антибиотики, фуросемид), резус-конфликт [5].

Приобретённая СНТ является полиэтилогическим заболеванием [16].

СНТ возникает в результате инфекционных или вирусных (грипп, аденовирусные инфекции) заболеваний, ишемического повреждения, применения ототоксических антибиотиков (стрептомицин, мономицин, гентамицин, канамицин, неомицин) и других лекарственных средств, акустических и черепно-мозговых травм, баротравмы [3, 4, 17].

Согласно литературным данным при вертебробазилярной недостаточности, атеросклерозе, гипертонической болезни нередко имеют место нарушения кровообращения в лабиринте, следствием которых является СНТ [4, 12, 13, 18].

Данному состоянию способствует нарушение гемостаза, реологических свойств крови, следствием чего является ухудшение микроциркуляции с развитием кислородной недостаточности.

Следует отметить, что предрасполагающим фактором, оказывающим неблагоприятное воздействие на кровоснабжение слухового анализатора, является повышение уровня холестерина (ХС), триглицеридов (Тг) и ряда других факторов, способствующих повышению вязкости крови и тромбообразованию. Это является основными звеньями в этиопатогенезе данного заболевания [1, 15, 21].

По мнению некоторых исследователей можно выделить «аутоиммунную СНТ», патогенез которой они связывают с аутоиммунной природой поражения внутреннего уха [19, 22].

В ряде случаев причинный фактор не удается выявить, в связи с чем данный вид СНТ принято считать идиопатическим.

В результате многофакторного воздействия происходит нарушение метаболизма нейроэпителиальных клеток, нарушение венозного кровообращения, что приводит к венозному застою в улитке и как следствие развивается нарушение окислительно-восстановительных процессов, истощение энергетических ресурсов, накопление токсических продуктов, снижение синтеза АТФ. Конечным результатом данных патологических процессов является дегенеративные изменения структур внутреннего уха [16].

Достичь наибольшего эффекта при лечении СНТ – одного из самых трудных разделов клинической сурдологии, можно при воздействии на обратимое патологическое звено заболевания – нарушение микроциркуляции, включая кровообращение внутреннего уха. Воздействуя на патологический компонент можно рассчитывать на нормализацию процессов тканевого обмена и реакции на него сложных механизмов реагирования проведения нервного импульса.

Основной задачей лечения СНТ является стабилизация патологического процесса, снижения риска дальнейшего прогрессирования тугоухости и улучшения качества жизни пациентов, за счёт улучшения разборчивости речи и снижения интенсивности или полного исчезновения ушного шума.

Арсенал лечебных мероприятий, которые в настоящее время применяются для лечения СНТ, направлен на улучшение, как головного, так и внутриулиткового кровообращения, реологических свойств крови, метаболических процессов, передачи нервного импульса, дегидротацию и гипосенсибилизацию.

Учитывая, что патогенез СНТ любого генеза реализуется через нарушение кровообращения методы эфферентной терапии, а именно – плазмаферез (ПА) является патогенетическим вариантом лечения. Использование ПА приводит к улучшению или стабилизации слуховой функции, снижению или полному исчезновению субъективного шума с нормализацией исходно нарушенных показателей иммунитета [8, 10, 20].

По данным Шемякина С. О. (2000) применение ПА в лечении пациентов с хронической СНТ, в том числе и с болезнью Меньера, является эффективным при выявлении у пациентов нарушений в иммунологическом статусе.

Из 90 пациентов с хронической СНТ положительная динамика после ПА наблюдалась у 51 пациента. Положительная динамика проявлялась в виде улучшения слуха, снижении или полном отсутствии субъективного шума.

Среднее улучшение порогов слышимости составило 13, 4±2, 9 дБ, прирост порогов слышимости достигал 30 дБ [19].

В 2002 году Карнеева О. В. и соавт. опубликовали данные о 24 пациентах с СНТ, которым проводили лечение с использованием экстракорпоральных методов гемокоррекции. Положительный эффект терапии был зафиксирован у 23 пациентов.

Из 23 пациентов у 5 было отмечено понижение порогов звуковосприятия до нормы, у 18 пациентов – понижение порогов звуковосприятия на 20-30 дБ. Значительное уменьшение субъективного шума отмечалось у 17 из 24 пациентов [8].

Эффективность ПА доказывается результатами нашего исследования. ПА был применён в лечении 121 пациента с острой и хронической СНТ.

У всех обследованных пациентов в клинической картине до начала лечения наблюдались признаки СНТ: шум в ушах, снижение остроты или отсутствие слуха на поражённой стороне, заложенность уха и головокружение.

Читайте также:  Флостерон - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (уколы в ампулах для инъекций в виде суспензии, в том числе внутрисуставной) лекарственного препарата для лечения артроза, аллергии у взрослых, детей и при беременности

Аудиометрическое исследование, проводимое у пациентов при поступлении в стационар, указывало на снижение слуха по типу звуковосприятия II-IV степени.

В результате лечения с использованием ПА были получены следующие результаты: улучшение общего состояния пациентов: купирование или снижение интенсивности шума, улучшение остроты слуха, при проведении тональной аудиометрии были достигнуты положительные результаты в виде снижения порогов восприятия в пределах 20-30 дБ. В итоге положительный эффект у пациентов с острой СНТ был достигнут в 73, 3% случаев, с хронической СНТ – в 59% случаев [16].

Полученные нами результаты убедительно доказывают, эффективность ПА при лечении пациентов.

Комбинированное лечение с использованием методики ПА позволяет снизить степень дислипидемии, уменьшить вязкость крови.

Кроме того, использование ПА обеспечивает улучшения качества жизни, в виде восстановления остроты слуха, купирования или уменьшения интенсивности шума, заложенности и головокружения [16].

Таким образом, ПА является наиболее эффективным методом терапии, рассматриваемой категории пациентов. Использование ПА позволяет оптимизировать результаты лечения у пациентов с патологией слухового анализатора.

Список литературы

  1. Ализаде И. Т. Изучение слуховой функции и микроциркуляции у больных сахарным диабетом. // Вестн. оторинолар. – 2007. – №1. – С. 38 – 40.
  2. Бабняк В. И. , Гофман В. Р. , Накатис Я. А. Нейрооториноларингология: Руководство для врачей. СПб.: Гиппократ, 2002. – 728с.
  3. Беличева Э. Г. Острая и внезапная сенсоневральная тугоухость: этиология, клиника, диагностика, эффективность ранней этиопатогенетической терапии: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб. , 2008. – 43с.
  4. Воронин М. С. Нарушения слуха у больных с переломом височной кости в раннем периоде черепно-мозговой травмы. // Проблема реабилитации в оториноларингологии: тр. Всерос. конф. с межд. участием. – Самара, 2003. – С. 104 – 105.
  5. Забирова А. Р. Этиология и патогенез сенсоневральной тугоухости. // Рос. оторинолар. – 2012. – №2 (57). – С. 162 – 167.
  6. Загорянская М. Е. , Румянцева М. Г. , Дайняк Л. Б. Возможности профилактики развития тугоухости и глухоты на основе систематического анализа данных эпидемиологии нарушений слуха. // Матер. XVII съезда отоларингологов России. – СПб.: РИА-АМИ, 2006. – С. 25 – 26.
  7. Илькаева Е. Н. Медико-социальные аспекты потери слуха в трудоспособном возрасте. // Мед. труда и пром. экол. – 2009. – №12. – С. 38 – 47.
  8. Карнеева О. В. , Коновалов Г. А. , Дорощенко Н. Э. и др. Применение методов гемафереза в оториноларингологии. // Клин. вестн. – 2002. – №2. – С. 60 – 61.
  9. Козлов М. Я. , Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Л.: Медицина, 1989. – 224с.
  10. Кутепов Д. Е. , Попов А. В. , Вишняков В. В. и др. Эффективность применения плазмафереза в лечении острой нейросенсорной тугоухости. // Эфферент. тер. – 2003. – Т. 9. – №1. – С. 94 – 95.
  11. Маркова Т. Г. Значение медико-генетического консультирования в диагностике причин врожденных нарушений слуха. // Матер. XVII съезда отоларингологов России. – СПб.: РИА-АМИ, 2006. – С. 457 – 458.
  12. Морозова С. В. Нейросенсорная тугоухость: основные принципы диагностики и лечения. // Рос. мед. журн. – 2001. – Т. 9. – №15. – С. 15 – 18.
  13. О нарушениях в слуховом и зрительном анализаторах при сердечно-сосудистых заболеваниях. / Шидловская Т. А. // Матер. XVII съезда отоларингологов России. – СПб.: РИА-АМИ, 2006. – С. 73 – 74.
  14. Петрова Н. Н. Сенсоневральная тугоухость: распространенность и основные этиопатогенетические факторы. // Мед. академ. журн. – 2010. – Т. 10. – №3. – С. 122 – 129.
  15. Самсонов Ф. А. Патогенетические аспекты больных нейросенсорной тугоухостью. // Вестн. оторинолар. – 2004. – №4. – С. 33 – 35.
  16. Сичкарева Т. А. Плазмаферез в комплексном лечении сенсоневральной тугоухости: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Москва, 2010. – 24с.
  17. Состояние слухового и вестибулярного анализаторов у больных с травмой головы / Кунельская Н. Л. // Матер. XVII съезда отоларингологов России. – СПб.: РИА-АМИ, 2006. – С. 34 – 35.
  18. Хандажапова Ю. А. , Солдатенко М. В. Диагностика и лечение нейросенсорной тугоухости на фоне нарушений кровотока в позвоночных артериях. // Рос. оторинолар. – 2006. – №1 (20). – С. 169 – 172.
  19. Шемякин С. О. Применение плазмафереза в лечении сенсоневральной тугоухости: автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб, 2000. – 21с.
  20. Luetje C. M. , Berliner K. I. Plasmapheresis in autoimmune inner ear disease: long-term follow-up. // Am. J. Otol. – 1997. – Vol. 18. – №5. – P. 572 – 576.
  21. Suckfull M. , Thiery J. , Wimmer C. et al. Hypercholesteremia and hyperfibrinogenemia in sudden deafness. // Laryngorhinootologie. – 1997. Vol. 76. – №8. – P. 453 – 457.
  22. Yehudai D. , Shoenfeld Y. , Toubi E. The autoimmune characteristic of progressive of sudden sensorineural hearing loss. // Autoimmunity. – 2006. – Vol. 39. – №2. – P. 153 – 158.

Статья добавлена 3 августа 2015 г.

Аудиометрия — инструментальное исследование слуха

  • Когда применяется аудиометрия?
  • Аудиометр
  • Виды аудиометрии
  • Аудиометрия для исследования слуха детей

Под аудиометрией понимается совокупность методов исследования слуха с применением электроакустической аппаратуры.

Когда применяется аудиометрия?

Аудиометрия позволяет провести всестороннюю оценку остроты слуха и определить степень и характер поражения при обнаружении заболеваний.

Сила звукового раздражителя при этом регулируется и выражается в децибелах. Людям, страдающим выраженной тугоухостью, проводятся диагностические тесты.

Потенциальные кандидаты на проведение исследования — взрослые и дети, предъявляющие жалобы на снижение слуха, шум или боль в ухе.

Аудиометр

Основным прибором для исследования слуха в данном случае является аудиометр. Он представляет собой электрический генератор звуков (тонов), которые могут подаваться через воздух и через кость. При помощи него исследуются пороги слуха, диапазон которых от 125 до 8000 Гц.

В клинической практике врачи используют более совершенные аудиометры с расширенным до 20000 Гц диапазоном. Исходящий от аппаратуры звуковой сигнал в зависимости от типа исследования можно усилить до 120 дБ для воздушной и до 60 дБ для костной проводимости.

Регулировка громкости многоступенчатая.

Виды аудиометрии

Существует 2 основные формы диагностики слуха — субъективная и объективная.

Субъективная

Она основана на субъективных ощущениях пациента.

С учетом типа раздражителя субъективная диагностика делится на:

  • тональную;
  • речевую аудиометрию;
  • исследование слуховой чувствительности к ультразвуку.

В свою очередь тональная может быть:

  • пороговой — позволяет определить пороги восприятия звуков при воздушном и костном их проведении; результаты заносятся в аудиограмму;
  • надпороговой — выявляет феномен ускоренного нарастания громкости (сокр. ФУНГ), который говорит о кохлеарном поражении слухового анализатора.

Восприятие ультразвука и степень чувствительности устанавливается при костном проведении.

Ухо человека в норме ориентировано на частоты до 20 кГц и более. Повышение порога восприятия говорит о поражении улитки.

Речевую аудиометрию проводят для установления речевой пригодности слуха, в звукоизолированном помещении. По результатам исследования становится ясно, насколько хорошо пациент может разобрать речь, то есть определяется его способность правильно понимать произносимые врачом слова. Оценивается в процентах.

Объективная

Также называется рефлекторной. Определяется безусловными и условными рефлексами, порождаемыми в теле при воздействии звука и не контролируемыми пациентом.

Задача объективной аудиометрии — это выявление отклонений в центральных отделах звукового анализатора. В рамках диагностики изучают работу рефлексов. Например, расширение зрачков или закрывание век при внезапном, громком звуке.

Аудиометрия для исследования слуха детей

У детей исследование слуха проводится в игровой форме. Наиболее современным методом считается регистрация слуховых вызванных потенциалов (сокр. СВП). Его суть в стимуляции реакции коры головного мозга на сигналы потенциалов. Данные фиксируются на электроэнцефалограмме.

В отоларингологии также применяются другие методы объективной аудиометрии, в частности, импедансная, тимпанометрия, акустическая рефлексометрия и некоторые другие.

Тимпанометрия. Тест слуха и состояния среднего уха

Тимпанометрия – что это такое

Под термином «тимпанометрия» скрывается диагностическая процедура, цель которой — выявление заболевания среднего уха. В частности, с помощью тимпанометрии можно диагностировать некоторые нарушения, которые могут привести к потере слуха, в особенности у детей.

В ходе тимпанометрии происходит тестирование реакции уха на звук и давление. Полученные при исследовании результаты записываются на графике в виде кривой, которая называется тимпанограммой.

Проведение тимпанометрии может потребоваться при следующих заболеваниях:

1. Отит среднего уха — заболевание, наиболее распространенное среди детей, хотя иногда от него страдают и взрослые. Приблизительно в 10% случаев отит среднего уха диагностируют у детей в возрасте младше десяти лет.

  • Симптомами данного заболевания являются:
  • • боль в ушах; • повышенная температура тела; • общее недомогание; • слабость;
  • • незначительное ухудшение слуха.

В некоторых случаях из ушей начинает выделяться гной. Очень редко у пациентов может развиваться хронический отит среднего уха. Признаками отита у младенцев могут быть: раздражительность, плохой аппетит, кашель, насморк, понос, частые прикосновения к уху, плохой сон.

Как правило, заболевшие отитом среднего уха выздоравливают самостоятельно, без назначения какого-либо лечения и в течение нескольких дней.

Если же через два-три дня после появления первых симптомов отита не появляются видимые признаки улучшения, следует незамедлительно обратиться за помощью к врачу.

Как правило, отит среднего уха — это вирусная или бактериальная инфекция, другие патогены приводят к этому заболеванию очень редко.

2. Перфорация барабанной перепонки. Хотя мысль о том, что в барабанной перепонке может образоваться отверстие, кажется пугающей, на самом деле у большинства людей она даже без лечения заживает в течение пары месяцев.

Читайте также:  Операции при недержании мочи. операция прямой мышечной пластики сфинктера мочевого пузыря.

Основным признаком перфорации барабанной перепонки является ухудшение слуха. В какой степени он ухудшается, зависит от величины отверстия в барабанной перепонке. К счастью, ухудшение слуха является временным — он восстановится сразу же после того, как заживет барабанная перепонка.

Помимо этого, перфорация барабанной перепонки может сопровождаться следующими симптомами:

  1. • боль или ощущение дискомфорта в ухе; • звон в ушах;
  2. • выделения из уха.
  3. Поскольку барабанная перепонка, помимо прочего, выполняет еще и функцию защитного барьера, который препятствует проникновению микробов в среднее ухо, при ее перфорации значительно возрастает вероятность заражения инфекционными заболеваниями.
  4. Причинами перфорации барабанной перепонки могут быть:
  5. • некоторые инфекции среднего уха; • травмы; • очень громкие звуки;
  6. • значительные изменения атмосферного давления.

3. Также при помощи тимпанометрии можно выявить некоторые проблемы, связанные с функционированием евстахиевой трубы, которая соединяет верхнюю часть горла и носа со средним ухом.

Как проходит тимпанометрия

Перед началом тимпанометрии врач, как правило, светит в ухо специальным фонариком, чтобы убедиться в том, что там нет пробки из ушной серы или посторонних объектов.

Затем в ушной канал вводится специальный инструмент, напоминающий зонд. При этом пациент может испытывать некоторый дискомфорт. Когда врач начинает делать измерения, пациент слышит громкие звуки.

В ходе тимпанометрии врач меняет давление внутри уха, заставляя барабанную перепонку двигаться вперед и назад.

Во время тимпанометрии пациенту нельзя говорить, двигаться или глотать, в противном случае результаты теста могут быть некорректными.

Если назначается тимпанометрия ребенку младшего возраста, одному из родителей, как правило, разрешают находиться рядом с ним во время проведения процедуры. Также детям могут предварительно продемонстрировать на манекене, как будет проходить тимпанометрия — это подготовит их к громких звукам, которые могут напугать ребенка.

Обследование обоих ушей методом тимпанометрии обычно занимает всего около двух минут. Делать эту процедуру можно пациентам любого возраста. Какая-либо предварительная подготовка к тимпанометрии пациентам не требуется.

Результаты

В норме давление внутри среднего уха может варьироваться от +50 до -150 деципаскаль (дПа). Нормальные результаты тимпанометрии говорят о том, что в ушах нет жидкости, а барабанная перепонка не повреждена.

Аномальные результаты теста могут указывать на то, что в среднем ухе присутствует жидкость, барабанная перепонка имеет повреждения или на ней образовалась рубцовая ткань (это может произойти из-за частых ушных инфекций), давление внутри среднего уха выше или ниже среднего. Иногда аномальные результаты тимпанометрии могут быть признаком опухолей среднего уха или присутствия в ухе большой пробки из ушной серы, которая блокирует барабанную перепонку.

Своевременное обращение к врачу-оториноларингологу сети клиник ВиТерра при наличии тревожащих и доставляющих беспокойство симптомов позволит избежать многих проблем, ведущих к нарушению слуха. Мы рекомендуем пройти у наших специалистов специальные тесты на слух, которые позволят максимально быстро и эффективно исследовать состояние среднего уха и барабанной перепонки.

Слуховые тесты в сети клиник ВиТерра

Тест слуха является важнейшей частью обследования человека на его способность слышать и воспринимать звуки.

Звуки, которые мы слышим, — это колебания окружающего воздуха (или жидкости). Колебания производят звуковые волны, которые вибрируют с определенной частотой и имеют определенную амплитуду. Частота вибрации звуковой волны определяет, насколько высоким или низким будет звук, а ее высота определяет громкость звука.

Звуковые волны достигают слуховых рецепторов, превращаются в нервные импульсы, попадают в мозг, и человек слышит звук. Именно головной мозг воспринимает звуки.

• Звуковые волны проходят через раковину наружного уха, ушной канал и ударяют в барабанную перепонку, отделяющую ушной канал от среднего уха. • Барабанная перепонка вибрирует, колебания передаются на слуховые косточки среднего уха, которые тоже начинают вибрировать, увеличивая звук и посылая колебания во внутреннее ухо.

• Внутреннее ухо содержит главный сенсорный орган слуха — улитку.

Звуковые колебания заставляют жидкость во внутреннем ухе двигаться, а движение жидкости, в свою очередь, сгибает крошечные волоски (реснички), расположенные внутри улитки.

Движение ресничек приводит к формированию нервных импульсов, которые двигаются по слуховому нерву к головному мозгу, где и происходит их распознавание и анализ.

Слуховые тесты помогают определить, на каком уровне этой сложной системы произошла поломка.

Диагностика нарушений слуха: зачем нужны слуховые тесты

Раннее выявление проблем со слухом позволяет произвести более эффективное врачебное вмешательство, а также составить особый план обучения детей. В большинстве развитых стран рекомендуется производить тотальное обследование детей на потерю слуха.

Хороший слух очень важен для нормального языкового развития ребенка. Проблемы с речью, поведением и обучением у детей могут быть связаны с плохим слухом.

Тест помогает оценить возможную потерю слуха у лиц, заметивших у себя какие-либо проблемы со слухом или жалующихся на трудности с пониманием обращеннойк ним речи, а также у тех, кто постоянно подвергается воздействию громкого шума или принимает определенные антибиотики (гентамицин).

Как проходит тест

Тестирование слуха производит врач-оториноларинголог (лор).

Специалист просит пациента закрыть одно ухо, а другим слушать то, что говорят шепотом с другого конца кабинета, как правило, с расстояния 0,3-0,6 м.

Если не удалось услышать слова, произнесенные мягким шепотом, специалист будет произносить их все более громко, до тех пор, пока они не будут услышаны. Каждое ухо проверяется отдельно.

Аудиометр: прибор для диагностики нарушений слуха

В наушники с помощью аудиометра подаются тоны различной частоты (Гц) и громкости (дБ).

Специалист управляет этими параметрами, снижая громкость тона до тех пор, пока пациент не перестанет его слышать. После этого громкость снова прибавляют. Пациент, услышав звук, пусть даже очень слабо, на границе восприятия, должен сигнализировать поднятием руки.

Этот тест проводится несколько раз подряд, с постепенным повышением частоты звука, для каждого уха отдельно. По окончании проверки слуха наушники уступают свое место специальному вибрирующему устройству – камертону. Его прислоняют к кости черепа позади уха, и пациент снова должен сигнализировать каждый раз, услышав звук.

Тестирование с камертоном необходимо, чтобы провести дифференциальную диагностику между ухудшением слуха, вызванным нарушением работы проводящей системы уха, и нарушениями на уровне передачи и переработки нервного импульса.

Иными словами, камертональное исследование позволяет определить степень восприятия низких, средних и высоких частот каждым ухом по воздушному и костному проведению, а также установить посредством камертональных проб преимущественное поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппаратов. Обнаруживают снижение верхней границы тональной шкалы и укорочение костной проводимости. Восприятие нижних тонов при воздушной проводимости нарушаются меньше.

Тесты узнавания речи

Данное тестирование измеряет способность слышать и понимать речь. В ходе тестирования пациента просят повторить ряд простых слов, произнесенных с различной громкостью.

Определение порога восприятия речи

Определяет пороговый уровень восприятия речи, на котором нужно повторить, по крайней мере, половину списка произнесенных двусложных слов. Этот тест также называют способом проверки помехоустойчивости восприятия речи.

Отоакустический эмиссионный тест

Используется для определения работы слухового анализатора у новорожденных. Устройство состоит из принимающего звук небольшого микрофона и подающего звук устройства. Если с помощью микрофона удается обнаружить реакцию внутреннего уха на звук, ребенок, скорее всего, слышит звук.

Тест на слуховую реакцию ствола мозга

Тестирование на слуховую реакцию ствола мозга позволяет обнаружить сенсорные нарушения слуха. При проведении данного теста электроды помещаются непосредственно на кожу головы и на каждое ухо. Через наушники в ухо посылаются определенные звуки, в это же время электроды фиксируют реакцию мозга на них. Если реакция фиксируется, на сенсорном уровне восприятия звука проблем нет.

Интерпретация результатов

 — Нормальный слух:

• Пациент способен различить мягкий шепот. • Пациент слышит тон одной и той же громкости обоими ушами. • Пациент в состоянии повторить от 90 до 95% слов при тестировании на речевое распознавание. • Микрофон обнаруживает ответную реакцию внутреннего уха при отоакустическом тестировании.

  • • Исследование слуховой реакции ствола мозга показывает, что нервные импульсы поступают в мозг в полном объеме.
  • — Патологическое состояние органа слуха:

• Пациент не может услышать шепот или в состоянии слышать его только одним ухом. • Одним ухом пациент слышит лучше, чем другим. • Пациент может слышать только громкие звуки. • Пациент слышит все звуки, но не различает слова. • Реакция на звук у внутреннего уха отсутствует.

• Нервные структуры ствола мозга не реагируют на звук должным образом.

Проведение слухового тестирования — это безболезненный и даже интересный процесс, который несет колоссальную пользу для диагностики и раннего выявления нарушений слуха.

Не стесняйтесь обращаться к врачу в случае возникновения подозрений на внезапное ухудшение слуха.

В клиниках ВиТерра Вам всегда окажут необходимую квалифицированную помощь и назначат наиболее оптимальное лечение в соответствии с Вашими потребностями и интересами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector