Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха.

По данным Всемирной организации здравоохранения на 2017 год, более 13 млн человек в России страдают нарушениями слуха, более 1 млн из них – дети. Согласно Приказа № 108 Минздравмедпрома РФ от 29.03.

1996, в родильных домах всем новорожденным проводится аудиологический скрининг на 2–4-й день жизни. Если по каким-то причинам он не был проведен, его выполняют ребенку в поликлинике по месту жительства.

Таким образом, охват новорожденных детей по изучению патологии слуха составляет почти 100 %.

Своевременное выявление проблем со слухом позволяет оказать медицинскую помощь детям в самые ранние сроки. Как же тогда получается, что 0,7 % россиян, имеющих нарушения слуха, от общей численности населения в России – дети?

Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха.

Вовремя не выявленное снижение слуха у ребенка – довольно распространенная проблема в России

«Своевременное и полное выявление данной патологии должно происходить как на специализированном приеме у врача-сурдолога, так и при коллегиальном взаимодействии врачей смежных специальностей: лоров, педиатров, неврологов.

При малейших признаках нарушений слуха они обязаны направлять пациентов к сурдологу-оториноларингологу.

Но сегодня практика такова: для родителей и их детей направление на сурдологический осмотр – «рулетка», в которой решение оставляется на усмотрение участкового врача», – такое пояснение дала главный врач сети медицинских центров МастерСлух, к. м. н., врач сурдолог-оториноларинголог Ирина Гребенюк.

Дело в том, что у врачей, не специализирующихся только на нарушениях слуха, существует так называемая «выборочная оценка» остроты проблемы. Лор-врач в первую очередь будет считать важным для немедленного устранения инфекционные и острые лор-болезни, педиатр – нарушения развития и т. п. Симптомы же стойкого нарушения функции слуха, как правило, при общих осмотрах уходят на второй план.

Есть более долгий, но эффективный путь: скрининг или массовое обследование населения с целью первичного отбора пациентов для углубленной диагностики. Аудиологический скрининг – простой и минимально затратный по времени, но один из самых эффективных методов выявления детей с нарушением слуха, с первыми их проявлениями.

Почему у детей появляются нарушения слуха

Причины появления нарушений слуха у новорожденных и детей раннего возраста в основном нейросенсорные, то есть наследственная и врожденная глухота и тугоухость. По статистике, из 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой.

В течение следующих 2–3 лет жизни слух теряют еще 2–3 ребенка. Остальным детям с нарушениями слуха в раннем возрасте его потерю компенсируют с помощью технических средств реабилитации, слуховых аппаратов либо систем кохлеарной имплантации.

Получается, что проблема решена еще на ранних этапах и все же проблема есть. Откуда же она берется?

И вновь обратимся к статистике:

  • 27 % детей дошкольного и школьного возраста были обследованы лишь на ранних этапах развития и не проходили затем повторную проверку;
  • 30 % детей в возрасте 13 лет имеют нарушения слуха;
  • 75,8 % людей, обратившихся за помощью в сурдологопедические кабинеты России, у которых была диагностирована тугоухость III–IV степени и глухота (тяжелые потери слуха), – лица молодого трудоспособного возраста.

Непосвященным такая статистика может показаться взятой «с потолка». Но специалисты специализированных центров аудиологии и сурдологии МастерСлух™ могут на собственном опыте подтвердить, что проблема нарушения слуха у школьников действительно существует и ее размеры катастрофичны.

Так, во время трехдневной акции «День открытых дверей» у 35 школьников в разных городах были выявлены нарушения слуха от I до III степени, а ведь это была четвертая часть от общего числа обратившихся за бесплатной диагностикой.

В большинстве случаев родители даже не подозревали, что у ребенка снижается слух, списывая тревожащие симптомы на детскую невнимательность.

Между тем, еще в 2010 году в Польше впервые был проведен комплексный аудиологический скрининг школьников: среди 95,5 тысячи обследованных детей нарушения слуха были выявлены у каждого седьмого ребенка. При этом в 58,8 % случаев родители не обращали внимания на проблему.

Наряду с наследственными факторами у дошкольников и школьников могут быть следующие наиболее распространенные причины снижения слуха:

  • острые отиты – 60,4 %;
  • болезни слуховой трубы – 20,4 %;
  • хронические отиты – 12,3 %.

Эти и другие заболевания дети приобретают по мере роста и развития, поэтому они никак не могли быть выявлены в ходе аудиологического скрининга в раннем возрасте. Их у детей тогда еще попросту не было.

Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха.

Снижение слуха может произойти в любом возрасте

Последствия не оказанной вовремя помощи детям

Самые очевидные проблемы, которые могут появиться у ребенка с устойчивым снижением слуха, – нарушение психоречевого развития, сложности с социализацией, психологические травмы. Если ваш ребенок вдруг скатился по учебе – это повод задуматься, а не списывать плохие оценки на некомпетентность учителей. Судите сами:

  • по статистике, слабослышащие дети имеют низкую успеваемость и плохое поведение в 2 раза чаще, чем здоровые;
  • на второй год остается примерно 35 % детей с односторонней тугоухостью;
  • численность глухих (носителей жестового языка) в России составляет 300 тыс. человек – это люди, которые не были своевременно обследованы в детстве;
  • слабослышащих детей, как правило, отправляют в специализированные и коррекционные школы – а это означает отсутствие шансов на обучение в массовой школе и высшем учебном заведении и, как следствие, отсутствие возможности жить полноценной жизнью в обществе на равных возможностях со здоровыми людьми.

Своевременное обращение родителей за диагностикой ребенка могло бы предотвратить проблему в 60 % случаев. В 40 % случаев школьники с нарушениями слуха, не имеющие когнитивных нарушений, могли бы быть успешно реабилитированы по современным технологиям.

Есть проблема? Есть решение!

Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году в мире более чем на 30 % увеличится число людей с социально значимыми дефектами слуха.

Еще в 2011 году в Европе был принят Консенсус об обязательном аудиологическом скрининге детей школьного возраста.

В 2017 году на 70-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция, призывающая государства интегрировать стратегии по профилактике болезней органов слуха в системы первичной медико-санитарной помощи.

Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха.

Своевременно выявленная патология поможет предотвратить проблему

Аудиологический скрининг – это один из самых простых, успешных и при этом требующий минимальных затрат по времени проведения метод, позволяющий выявить детей, страдающих нарушениями слуха или начальными признаками его снижения. Проведение его исключительно у новорожденных позволяет применить эффективные меры по коррекции глухоты и тугоухости, но лишь по отношению к тем детям, у которых заболевание носит нейросенсорный характер.

У детей дошкольного и школьного возраста необходимо своевременно выявлять начальные признаки патологии, чтобы предотвращать стойкое снижение слуха в дальнейшем. А для этого необходимо введение расширенного скрининга в программу профилактических осмотров. Только так государство сможет оказать реальную заботу о здоровье и полноценной жизни наших будущих поколений.

Диагностика слуха

Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?

Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе.

Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).

Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии.

У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации.

Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду.

В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.

Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?

Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.

Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению.

Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.

Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха.
Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.

Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?

Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга.

В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).

Читайте также:  Ферроградумет таблетки 105 мг и 325 мг - инструкция по применению, фармакологическое действие, формы выпуска, аналоги и отзывы

Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.

Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха.

В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры.

Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии.

В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.

Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).

Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.

Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии.

Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL).

Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).

Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха.
Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.

На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.

Нарушения слуха

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Нарушения слуха: причины появления, при каких заболеваниях возникают, диагностика и способы лечения.

Определение

Нарушение слуха – это преходящее или стойкое снижение остроты слуха (способности воспринимать звуки низкой интенсивности) и объема звука (сужение частотного диапазона или неспособность слышать определенные частоты).

Слуховой анализатор состоит из наружного уха, в которое входит ушная раковина, улавливающая и направляющая механические колебания воздуха в наружный слуховой проход. В слуховом проходе происходит первое усиление звуковой волны и передача колебаний на барабанную перепонку.

Барабанная перепонка передает колебания в систему среднего уха. Среднее ухо – полость, в которой располагаются три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, а все они сочленены между собой суставами. Движение слуховых косточек усиливает колебания до 15 раз.

Среднее ухо переходит во внутреннее ухо, слуховая часть которого состоит из костного лабиринта (улитки), заполненного жидкостью. Колебания жидкости приводят в движение пластину, на которой располагаются чувствительные клетки, преобразующие механические колебания в электрический импульс.

Импульс проводится по слуховому нерву, достигая коры височной доли, где анализируется информация и формируются звуковые ощущения.

Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха. Звуковые колебания могут передаваться не только по воздуху (воздушная проводимость), но и через ткани черепа (тканевая проводимость). Человек способен анализировать звуки, частота которых находится в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, с наибольшей чувствительностью от 1000 до 4000 Гц — это диапазон человеческого голоса. В возрасте 20–40 лет лучше воспринимаются звуки с частотой колебания 3000 Гц, после 60 лет эта цифра смещается к 1000 Гц из-за возрастного изменения структур внутреннего уха (основа старческой тугоухости). Звуки выше и ниже пороговых цифр воспринимаются органом слуха, но не превращаются в ощущение. Громкость звука, находящаяся в области слухового восприятия, колеблется в диапазоне от 0 до 140 дБ. При этом громкость шепота – 30 дБ, разговорной речи – 40–60 дБ. Звук в 120–130 дБ вызывает перегрузку с возможной аудиотравмой. Слуховой анализатор обладает возможностью адаптироваться к громким звукам и тишине, изменяя порог чувствительности. Срыв адаптации вследствие систематического воздействия шума приводит к утомлению слуха, анализатор медленно восстанавливается после отдыха, следующей стадией являются стойкие слуховые нарушения. Особенностью органа слуха является возможность определять расстояние до звука и понимать его направление благодаря тому, что уши – парный орган.

Разновидности нарушений слуха

Необходимо различать тугоухость и глухоту. При тугоухости восприятие и воспроизведение речи возможно, при глухоте человек не слышит разговорной речи даже на близком расстоянии. Тотальная глухота, при которой невозможно восприятие никаких звуков, встречается крайне редко. Для определения степени нарушения исследуют слух на частотах разговорной речи при проведении по воздуху. Порог слышимости при тугоухости находится в диапазоне между 26 и 90 дБ. Порог восприятия выше 91 дБ расценивается как глухота.

Принято выделять кондуктивное нарушение слуха, при котором поражается звуковоспринимающий и звукопроводящий отделы (наружное или среднее ухо, внутреннее ухо до рецептора), вследствие чего нарушается передача воздушных колебаний. Проявляется снижением остроты слуха, возможно ощущение заложенности в ухе, при этом тканевая проводимость сохраняется.

При нейросенсорном снижении слуха нарушения развиваются в рецепторном аппарате, слуховом нерве, проводниковом отделе, подкорковых и корковых структурах. Возникает снижение остроты слуха и его объема, ухудшается тканевая проводимость.

В зависимости от уровня поражения симптомы могут включать: снижение остроты слуха вплоть до полной глухоты, шум в ушах, нарушение понимания речи, музыки, возникновение слуховых галлюцинаций (человек «слышит» ложные звуки, слова, музыку).

  • Нарушение слуха подразделяют на врожденное и приобретенное.
  • Возможные причины нарушения слуха
  • Нарушения слуха могут быть вызваны врожденными аномалиями развития уха из-за генетических нарушений, инфекций, гипоксии плода — внутриутробной и во время рождения, родов на ранних сроках.
  • Приобретенные нарушения слуха по кондуктивному типу возникают по множеству причин:

Приобретенное нарушение слуха может возникнуть внезапно и сохраняться до 12 часов, остро — длительностью от 1 суток до 1 месяца, подостро — длительностью от 1 до 3 месяцев, хронически — длительностью более 3 месяцев. При этом дисфункция бывает обратима полностью, стабильна или может прогрессировать. Поражается одно или оба уха.

  • из-за серных пробок;
  • дефектов барабанной перепонки, ставших следствием травмы или отита;
  • инородного тела в ухе;
  • кровоизлияний в полость среднего уха;
  • разрывов соединений между слуховыми косточками (травмы, воспалительные процессы);
  • ложных опухолей (холестеатомы);
  • истинных опухолей (рак слухового канала – встречается крайне редко).

Причинами нейросенсорной тугоухости являются:

  • прием препаратов, токсичных для органов слуха (некоторых антибиотиков, обезболивающих и т.д — от них не следует отказываться только в том случае, если польза превышает риск);
  • промышленные токсины (бензол, анилин);
  • инфекции (грипп, клещевой энцефалит, менингит, корь, паротит, скарлатина, дифтерия, сифилис);
  • нарушения обмена веществ и сосудистые нарушения (сахарный диабет, гипотиреоз, артериальная гипертония, инсульт);
  • опухоли (невринома слухового нерва);
  • травмы (механическая, воздействие громкого звука или перепада давления);
  • естественные возрастные изменения.

При каких заболеваниях возникает нарушение слуха Отит – воспаление наружного, среднего, внутреннего уха. Процесс чаще односторонний. Клинически проявляется болью в ухе, снижением остроты слуха, повышением температуры тела. При среднем отите появляются стреляющие ощущения в ухе, может возникнуть асимметрия лица при вовлечении в процесс лицевого нерва. Воспаление внутреннего уха сопровождается тошнотой, головокружением, нарушением координации из-за анатомического единства органа слуха и равновесия. Болезнь Меньера – заболевание внутреннего уха, причиной является увеличение объема жидкости в улитке, сопровождается частичной или полной временной потерей слуха, головокружением, тошнотой, рвотой, шумом в ушах.

К каким врачам обращаться при нарушении слуха

С нарушением слуха следует обращаться к терапевту, педиатру, врачу общей практики. Они помогут дифференцировать состояние и направят пациента к нужному специалисту. Заболеваниями уха занимается отоларинголог.

Поражение слухового нерва, проводящих путей и коры находится в компетенции невролога. Эти специальности объединяет отоневролог. Заподозрить ухудшение слуха, связанное с трудовой деятельностью, может врач-профпатолог.

Реабилитацией пациента занимается группа специалистов, в состав которых входит сурдолог.

Диагностика и обследования при нарушении слуха

Для определения причины нарушений слуха врач проводит опрос пациента, выполняет отоскопию. Если необходимо, оценивает остроту слуха с помощью шепотной и разговорной речи, речи повышенной громкости в тишине и с помехой. В норме человек различает шепотную речь на расстоянии 5–6 метров, расстояние слышимости разговорной в 10 раз больше. Тканевая и воздушная проводимость сравнивается с помощью камертонов. Дополнительно записывают аудиограмму, проводят импедансометрию и оценку способности подкорковых структур отвечать на слуховые раздражители (вызванные слуховые потенциалы). Для выявления структурных изменений проводят магнитно-резонансную томографию головного мозга, в том числе с контрастированием, и компьютерную томографию черепа, височных костей. КТ височных костей

Послойное сканирование височных костей для диагностики патологий вестибулярного аппарата и органов слуха.

Для оценки состояния сосудов, питающих ухо, показано дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, рентген шейного отдела позвоночника, МРТ шейного отдела позвоночника. Что делать при нарушении слуха Необходимо обратиться к специалисту, поскольку самолечение или отсутствие лечения могут привести к печальным последствиям, вплоть до полной потери слуха.

Читайте также:  Иммунная толерантность и клонально-селекционная теория иммунитета. Питер Медавар. М. Хашек. Бернет

Лечение нарушений слуха

Терапия нарушений слуха подразделяется на консервативную и оперативную. Лечение проводится как амбулаторно, так и в стационаре — в зависимости от тяжести состояния. Консервативная терапия показана в остром периоде воспалительных заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха и включает в себя санацию уха (в некоторых случаях достаточно удаления серной пробки), локальный и пероральный прием противовоспалительных, противовирусных, антибактериальных препаратов, выбор которых зависит от возбудителя, ставшего причиной воспалительного процесса. После стихания острых процессов возможно физиотерапевтическое лечение. При хронически протекающих сосудистых заболеваниях, в том числе и для профилактики тугоухости, показаны курсы нейрометаболической терапии. Хирургическое лечение включает в себя пластику наружного слухового прохода, барабанной перепонки, слуховых косточек. Слухопротезирование аппаратами воздушного проведения показано для усиления имеющегося, но ослабленного воздушного проведения на ухе, которое лучше слышит. Если невозможно использовать аппарат воздушного проведения, устанавливают имплант среднего уха. Раннее выявление заболеваний слуха. Скрининг населения на заболевания слуха. При тяжелой степени нейросенсорной тугоухости проводят кохлеарную имплантацию, которая подразумевает установку прибора, самостоятельно улавливающего звуки и преобразующего его в электрический импульс. Все методы направлены на восстановление слуха, в том числе и с целью сохранения речи. Если эти методы не привели к улучшению или их проведение невозможно, требуется обучение альтернативному способу общения – языку жестов и сурдопереводу.

Источники:

  1. Тарасова Г.Д., Герцен А.В., Джанумова Г.М. Обоснование функциональной классификации тугоухости. Лечащий врач, журнал. № 10, 2019. С. 11-16.
  2. Парфенов В.А., Антоненко Л.М. Нейросенсорная тугоухость в неврологической практике. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2017; 9 (2): 10–14.
  3. Клинические рекомендации «Сенсоневральная тугоухость у детей». Разраб.: Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов. – 2021.
  4. Клинические рекомендации «Сенсоневральная тугоухость у взрослых». Разраб.: Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов. – 2021.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Аудиометрия: виды, показания к проведению и лечение органов слуха в медицинской Клинике МЕДСИ

В нормальном состоянии слух человека воспринимает звуковые колебания в широком диапазоне. При инфекционных поражениях, врожденных патологиях, травмах и по другим причинам острота слуха снижается постепенно или резко. В некоторых случаях человек полностью утрачивает способность слышать.

Это лишает его полноценной жизни. Даже небольшие патологические изменения могут стать причиной существенных проблем. Чтобы начать лечение различных заболеваний, нужно сначала провести диагностику. Сегодня обследования выполняются с использованием различных современных методик и процедур.

Одной из них является аудиометрия.

Что представляет собой метод?

Аудиометрия – исследование, направленное на оценку показателей слуха. Она позволяет определить «порог слышимости» у пациента и диагностировать болезни уха, а также выявить начало развития глухоты.

Тестирование проводится при жалобах на плохую слышимость, нарушениях разборчивости речи и иных патологиях. Процедура выполняется врачом-сурдологом с применением специального оборудования.

В некоторых случаях диагностика осуществляется с использованием живой речи.

Аудиометрия слуха у детей и взрослых является безопасной и безболезненной диагностикой. Процедура не требует сложной подготовки. При этом она дает возможность выявления нарушений в любых отделах слухового аппарата. Если регулярно проходить диагностику, можно своевременно выявить и предотвратить риски потери слуха.

Результаты исследования отображаются на аудиограмме – графике, по которому определяется слуховая чувствительность  левого и правого уха. Благодаря такому графику можно наглядно представить степень нарушения слуха и определить место поражения (слуховой нерв, среднее ухо и др.).

Разновидности обследования

Выделяют несколько типов аудиометрии.

Самым простым исследованием является то, которое проводится посредством живой речи врача. Специальное оборудование не требуется. Специалист отдаляется от пациента и произносит отдельные слова и фразы с разной громкостью.

По отклику пациента врач определяет качество его слуха. Такое исследование нельзя считать на 100 % достоверным, так как контролировать все параметры голоса (точный уровень громкости и др.) самостоятельно специалист не может.

С применением различных технических средств проводятся следующие виды аудиометрии слуха:

  • Объективная. Такая аудиометрия ориентирована на фиксации безусловных рефлексов, которые являются ответом на звуковые раздражители
  • Речевая. Исследование позволяет определить восприятие живой или предварительно записанной на цифровой носитель речи
  • Пороговая и тональная. В ходе исследования определяется восприятие пациентом различных звуков
  • Надпороговая. Данное исследование применяется при полной потери слуха. Оно позволяет получить информацию о пороге восприятия звука
  • Детская. Аудиометрия слуха у детей актуальна как для младенцев, так и малышей до 1-3 лет
  • Компьютерная. Такое исследование проводится с применением специальных программ и систем

Показания к проведению обследования

Основными показаниями к проведению аудиометрии являются:

  • Заболевания внутреннего и среднего уха, которые провоцируют ухудшения слухового восприятия
  • Травмы ушей и головы, вызвавшие снижение остроты слуха
  • Инфекционные заболевания ушей
  • Болезни головного мозга, связанные с поражением его слуховой коры
  • Подозрения на развитие профессиональной тугоухости
  • Тугоухость неизвестного происхождения

Также такое исследование, как аудиометрия, проводится перед подбором слухового аппарата и его установкой. Назначают обследование и после приема ряда антибиотиков, а также салицилатов в больших дозах. Порекомендовать прохождение аудиометрии специалист может и с целью оценки эффективности проведенного лечения, для изменения схем и методик терапии.

Как происходит подготовка к процедуре?

Консультация

Сначала проводится опрос пациента и беседа с врачом. Специалист определяет, когда пациент заметил первые признаки нарушений слуха, затрагивают ли они оба уха или только одно.

Врач уточняет, нет ли у пациента других симптомов заболеваний: боли, дискомфорта, звона, шума и др. Сурдолог определяет и все перенесенные пациентом заболевания, которые могли повлиять на состояние слуха.

Врач уточняет, не было ли травм ушей и головы, если были – то какого характера. Уточняются и наследственные факторы.

Осмотр

Специалист проводит визуальное обследование внешнего уха. Такая диагностика позволяет выявить все видимые нарушения. С применением отоскопа проводится исследование барабанной перепонки и слухового прохода.

Специальной подготовки перед процедурой не проводится.

Важно! Перед аудиометрией лучше отказаться от прослушивания громкой музыки в наушниках и посещения дискотек, концертных площадок, баров и других мест с повышенным уровнем шума.

Порядок проведения речевой аудиометрии

Процедура проводится в специальном помещении, защищенном от посторонних звуков. Звук подается в динамик или через наушники. Пациент повторяет услышанные слова, произносит их в специальный микрофон.

Характеристики звука изменяются с помощью специального прибора – аттенюатора. Врач определяет минимальную громкость, которую способен распознавать пациент. Результаты речевой аудиометрии фиксируются на специальном бланке кривой разборчивости.

По горизонтали отмечается сила звука (в дБ), а по вертикали – процент правильных ответов.

Процедура длится 25-30 минут.

Во время речевой аудиометрии фиксируют 3 основные величины:

  • Порог слышимости. Он определяет интенсивность звука, при которой пациент способен воспринимать 50 % услышанных слов
  • Максимальная разборчивость. Эта величина определяет восприятие не менее 90 %
  • Уровень дискриминации. Величина отмечается при ряде форм нарушений слуха, при которых даже при максимальном уровне громкости разборчивость не достигает 100 %

Тональная и пороговая аудиометрия

Такие исследования проводятся с использованием аудиометра. Такие устройства дополняются накладными наушниками или внутриушными телефонами. В комплектацию также включаются костный вибратор, микрофон и кнопка для пациента.

Результаты исследования фиксируются специальным записывающим прибором. Аудиометр дает возможность воспроизведения сигналов различной интенсивности: от 125 до 8000 Гц.

Методика направлена на определение уровня дискомфортного состояния.

Исследование выполняется в звукоизолированном помещении. С помощью наушников или внутриушных телефонов пациенту передается сигнал конкретной тональности. Если человек слышит его – нажимает специальную кнопку.

При отсутствии реакции со стороны пациента врач повышает тональность. Так определяется минимальное значение. Максимум восприятия определяется аналогично. Пациент отпускает кнопку, когда уровень сигнала превышает предел слышимости.

Результаты исследования фиксируются на аудиограмме.

Надпороговая аудиометрия

Если у пациента уже выявлена глухота, определить причину патологии и место повреждения слуховых органов очень непросто. В таких случаях проводится надпороговая аудиометрия.

Пациент надевает наушники, в которые подается звуковой сигнал частотностью на 20 дБ выше слухового порога. Постепенно интенсивность звука увеличивается. При этом пациент описывает все ощущения, а врач определяет их правильность (соответствие реальности).

Особенности проведения детской аудиометрии

Определить нарушения остроты слуха у детей достаточно сложно. Малыши часто просто не способны определить наличие у себя какой-либо проблемы и сообщить о ней родителям. Кроме того, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми. Часто просто невозможно удержать внимание малыша. Кроме того, дети быстро устают, не способны сконцентрироваться. Все это сказывается на результатах аудиометрии.

Аудиологический осмотр младенцев, например, проводится по четкой схеме. Первый прием сурдолога может осуществляться уже на 3-4 день жизни. Сначала врач проводит наружный осмотр. При необходимости применяется методика тампанометрии.

Она позволяет обследовать среднее ухо и барабанную перепонку с использованием специального зонда, воспроизводящего серию частот с конкретными показателями. По результатам такой диагностики выявляют некоторые патологии развития и наличие воспалительных и инфекционных заболеваний. Следующим этапом обследования является регистрация и анализ отоакустической эмиссии.

Такая диагностика строится на способности слухового аппарата человека генерировать ответные импульсы на звуковые воздействия.

Диагностика детей в возрасте 3-5 лет обычно проводится в игровой форме.

Читайте также:  Люмбальная пункция при делирии. Лабараторные и инструментальные методы исследования при делирии.

Основой методики аудиометрии в этом случае становится возможность быстрой выработки условного рефлекса (двигательного) в ответ на звуковой раздражитель.

В момент появления звука (который подается с разной частотой в наушники) ребенок просто совершает определенное движение. Звуковая слышимость определяется по отдельности для каждого уха.

Обследование детей старшего возраста осуществляется по стандартным схемам аудиометрии так же, как у взрослых.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Опытные врачи. Наши сурдологи владеют всеми методиками аудиометрии. Они могут провести обследование как взрослых, так и детей
  • Быстрая интерпретация результатов. Выводы о состоянии своего слуха пациент может получить сразу же после аудиометрии
  • Комфортные условия. Аудиометрия в Москве в наших клиниках проводится в современных кабинетах. Врачи внимательно относятся к пациентам, прислушиваются ко всем жалобам и просьбам
  • Современная аппаратура. Для аудиометрии врачи клиник используют инновационные установки, позволяющие выявить патологию
  • Возможности для терапии. При необходимости врачи могут быстро назначить адекватное лечение выявленных патологий

Если вы хотите пройти аудиометрию или проконсультироваться с врачом-сурдологом, позвоните по телефону +7 (495) 7-800-500.

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу сейчас:

  • Прием врача-терапевта
  • Аудиометрия
  • Нейропсихологическое обследование

Глухота и потеря слуха

  • Согласно прогнозам, к 2050 г. почти 2,5 миллиарда человек будут страдать от проблем со слухом в той или иной степени и по меньшей мере 700 миллионов человек будут нуждаться в реабилитационных услугах в связи с потерей слуха.
  • Более 1,1 миллиарда молодых людей подвергаются риску потери слуха из-за прослушивания музыки на слишком высоком, опасном для слуха уровне громкости.
  • Для того чтобы увеличить масштабы медицинских услуг, оказываемых людям, страдающим от потери слуха, по всему миру, необходимы дополнительные ежегодные инвестиции в размере менее 1,40 долл. США на человека.
  • За 10 лет каждый инвестированный доллар США может принести почти 16 долл. США в виде отдачи.

Более 5% населения мира, или 430 миллионов человек, нуждаются в реабилитации для решения проблемы «инвалидизирующей» потери слуха (432 миллиона взрослых и 34 миллиона детей). По оценкам, к 2050 г. более 700 миллионов человек, или каждый десятый, будут иметь инвалидизирующую потерю слуха.

«Инвалидизирующей» называется потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 35 децибел (дБ). Почти 80% таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Потеря слуха более широко распространена среди более возрастных людей: от этой проблемы страдают более 25% людей в возрасте старше 60 лет.

Потеря слуха и глухота

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом – порог слышимости 20 дБ или ниже в обоих ушах, – страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и затруднять слуховое восприятие разговорной речи или громких звуков.

Понятие «тугоухости» применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно тугоухие люди общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами и другими ассистивными устройствами, а также субтитрами.

«Глухие» люди в большинстве случаев страдают от глубокой потери слуха, то есть слышат очень плохо или не слышат вообще. Для общения такие люди часто используют язык жестов.

Причины потери слуха и глухоты

Хотя люди могут подвергаться влиянию перечисленных ниже факторов в разные периоды своей жизни, они наиболее восприимчивы к их воздействию в критические периоды жизни.

Предродовой период

  • Генетические факторы: включают как врожденные, так и приобретенные причины потери слуха.
  • Внутриутробные инфекции, такие как краснуха и цитомегаловирусная инфекция.

Перинатальный период

  • Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов).
  • Гипербилирубинемия (тяжелая форма желтухи в неонатальный период).
  • Низкий вес при рождении.
  • Другие перинатальные осложнения и их лечение.

Детский и подростковый возраст

  • Хроническое воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит).
  • Скопление жидкости в ухе (хронический негнойный средний отит).
  • Менингит и другие инфекционные заболевания.

Взрослый и пожилой возраст

  • Хронические заболевания.
  • Курение.
  • Отосклероз.
  • Возрастная сенсоневральная дегенерация.
  • Внезапная сенсоневральная потеря слуха.

Факторы, воздействующие на протяжении всей жизни

  • Серная пробка (ушная сера, блокирующая слуховой проход).
  • Травма уха или головы.
  • Чрезмерный шум/громкие звуки.
  • Ототоксичные лекарственные препараты.
  • Ототоксичные химические вещества, связанные с работой.
  • Недостаточность питания.
  • Вирусные инфекции и другие болезни уха.
  • Прогрессирующая наследственная потеря слуха с поздним началом.

К чему приводит потеря слуха, если не принимаются необходимые меры

Если не принимаются необходимые меры, потеря слуха может повлиять на множество аспектов жизни человека:

Общение и речь

Когнитивные функции  

Образование и работа: в развивающихся странах дети, страдающие от потери слуха и глухоты, редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих от потери слуха, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. По сравнению с общим работающим населением процентная доля работающих глухих людей, занимающихся менее квалифицированной работой, выше.

Социальная изоляция, одиночество и стигматизация

Социально-экономические последствия

Годы, прожитые с инвалидностью (YDL) и количество лет жизни, скорректированных с учетом инвалидности (DALY)

По оценкам ВОЗ, нерешенная проблема потери слуха ежегодно обходится миру в 980 млрд долл. США. Это включает расходы на здравоохранение (без учета стоимости слуховых аппаратов), расходы на помощь в процессе обучения, потери в результате утраты трудоспособности и социальные издержки. На страны с низким и средним уровнем дохода приходится 57% этих издержек.

Профилактика

Стратегии общественного здравоохранения и меры клинического вмешательства, принимаемые на протяжении всей жизни человека, позволяют избежать многих факторов, являющихся причинами потери слуха.

Профилактика потери слуха необходима на протяжении всей жизни – от пренатального и перинатального периодов до пожилого возраста.

У детей потеря слуха почти в 60% случаев вызвана причинами, которые можно предотвратить, принимая меры общественного здравоохранения.

Аналогичным образом, можно предотвратить наиболее распространенные причины потери слуха взрослыми, такие как воздействие громких звуков и ототоксичных лекарственных средств.

К числу эффективных мер, направленных на сокращение количества случаев потери слуха и принимаемых на разных стадиях жизни человека, относятся следующие:

  • иммунизация;  
  • эффективная охрана здоровья матери и ребенка;  
  • генетическое консультирование;  
  • выявление и ведение наиболее распространенных болезней уха; 
  • программы защиты слуха от воздействия шума и химических веществ на производстве;  
  • стратегии пропаганды безопасного прослушивания с целью уменьшения воздействия громких звуков во время развлекательных мероприятий; и 
  • правильное применение лекарственных средств для предотвращения потери слуха под воздействием ототоксичных лекарственных средств.

Выявление и ведение

  • Раннее выявление потери слуха и заболеваний уха имеет решающее значение для эффективного ведения пациентов.
  • Для этого необходим систематический скрининг с целью выявления болезней ушей и связанной с ними потери слуха среди следующих категорий людей, подверженных наибольшему риску:
    • новорожденные и грудные дети.
    • дети дошкольного и школьного возраста.
    • люди, подвергающиеся воздействию шума или химических веществ на работе.
    • люди, принимающие ототоксичные лекарственные препараты.
    • люди пожилого возраста.
  • Проверка слуха и осмотр ушей могут проводиться как в условиях стационара, так и в амбулаторных условиях.

    Такие инструменты, как приложение ВОЗ «HearWHO» и другие технологические решения, позволяют проводить скрининг заболеваний уха и потери слуха, даже не имея специальной подготовки и ресурсов.

  • В случае выявления потери слуха важно как можно скорее принять надлежащие меры, чтобы смягчить любые неблагоприятные последствия.

  • К числу возможных мер по реабилитации людей, страдающих от потери слуха, относятся следующие: 
    • использование слуховых технологий, таких как слуховые аппараты, кохлеарные импланты и импланты среднего уха; 
    • использование языка жестов и других средств сенсорного замещения, таких как визуальное восприятие речи (чтение по губам), использование слепоглухими людьми метода тадома (прикладывание пальцев к губам и щекам говорящего), общение жестами; и  
    • реабилитационная терапия для улучшения навыков восприятия и развития коммуникативных и языковых способностей. 
  • Использование ассистивных слуховых технологий и таких услуг, как частотная модуляция и системы с обратной связью, сигнализаторы, телекоммуникационные устройства, субтитры и перевод на язык жестов, может предоставить людям, страдающим от потери слуха, еще больше возможностей для общения и обучения.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ способствует внедрению комплексных и социально ориентированных систем охраны здоровья уха и слуха (IPC-EHHC).

Работая в этой области, ВОЗ руководствуется рекомендациями Всемирного доклада ВОЗ по проблемам слуха (2021 г.) и резолюцией о предупреждении глухоты и потери слуха Всемирной ассамблеи здравоохранения.

 Деятельность ВОЗ включает следующее:

  • предоставляет государствам-членам рекомендации, оказывает им поддержку и содействие в повышении осведомленности о проблемах охраны здоровья уха и слуха;
  • способствует сбору и распространению данных и информации в области охраны здоровья уха и слуха (link);
  • предоставляет технические ресурсы и рекомендации, содействуя планированию и наращиванию потенциала систем здравоохранения для охраны здоровья уха и слуха;
  • содействует обучению медперсонала в области охраны здоровья уха и слуха;
  • пропагандирует безопасное прослушивание для снижения риска потери слуха в результате воздействия шума во время развлекательно-увеселительных мероприятий в рамках инициативы «Сделать прослушивание безопасным»; 
  • ежедневно отмечает Всемирный день слуха в качестве ежегодного информационно-пропагандистского мероприятия;
  • налаживает и укрепляет партнерские отношения с целью разработки эффективных программ охраны здоровья уха и слуха, в том числе инициатив по обеспечению доступности слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов и соответствующих услуг;
  • пропагандирует значение охраны здоровья уха и слуха, используя Всемирный форум по проблемам слуха. 
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector